Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отмеченный благоприятными знаками

 

 

Данное качество относится к различным частям тела Кришны и потому связано с предыдущим («обладающий прекрасным телосложением»). Части тела Кришны не только прекрасны, но и отмечены тридцатью двумя благоприятными знаками, которые обычно присутствуют только на телах величайших личностей.

Кришна - венец творения. Он обладает идеальным разумом и совершенным телом. Он - лучший из философов, лучший из возлюбленных, лучший из обманщиков. Он - лучший во всем, и никто не может сравниться с Ним. Линии на ладони человека могут свидетельствовать о долгой жизни, поэтическом таланте или финансовом благополучии, однако эти линии не скажут вам, что их обладатель - вечная, всезнающая Верховная Личность Бога, Бхагаван. Кришна обладает всеми достояниями, которыми может обладать обычный человек, но в безграничной степени.

В Своей нара-лиле Кришна играет роль человека и живет среди нас, однако Его тело совершенно (атма-майя) и лишено изъянов. Кто-то не выдался ростом, а кто-то страдает от ожирения, у одного выпадают волосы, а другого кривые зубы. Кришна лишен подобных недостатков, в Нем все совершенно. Его тело не материально - оно целиком духовно, и Он всегда остается личностью. «Думай обо Мне как о всезнающей, старейшей Верховной Личности, как о владыке вселенной, как о том, кто меньше мельчайшего… кто выше всех материальных представлений… и кто всегда остается личностью» (Б.-г.,8.9).

В «Брахма-самхите» говорится, что Шри Кришна есть Абсолютная Истина, неповторимый, непогрешимый, нерожденный и предстающий в бесчисленных обликах, при этом Он всегда остается юным и свежим.

Когда Шри Кришна приходит как воплощение чистой преданности - Шри Кришна Чайтанья - в Его теле присутствуют все признаки совершенной личности. Еще ребенком Он привел в изумление отца и мать, явив им знаки на Своих стопах и ладонях. Астролог Ниламбара Чакраварти, цитируя «Самудрику», сказал: «Тридцать два признака великой личности таковы: пять частей его тела большие, пять - нежные, семь - розовые, шесть приподнятые, три - маленькие, три - широкие и три - глубокие». Затем он провозгласил: «На стопах и ладонях этого ребенка присутствуют все признаки Господа Нараяны. Он способен освободить все три мира» (Ч.-ч., Ади, 14.15-16).

В «Чайтанья-чаритамрите» сказано: «Того, кто обладает этими признаками, называют нъягродха-парамандалой. Именно так выглядит Шри Чайтанья Махапрабху, воплощение всех добродетелей» (Ч.-ч., Ади, 3.43)

Как-то раз дом Шри Чайтаньи Махапрабху посетил «всезнающий астролог», который в результате своих вычислений пришел к заключению, что в теле Господа пребывают бесчисленные Вайкунтхи. Господь Чайтанья в шутку сказал астрологу: «В прошлой жизни Я был пастушком и благодаря этой благочестивой деятельности теперь стал сыном брахмана». Астролог ответил: «Кем бы Ты ни был, я склоняюсь перед Тобой!» (Ч.-ч., Ади, 17.114).

Господь Кришна и Господь Чайтанья олицетворяют совершенство человека, ибо обладают всей красотой и всем великолепием. Мы должны признать Их верховное положение и молить о том, чтобы служить Им. «Когда Господь, желая явить милость преданным, принимает тело, подобное человеческому, Он совершает такие игры, которые пробудят в тех, кто слушает о Нем, желание посвятить себя служению Ему» (Бхаг., 10.33.36).

Самым совершенным из всех проявлений Кришны является Его подобный человеку образ сына Нанды, друга гопов. Чтобы распознать Кришну и любить Его, обитателям Вриндавана не нужны свидетельства астрологов или «Самудрики». Им не важно, подтверждают знаки на Его теле то, что Он - Господь Вишну, или нет. Их любовь к Нему в настроении Вриндавана является спонтанной.

 

Слава Шри Кришне, чье тело - сач-чид-анандаСлава тем, чьи глаза умащены кршина-премой и кто видит образ Кришны в своем сердце! Пусть же благодаря слушанию описаний качеств Кришны и Его облика в нас пробудится привязанность к сыну Нанды - Говинде.

 

 

Радующий глаз

 

 

Кришна - ручира, радующий глаз. Гопи провозглашают, что нет ничего привлекательнее прекрасного лица Кришны, когда Он входит в лес, погоняя коров, играя на флейте и с любовью поглядывая на обитателей Вринда-вана. Это зрелище доставляет их глазам такое наслаждение, что они ни на мгновение не хотят отвлекаться ни что другое. Разлука с Кришной (вираха) причиняет враджаваси страшную боль. Как сказал Господь Чайтанья: «Без Тебя весь мир кажется мне пустым».

В мире нет ничего, что своей привлекательностью превосходило бы Кришну, и если что-то или кто-то кажется нам привлекательным, источником этой привлекательности является Кришна. Все, что радует глаз, - закат или холмы в лучах восходящего солнца - все это является лишь искрой Его энергии.

Частичное проявление Кришны не способно в полной мере удовлетворить нас. Шрила Прабхупада пишет: «На протяжении жизни мы видим множество самых разных форм материального мира, но ни одна из них не способна удовлетворить наш ум или принести ему спокойствие. Таким свойством обладает только трансцендентная форма Господа, и тому, кто хоть раз увидел ее, ничто другое уже неспособно принести удовлетворение; ни одна из форм материального мира не способна удовлетворить того, кто видел Господа» (Бхаг., 1.6.18, комм.).

Даже когда гопи приходилось оставаться дома, они созерцали Кришну в своих сердцах. Гопи находили утешение в беседах об этом образе Кришны, пребывающем в их сердцах; они говорили о том, как все существа во Вриндава-не замирают, заслышав мелодию Его флейты.

Истинный преданный всегда удовлетворен в сознании Кришны (сада-ручи). Даже в разлуке с Кришной он целиком поглощен размышлениями о всепривлекающем Господе. «…Так в течение дня женщины Вриндавана наслаждались песнями, прославляющими игры Кришны, а потому их умы и сердца были исполнены радости» (Бхаг., 10.35.26).

В «Нектаре преданности» сказано: «Говорится, что восемь частей трансцендентного тела Господа Кришны напоминают цветок лотоса: Его лицо, глаза, руки, пупок и стопы. Гопи и жители Вриндавана повсюду видели сияние лотосов и не могли оторвать взгляд от этого зрелища» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 199).

Те из нас, чьи глаза не умащены бальзамом любви, стремятся слушать о привлекательных чертах Кришны, чтобы видеть Господа при помощи слуха.

Так или иначе, мы хотим быть наполненными Кришной. Поэты-вайшнавы милостиво даруют нам даршан Кришны - Чья красота не может быть описана словами - сравнивая ее с наиболее прекрасным из того, что есть в этом мире.

«Тело Кришны подобно манящему городу, оно слаще самого сладкого. Его лицо, подобное луне, еще слаще, чем тело, а мягкая улыбка на этом луноподобном лице напоминает лунный свет» (Ч.-ч., Мадхья, 21.138).

Мы должны скорбеть о том, что не видим красоты этих лотосов, а также лунного сияния, исходящего от тела Кришны. Нам нужно молиться о том, чтобы в какой-то из множества будущих жизней удостоиться взгляда Кришны, тогда мы сможем понять, что такое разлука с Кришной.

 

 

Излучающий сияние

 

 

Каждый человек обладает определенным сиянием, аурой; однако аура человека является крошечной, тогда как сияние Кришны безгранично. «Сияние драгоценных камней, которыми украшена грудь Господа, способно затмить даже сияние солнца. И все нее если сравнить блеск этих самоцветов с сиянием тела Господа, оно покажется не ярче звезды на небе. Поэтому трансцендентное могущество Кришны так велико, что Он может одержать верх над кем угодно» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 199). Однажды Господь Брахма решил сравнить свое могущество с могуществом Кришны, и в результате пришел к выводу, что его сила «стала похожа на снег во тьме ночи или на светлячка при свете дня». В главе «Описание осени» есть аналогичное сравнение: «В пору дождей по вечерам над верхушками деревьев можно увидеть множество светлячков, мерцающих, как огоньки. Однако небесные светила - луна и звезды - в это время не видны. Точно так же в Кали-югу атеисты и грешники выдвигаются на первый план, а те, кто по-настоящему следуют предписаниям Вед и стремятся к духовному освобождению, находятся в тени» «Кришна», гл.20, стр. 213

Господь позволяет происходить подобным вещам в материальном мире, однако за пределами этого крошечного облака Его верховная власть и сияние простираются безгранично. Его сияние столь могущественно, что порой скрывает Его самого. Поэтому преданный молится, чтобы Господь убрал это ослепительное сияние и явил Свой облик.

Чистые преданные во Вриндаване не принимают светлячков за яркий свет, не ослеплены они и сиянием брахмаджйоти, исходящим от тела Кришны. По милости Йогамайи, преданные-рагатлшки во Вриндаване всегда видят Кришну в Его радующем глаз облике юного сына Нанды. Он неописуемо прекрасен и могуществен, Он - неизменный объект их любви.

Величие Кришны, айшваръя, проявлено и во Вриндаване, но там оно скрыто сладостью, мадхуръей. Если бы гопы и гопи увидели ослепительное сияние Кришны, они не смогли бы находиться с Ним в близких отношениях. Когда Кришна на поле битвы Курукшетра явил Арджуне свое сияние и Арджуна увидел вселенскую форму Господа, он воскликнул: «Ослепительное сияние, исходящее от Тебя, подобно бушующему пламени или нестерпимо яркому солнечному свету» (Б.-г., 11.17). Увидев, как ослепительное сияние Господа Кришна «заливает всю вселенную», Арджуна решил отказаться от близких отношений с Кришной, считая их слишком вольными: «Пожалуйста, прости меня за все, что я делал в безумии любви» (Б.-г., 11.41). Из любви к Арджуне Кришна убрал Свой ослепительно сияющий облик (теджо-майам вшивом акантам адйам) и явил Свою изначальную двурукую форму.

Когда же Кришна являет Свое сияние во Вриндаване, преданные обычно не обращают на это особого внимания. Например, мама Яшода не придала значения вишва-рупе, которую увидела во рту у Кришны, и предпочла обнять Его как своего шаловливого, маленького сына. Когда тело Кришны сияет подобно тысячам солнц, чистых преданных это не впечатляет. В Своих взаимоотношениях с преданными Враджа Кришна являет иной вид сияния. Гопи видят в Кришне трансцендентного Камадева (бога любви), и потому их привлекает в Господе аура сладости, а не величие и могущество. Мы слышали о сиянии, исходящем от Его ногтей, о лунном сиянии Его лица, украшенного сверкающими серьгами и светлой улыбкой. Это сияние не заставляет преданного в страхе падать на колени, оно влечет преданного к Господу, подобно магниту. Мы молимся о том, чтобы Господь пролил на нас свет Своей любви.

Гопи подобны зеркалам, в которых отражается сияние тела Кришны. Любовный обмен между ними и Кришной приводит к соревнованию, в ходе которого любовь обеих сторон постоянно возрастает, и в результате возникают все новые и новые игры. Таким образом, от любви сияние Кришны усиливается еще больше. «Концентрированное сияние прекрасного тела Кришны столь совершенно, что никакое другое совершенство не может сравниться с ним. Господь Кришна - неисчерпаемое месторождение всех трансцендентных качеств» (Ч.-ч., Мадхья, 21.117).

«Все мужчины и женщины привыкли наслаждаться красотой сияющего лица Кришны, а также восхитительными серьгами в форме акул в Его ушах» (Бхаг., 9.24.65).

Поэтому говорится, что Кришна - это свет, а майя - тьма. Там, где Кришна, нет места тьме.

 

 

Сильный

 

 

Если бы Кришна был красивым, но слабым, Его бы нельзя было назвать совершенным. Кто бы тогда защитил нас? В этом мире случается, что посреди праздничного торжества вдруг появляются убийцы и проливается кровь. Если бы в отсутствие Кришны и Баларамы появились демоны, лилы закончились бы катастрофой. Шанкачуда пытался похитить сразу всех гопи; мирные мудрецы не могли спокойно медитировать, поскольку горилла Двивида оскверняла их бхаджаи-кутиры; ракшасы убивали йогов и пожирали их; Равана строил планы похищения Ситы-деви. Однако Кришна - балийан.

«Когда Кришна убил Ариштасуру, некоторые из гопи говорили: «Подруги, посмотрите, как Кришна убил Ариштасуру! Тот был сильнее горы, но Кришна поднял его как пушинку и с легкостью отшвырнул!» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 200)

Согласно мнению Парашары Муни сила -одно из достояний Бхагавана. Есть много сильных людей, но Бхагаван обладает безграничной силой. Кришна столь могуществен, что Ему даже не нужно Самому поддерживать вселенные - их поддерживают Его экспансии и энергии. Иногда можно увидеть изображение Атланта, держащего на своих плечах земной шар; сгибаясь под его тяжестью, он выглядит очень утомленным. Мы не должны представлять таким Кришну, держащего на Себе вселенную» (Б.-г., 9.5, комм.).

Кришна может все. Любой из Его органов чувств способен выполнять функции любого другого. Он может оплодотворять взглядом, Он может принимать пищу, просто внимая молитвам Своих преданных. Он способен в одиночку уничтожить целую армию демонов, как это сделал многорукий Нрисимхадев, и Он может без слов понять сердце преданного. Однако всем этим чудесам Он предпочитает игры во Вриндаване со Своими родителями, друзьями и прекрасными гопи. А когда необходимо проявить могущество, все происходит совершенным и непостижимым образом просто по Его воле.

Когда Кришна дает пинка какому-нибудь демону, дубасит Камсу или его красильщика, Он делает это ради развлечения, а также ради удовольствия Своих преданных. Кришна многогранен. Как мы уже говорили, Он радует глаз, и у Него утонченное и неясное тело.

Однако те, кто вступают в противоборство с Кришной, сталкиваются с Его безжалостным аспектом. Они ощущают в глотке Его подобный раскаленному железу кулак или же танец Его стоп на своих головах.

Хотя во Вриндаване Кришна подобен обычному юноше, Господь Брахма признает: «Между моим телом и Твоим настолько большая разница, что я не способен даже оценить всего могущества Твоего тела». Когда Кришне было всего шесть лет, Он сокрушил стоглавого змея Калию, отравившего воды Ямуны. Когда Кришна прыгнул в Ямуну, чтобы сразиться с Калией, река вышла из берегов, словно в воду упало что-то огромное и тяжелое. «В этом проявлении силы Кришны нет ничего необычного, ибо Он - вместилище всей силы» («Кришна», гл.16, стр.189).

Сила Кришны духовна. Если бы Он был просто одним из силачей материального мира, с годами силы покинули бы Его, и на смену Ему пришли бы молодые, более энергичные люди. Но Кришна не таков. В «Бхагавад-гите» Кришна провозглашает: «Я - сила сильных» (теджас теджасвинам ахам). Прабхупада пишет: «Когда Кришна находился на земле, никто не мог превзойти Его в силе. Еще в детстве Он поднял холм Говардхан. Никто не может превзойти Кришну в обмане, никто не может затмить Его великолепия, одержать над Ним победу или превзойти Его в предприимчивости и силе» (Б.-г., 10.36, комм.).

Пусть Кришна защитит нас, ибо мы слабы во всех отношениях. Самый сильный из нас - игрушка в руках могущественной майи. Мы пытаемся укротить свой ум, но это так же трудно, как остановить ветер. Мы хотим жить в отречении, однако чувствуем бессилие перед лицом собственного вожделения. Мы хотим одержать победу над демонами, но порой они одерживают верх над нами. В общем, у нас нет иного выхода, кроме как искать прибежища у всемогущего и всеблагого Кришны. Полубоги это прекрасно понимают, и когда появляются демоны вроде Хираньякши и Хи-раньякашипу, полубоги молят Господа уничтожить эту злобную силу. Кришна всегда откликается на их молитвы и приходит в этот мир, чтобы спасти преданных и уничтожить демонов.

В Кали-югу преданных, как правило, безнадежно мало, и потому они неспособны противостоять злу. И все же, даже не обладая физической силой, преданные могут взывать к высшей власти. Шрила Прабхупада пишет: «Есть две силы - дайва и пурушкара. Дай-ва - это духовная сила, почерпнутая из иного мира, а пурушкара - это сила, основанная на собственном разуме и способностях. Духовная сила всегда превосходит силу материальную… Когда воин бьется с врагом, он должен делать все, на что способен, но, чтобы победить, мы должны уповать на милость Верховного Господа» (Бхаг., 9.10.20, комм).

Господь Чайтанья говорит, что в эпоху Кали можно сражаться, используя оружие харинама-санкиртаны. «Думай обо Мне и сражайся», - говорит Кришна Арджуне. Прабху-пада вдохновляет нас: «Продолжай повторять Святое Имя. Будь терпелив и ты одержишь победу. Нет иного пути».

«Дорогие преданные Господа Кришны, пусть левая рука Господа, которой Он, словно мячик, поднял холм Говард-хан, защитит вас от всех опасностей».

 

 

Вечно юный

 

 

Рупа Госвами говорит, что Кришна наиболее привлекателен в возрасте каишора (юность). Подобным образом эволюционируют и взаимоотношения преданного с Кришной: от служения к дружбе, а затем к родительской привязанности в Его детские годы, и, наконец, достигают кульминации в супружеской любви (мадхуръя-раса) в пору Его юности. Рупа Госвами утверждает: «От вкуса к вкусу любовь растет. Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Господом».

Юный Кришна, являющий Себя как трансцендентный бог любви (Камадев), обла24 дает уникальной трансцендентной природой. Он никогда не стареет, Он - нава-йауванам, вечно юный. В то же время, писания провозглашают, что Он - старейший из всех. Несомненно, Господь - старейший, ибо Он существовал еще до начала творения, и все создания произошли от Него. Ахам адир хи деванам - «Я - источник всех полубогов». Исходя из того, что Бог - старейший, западные теологи и художники иногда изображают Его костлявым старцем с длинной белой бородой. Однако это - надуманный, материальный образ Верховной Личности. Чтобы Бхагаван был всемогущим, Он должен быть старейшим, однако это не означает, что с годами Он превращается в дряхлого старика, как это происходит с простыми смертными. Поэтому Господь Брахма провозглашает, что Кришна, Верховная Личность Бога, есть пу-ранам нава-пауванам: Он одновременно и старейший, и вечно юный.

Живые существа обладают качествами Кришны в незначительном количестве. Поэтому каждый из нас является нерожденным, вечно существующим и неподверженным влиянию времени. Мы оказываемся во власти старости и смерти лишь тогда, когда получаем материальное тело. В духовном же теле мы всегда находимся в расцвете юности и можем наслаждаться общением с юным сыном Нанды Махараджи. Однако чтобы общаться с Кришной, пребывающем в возрасте каишо25 pa, мы должны вначале избавиться от всех материальных желаний и измышлений. Первый и самый лучший метод бхакти, позволяющий достичь этого уровня, заключается в том, чтобы слушать из уст осознавших себя душ, чистых преданных, слова Кришны и повествования о Его играх. Только лишь слушая чистых преданных, мы обретаем решимость преодолеть все свои сомнения и начинаем служить Кришне как полностью предавшиеся души. Только лишь слушая чистых преданных и шастры («Шримад-Бхагаватам» и «Нектар преданности») в их изложении, мы развиваем привязанность к юному Кришне.

Поэты-вайшнавы поют: «О юный сын Нанды (Нанда-кишор), позволь мне из жизни в жизнь служить преданным, которые поклоняются Твоим лотосным стопам». Так пусть же нам никогда не придет в голову поклоняться другим трансцендентным объектам, таким как безличный Брахман, Бог-Отец или даже Господь Нараяна на Вайкунтхе. Даже если нам не удастся получить доступ к играм Нанда-кишора на протяжение многих и многих жизней, мы не откажемся от своей цели. Пусть же перед нашим взором вечно пребудет юный Кришна со Своими юными друзьями во Вриндаване и пусть нашим занятием будет служение преданным, которые учат исключительно пути бхакти, преданности Говинде.

 

 

Блестящий знаток языков

 

 

Нет ничего удивительного в том, что Бог может говорить на всех языках - ведь Он всемогущ. Однако жители Вриндавана были изумлены: «Можно только удивляться, видя, как Кришна, завладевший сердцами девушек Враджа, говорит на языке Враджабхуми с гопи, на санскрите - с полубогами, и даже на языке животных - с коровами и буйволами! Кроме того, Кришна в совершенстве владеет языком, на котором говорят в провинции Кашмир, языком попугаев и птиц, а также другими самыми распространенными языками!» («Нектар преданности», гл.21, стр. 201). Кришна высокомерно требует от гопи уплаты налогов за молоко, которое они несут через холм Говардхан. Он хвастается перед мальчиками-пастушками и по-детски лепечет в присутствии Нанды Махараджи и Яшоды-деви. Иногда Он объясняется в любви Шрима-ти Радхарани, а иногда скрывает от Нее Свою любовь, подшучивая над Ней. Кришна приказывает демону Калии: «Немедленно оставь это место и отправляйся в океан. Не оскверняй воды Ямуны». Когда приходит время, Он произносит «Бхагавад-гиту» и другие философские поучения.

Кришна может говорить на любых языках и способен понять любой склад ума. Поэтому насколько мы предаемся Ему, настолько Он отвечает нам взаимностью. Самый лучший способ общения с Кришной - это обратиться к Нему, сознавая, что являешься Его вечным слугой. Если мы обратимся к Нему со словами любви, это побудит Его ответить нам тоже словами любви.

Слова Кришны - не обычные слова. Когда Кришна говорит о бхакти или о Себе Самом, это приносит благо всем мирам. «Преданные всегда с благоговением внимают наставлениям Кришны, потому что стремятся узнать о Кришне как молено больше… слушая Его слова, они смогут узнать, что Кришна -… сат-чит-ананда виграха, олицетворение вечности, блаженства и знания, и, будучи всецело духовным, Он не подвержен влиянию трех материальных гун и находится вне времени и пространства» (Б.-г., 4.4, комм.).

На самом деле, мы поклоняемся не столько Его знанию языков, сколько Самому Кришне. Существует множество полиглотов, но только Кришна может сказать: «Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего». Только Кришна может сказать: «Я - Всевышний. Приди ко Мне. Думай обо Мне в момент смерти. Я говорю тебе об этом, ибо ты - Мой дорогой друг».

Однажды Шрила Прабхупада сказал, что, хотя Бог может говорить, Он не станет говорить с каждым глупцом. Он говорит со Свои28 ми преданными, поскольку они выполняют Его миссию в этом мире. Мы не находимся на уровне таких великих вайшнавов, но у нас есть возможность слушать беседы Кришны со Своими чистыми преданными, читая шастры нашей парампары.

Несомненно, Кришна может говорить превосходно, изысканно, с юмором, серьезно, приятно и всегда - принимая во внимание место, время и личность, к которой Он обращается. Он также способен излагать самую сложную философию в виде афоризмов.

Вот некоторые из удивительных слов Кришны:

«Господь, Верховная Личность Бога, сказал тогда: «О Брахма, о кладезь ведической мудрости, у тебя нет причин унывать или беспокоиться о том, как сотворить вселенную. Я уже наделил тебя всем, о чем ты попросил Меня» (Бхаг., 3.9.29).

Когда Господь принял облик Варахи, Он взревел, как огромная гора. Полубоги были воодушевлены, когда Господь издал еще один рев, «который эхом раскатился по всем сторонам света», и стали читать ведические гимны (Бхаг., 3.13.24-25).

Четырем Кумарам «…было нелегко до конца осознать смысл блестящих, исполненных глубокого смысла речей Господа. Слушая Его с неотрывным вниманием, мудрецы не переставали размышлять над смыслом Его слов. Но даже внимая Господу, Они не могли понять, что Он намеревается сделать» (Бхаг., 3.16.14). Комментируя этот стих, Шрила Прабхупада пишет: «Верховный Господь является непревзойденным оратором».

Прахладе Махараджу Господь сказал: «Неважно, что ты сейчас в материальном мире. Всегда, непрерывно слушай Мои наставления и в мыслях своих будь неизменно со Мной, ибо Я - Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого» (Бхаг., 7.10.12).

Обращаясь к гопи после Своего исчезновения с места танца раса, Шри Кришна говорит: «…пожалуйста, простите Меня, если я поступал неправильно. Даже продолжительности жизни полубогов не хватило бы Мне, чтобы отплатить вам за вашу безграничную любовь» («Кришна», гл. 32, стр. 317).

Слова Кришны никогда не бывают неистинными (за исключением тех случаев, когда Он хочет поиграть со Своими преданными). Его речь глубока и красива, и в то же время шутлива и исполнена любви. Давайте лее всякий раз, когда нам выпадает такая возможность, с энтузиазмом слушать тех, кто обрел способность общаться с Кришной и дорожит каждым Его словом. Давайте вспоминать Его слова, обращенные к Арджуне, а также к другим преданным (например, коровам Враджа).

Давайте стараться заучить эти слова Господа наизусть. Давайте выучим хотя бы один ъо из Его языков и будем говорить на нем, чтобы доставить Ему удовольствие.

О Кришна, пожалуйста, будь милостив ко мне. Я надеюсь, что в одной из будущих жизней смогу услышать Твою речь и мое сердце растает от любви к Тебе.

 

 

Правдивый

 

 

Обычный человек неспособен следовать своих обетам, но Кришна Своих обещаний не нарушает никогда. Поэтому Его называют Ачьютой, непогрешимым. Иногда в ходе Своих развлечений Кришна может говорить неправду, однако Он делает это, чтобы защитить Своих преданных или же усилить расу во взаимоотношениях с ними. Например, Он попросил Махараджу Юдхиштхиру солгать, объявив, что Ашваттхама убит. Однако Господь сделал это исключительно с целью помочь Своим преданным, Пандавам, победить Дроначарью. Зная о Своей репутации хитреца, Кришна сказал Арджуне: «О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет» (Б.-г., 9.31). И хотя от имени Кришны выступает Арджуна, именно Кришна является гарантом истинности этих слов. Таким образом, Кришна - олицетворенная истина.

Полубоги молились так: «О Господь, Ты никогда не нарушаешь Своих обетов, которые всегда совершенны, ибо все Твои решения безупречно правильны и никто не может воспрепятствовать их осуществлению… Ты Высшая Истина. Только тот, кто никогда не отступает от истины, способен снискать Твою милость - для лицемеров она недостижима» (Бхаг., 10.2.26).

Порой Кришна может нарушить какой-либо незначительный обет ради исполнения самого главного обета - всегда защищать Своих искренних преданных. Кришна согласился стать колесничим Арджуны, но пообещал, что не возьмет в руки оружия в битве на Курук-шетре. Бхишмадева, однако, заставил Кришну нарушить Свой обет, вынудив Его придти на помощь Арджуне.

Мы поклоняемся обещаниям Кришны, данным в «Бхагавад-гите». Преданный имеет непоколебимую веру в то, что слова Кришны неизменно оказываются истинными. Господь Кришна обещает, что каждый, кто будет думать о Нем в момент смерти, без сомнения, придет к Нему. Тому, кто понимает причину явления Кришны в этот мир и природу Его деяний, не придется рождаться снова - он достигнет вечной обители Кришны (Б.-г., 4.9).

Кришна также обещает, что если кто-то с преданностью поднесет Ему простую пищу -листок, плод или воду, - Он примет это подношение». Основываясь на этих словах Кришны, подтвержденных гуру, преданный предлагает Кришне все, что у него есть.

Господь Кришна говорит: «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг» (Б.-г., 18.65). С верой В эти слова преданный посвящает Кришне свое тело, ум и речь, и чувствует на себе благосклонность Господа уже в этой жизни.

Будучи олицетворенной истиной, Кришна хочет проверить, насколько истинна наша преданность Ему. В момент посвящения мы обещаем избегать недозволенных половых отношений, использования одурманивающих средств, употребления в пищу мяса и участия в азартных играх, а также обещаем повторять ежедневно 16 кругов Харе Кришна маха-мантры. Мы даем этот обет перед гуру, перед Божеством, перед священным огнем и перед всеми присутствующими вайшнавами. Кто, кроме безумца, осмелится давать ложные обещания в такой ситуации? «Поэтому я буду верен своему слову - это мой долг - чего бы это мне ни стоило».

Поскольку майя очень сильна, а мы очень малы, в чрезвычайных обстоятельствах мы можем оказаться не в силах следовать своим обетам. Но если мы раскаиваемся в своем Падении и стараемся исправиться, Господь Кришна не обратит внимания на нашу ошиб33 ку и по-прежнему будет считать нас Своими верными слугами.

Будем же честными, стараясь всегда выполнять свои обязательства перед гуру и Кришной. Тогда мы обретем вечное место у Его лотосных стоп. До тех пор, пока мы не достигнем парам-дхамы, нам придется вращаться в круге рождения и смерти, находясь в этом мире лжи. В окружении обмана очень трудно сохранять честность, даже в нравственном смысле этого слова. Однако те, кто выдержат это испытание, смогут покинуть мир лжи и иллюзии и в своем аспекте cam (сварупа-сиддхи) вступят в общение с Кришной, а также с Его близкими друзьями, чья беспримесная любовь к Верховному Господу вечно истинна.

 

 

Приятный собеседник

 

Красноречивый

 

 

«Главное отличительное свойство человека, обладающего сознанием Кришны, впрочем, как и любого другого человека, - его слова» (Б.-г., 2.54, комм.). Господь Кришна говорит, что из женских качеств Он - изящная речь (Б.-г., 10.34). Его речь всегда совершенна, говорит ли Он с врагами, мудрецами, младшими или старшими. Тот, кто обладает туманными представлениями о Боге, может думать, что Всевышний не может говорить, а если Он и говорит, то делает исключительно мрачные утверждения, причем скучным церковным языком. Однако Верховный Господь гибок, и Его речь может быть как утонченной, так и категоричной.

Шрила Рупа Госвами пишет: «Приятным Собеседником называют того, кто может своими дружелюбными речами успокоить даже Врага» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 202). Покорив Своего врага, змея Калию, Кришна обратился к нему с добрыми словами: «Дорогой царь змей, хотя Я причинил тебе столько страданий, пожалуйста, не сердись на Меня».

Господь Кришна проявил Себя как приятный собеседник, когда мягко, но весьма определенно намекнул Брахме, что тот совершил Ошибку, дав благословение Хираньякашипу: «Верховный Господь ответил: "Дорогой Брах-ма, о великий владыка, родившийся из лото-са, давать благословения демонам, злобным и $авистливым от природы, так лее опасно, как Поить змею МОЛОКОМ"» (Бхаг., 7.10.30).

После того, как Бали Махараджа достиг успеха, несмотря на проклятие Шукрачарьи, Господь Вишну смиренно, но решительно спросил Шукрачарью: «О лучший из брахманов, Шукрачарья, пожалуйста, скажи, какую ошибку допустил твой ученик, Махараджа Бали, совершая жертвоприношение? Эту ошибку можно исправить, если обсудить ее в присутствии достойных брахманов» (Бхаг., 8.23.14).

Способность Кришны красиво изъясняться свидетельствует о том, что Он - в высшей степени культурная и тактичная личность. Он - величайший и в то же время самый маленький. Те, кто еще не достиг высот в духовной жизни, могут воспринимать Его как яркий свет, как нечто символическое или же безличное, однако за пределами Его безграничного величия стоит личность, способная говорить рассудительно и серьезно. Что же касается Его преданных, то с ними Он говорит непринужденно и весело. Он способен говорить прямо или же намеками, в зависимости от того, как будет лучше в данной конкретной лиле.

Господь Кришна будет говорить с нами в соответствии с нашим положением. Лишь немногим выпадет удача лично беседовать с Кришной уже в нынешней жизни. Даже Господу Брахме пришлось некоторое время медитировать на берегу молочного океана, прежде чем он услышал голос Кширодакашайи Вишну в своем сердце. В начале сотворения космоса Брахма услышал только, как с неба раздались два слога: «ma-па»: «совершай аскезу». Довольный усилиями Брахмы, Кришна обменялся с ним рукопожатием и, слегка улыбнувшись, сказал: «Пусть же тебе во всем сопутствует удача. О Брахма, проси у Меня… всего, чего хочешь» (Бхаг., 2.9.21).

Бессмертные наставления Господа Кришны Брахме - прекрасный объект для медита36 ции: «О Брахма, это Я, Личность Бога, суще-.ствовал до начала творения, когда не было г ничего, кроме Меня. Не было тогда и матери-альной природы, причины возникновения ми-Ероздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже , Личность Бога…» (Бхаг., 2.9.33).

Шрила Прабхупада говорит, что существует множество теологов, которые рассуждают о Боге, однако если человек не осознал Высшую Личность и не обрел способности говорить с Ним, он не продвинулся в сознании Бога. Бог Говорит, но не с мошенниками, заявляющими: «Я поверю в Бога только тогда, когда Он предстанет передо мной и заговорит со мной». Бог говорит только со Своими верными слугами.

Речи Господа Кришны запечатлены в ша-сгпрах, и если мы слушаем шастры смиренно, это равносильно тому, чтобы внимать Самому Господу. «А сейчас, о сын Притхи… Я открою Тебе во всей полноте это знание… Поскольку Ты - Мой очень близкий друг, Я открою тебе Высшее и самое сокровенное знание…» (Б.-г., 7.1-2, 18.64).

Сомневающийся может сказать: «Кришна Обращался к Арджуне, а не ко мне; я даже не Присутствовал во время этой беседы». Однако Кришна рассказывает «Бхагавад-гиту» через Арджуну для блага всех живых существ на все Времена. «В Моих глазах любой, кто изучает iTy священную беседу, поклоняется Мне разумом» (Б.-г., 18.70). Кришна говорит со Своими любящими слугами, и всякий, кто слушает эти беседы, обретает освобождение.

Точно так лее и представитель Кришны произносит приятные слова, дарующие освобождение:

«Теперь же я собираюсь поведать этот «Шримад-Бхагаватам» тебе, ибо ты - самый искренний преданный Господа Кришны. Тот, кто с неослабным вниманием и почтением слушает «Шримад-Бхагаватам», обретает непоколебимую веру в Верховного Господа, дарующего освобождение». Бхаг., 2.1.10

«О ученый брахман, несмотря на то, что я соблюдаю полный пост, силы мои не иссякают, ибо я пью нектар послания непогрешимой Личности Бога, текущий рекой из океана твоих речей». Бхаг., 2.8.26

Давайте же продолжать слушать слова Господа и Его чистых преданных. Целиком посвятив себя служению чистым преданным и вознося им искрение молитвы, мы тоже сможем обрести способность - в одной из будущих жизней - говорить с Господом Кришной и трепетать от волнения всякий раз, когда услышим Его слова.

 

 

Высокообразованный

 

Очень разумный

 

Гениальный

 

 

Верховная Личность, Бог, не получает знания от кого-либо еще. Он вечно всезнающ; Он - «самодостаточный философ». Однако приходя в этот мир и совершая Свои игры среди людей, Он рождается от отца и матери, растет и получает образование. Когда Кришна и Баларама прибыли в Матхуру, Васудева и Деваки отправили Их в гуруку-лу Сандипани Муни, где братья освоили все разделы знания.

Кришна и Баларама оказались выдающимися учениками и за шестьдесят четыре дня изучили все науки и искусства, которые необходимо знать человеку. «Днем Они слушали урок по одному их предметов и уже к вечеру в совершенстве усваивали этот предмет» («Кришна», 4.1, гл.45, стр.414).

Когда Их обучение подошло к концу, Кришна и Баларама предложили Своему учителю любое вознаграждение, какое он пожелает. Зная о могуществе Кришны и Балара-мы, Сандипани Муни попросил Их вернуть к Жизни своего погибшего сына. Шри Кришна и Баларама вернули душу мальчика из царства Ямараджи, удовлетворив таким образом учителя и его жену.

Сандипани Муни благословил Их: «Пусть все сказанное Вами всегда остается вечно но-' вым, как поучения Вед. Ваши наставления будут почитать не только в этой вселенной и в эту эпоху, но повсюду и во все времена - они будут наполняться все новым содержанием и никогда не утратят своего значения». Шрила Прабхупада отмечает в связи с этим, что благодаря благословению Его учителя, «Бхагавад-гита» Господа Кришны никогда не устаревает и славится во всех вселенных.

Во время Своих проявленных игр на земле, Господь Кришна неизменно демонстрировал высокую образованность. По случаю жертвенной церемонии, проводимой Его отцом, Васудевой, Кришна обратился к собранию уважаемых мудрецов и аскетов:

«Верховный Господь Кришна торжественно вел Свою речь, и все мудрецы и подвижники молча, с глубочайшим вниманием слушали Его. Они были поражены тем, как Он всего в нескольких словах изложил абсо

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...