Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство против расовой дискриминации

К середине 50-х гг. ХХ века в США резко обострились расовые проблемы, вылившиеся в требования уравнения в правах белого, черного и цветного населения. К числу объектов национальной и расовой дискриминации относились такие народы, как индейцы и эскимосы (их в совокупности насчитывалось около 600 тыс. чел.), пуэрториканцы (около 1 млн.), граждане мексиканского происхождения (около 4 млн.). Но, разумеется, дискриминационная политика затрагивала главным образом негритянское (афроамериканское) население, численность которого к 1960 г. достигла 25 млн. чел.

Характерно, что к этому времени большинство негров (свыше половины их общей численности) проживало вне южных штатов. 73,1% негров жили в городах, причем процент рабочих среди негров был значительно выше, чем среди белых. В некоторых отраслях промышленности негры играли весьма значительную роль: в сталелитейной и автомобильной промышленности они составляли 15% от общей массы рабочей силы, в каменноугольной – 25%, в мясоконсервной – 30%.

Если в XIX веке главным требованием негров было решение аграрной проблемы, то в середине ХХ века негритянское движение влилось в общий поток демократических сил США, добивающихся решения всех назревших общенациональных задач. Следует к тому же отметить, что развернувшаяся в этот период борьба американских негров совпала по времени с мощным национально-освободительным движением народов Азии, Африки и Латинской Америки в мировом масштабе – движением, которое завершилось крахом колониальной системы.

Наиболее показательным проявлением борьбы расовых и национальных меньшинств против неравноправия стала их борьба за предоставление избирательных прав наряду с белым населением. Хотя формально всеобщее избирательное право в США было установлено еще XV поправкой к Конституции (1870 г.), практика массового отстранения от участия в выборах по расовым и национальным мотивам продолжалась вплоть до второй половины ХХ века. При этом применялись как правовые (преимущественно цензовые) ограничения, распространенные в основном в южных штатах, так и террористические меры – т.н. «суды Линча» и другие методы запугивания тех «неполноправных» граждан, которые решались придти на выборы.

Массовое движение черных американцев против расовой дискриминации привело к принятию правительством Д. Эйзенхауэра Закона о гражданских правах (9 сентября 1957 г.), которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. С этой целью учреждалась Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входил сбор и анализ информации по всем случаям лишения граждан США права голоса на основе «цвета кожи, расы, религии или национального происхождения». Законом устанавливалась судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику. В особую задачу Комиссии входило изучение и сбор информации о нормативных актах, отказывающих в защите закона отдельным гражданам по вышеназванным основаниям. Указанная Комиссия, входящая в Исполнительное управление Президента, действует вплоть до настоящего времени.

С середины 50-х годов наметилась радикализация требований крепнущего негритянского движения, направленных на ликвидацию расовой сегрегации (от латинского «segregatio», что означает «отделение», «обособление») в различных сферах общественно-политической жизни. В США особое распространение до этого получила т.н. институциональная сегрегация, осуществляемая в школах, на транспорте, в больницах, в сфере обслуживания и т.д. Данная система предусматривала создание параллельных учреждений или в рамках одного учреждения – параллельных специальных отделений «для белых» и «для черных и цветных». Сегрегация, на деле означавшая неравноправие негров с белым населением, была в той или иной форме закреплена в законодательстве более 20 штатов. Наиболее распространенным проявлением сегрегации являлась изоляция негров от белых при проезде по железным и автомобильным дорогам. В сфере образования законы многих штатов требовали не только раздельного обучения по расовому признаку, но даже предусматривали издание особых учебников для каждой расы. Существовали многочисленные расовые ограничения и в экономической области (предусматривавшие, в частности, неравную оплату труда белых и негров за равный труд).

Официальное истолкование этой практики сводилось к тому, что расовые различия заложены самой природой – они столь же фундаментальны, как, например, различия между мужчиной и женщиной. Утверждалось, что принцип формального равенство всех граждан перед законом не только не исключает, а, наоборот, предполагает реализацию этого права каждой расой в отдельности. Только в 1954 г. Верховный суд США впервые признал расовые различия не такими же фундаментальными, какими являются природные различия. Примерно с этого же времени стало утверждаться понимание того, что сегрегация находится в противоречии с основополагающими конституционными установлениями.

В 50-е годы американские негры начали широкую кампанию по бойкоту торговых и других предприятий, принадлежавшим расистам, а также городского транспорта, где применялись сегрегационные правила. 29 апреля и 13 ноября 1956 г. Верховный суд США принял решения, согласно которым устанавливалось, что сегрегация в автобусах, курсирующих внутри штатов, нарушает Конституцию США.

Негры активно выступили и против системы «негритянских гетто» в городах, из которых они стали организованно переселяться в «белые» кварталы. Своей упорной борьбой они добились отмены сегрегации в вооруженных силах – в сухопутной армии, в авиации и на флоте. Своими решениями от 17 мая 1954 г. и 31 мая 1955 г. Верховный суд США отменил сегрегацию в школах. Это последнее решение вызвало ожесточенное сопротивление властей южных штатов, и федеральному правительству пришлось вводить в ряд городов войска, чтобы обеспечить совместное обучение негров и белых. Так, осенью 1957 г. в город Литл-Рок (штат Арканзас) было введено 10 тыс. солдат.

1963 г. принято считать годом начала крупномасштабной «негритянской революции», выдвинувшей требование всеобщего политического равенства и решения всех социально-экономических проблем расовых меньшинств. Эта «революция» происходила не только в форме демонстраций и шествий протеста, но и в форме стихийных бунтов в гетто больших городов. Под напором мощного выступления негров в 1964 г., преодолев сопротивление расистов в Конгрессе, Президент Л. Джонсон добился принятия еще одного Закона о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах общественной и политической жизни. Закон окончательно гарантировал равное участие негров в избирательных кампаниях по принципу «один человек – один голос». Была провозглашена всеобщая ликвидация сегрегации во всех ее проявлениях. Предусматривалось, в частности, оказание финансовой помощи тем округам, которые приступили к десегрегации учебных заведений, и, наоборот, прекращение такой помощи в случае нарушения уже принятого ранее законодательства.

Кроме того, закон 1964 г. затрагивал и проблему равных прав всех граждан США на труд. Он объявлял противоправной дискриминационную практику предпринимателей, проявляющуюся в отказе от найма на работу по расовым основаниям. «Ни один штат … и ни один служащий, – говорилось в законе, – не станет использовать признак расовой принадлежности, пола, цвета кожи, этническую принадлежность или национальное происхождение в качестве критерия для дискриминации или дарования привилегированного обращения с индивидом или группой». С целью реализации этих принципов была создана особая Комиссия содействия равной занятости, которая, однако, не смогла до конца решить проблему (в частности, потому, что действие закона не распространялось на предприятия, где число работающих было менее 15 человек). Кроме того, в тех случаях, когда работнику разрешалось обращаться в Комиссию с жалобой, предприниматель мог защитить свои права, доказав, например, низкую производственную квалификацию жалобщика.

Пробуксовка закона 1964 г. вызвала массовые демонстрации негритянского населения, руководимого его лидером священником М.Л. Кингом. Новый Закон об избирательных правах, вступивший в силу 6 августа 1965 г., отменил ценз грамотности и экзамены на «знание Конституции», которые до этого использовались в качестве оснований для недопущения негров к избирательным урнам. Федеральному правительству было предоставлено право посылать в избирательные округа своих регистраторов, на которых возлагалась ответственность за исправление избирательных списков, составленных с нарушением установленных правил.

Недостатком закона 1965 г. являлось то, что эти контрольные акции было предусмотрено проводить не повсеместно, а выборочно. До 1967 г. они фактически не коснулись таких расистских штатов, как Джорджия, Миссисипи и Алабама. Тем не менее, закон имел несомненный положительный эффект. Например, уровень зарегистрированных молодых избирателей в штате Миссисипи за 10 лет после принятия закона вырос с 5% до 70%. Закон обеспечил возможность массовой регистрации негров в качестве избирателей, послужил росту их политического сознания, подготовив тем самым условия для дальнейшего развертывания антирасистской борьбы.

В ответ на убийство 4 апреля 1968 г. негритянского лидера М.Л. Кинга, с именем которого была связана целая эпоха в освободительном движении американских черных граждан, по всей стране произошло 930 крупных антирасистских выступлений. В начале 70-х гг. в закон 1965 г. был внесен ряд новых положений, создавших дополнительные гарантии чернокожим избирателям.

Законы, направленные на ликвидацию расовой дискриминации, принесли важные практические результаты. По итогам выборов 1974 г. депутатами Конгресса США стали 17 афроамериканцев (1 из них был избран в Сенат и 16 – в Палату представителей). В 1970 г. мэрами 40 крупных городов были избраны негры. На протяжении уже нескольких десятилетий мэр столицы США избирается из их числа. К 1987 г. количество черных американцев, занимавших выборные должности, в целом по стране возросло в 4 раза по сравнению с 1970 г. Последние десятилетия принесли примеры блестящих политических карьер некоторых представителей афроамериканского населения – здесь достаточно назвать имена К. Пауэлла и К. Райс, которые впервые в истории США последовательно сменили друг друга на одной из самых престижных должностей в правительстве США – должности Государственного секретаря.

Тем не менее, говорить о полной и окончательной ликвидации всех дискриминационных проявлений в США по расовому признаку было бы преждевременно. В целом, расширение избирательных и гражданских прав расовых и национальных меньшинств, хотя оно и стало преобладающей тенденцией развития американской демократии в ХХ веке, происходит недостаточно быстрыми темпами и не всегда прямолинейно. Вплоть до настоящего времени сохраняется значительный разрыв между решением этих проблем на законодательном уровне и их фактической реализацией в повседневной действительности.

 


[1] В это число входят и первые 10 поправок, составляющие т.н. «Билль о правах» и вступившие в силу еще в 1791 г.

[2] Это большинство отсчитывается не от общего списочного числа депутатов, а от того их количества, которое участвовало в данном заседании (разумеется, при наличии кворума).

[3] Важно при этом заметить, что ограничение, введенное данной поправкой, имеет не относительный, а абсолютный характер: говорится не о двух сроках подряд, а всего о двух сроках.

[4] Можно отметить, что идея такой поправки была высказана еще в 1789 г. Дж. Мэдисоном; в том же году такая поправка была принята Конгрессом. В ряде современных исследований утверждается, что XXVII поправка – это и есть та самая поправка Дж. Мэдисона. Получается, что она находилась на ратификации 203 года, пока, наконец, 38-й штат (Мичиган) не ратифицировал ее 7 мая 1992 г., после чего она и вступила в силу.

[5] Например, до Гражданской войны 1861–1865 гг. судебная система открыто стояла на позициях поддержки рабства, а после окончания войны выступала в защиту системы расовой сегрегации. Реакционной была и политика судебной власти в сфере регулирования трудовых отношений

[6] Такой способ формирования Сената подвергается критике, поскольку он обеспечивает положение, при котором в Сенате конституционно доминирует меньшинство: 26 штатов, где проживает всего 17 % населения, делегируют большинство сенаторов (52 человека).

[7] Эта численность стала постоянной с 1912 г., что было подтверждено законами 1929 и 1941 гг. Если бы сохраняла свою силу норма, закрепленная в абз. 4 раздела 2 статьи I Конституции, согласно которой один депутат Палаты представителей избирается от 30 тыс. населения, то, например, в 1970 г. при общей численности населения страны в 203 млн. чел. в нижней палате Конгресса было бы 6.766 депутатов.

[8] В 1970 г. три штата (Вайоминг, Вермонт и Аляска) имели численность населения меньше, чем норма, от которой в нижнюю палату избирается один депутат. Тем не менее, эти штаты получили право на минимальное представительство – по одному депутату (в Сенат же, как и все остальные штаты, они посылали по два сенатора).

[9] По признанию Президента Р. Никсона, вьетнамская война, в ходе которой вооруженные силы США потеряли 50 тысяч убитыми и 300 тысяч ранеными, впервые в истории США закончилась для них поражением.

[10] Целый ряд положений Закона Тафта-Хартли противоречит статье I Билля о правах, которая воспрещает Конгрессу издавать законы, направленные на ограничение свободы слова, печати и собраний. Такие положения закона, которые предусматривают отстранение профсоюзов от участия в политической борьбе, вмешательство правительства во внутренние дела профсоюзов, требование от должностных лиц профсоюзов письменных показаний под присягой о непринадлежности к Коммунистической партии и др., фактически направлены на ликвидацию прав, закрепленных в Билле.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...