Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выдержки из архивных документов

23 июня на безымянной высоте близ хутора Калмыков в районе станицы Клетской четыре бронебойщика: П. Болото, Г. Самойлов, А. Беликов, И. Алейников отражали атаки 30 немецких танков. 15 танков были уничтожены, остальные повернули назад.

23 июля летчик А. Попов первым совершил воздушный таран во время Сталинградской битвы.

Дом сержанта Павлова стал неприступной крепостью. В течение 58 дней легендарный гарнизон удерживал его и не отдал врагу. Геройски сражался в знаменитом доме командир пулеметного расчета Илья Воронов. Отбивая атаки гитлеровцев, он получил 25 ран. Истекая кровью, пулеметчик зубами срывал кольца гранат и посылал их в гущу врагов.

Сто дней и ночей на нижнем поселке завода «Баррикады» сражалась дивизия полковника И. И. Людникова. Когда немцы 11 ноября прорвались к Волге с северной и южной сторон поселка, дивизия оказалась отрезанной от главных сил 62-й армии. С трех сторон ее окружал враг, с четвертой была Волга. Этот участок длиной в 700 м и 400 м в глубину назовут « Островом Людникова». Бойцы продолжали неравный бой под шквальным огнем противника.

Связист Матвей Путилов ценою своей жизни восстановил связь.

Известен подвиг юного Саши Филиппова, которому шел 17-й год. Из-за возраста его не взяли на фронт. Тогда он организовал товарищей на сбор бутылок для зажигательной смеси, а во время бомбежки города собирал осиротевших детей на сборный пункт. Затем перешел линию фронта и связался с воинской частью, стал разведчиком. 12 раз Саша переходил линию фронта. При выполнении задания был схвачен. После пыток казнен.

Поражает смелость «босоногого батальона»... Бойцами его были хуторские ребята 10-14 лет: братья Аксен и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников, Федор Силкин, Емельян Сафонов и другие, всего 20 человек. Они, как могли, боролись с врагом. Опровергали ложь о падении Сталинграда с помощью листовок, совершили дерзкий налет на почту и похитили мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это сеяло страх и панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны. Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачевского лагеря военнопленных. Они готовились уйти к партизанам, но не успели... 4 ноября 1942 года мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали... Затем расстреляли.

Подвиг рядового Ильи Каплунова... На его позицию устремились пять танков, которые он сумел уничтожить. Но и сам был тяжело ранен. Придя в сознание, Каплунов меткими выстрелами подбил еще три, а последний танк подорвал гранатой.

Навсегда останется в памяти Сталинграда подвиг Михаила Паникахи. На окоп, в котором находился Михаил Паникаха, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с зажигательной смесью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. По нему был открыт огонь. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на танк и ценой своей жизни остановил его.

(Материал взят из сборника «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории XX века. 10-11 классы» составитель Сорокина Е.Н)

 

Приложение 8 к уроку

«№ 26. Из спецсообщения отделения ВЦ 62-й армии в ОО НКВД СТФ «О перлюстрации красноармейской почты» (не ранее 2 августа 1942 г.)

Из отдельного батальона связи Боголюбов пишет: «...Еще больше сердце наполняется лютой ненавистью к врагу. К этим потерявшим облик людей, пьяной ватагой рвущейся к Дону, рвущейся к Великому гор. Сталинграду...»

Олейник Г. Н. своей сестре пишет: «...В 1942 г. фашизму будет конец.

Относительно фашистов, дорогая сестрица, будь уверена, моя рука не дрогнет и пуля не минует ни одного фашиста, с которым придется еще встретиться. Они должны от меня получить двойную расплату, за отца, за мать, за Украину, украинский народ. За все посчитаюсь, не буду щадить сил, ни самой жизни для достижения полной победы над врагом».

Из третьей роты, 1-го батальона, Лелеко домой пишет: «...Если убьют, то пусть мои сыновья в десять раз отплатят этому проклятому врагу. Сыновьям советую за кровь отца, в десять раз больше отомстить, чем я уже отомстил. Еще в мире не было такого заклятого врага, и ни одна страна не вела такой войны, как ведет сейчас наша. Я был в окружении, видел, как он (фашист) расправляется с мирными жителями, все грабит, убивает жен и детей...»

Никотович: «Сынок, родной! Если на твою долю выпало участвовать в освобождении Сталинградской области от фашистского зверья, пусть рука твоя не дрогнет. Помни лозунг: «Хочешь жить -убей немца».

Из роты связи 962 с.п. Бочарников Иван Семенович родителям пишет: «...Дорогие родители, я ваш сын - сын трудового народа, клянусь перед Родиной быть честным, хладнокровным, храбрым бойцом, не жалеть ни капли крови и ни жизни для достижения победы над общим врагом - немецким фашизмом.

Клятву выполню на поле боя доверенной мне техникой, выпол­ню приказ - истребить до единого немецких бандитов, вторгшихся на нашу цветущую родину. Отец, мать, сестра! Работайте, не жалея своей силы и энергии, развивайте соцсоревнование, вместе разом разобьем врага в 1942 г.

Получатель: Мамченко П. 21.07.42 г.

«...Хотя победа сама не приходит, и обойдется она, конечно, с большими потерями. Но гитлеровской сволочи все равно не пить из Волги воды и не быть на донских просторах, полных красоты и раздолья. Он будет уничтожен! Победа будет за нами!

За меня не беспокойся. Хотя и нависла угроза над нашим городом, но пока все спокойно.

А если сунет враг свое свиное рыло в наш город, то он будет отбит, ибо наши рабочие и весь наш народ будут стойко и храбро биться до последней капли крови, не щадя своей жизни».

Гор. Саратов, Октябрьская ул., дом № 18, кв. 3, Любимовой И. Л.: «...Всему этому виновен проклятый немецкий фашизм, который пытается поработить наши свободолюбивые народы, любящие так свою Родину. Они, эти злосчастные фрицы, хотят отобрать у нас чувство любви и сделать нас рабами, но это им не удастся никогда.

Мы любим свою Родину - как родную мать и если придется умереть за эту любимую Родину, то только для того, чтобы наши дети, наш весь народ не был поприщем у ненавистного фашизма. Верьте нам, что мы никогда не допустим, чтобы фрицы унижали наших женщин, убивали наших стариков и детей. Мы им за все эти муки наших людей отомстим. Фашистские фрицы будут уничтожены раз и навсегда, и никогда больше прогрессивное человечество не будет видеть таких кровожадных убийц, как немецкие васса­лы. Им подходит конец...»

Ивановская область, г. Южа, ул. Куйбышева, 11-3, Панфиловой Валентине Ф.: «...Валя, сейчас такие происходят бои на донецких степях, за родной Дон, за город Сталинград, за нашу красавицу Волгу, каких еще история не знает, враг бросает новые силы на стойкость бойцов и командиров, разбивает все их планы и врагу не видать нашей красавицы Волги и нашего города... Мы клянемся, что не пожалеем своей крови и жизни, но врага не пропустим вперед. Валя, сколько в наших рядах героев, показавших образцы геройства и мужества, с такими людьми мы победим, и победа будет за нами…»

 

Приложение 9 к уроку

Письма немцев из Сталинграда

1…Ну вот, теперь ты знаешь, что я не вернусь. Пожалуйста, сообщи об этом нашим родителям как можно осторожнее. Я в тяжелом смятении. Прежде я верил и поэтому был сильным, а теперь я ни во что не верю и очень слаб. Я многого не знаю из того, что здесь происходит, но и то малое.в чем я должен участвовать, — это уже так много, что мне не справиться. Нет, меня никто не убедит, что здесь погибают со словами «Германия» или «Хайль Гитлер». Да, здесь умирают, этого никто не станет отрицать, но свои последние слова умирающие обращают к матери или к тому, кого любят больше всего, или это просто крик о помощи. Я видел сотни умирающих, многие из них, как я, состояли в гитлерюгенд, но, если они еще могли кричать, это были крики о помощи, или они звали кого-то, кто не мог им помочь.

 

2….Фюрер твердо обещал вызволить нас отсюда, его слова нам зачитывали, и мы им твердо верим. Я и сегодня еще верю в это, потому что надо хоть во что-нибудь верить. Если это окажется неправдой, то во что же мне верить? Тогда я не хочу ждать ни весны, ни лета, ничего, что приносит радость. Оставь мне эту веру, дорогая Грета, я всю свою жизнь или по крайней мере восемь лет верил в фюрера и в его слово... Это ужасно, с какими сомнениями здесь относятся к его словам, и стыдно, что нечего возразить, потому что факты против них.

Если то, что нам обещают, не будет выполнено, значит, Германия погибла, потому что в таком случае никто не будет верен своему слову. О, эти сомнения, эти ужасные сомнения, если бы можно было поскорее от них избавиться!

 

3…Русские повсюду наступают. А наши части из-за длительного голода, не имея возможности хоть один день отдохнуть от тяжелейших боев, находятся в состоянии полного физического истощения, но тем не менее героически сражаются. Не сдается никто! Когда на исходе все: хлеб, боеприпасы, горючее и люди, — раздавить нас, ей-богу, не велика доблесть.

 

4…Нам ясно, что мы стали жертвой тяжелейших ошибок руководства и все это «раздувание» значения крепости Сталинград нанесет нашему народу и народам вообще тяжелейший урон. И все же мы еще верим в счастливое воскресение нашего народа. Об этом позаботятся люди с правдивым сердцем. Придется проделать после войны огромную работу, чтобы положить конец проискам всех сумасбродов, дураков и преступников. Те, кто вернется с войны, выметут их, как сор из квартиры. Мы — прусские офицеры и знаем, что надо делать, когда в нас нужда.

 

5…Можно сойти с ума, дорогой Хельмут, можно только писать об этом, но не знаешь кому. Тысячи несчастных в окопах на передовой и не помышляют о такой возможности—отправить письмо, они отдали бы за это все свое годовое солдатское жалованье. Всего год назад сидели мы с тобой в Ютеборге и зубрили «военную науку», а теперь вот я сижу в дерьме и вся та ерунда, которой нам забивали голову, мне совершенно ни к чему. Как и всем остальным. Если тебе вдруг в сводке встретится название «Царица» — может ведь так случиться, что когда-нибудь передадут правдивое сообщение, — то знай, что я там. Интересно, мы тут живем на Луне или вы там? Сидим 200 000 человек в дерьме, вокруг одни русские, и не можем громко сказать, что мы окружены окончательно и безнадежно.

 

6….Весь этот ужас продолжается здесь уже одиннадцать дней. И сегодня я наконец могу отправить тебе весточку. Надеюсь, ты получила все остальное. Мне тут пришлось пережить многое, но жизнь — такая прекрасная штука, что надо выстоять и спокойно пережить эти дни.

Нас уже полностью вытеснили в город. Этот проклятый город... Уж скорее бы конец! И я уже писал тебе: хоть бы еще разок пройтись по нашей улице...

Прощай!

 

7…Дорогой отец! Наша дивизия «готова» к большой битве, но эта большая битва не состоится. Ты, наверное, удивишься, что я пишу тебе по твоему служебному адресу, но то, что я хочу сказать тебе в этом письме, может сказать лишь мужчина мужчине. Ты сам найдешь подходящую форму, чтобы объяснить матери. Сегодня нам было сказано, что мы можем отправить письма. Тот, кто знает положение, понимает, что мы можем сделать это в последний раз. Ты полковник, дорогой отец, и сидишь в Генштабе. Ты понимаешь, что все это значит, и поэтому можешь избавить меня от объяснений, которые звучали бы сентиментально. Все кончено. Я думаю, что это может продолжаться еще восемь дней, а потом дверца захлопнется. Я не хочу сейчас заниматься поисками причин, которые можно было бы привести за или против нашей ситуации. Эти причины теперь совершенно неважны и обсуждать их бесполезно, и если я все-таки хочу о чем-то сказать, то лишь о том, что вы должны искать причины и объяснения не у нас, а у вас, у того, кто несет ответственность за эту ситуацию. Не падайте духом. Особенно ты, отец, и те, кто разделяет твои взгляды. Но будьте начеку, чтобы еще большие несчастья не обрушились на нашу Родину. Пусть этот ад на Волге послужит вам предостережением. Прошу вас, помните об этом. Ну а теперь наше положение на сегодняшний день. Из всей дивизии боеспособных осталось только 69 человек. Блейер еще жив, и Хартлиб тоже. Маленький Деген потерял обе руки, его, наверно, скоро переправят в Германию. Для него уже тоже все кончено. Расспросите тогда его о деталях, которые вам хотелось бы узнать. У Д. больше нет никакой надежды.

 

8…Из записей Вильгельма Гофмана.

26 июля запись в дневнике гласит:«Командир роты говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград для наших армий не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»

26 сентября запись гласит: «Сталинград – это ад! Счастливы те, которые получают только ранения, они, безусловно, будут дома…В Германии все убеждены, что Сталинград полностью наш. Как они глубоко ошибаются! Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград!...»

Источник - "Знамя", №3, 1990 год.

 

Приложение10 к уроку.

Задание: на ноутбуке просмотрите подборку фотографий Сталинградской битвы и проведите анализ исторического источника

Ответьте на вопросы:

1. Происхождение источника (дата, автор, место публикации)

2. Цель создания

3. Значимость данного источника для изучаемой темы

4. Какие факторы могут повлиять на искажение истинного представления о событиях?

5. Какие источники могли бы помочь уточнить информацию, вызывающую у вас сомнения?

 


Приложение 5

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель математики СОШ №3 г. Самары Смирнова Евгения Вячеславовна.

Учебный предмет: алгебра

Класс: 7

Тема урока: Решение систем линейных уравнений с двумя переменными.

Тип урока: Урок обобщения знаний и умений учащихся.

 

Цель урока:Закрепить умениесамостоятельно решать новую задачу (проблему) на основе выявления способов ее преобразования в ранее освоенную (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).

Задачи урока:

образовательные:

- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания, приведения к стандартному виду и решения систем линейных уравнений (познавательные УУД);

развивающие:

- закрепить умение учащихся осуществлять поиск и распознавание полезной информации, представленной видом решаемых систем линейных уравнений (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

- закрепить навыки самоконтроля в учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).

воспитательные:

- закрепить умение учащихся оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

- способствовать развитию у учащихся УУД осознания осваиваемых на уроке приемов учебной деятельности, как ценности.

 

№ п/п Этап урока Методы, реализуемые на этапе Действия учителя Действия учащихся УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
1. Оргмомент урока Метод стимулирования отношений долга и ответственности Актуализируетпроявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Выполняютнеобходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Оцениватьситуации взаимодействия в соответствии с правиламиповедения и этики. (коммуникативные)
2. Мотивация учебной деятельности Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД Обращаетсяк учащимся со словами: Ребята, вы уже знаете, что успех в учебе редко определяют природные способности. Гораздо чаще ему сопутствуют определенные приемы организации учебного труда. Вы можете самостоятельно открыть один из таких приемов, применяемых при решении систем уравнений. Обнаружить его вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести. Слушаюти оцениваютпредложение учителя, определяютсмысл предстоящего поиска. Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. (личностные)
3. Целеполагание Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися. Помогаетсформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы, в частности приемов решения текстовых задач. Определяют, что предстоит: • Запомнить(основные виды систем уравнения и способы их приведения к стандартному виду) и • Уметь (определять вид предложенной системы уравнений и приводить его к стандартному виду). Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные)
4. Повторение опорных знаний (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала) Беседа с учащимися Предлагаетвспомнить: стандартный видсистемы уравнений; основные правила тождественного преобразования математических выражений. Актуализируютнеобходимые установки, Сравнивают /…/, Вспоминают /…/, Аргументируют (объясняют) /…/. Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные)
5. Изучение нового материала Исследовательскийметод 1. Организуетвысказывание учащимися предположений в отношении того, что и как исследовать. Предлагают: • рассмотретьтексты заданий с системами уравнений различного вида; • обеспечить условие, что способы их приведения к стандартному виду могут быть типичными. • использовать возможности свободного обмена мнениями и работы в группах. Поиски выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные).
      2. Представляет затребованное учащимися множество систем: 1. 2. 3. 4. 1. Определяютстандартный вид системы уравнения, к которому может быть сведена предложенная учащимся система уравнений: 2. Выполняют тождественные преобразования уравнений, устанавливают сопутствующие им закономерности: в уравнениях первой системы  
  3. Помогает учащимся разделиться по группам, уточняет регламент совместной работы. 4. Уточняетпоставленную задачу: самостоятельно открыть один из приемов организации учебного труда, применяемых при решении систем уравнений. 5. Принимает предложение учащихся использовать при ее решении стандартный видсистемы уравнений и основные правила тождественных преобразований, позволяющих свести к нему систему линейных уравнений. 6. Оценивает и корректирует выполняемые учащимися преобразования, помогаетобобщить полученные результаты. 1. Определяютстандартный вид системы уравнения, к которому может быть сведена предложенная учащимся система уравнений: 2. Выполняют тождественные преобразования уравнений, устанавливают сопутствующие им закономерности: • в уравнениях первой системы раскрывают скобки, приводят подобные слагаемые, группируют одночлены с переменной x и y – слева от знака равенства, а числа – справа; • в первом уравнении второй системы – избавляются от знаменателей умножением всего уравнения на 12, а во втором уравнении – слагаемое с y переносят влево; • соответствующие преобразования выполняют с другими системами уравнений (3-4 типа); • приводят системы к стандартному виду. 3.Выявляютзакономерности. 4. Систематизируют выявленные закономерности в преобразовании систем уравнений, представляют их в виде инструкции. (см. Приложение 1.) 5. Презентуют содержание инструкции /…/. Самостоятельное решение учебной проблемына основе выявления способов преобразования новой задачи в ранее освоенную. (регулятивные)
6. Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Даёт задание: привести предложенные на экране системы уравнений (1-4-го типа) к стандартному виду, решение занести в тетради. 1. 2. 3. 4. Выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся. Выполняютзадания в тетрадях. При необходимости обращаютсяза помощью.Сравнивают полученный ответ с ответом на экране. Самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив. (регулятивные)
7. Завершающий контроль Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Даёт задание: выполнить тестовые задания №1-4, указать на листочках правильные ответы. (см. Приложение 2.) Выполняют задания, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, указывают правильные  

Приложение 1 к уроку.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...