Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа №20: «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева»

ЦЕЛИ:

1.указать основные причины восстания под предводительством Емельяна Пугачева

2.охарактеризовать основные этапы восстания под предводительством Емельяна Пугачева;

3.перечислить итоги и значение восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

 

Задание № 1: Назовите причины, цели, движущие силы восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 2: Заполните таблицу «Ход восстания под предводительством Емельяна Пугачева»

Даты События
Сентябрь, 1773  
Октябрь, 1773  
Январь 1774  
22 марта, 1774  
24 марта, 1774  
Апрель - июль, 1774  
12-17 июля, 1774  
Июль- август , 1773  
31 июля 1774  
Август - начало сентября 1774  
Сентябрь - ноябрь. 1774  
10 января 1775  

 

Задание № 3: Перечислите итоги и значение восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №21: «Россия во второй половине XVIII в.»

ЦЕЛИ:

1. Выделение характерных черт «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

2. Определение основных направлений внешней политики России во второй половине XVIII в.

3. Развитие навыков работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации.

Задание 1. Выделите основные черты просвещенного абсолютизма.

В ряде стран Европы в XVIII в. сложился просвещенный абсолютизм. При всех различиях, которыми была отмечена реформаторская деятельность в отдельных государствах, она, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание условий для развития земледелия, роста внутреннего рынка и усовершенствования налоговой системы, внедрение единообразия в административно-территориальное устройство, ослабление полицейской власти землевладельцев над крестьянами и наказание тех из них, чьи действия отличались особой жестокостью, попытки кодификации законов и создания единой правовой системы, заботу о просвещении, прежде всего поощрение науки и высшего образования, противодействие политическим притязаниям католического духовенства, провозглашение веротерпимости, преобразования судопроизводства.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте текст, выполните задания:

Социально-экономическое развитие

Основой производства в этот период являлось сельское хозяйство. В черноземной полосе большинство крестьян было переведено на барщину, размеры которой зависели от произвола помещика. В нечерноземных губернии барщина была развита слабее. Здесь господствовал оброк. Оброчные крестьяне пользовались большей самостоятельностью, но положение ухудшалось по мере роста оброка (в 1760 -1790 гг. оброк возрос в 4 - 5 раз).

Развивалась промышленность, открывались новые мануфактуры. На Урале бурно росло медеплавильное производство. Текстильные мануфактуры возникли в Иванове, Ярославле, Серпухове, Тамбове и других городах и селах. К концу ХVIII столетия в стpaне действовало уже 2294 предприятия.

Наиболее быстро развивалась промышленность Урала, занимавшая в России первое место. Заводы здесь давали 90 % выплавки меди и 65 % производства черного металла по всей стране. В 1800 г. в России было выплавлено 9,8 млн. пудов чугуна. По выплавке чугуна страна стояла на первом месте в мире, превосходя даже Англию.

Крепостнические порядки, господствовавшие в деревне, про­никали и в промышленность. Результатом стало преобладание во всех отраслях промышленности крепостного труда. Однако к концу ХVIII в. в России развивалась и капиталистическая мануфактура, основанная на труде вольнонаемных рабочих. Капиталистическая мануфактура вырастала, прежде всего, из крестьянских промыслов и возникла в первую очередь в легкой промышленности. Капиталистическая мануфактура укреплялась и постепенно превращалась в тот тип промышленного предприятия, которому принадлежало будущее.

В 1754 г. отменили внутренние торговые пошлины и мелочные сборы, что способствовало свободному движению товаров по России.

Политическое развитие

В правление Екатерины II ярко проявились черты «просвещенного абсолютизма». Господство абсолютистских порядков нашло свое отражение в сенатской реформе: под предлогом упоря­дочения работы Сената, он был разделен на шесть департа­ментов. Тем самым, последний был существенно ослаблен как законодательный орган, став лишь своеобразным «хранилищем» законов. В руках императрицы сосредоточива­ется практически вся законодательная и распорядительная власть, которую она осуществляет через собственную кан­целярию.

К 60-м годам XVIII века Российская империя не имела надлежащей за­конодательной системы. Соборное уложение, функциониру­ющее с 1649 г., к этому времени совершенно устарело. Им­ператрица, действуя в духе идей европейского Просвеще­ния, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего за­кона. Выборы депутатов комиссии носили сословный характер. Из крестьян в комиссии были представлены лишь государственные.

Комиссия начала свою деятельность летом 1767 г. Помещики жаловались на бегство и непослушание крестьян и требовали при­нятия решительных мер. Депутаты от городов хотели закрепить и расширить права купечества, оградив купцов от конкуренции кре­стьян и дворян. Депутаты от государственных крестьян просили облегчить налоги и повинности, прекратить произвол властей. Императрица прекратила общие собрания комиссии, воспользовавшись начавшейся в 1768 г. войной.

Своей непосредственной задачи - выработки нового кодекса законов – комиссия не выполнила. Но с ее помощью Екатерина II смогла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совершенной невозможности отмены крепостного права в бли­жайшем будущем и, осознав, что именно дворянство на дан­ном этапе развития России является важнейшей опорой са­модержавной монархии. На этих постулатах и основывалась последующая внутренняя политика Екатерины П.

Политика правительства Екатерины II носила ярко выражен­ный дворянский характер. В начале царствования был издан указ, по которому крепостным за подачу жалоб угрожало наказание плетьми и каторгой. Были также изданы указы о разрешении поме­щикам по собственному усмотрению ссылать крестьян за дерзости на каторгу (1765 г.), о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ, что также угрожало каторгой (1767 г.).

В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия была разделена на 50 губерний. Губернии делились на уезды. Губернию возглавлял губернатор. Целью губернской реформы было укрепление аппарата управления на ме­стах и усиление власти дворянства. Уездная администрация почти полностью была выборной.

Венцом политики усиления государственной власти стала Жалованная грамота дворянству, данная в 1785 г. По этой грамоте дворяне получали монопольное право на владение крестьянами, землями и земельными недрами. Кроме того, дворяне получали право на торговлю и освобождались от налогов и телесных наказа­ний. Дворянство могло объединиться в собственные сословные собрания. Им предоставлялось право обращаться со своими пожеланиями к самому монарху.

Вместе с вышеуказанной грамотой была дана Жалованная грамота городам. Согласно ей население городов делилось на шесть разрядов по своему имуществу. Раз в три года горожане избирали городскую думу. Она под председательством городского головы занималась городским хозяйством и следила за торговлей и порядком в городе.

Развитие культуры

Во второй половине ХVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иност­ранных. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились гидрографические работы на Черном и Азовском морях.

В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы из других сословий не могли обучаться в них. К концу XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. Учреждени­ем Смольного института, было, положено начало женскому обра­зованию в России. В 1755 г. был создан Московский университет. Во второй поло­вине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширять­ся. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

В русском искусстве ХVIII в. получили развитие такие направ­ления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились уди­вить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Во второй половине ХVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Для класси­цизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стрем­ление выдать реальное за идеальное.

В литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. В последней четверти ХVIII в. возникает сентиментализм. Важнейшим представителем русского литературного сентиментализ­ма является Н. М. Карамзин - автор «Писем русского путешествен­ника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей.

Общественная мысль XVIII в. раз­вивалась под влиянием идей Просвещения. Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н. И. Новиков. Новиков выступал против крепостническо­го гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Иная, радикальная форма просветительской идеологии была пред­ставлена в творчестве А. Н. Радищева, в особенности в «Пу­тешествии из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II на­звать его «бунтовщиком хуже Пугачева». Во второй поло­вине XVIII в. в России существовало и иное, консерватив­ное направление общественной мысли. Оно было представ­лено трудами М. М. Щербатова. Его памфлет «О поврежде­нии нравов в России» отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии.

Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...