Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ

 

Тема 1.1. Предмет, метод статистики.

 

И. Ильф и Е. Петров

в романе «Двенадцать стульев»:

«Статистика знает все».

 

История развития статистики.

 

Современное понимание и роль статистики формировалось в течение длительного времени.

Первые свидетельства попыток учета относятся к эпохе палеолита, когда первобытные охотники считали количество убитых ими зверей за сезон, количество снятых шкур.

Определяющее влияние на развитие статистики оказало возникновение государства. Потребности государственного управления в данных о количестве жителей, земли, ее качестве, распределении по владельцам, численности мужчин, способных носить оружие, потребности налогообложения и т. д. стимулировали развитие статистики.

Древний Рим - учет массовых явлений получил значительное развитие. В проведенных переписях населения (цензах) учитывалась не только численность, но имущество, доходы. Был налажен церковный учет случаев рождения и смерти. После падения Римской империи собирание статистических данных в Европе приостановилось.

Древняя Греция - статистические обследования предпринимались, чтобы организовать обучение молодежи, определить контингенты военнослужащих.

Италия - в конце XIII в. в итальянских государствах выполнялись многочисленные работы статистического характера, прежде всего учет граждан, годных к военной службе. В конце XIV в. положено начало учету населения в Испании.

Важное значение в развитии статистики принадлежит церкви, которая ввела регистрацию браков, рождений, случаев смерти (с указанием причин).

С развитием внешней торговли усиливалась потребность в описании государств.

Статистика как наука сформировалась в результате слияния двух самостоятельных направлений: немецкого описательного государствоведения и английской политической арифметики. С немецкой стороны основатели: Ахенваль, Шлецер, и с английской стороны Петти (XVII-XVIII века).

Немецкий ученый Готфрид Ахенваль (1719 - 1772) впервые употребил слово "статистика" в его современном значении. Слова "статистический" и "статистика" в XVIII веке. немецкие ученые стали использовать, подразумевая под ними совокупность знаний о государственных достопримечательностях или описании разных государств.

Август Людвиг Шлёцер (1735 - 1809) года российский и германский историк, публицист и статистик. Шлёцер понимал статистику как отдельную научную дисциплину, он в то же время рассматривал её как часть политики; эти две области, по его мнению, находятся в такой же связи, как, например, знание человеческого тела с искусством лечить. Ему принадлежит изречение: «история — это статистика в движении, статистика — это неподвижная история».

Уильям Петти (1623-1687) - английский экономист, которого считают отцом классической школы политэкономии. Впервые он заинтересовался экономической проблематикой, когда в экспедиции по завоеванию Ирландии (XVII в.) участвовал в распределении захваченных земель и их экономической оценке.

Значительный вклад в развитие статистики внес Адольф Кетле (первая половина 19 века). Он соединил в одно две ветви. Во второй половине 19 века - земские статисты.

Начало 20 века – активное внедрение математики в статистику.

 

Понятие статистики

 

Статистика - происходит от латинского слова "status", (положение, состояние, порядок явлений.)

В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях:

  1. особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое развитие страны, ее регионов, отдельных отраслей экономики или предприятий;
  2. наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых в статистической практике;
  3. статистические данные, представленные в отчетности предприятий, отраслей экономики, а также данные, публикуемые в сборниках, различных справочниках, бюллетенях и т. п.

 

Задача статистики - сбор, учет, обработка и хранение данных (информации), отображающих ход общественного развития.

 

При выяснении предмета науки решается вопрос о том, что изучает данная наука.

 

Предмет статистики - изучение общественных явлений, динамики и направления их развития.

 

Особенности предмета изучения статистической науки:

1. изучает массовые социально-экономические процессы и явления;

2. изучает количественную сторону процессов в условиях конкретного места и времени;

3. характеризует структуру массовых явлений;

4. исследует изменения процессов в динамике (во времени);

5. выявляет взаимосвязи между общественными явлениями.

 

Структура статистической науки

Общая теория статистики является методологической основой, для всех отраслевых статистик, она разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования общественных явлений и является наиболее общей категорией статистики.

Задача экономической статистики – разработка и анализ синтетических показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Задача социально-демографическая статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений.

4. Методы статистических исследований:

 

Методы - совокупность приёмов используя, которые статистика изучает свой предмет

 

@ Метод массовых наблюдений – получение значительного количества данных об исследуемом процессе на основе действия закона больших чисел.

Закон больших чисел заключается в том, что в значительном количестве данных взаимопогашаются случайные факты и выявляются объективные характеристики.

@ Метод статистических группировок и таблиц – разделение исходных данных на группы и определение показателей по каждой группе и совокупности в целом, оформление результатов расчетов в статистические таблицы.

@ Метод статистического анализа – расчет показателей, используемых в анализе и составление аналитических выводов.

 

5. Основные термины статистики:

@ Статистическая совокупность – множество элементов, объединенных в единое целое хотя бы по одному общему признаку.

 

@ Единицы совокупности – составные элементы совокупности, признаки которых подлежат регистрации.

 

Пример:

Статистическая совокупность Признак Единица совокупности
       
       
       

 

@ Вариация – изменение величин признаков по единицам совокупности.

 

@ Статистический показатель – обобщающая характеристика совокупности в целом.


Функции Росстата

1. Утверждение форм государственной статистической отчетности, порядка их заполнения и утверждение.

2. Организация предоставления статистической информации юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью; а также физическими лицами для статистических наблюдений (например, переписи).

3. Организация предоставления информации для ЕГРПО.

4. Утверждение нормативных правовых актов по вопросам государственной статистики.

5. Контроль за соблюдением законодательства в области государственной статистики.

6. Осуществление административных взысканий при нарушении порядка предоставления статистической информации.

7. Создание и реформирование системы организации государственной статистики по стране.

8. Осуществляет международное статистическое сотрудничество.

9. Осуществляет научные исследования в области статистики.

10. Проводит совещания в области статистики.

 

Сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/

 

1. Законспектировать основополагающие принципы официальной статистики (10 принципов)

2. Зарисовать структуру Росстата

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

Виды группировок

I. По целям:

а) типологическая – группировка по неоднородной совокупности с целью определения типов и видов явления.

Пример: Население – по месту проживания (городское и сельское)

б) структурная - группировка по однородной совокупности с целью определения состава и структуры явления

Таблица 1 – Группировка потребителей йогурта по возрасту

Группы потребителей по возрасту, лет Число потребителей
Менее 20
20-30
30-40
40-50
50-60
Старше 60
ИТОГО

 

в) аналитическая - группировка с целью определения влияния одного признака на другой

Таблица 2 – Группировка магазинов по численности работников

Численность работников Количество магазинов Средняя фактическая продолжительность рабочей недели, ч
До 5 42,0
5-10 39,5
11-19 38,1
20-49 37,4
50-99 37,6
100 и более 37,2

 

Данные показывают, что между размером предприятия и занятостью его работников существует связь: чем больше количество работающих в магазине, тем короче рабочая неделя.

 

2. По способам построения:

а) простая – группировка по одному группировочному признаку

б) сложная - группировка по нескольким группировочным признакам


Таблица 3 – Группировка потребителей йогурта по возрасту и полу

 

Группы Число потребителей, чел
Всего в т.ч.
Мужского пола Женского пола
Менее 20
20-30
30-40
40-50
50-60
Старше 60
ИТОГО

 

3. По использованию первичного материала:

а) первичная - группировка по данным наблюдения

б) вторичная - группировка по результатам ранее проведенной группировки

 

3. Этапы проведения группировки:

 

1 этап: Выбор группировочного признака – признака, по которому совокупность подразделяется на части.

Признак должен быть существенным

Признак может быть качественным или количественным

Признак в аналитической группировке является факторным признаком – признаком, влияющим на величину другого (результативного) признака

2 этап: Определение количества групп (n)

если группировочный признак – качественный, то количество групп равно количеству видов группировочного признака

если группировочный признак – количественный, то количество групп зависит от объема совокупности

- при значительных размерах совокупности определяется по формуле Стерджесса: n=1+3,322lgN

- при незначительных размерах совокупности определяется логическим путем

3 этап: Построение ранжированного ряда (т.е. размещение единиц совокупности в порядке увеличения величины группировочного признака)

Виды рядов распределения:

1. Атрибутивные – это ряды, образованные по качественному группировочному признаку.

2. Вариационные ряды - это ряды, образованные по количественному группировочному признаку:

@ дискретные – ряды распределения, в которых группировочный признак представлен в виде отдельных значений.

@ интервальные - ряды распределения, основанные на непрерывном изменении группировочного признака, т.е. представлении его в виде интервалов.

4 этап: Определение величины интервалов - промежутков, в которых располагаются значения группировочного признака в группах. Если совокупность подразделяется на равные по величине интервалы, то величина интервала определяется по формуле:

5 этап: Определение границ интервалов

При обозначении границ интервалов одно и тоже число служит верхней и нижней границей двух смежных групп. При группировке используется принцип «Исключительно», когда объект с граничным верхним значением попадает в другую группу, где является нижней границей.

Интервалы бывают:

@ Открытые (не имеют границ возможных значений)

@ Закрытые (имеют верхнюю и нижнюю границу)

6 этап: Деление ранжированного ряда на группы

7 этап: Проектирование макета таблицы

8 этап: Расчет элементов ряда распределения и других показателей таблицы

9 этап: Составления аналитического вывода

 

Задача 1.

По супермаркетам в Кировской области имеются следующие данные среднесписочной численности персонала.

Используя эти данные. Постройте интервальный ряд распределения СЧП, выделив 6 групп торговых предприятий с равными открытыми интервалами и определите структуру. Результаты оформите в таблицу.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Решение:

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

Задача 2.

Дан прайс-лист на телевизоры в фирме «Техпром», необходимо выявить:

1. среднюю цену на телевизоры соответствующей диагонали.

2. среднюю цену телевизоров определённой марки

Телевизор 19" Mystery MTV
Телевизор 24" LG
Телевизор 19" Rolsen RL-
Телевизор 24" Rubin
Телевизор 19" Samsung
Телевизор 24" Rolsen RL
Телевизор 19" Rubin
Телевизор 28" LG
Телевизор 20" BBK
Телевизор 28" Mystery MTV
Телевизор 20" Rubin
Телевизор 28" Rolsen RL
Телевизор 22" BBK
Телевизор 19" LG
Телевизор 40" BBK
Телевизор 40" Samsung
Телевизор 22" LG
Телевизор 40" Mystery MTV
Телевизор 22" Mystery MTV
Телевизор 32" Rubin RB
Телевизор 28" Supra
Телевизор 32" Mystery MTV
Телевизор 32" Rolsen RL
Телевизор 22" Rolsen RL-
Телевизор 22" Rubin
Телевизор 32" LG
Телевизор 22" Samsung
Телевизор 32" BBK
Телевизор 22" Supra
Телевизор 24" BBK

 

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

Относительные величины.

 

Относительные показатели – показатели, представляющие собой отношение двух абсолютных показателей.

 

Измеряются:

@ в долях;

@ в процентах (*100).

ВИДЫ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

 

1. Относительный показатель динамики – показатель, характеризующий изменение величины абсолютного показателя во времени.

(отношение уровня исследуемого явления за текущий период времени к его уровню в прошлом году)

 

Пример:

Имеются следующие данные об объемах товарооборота, тыс., руб.:

Вид продукции
Чугун 40 519 36 116 42 229

 

Определить изменение объемов товарооборота по сравнению с уровнем 2012 года и сделать вывод.

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
             

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...