Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МХК. 11 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

МХК. 11 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

 

XIX век в истории мировой художественной культуры занимает особое место. Во-первых, это эпоха культурного взлёта, затронувшего все сферы общественного сознания: науку, философию и искусство. Во-вторых, это один из самых драматичных периодов в истории Европы, пережившей глубокие общественные потрясения, многочисленные революции и войны. В-третьих, XIX век необычайно полифоничен, сложен и противоречив. В нём представлен широкий спектр философских идей — от идеализма до марксизма, а также всё многообразие художественных течений и стилей — от классицизма до модерна. Самые разнообразные точки зрения на мир, общество и человека сменяли друг друга, боролись и взаимодействовали.

XIX век — время удивительного сосуществования прочных и незыблемых традиций и ничем не сдерживаемого экспериментаторства как в культурной, так и в общественной сферах. Именно в XIX столетии закладываются и формируются основы современной постиндустриальной цивилизации.

Второй раздел учебника приглашает к разговору о важнейших художественных стилях — романтизме и реализме, которые определили основные пути развития мировой художественной культуры в XIX веке.

РОМАНТИЗМ

История происхождения термина

Поэт П.А. Вяземский, обращаясь к В.А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»

Действительно, в чём суть романтизма? Как обозначить границы между привычными и знакомыми словами: «романтизм» «романтика», «романтический» ?..

Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus — римский, то есть возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы. Тогда же, как вы помните, сложился особый стиль романской архитектуры.

Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики, что по сути своей неверно. Безусловно, между романтикой и романтизмом много общего (восторженное отношение к действительности, понимание исключительной роли личности, неудовлетворённость жизнью и оторванность от неё, устремлённость к некоему несбыточному и таинственному идеалу). Романтика является основой романтизма в искусстве, а потому это более ёмкое и широкое понятие по сравнению с романтизмом.

Романтический взгляд на жизнь зачастую определяет мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как некое универсальное качество, пронизывающее различные исторические эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и художественные стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн). Следовательно, романтизм — это не только художественный стиль искусства, но и особый способ познания действительности и отражения мира. Романтикам действительно важна была не столько сама идея, сколько сила и средства её выражения. Вот почему французский поэт Шарль Бодлер (1821 —1867) подчёркивал, что романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов». А помнению А.А. Блока, романтизм стремился стать и стал «новой формой чувствования, новым способом переживания жизни».

Рассматривая мировую художественную культуру в её историческом развитии, мы ограничимся узким, конкретным пониманием романтизма как одного из художественных стилей конца XVIII — начала XIX в. Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков.

«Путь к свободе через красоту»: философия и эстетика романтизма

Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: И. Канта (1724—1804, «Критика способности суждения», 1790), Ф. Шеллинга (1775—1854, «Система трансцендентального идеализма», 1800) и Г. Гегеля (1771—1831, «Феноменология духа», 1807). Выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа, оживляющего мёртвую природу. По их мнению, не существует застывшей жизни, постоянных форм, непререкаемых догматов и вечных истин. Есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.

Как же искусство ответило на вызов, брошенный философами? Один из главных теоретиков романтизма поэт и критик Август Шлегель (1767—1845) выдвинул тезис о том, что на смену старому классицистскому искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Это искусство позволит художнику запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного я, индивидуальное видение картины мира. Он писал: «Романтик живёт не в обыденности, но создаёт свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам».

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом следует отметить, что при явном разнообразии творческих манер и идейных течений внутри романтизма он представлял собой единый стиль художественной культуры, отвечающий общим эстетическим требованиям и принципам.

Каковы главные эстетические принципы романтизма?

1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворённости действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека.

Что жизнь, когда в ней нет очарованья?

Блаженство знать, к нему лететь душой,

Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья...

В.А. Жуковский. «Певец»

Постоянно изменяющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения. Немецкий поэт и философ Новалис (1772—1801) так писал об этом: «Искусство удивлять нас приятным образом, искусство представлять перед нами тот или иной предмет так, чтобы он казался странным и всё же знакомым, привлекательным, это и составляет поэтику романтизма».

2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной, обыденной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он, как и герой Новалиса, может посвятить всю жизнь поиску «голубого цветка» — своей мечты и идеала.

В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром.

Я не в себе живу: я лишь частица

Того, что вкруг меня; меня вершины гор

Волнуют, а столицая столица —

Мне пытка...

Перевод Г. Шенгели

Так говорит Чайльд Гарольд — герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788—1824), ставший «новым Гамлетом» — романтическим символом эпохи. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя.

Джордж Гордон Байрон в Греции. Художник Д. Троекур. 1850 - 1860 гг.

Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грёз и иллюзий. Часто он живёт мечтой о достижении идеала:

О, тысячу раз счастлив человек,

В ком не слабеет чудный дар мечтаний,

Кто и с годами в сердце сохранил

По воле рока молодость и свежесть;

Кто и на склоне охлаждённых лет,

Как юноша, умеет замыкаться

В своей мечте — и обновляет мир,

Всё, даже смерть, пустыню оживляя.

Дж. Леопарди (1798—1837).

Перевод А.А. Ахматовой

В отличие от человека Просвещения, творца и вершителя своей судьбы, теперь перед нами чаще оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям и душевным мукам отличает произведения романтизма.

«Первым прибежищем романтического сердца» (В.В. Аникст) становится любовь героя. Как правило, между влюблёнными нет согласия, они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.

Он пел любовь — но был печален глас;

Увы! Он знал любви одну лишь муку.

В.А. Жуковский. «Певец»

К.Д. Фридрих. Путешественник над морем тумана. Около 1818 г. Кунстхалле, Гамбург

3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. В статье «О романтизме» (1919) А.А. Блок писал: «Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека... на новую связь со стихией. Человек от века связан с природой, со всеми её стихиями; он борется с ними и любит их, он смотрит на них одновременно с любовью и с враждой. Эта связь со стихией есть связь романтическая».

В жизни Природы герой-романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика:

...Здесь ничего не ранит взор

Среди природы. Лишь один позор:

Колечком быть в её цепи телесной,

Одной из тварей, — а душа в простор

Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,

В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.

Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда» 

Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб.

Искусство романтизма даёт множество примеров подобных взаимоотношений Человека и Природы (живописные полотна Э. Делакруа и Т. Жерико, этюд Ф. Листа «Метель», картина бypи в увертюре к «Летучему голландцу» и вступление к «Валькирии» Р. Вагнера). Иногда искусство романтизма, наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали (стихотворения П.Б. Шелли и Г. Гейне, фортепианные пьесы Ф. Листа, картины К.Д. Фридриха).

4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор», «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя:

Стараясь заглушить последние страданья,

Ты жадно слушаешь и песни старины,

И рыцарских времён волшебные преданья —

Насмешливых льстецов несбыточные сны.

Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти, составившей эмоциональную окраску романтизма. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. В XIX в. становится очень модным наводить искусственную «патину древности» на произведения бронзовой скульптуры, у мраморных статуй отбивают руки, на живописных полотнах изображают античные руины. Но это не была ретроспектива Античности, это был художественный идеал «романтического эллинизма» (Н.Я. Берковский).

Оригинальной «реабилитации» подверглась и средневековая культура. Одних увлекала выдуманная идиллия Средневековья, другие искали в нём яркие характеры, сильные и пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости, примером самоотверженной борьбы за свободу. Литературные произведения Новалиса, Л. Тика, Э.Т. Гофмана, В. Скотта, У. Вордсворта, Дж. Байрона, В. Гюго и А. Мицкевича отразили эпоху Средневековья в яркой и образной форме. Не менее интересна была музыка, воссоздавшая рыцарскую эпоху в сочинениях Ф. Шопена, операх К.М. фон Вебера («Эврианта», «Оберон») и Р. Вагнера («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Парсифаль»).

Наиболее отчетливо средневековая традиция проявила себя в архитектуре романтизма. Её идеалом стала неоготика с её утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения того времени — здания парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). В величественных очертаниях этих сооружений обращают на себя внимание устремлённые в небо шпили башен, стрельчатые арки, пышное декоративное убранство фасадов.

Ч. Бэрри, О. Пьюджин. Здание парламента в Лондоне. 1839 - 1860 гг.

Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, составленными братьями Гримм, шотландских баллад, изданными Вальтером Скоттом, народных песен, собранными JI. А. фон Арнимом и К. Брентано.

5. Экзотика дальних стран. В начале XIX в. Восток превращается в поле не только научных, но и художественных изысканий. Особенно привлекает романтиков экзотика Египта, Индии, Китая, Сирии, Палестины, Марокко, Турции и Алжира. Такой стойкий интерес к Востоку был продиктован и важнейшими историческими событиями: военными походами Наполеона в Египет, войной за независимость Греции, завоеванием Алжира Францией. Элементы восточной культуры использовались во многих видах искусства: литературе и музыке, живописи и архитектуре.

Герой романтической поэмы Дж. Байрона «Гяур» восклицает:

О, дивный край, где круглый год

Весна природе ласку шлёт.

Когда же путник умилённый

С высот Колонны отдалённой

Зрит ту страну, то веселит

Сердца её счастливый вид,

С уединеньем примиряя

Чуть-чуть волнуясь, гладь морская

Вершины отражает гор.

И прихотливый их убор,

И переливы красок чудных

В струях дробятся изумрудных,

Что омывают этот край —

Востока благодатный рай.

Перевод С. Ильина

Восточный колорит, основанный на смутных, порой мистических представлениях о далёких и загадочных странах, будил воображение и вдохновлял художников. Многоликий и загадочный Восток стал для них не столько географическим понятием, сколько прибежищем томящейся и разочарованной души, местом, где можно было спрятаться от невыносимой действительности. Более того, романтики расширили географию экзотических стран, они переместились и на Американский континент. Например, герои французского писателя Ф.Р. Шатобриана (1768 1848) обретают приют среди индейцев Америки.

 

Значение романтизма

Итак, романтизм начала XIX в. сумел отразить всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил. Главным связующим началом романтизма стала формула Ф. Шеллинга о «раскованности человеческого духа».

Романтизм — неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные определёнными историческими условиями и культурными традициями. Так, например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. В России он проявился в смешанном виде гораздо позднее, органически вобрав в себя черты классицизма.

В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 20-м годам, а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например, проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна.

 

Вопросы и задания

1. Какова история происхождения термина «романтизм»? Что означает это понятие в широком и узком смысле? Каково значение и дальнейшие пути развития романтизма?

2. Каковы философские основы романтизма? Какое отражение они нашли в произведениях искусства конца XVIII — начала XIX в.? Приведите примеры, аргументируя свой выбор.

3. Определите главные эстетические принципы романтизма. В каких видах искусства они нашли наиболее яркое воплощение? Чем они привлекают лично вас?

4. Какими чертами характера должен обладать романтический герой? Каковы его взаимоотношения с Природой и окружающим обществом? Знакомы ли вам по произведениям искусства подобные персонажи? Расскажите о них подробнее.

5. В чём и как проявился неоготический стиль архитектуры? Почему именно в эпоху романтизма возник особый интерес к готической архитектуре Средневековья? Почему экзотика Востока становится предметом художественных изысканий?

 

Творческая мастерская

§ Сделайте подборку стихотворений английских или немецких поэтов-романтиков (Д. Байрона, П.Б. Шелли, Д. Китса, Г. Гейне, Ф. Шиллера, И.В. Гёте, JI. Тика и Новалиса — по выбору), в которых наиболее последовательно выражена эстетическая сущность романтизма. Аргументируйте свой выбор.

§ Познакомьтесь с одной из романтических поэм Д. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Шильонский узник», «Манфред», «Дон Жуан» — по выбору). Напишите рецензию на одно из прочитанных произведений, акцентируя внимание на его принадлежности к романтизму.

§ Попробуйте с помощью компьютерной графики воссоздать архитектурный облик одного из произведений неоготики (на примере творчества известных вам архитекторов).

 

МХК. 11 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА

 

XIX век в истории мировой художественной культуры занимает особое место. Во-первых, это эпоха культурного взлёта, затронувшего все сферы общественного сознания: науку, философию и искусство. Во-вторых, это один из самых драматичных периодов в истории Европы, пережившей глубокие общественные потрясения, многочисленные революции и войны. В-третьих, XIX век необычайно полифоничен, сложен и противоречив. В нём представлен широкий спектр философских идей — от идеализма до марксизма, а также всё многообразие художественных течений и стилей — от классицизма до модерна. Самые разнообразные точки зрения на мир, общество и человека сменяли друг друга, боролись и взаимодействовали.

XIX век — время удивительного сосуществования прочных и незыблемых традиций и ничем не сдерживаемого экспериментаторства как в культурной, так и в общественной сферах. Именно в XIX столетии закладываются и формируются основы современной постиндустриальной цивилизации.

Второй раздел учебника приглашает к разговору о важнейших художественных стилях — романтизме и реализме, которые определили основные пути развития мировой художественной культуры в XIX веке.

РОМАНТИЗМ

История происхождения термина

Поэт П.А. Вяземский, обращаясь к В.А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?»

Действительно, в чём суть романтизма? Как обозначить границы между привычными и знакомыми словами: «романтизм» «романтика», «романтический» ?..

Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus — римский, то есть возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы. Тогда же, как вы помните, сложился особый стиль романской архитектуры.

Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики, что по сути своей неверно. Безусловно, между романтикой и романтизмом много общего (восторженное отношение к действительности, понимание исключительной роли личности, неудовлетворённость жизнью и оторванность от неё, устремлённость к некоему несбыточному и таинственному идеалу). Романтика является основой романтизма в искусстве, а потому это более ёмкое и широкое понятие по сравнению с романтизмом.

Романтический взгляд на жизнь зачастую определяет мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как некое универсальное качество, пронизывающее различные исторические эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и художественные стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн). Следовательно, романтизм — это не только художественный стиль искусства, но и особый способ познания действительности и отражения мира. Романтикам действительно важна была не столько сама идея, сколько сила и средства её выражения. Вот почему французский поэт Шарль Бодлер (1821 —1867) подчёркивал, что романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов». А помнению А.А. Блока, романтизм стремился стать и стал «новой формой чувствования, новым способом переживания жизни».

Рассматривая мировую художественную культуру в её историческом развитии, мы ограничимся узким, конкретным пониманием романтизма как одного из художественных стилей конца XVIII — начала XIX в. Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков.

«Путь к свободе через красоту»: философия и эстетика романтизма

Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: И. Канта (1724—1804, «Критика способности суждения», 1790), Ф. Шеллинга (1775—1854, «Система трансцендентального идеализма», 1800) и Г. Гегеля (1771—1831, «Феноменология духа», 1807). Выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа, оживляющего мёртвую природу. По их мнению, не существует застывшей жизни, постоянных форм, непререкаемых догматов и вечных истин. Есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.

Как же искусство ответило на вызов, брошенный философами? Один из главных теоретиков романтизма поэт и критик Август Шлегель (1767—1845) выдвинул тезис о том, что на смену старому классицистскому искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Это искусство позволит художнику запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного я, индивидуальное видение картины мира. Он писал: «Романтик живёт не в обыденности, но создаёт свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам».

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом следует отметить, что при явном разнообразии творческих манер и идейных течений внутри романтизма он представлял собой единый стиль художественной культуры, отвечающий общим эстетическим требованиям и принципам.

Каковы главные эстетические принципы романтизма?

1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворённости действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека.

Что жизнь, когда в ней нет очарованья?

Блаженство знать, к нему лететь душой,

Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья...

В.А. Жуковский. «Певец»

Постоянно изменяющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения. Немецкий поэт и философ Новалис (1772—1801) так писал об этом: «Искусство удивлять нас приятным образом, искусство представлять перед нами тот или иной предмет так, чтобы он казался странным и всё же знакомым, привлекательным, это и составляет поэтику романтизма».

2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной, обыденной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он, как и герой Новалиса, может посвятить всю жизнь поиску «голубого цветка» — своей мечты и идеала.

В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром.

Я не в себе живу: я лишь частица

Того, что вкруг меня; меня вершины гор

Волнуют, а столицая столица —

Мне пытка...

Перевод Г. Шенгели

Так говорит Чайльд Гарольд — герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788—1824), ставший «новым Гамлетом» — романтическим символом эпохи. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя.

Джордж Гордон Байрон в Греции. Художник Д. Троекур. 1850 - 1860 гг.

Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грёз и иллюзий. Часто он живёт мечтой о достижении идеала:

О, тысячу раз счастлив человек,

В ком не слабеет чудный дар мечтаний,

Кто и с годами в сердце сохранил

По воле рока молодость и свежесть;

Кто и на склоне охлаждённых лет,

Как юноша, умеет замыкаться

В своей мечте — и обновляет мир,

Всё, даже смерть, пустыню оживляя.

Дж. Леопарди (1798—1837).

Перевод А.А. Ахматовой

В отличие от человека Просвещения, творца и вершителя своей судьбы, теперь перед нами чаще оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям и душевным мукам отличает произведения романтизма.

«Первым прибежищем романтического сердца» (В.В. Аникст) становится любовь героя. Как правило, между влюблёнными нет согласия, они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.

Он пел любовь — но был печален глас;

Увы! Он знал любви одну лишь муку.

В.А. Жуковский. «Певец»

К.Д. Фридрих. Путешественник над морем тумана. Около 1818 г. Кунстхалле, Гамбург

3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. В статье «О романтизме» (1919) А.А. Блок писал: «Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека... на новую связь со стихией. Человек от века связан с природой, со всеми её стихиями; он борется с ними и любит их, он смотрит на них одновременно с любовью и с враждой. Эта связь со стихией есть связь романтическая».

В жизни Природы герой-романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика:

...Здесь ничего не ранит взор

Среди природы. Лишь один позор:

Колечком быть в её цепи телесной,

Одной из тварей, — а душа в простор

Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,

В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.

Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда» 

Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб.

Искусство романтизма даёт множество примеров подобных взаимоотношений Человека и Природы (живописные полотна Э. Делакруа и Т. Жерико, этюд Ф. Листа «Метель», картина бypи в увертюре к «Летучему голландцу» и вступление к «Валькирии» Р. Вагнера). Иногда искусство романтизма, наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали (стихотворения П.Б. Шелли и Г. Гейне, фортепианные пьесы Ф. Листа, картины К.Д. Фридриха).

4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор», «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя:

Стараясь заглушить последние страданья,

Ты жадно слушаешь и песни старины,

И рыцарских времён волшебные преданья —

Насмешливых льстецов несбыточные сны.

Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти, составившей эмоциональную окраску романтизма. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма. В XIX в. становится очень модным наводить искусственную «патину древности» на произведения бронзовой скульптуры, у мраморных статуй отбивают руки, на живописных полотнах изображают античные руины. Но это не была ретроспектива Античности, это был художественный идеал «романтического эллинизма» (Н.Я. Берковский).

Оригинальной «реабилитации» подверглась и средневековая культура. Одних увлекала выдуманная идиллия Средневековья, другие искали в нём яркие характеры, сильные и пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости, примером самоотверженной борьбы за свободу. Литературные произведения Новалиса, Л. Тика, Э.Т. Гофмана, В. Скотта, У. Вордсворта, Дж. Байрона, В. Гюго и А. Мицкевича отразили эпоху Средневековья в яркой и образной форме. Не менее интересна была музыка, воссоздавшая рыцарскую эпоху в сочинениях Ф. Шопена, операх К.М. фон Вебера («Эврианта», «Оберон») и Р. Вагнера («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Парсифаль»).

Наиболее отчетливо средневековая традиция проявила себя в архитектуре романтизма. Её идеалом стала неоготика с её утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения того времени — здания парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). В величественных очертаниях этих сооружений обращают на себя внимание устремлённые в небо шпили башен, стрельчатые арки, пышное декоративное убранство фасадов.

Ч. Бэрри, О. Пьюджин. Здание парламента в Лондоне. 1839 - 1860 гг.

Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, составленными братьями Гримм, шотландских баллад, изданными Вальтером Скоттом, народных песен, собранными JI. А. фон Арнимом и К. Брентано.

5. Экзотика дальних стран. В начале XIX в. Восток превращается в поле не только научных, но и художественных изысканий. Особенно привлекает романтиков экзотика Египта, Индии, Китая, Сирии, Палестины, Марокко, Турции и Алжира. Такой стойкий интерес к Востоку был продиктован и важнейшими историческими событиями: военными походами Наполеона в Египет, войной за независимость Греции, завоеванием Алжира Францией. Элементы восточной культуры использовались во многих видах искусства: литературе и музыке, живописи и архитектуре.

Герой романтической поэмы Дж. Байрона «Гяур» восклицает:

О, дивный край, где круглый год

Весна природе ласку шлёт.

Когда же путник умилённый

С высот Колонны отдалённой

Зрит ту страну, то веселит

Сердца её счастливый вид,

С уединеньем примиряя

Чуть-чуть волнуясь, гладь морская

Вершины отражает гор.

И прихотливый их убор,

И переливы красок чудных

В струях дробятся изумрудных,

Что омывают этот край —

Востока благодатный рай.

Перевод С. Ильина

Восточный колорит, основанный на смутных, порой мистических представлениях о далёких и загадочных странах, будил воображение и вдохновлял художников. Многоликий и загадочный Восток стал для них не столько географическим понятием, сколько прибежищем томящейся и разочарованной души, местом, где можно было спрятаться от невыносимой действительности. Более того, романтики расширили географию экзотических стран, они переместились и на Американский континент. Например, герои французского писателя Ф.Р. Шатобриана (1768 1848) обретают приют среди индейцев Америки.

 

Значение романтизма

Итак, романтизм начала XIX в. сумел отразить всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил. Главным связующим началом романтизма стала формула Ф. Шеллинга о «раскованности человеческого духа».

Романтизм — неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные определёнными историческими условиями и культурными традициями. Так, например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вы

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...