Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся

Указанное содержание учебных предметов, преподаваемых в рамках начального образования, может стать средством формирования универсальных учебных действий только при соблюдении определенных условий организации образовательной деятельности:

- использовании учебников в бумажной и/или электронной форме не только в качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как носителя способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения и систематизации, включения обучающимся в свою картину мира;

- соблюдении технологии проектирования и проведения урока (учебного занятия) в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода: будучи формой учебной деятельности, урок должен отражать ее основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата;

- осуществлении целесообразного выбора организационно-деятельностных форм работы обучающихся на уроке (учебном занятии) – индивидуальной, групповой (парной) работы, общеклассной дискуссии;

организации системы мероприятий для формирования контрольно-оценочной деятельности обучающихся с целью развития их учебной самостоятельности;

- эффективного использования средств ИКТ.

Учитывая определенную специфику использования ИКТ как инструмента формирования универсальных учебных действий в начальном образовании и объективную новизну этого направления для педагогов, остановимся на этой составляющей программы более подробно.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с предметными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно­образовательной среды. Ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять (ИКТ­компетентность) являются одними из важных средств формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках начального общего образования.

ИКТ также могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно­образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность, ее результаты учителя и обучающиеся.

В рамках ИКТ­компетентности выделяется учебная ИКТ­компетентность - способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ­компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ­компетентность), но и в рамках метапредметной программы формирования универсальных учебных действий.

При освоении личностных действий на основе указанной программы у обучающихся формируются:

- критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия;

- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

- основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:

- оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

- использование результатов действия, размещенных в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

- создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в следующих универсальных учебных действиях:

- поиск информации;

- фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

- структурирование информации, ее организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

- создание простых гипермедиасообщений;

- построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

- обмен гипермедиасообщениями;

- выступление с аудиовизуальной поддержкой;

- фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

- общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся происходит в рамках системно­деятельностного подхода, на основе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Включение задачи формирования ИКТ­компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учетом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

 

Условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию

Проблема реализации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переход из организации, осуществляющей образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, в организацию, осуществляющую образовательную деятельность в рамках основной образовательной программы начального общего образования и далее в рамках основной образовательной программы основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно­психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на уровень основного общего образования.

Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья,

уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе — сложная системная характеристика психического развития ребенка 6—7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребенком новой социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной деятельности под руководством учителя, а затем переход к ее самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребенком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я­концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно­познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребенка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создает возможности для продуктивного сотрудничества ребенка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я­концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств — нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения. Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребенка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определенный набор знаний, представлений и умений. Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной речи, формирование особой теоретической позиции ребенка в отношении речевой действительности и выделение слова как ее единицы. Восприятие характеризуется все большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением..

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно­ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки обучающихся к переходу на уровень основного общего образования с учетом возможного возникновения определенных трудностей такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения, которые обусловлены:

– необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

– совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

– недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);

– недостаточно подготовленным переходом с родного языка на русский язык обучения.

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и заданы в форме требований к планируемым результатам обучения. Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...