Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА. ВИДЫ ВАЛИДНОСТИ

Рассмотрим более подробно центральное понятие "валидность".

Валидность – (лат. валидас – крепкий) – базовая характеристика эксперимента, как его соответствие нормам и стандартам, принятым в экспериментальной психологии. Валидность – это адекватность его построения и собственно организации, соответствия теоретической модели, правильности выводов и возможностей обобщения результатов.

ТЕОРИЯ

       
   
 


 

Конструктная Операциональная

валидность валидность

 

Идеальный эксперимент Внутренняя

(ИНТЕРПРЕТАЦИЯ) валидность ЭКСПЕРИМЕНТ

       
   

 


"Здравый Внешняя

смысл" валидность

 

РЕАЛЬНОСТЬ

Обратимся к связке «эксперимент – идеальный эксперимент». Внутренняя валидность (приближение эксперимента к идеальному) – это возможность утверждения о том, что изменения в ЗП вызваны именно НП, а не посторонними факторами. Высокая внутренняя валидность — главный признак хорошего эксперимента.

Обратимся к системе отношений "эксперимент — теория". На основе теории выдвигается гипотеза, которая, в конечном счете, и проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе — степень соответствия методик и плана эксперимента проверяемой гипотезе характеризует операциональную валидность(соответствие теории и практики в эксперименте).

Обратимся к связке «эксперимент – ральность». Реальный эксперимент отличается как от эксперимента идеального, так и от самой реальности, которую он призван моделировать. Это отличие фиксируется таким понятием, как "внешняя валидность" психологического эксперимента.

Внешняя валидность определяет, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, будут соответствовать жизненной ситуации, послужившей "первообразом" для эксперимента. Кроме того, внешняя валидность характеризует возможность обобщения, переноса результатов, полученных в эксперименте, на весь класс жизненных ситуаций, к которым принадлежит "первообразная", и на любые другие.

Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие труднодостижимо или недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, то от внешней — переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности.

Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно — конструктную валидность. Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации экспериментальных данных теории.

Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории.

Угрозы внутренней валидности[6]

Фактор Характеристика Пример
Фон События, происходящие между первым и вторым измерением могут повлиять на ЗП помимо влияния НП Повышение уровня знаний студентов вызван не введением нового способа обучения (НП), а тем, что предмет преподает другой преподаватель
Естественное развитие, созревание Изменения в ЗП могут возникнуть из-за естественного развития участников (взросления, усиления усталости ит.п.) Улучшение адаптации ребенка к школьным условиям может быть вызвано не только специальной психологической программой (НП) но и естественным ходом процесса адаптации
Тестирование Влияние предварительных измерений на результаты постэкспериментальных На развитие ценностной сферы личности повлиял не только специальный тренинг (НП), а использование метода личностных конструктов для измерения экспериментального эффекта
Погрешность измерения Ошибки в процедуре или методе измерения экспериментального эффекта (ошибки в калибровке измерения, оценочных показателях, состоянии наблюдателя и пр.) Из-за усталости наблюдателя не были выявлены в постэкспериментальном измерении важные изменения в поведении детей
Статистическая регрессия Отбор участников на основе крайних показателей и оценок Мы проверяем гипотезу о том, что специальная программа повышает IQ испытуемых. Но если мы для этой цели отобрали детей только с низким IQ, то результаты нельзя считать достоверными, т.к. данная программа, обращенная к детям с высоким IQ может оказаться малоэффективной
Неслучайный отбор Отбор участников неслучайным образом  
Отсеивание, смертность Неравномерность выбывания участников из экспериментальной и контрольной групп Повышение уровня знаний в экспериментальной группе вызвано не столько введением новой программы обучения, а тем, что слабые студенты были в этот период исключены из ВУЗа

 

Угрозы внешней валидности

Реактивный эффект, эффект взаимодействия с тестированием Уменьшение или увеличение восприимчивости к экспериментальному влиянию из-за предыдущих измерений Нельзя утверждать, что тренинг развития интеллекта эффективен, если до начала тренинга дети исследовались с помощью теста на IQ. Сам тест, который они выполняли содержит развивающие задачи, которые также обеспечили определенное приращение к интеллектуальным способностям. О том, что дети ранее выполняли эти тесты, мы можем знать или не знать.
Эффект взаимодействия отбора и влияния Отбор участников таким образом, что экспериментальное влияние для одних отобранных будет существенным, а для других - нет Педагог проводит эксперимент. Среди отобранных им участников есть те, которым он ранее преподавал и эти студенты сохранили с ним добрые отношения. Они воспринимают экспериментатора с учетом своего прошлого опыта, уважения к нему и поэтому все его воздействия будут иметь на них более сильный эффект, чем на остальных
Условия организации эксперимента Создание таких условий, которые бы вызывали реакцию на эксперимент Группа подвергается экспериментальному влиянию, а в это время по телевизору дет финальный матч и большинство членов группы – болельщики. Оценить экспериментальный эффект весьма затруднительно, т.к. головы участников тренинга заняты не тем.
Интерференция влияний Эксперимент нужно организовать так, чтобы исключить взаимоисключающие влияния Мы хотим выяснить, насколько утомительным для детей является 20 минутный мультфильм. Если до этого дети играли в подвижные игры, данные о степени их утомляемости будут невалидными.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...