Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога

Рабочий материал для дискуссии

Приложение 1

Схема модернизированной модели (процедуры) аттестации педагогических работников на основе требований ПС

Рисунок 1

 

Действующая процедура аттестации

 

Рисунок 2

Предлагаемая (модернизированная) модель аттестации

 

 

Рабочий материал для дискуссии

Разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога

Порядок аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта

Одной из важнейших проблем в сфере образования и регулирования трудовых отношений является аттестация педагогических работников. Аттестация – это проверка деловой квалификации работника, также это одно из наиболее действенных средств, позволяющих работодателю выявлять перспективы использования потенциальных возможностей работников, обосновывать необходимость расторжения трудового договора с работниками, не соответствующими предъявляемым квалификационным требованиям.

Аттестация педагогических работников регулируется общим и специальным нормативными правовыми актами. Общим правовым актом по аттестации работников является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), а специальным – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

В соответствии с названным законом выделяют два вида аттестации педагогических работников:

в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности (данную аттестацию называют обязательной);

в целях установления квалификационной категории (по желанию работника, добровольная аттестация).

Во исполнение названного закона Министерством образования и науки Российской Федерации был издан Приказ № 276 от 07 апреля 2014 года «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [5] (далее – Приказ №276), который вступил в силу с 15 июня 2014 года.

Названный приказ носит обязательный характер, обладает качеством прямого действия, что исключает возможность издавать акты о порядке аттестации педагогических работников органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными организациями. В то же время на региональном, муниципальном и локальном уровне имеется возможность издавать акты, определяющие форму и процедуру проведения аттестации, состав аттестационной комиссии, список работников проходящих аттестацию.

Полномочиями по изданию таких актов на региональном уровне наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их полномочия закреплены в законах субъектов РФ, постановлениях органов исполнительной власти субъектов РФ). Органы муниципального уровня издают приказы по организации аттестации педагогических работников, что позволяет довести до педагогических работников сведения о времени, месте проведения аттестации.

Образовательные организации принимают локальные акты по аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности.

В соответствии с планом-графиком деятельности Рабочей группы Министерства образования и науки РФ по разработке и применению профстандартов в сфере образования [4] в 2015 – 2018 гг. осуществляется переход образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (далее - профессиональный стандарт педагога).

Одной из основных задач внедрения профстандарта педагога является формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога [2].

Для решения вышеуказанной задачи необходимо выполнить следующие этапы работы [2]:

I этап - разработка и апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта педагога в процессе аттестации (2015 - 2016 гг.);

II этап - разработка нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (2015 - 2016 гг.);

III этап - обеспечение перехода и внедрение системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (2015 - 2020 гг.).

При этом профессиональный стандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификаций и труда педагога, а эффективный (или трудовой) контракт – в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач конкретной общеобразовательной организации.

Применение работодателями при аттестации работников профстандарта педагога выдвигает требование внесения изменений в существующий порядок аттестации, основной смысл которых заключается в том, что аттестация будет проводиться только с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям, а по результатам аттестации аттестационные комиссии формируют предложения о необходимости и направленности повышения квалификации педагогических работников.

Введение профессионального экзамена станет формой оценки и установления дифференцированных уровней квалификации педагогических работников, не имеющих до момента введения в действие нового порядка аттестации квалификационных категорий. Первая квалификационная категория соответствует третьему и четвертому дифференцированным уровням квалификации, а высшая квалификационная категория – пятому уровню.

Оценка профессиональной деятельности в форме аттестации проводится на основании перечня должностных обязанностей, зафиксированных в должностных инструкциях педагогических работников и трудовом договоре. Должностные инструкции должны быть составлены с учетом статьи 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 и на основе требований профессионального стандарта педагога к выполняемой профессиональной деятельности (трудовой функции).

При разработке общей рамки оценки качества и результатов на основании профессионального стандарта педагога должны быть учтены предложения всех уровней и институтов системы общего образования.

При разработке нормативной правовой базы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога (II этап) должны быть разработаны и/или актуализированы следующие документы:

1. Дифференцированные уровни квалификаций профессионального стандарта.

2. Рекомендации по оценке и самооценке квалификаций с учетом нового законопроекта.

3. Модель экзамена на определение квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель).

4. Номенклатура педагогических работников.

5. Примерные документы (примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции, рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях.

6. Приказ № 276 от 07 апреля 2014 года «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

В течение 2014-2015 годов задачу обеспечения перехода и внедрения системы аттестации педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта педагога (III этап) выполняют профильные стажировочные площадки Министерства образования и науки Российской Федерации Алтайского края, Забайкальского края, Ленинградской области, Тамбовской области и Хабаровского края.

Использованные источники литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.

2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года «Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профстандартов в сфере образования и науки 2015 — 2018.

5. Приказ № 276 от 07 апреля 2014 года «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

6. Путило Н.В., Пуляева Е.В., Волкова Н.С. , Андриченко Л.В., Еремина О.Ю., Павлушкин А.В., Плюгина И.В., Цомартова Ф.В., Глазырин Т.С., Мельник И.Е., Махник Д.И., Баранков В.Л., Журавлева О.О., Шуплецова Ю.И., Егошина Л.А. Аналитическая информация о практике регулирования образовательных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными организациями с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.. – Москва, 2015.

 

 

Приложение 1

Схема модернизированной модели (процедуры) аттестации педагогических работников на основе требований ПС

Рисунок 1

 

Действующая процедура аттестации

 

Рисунок 2

Предлагаемая (модернизированная) модель аттестации

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...