Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Питающий пристрастие к Своим преданным

 

Притягательный для женщин

 

 

«Джая! Джая!!» - раздавались приветственные возгласы, когда Кришна появился на арене жертвоприношения в Матхуре. Его любили все.

Можно задаться вопросом: а почему же Его Движение Харе Кришна не пользуется такой же популярностью? Кришну любят просвещенные люди, и это не относится к невеждам, двуногим животным. От мудх Кришну отделяет завеса майи: «Меня же не знает никто».

Когда Кришна вернулся в Двараку, все горожане радостно приветствовали Его: «…пока Тебя не было в городе, наши дни были погружены во мрак. Как во мраке ночи каждое мгновение тянется очень долго, так и в Твое отсутствие каждый миг тянулся для нас миллионы лет. Разлука с Тобой нестерпима» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 223).

Пристрастное отношение Кришны к преданным аналогично одному из предыдущих качеств: «благосклонный к Своим преданным». Любовь Господа к Своим преданным - одно из Его самых замечательных качеств, поэтому оно упоминается вновь с небольшими отличиями. Кришна беспристрастен, но если идет сражение, Он становится на сторону Своего преданного. Он встал на сторону Махараджи Амбариши, когда на того напал Дурваса Муни. Он встает на сторону Индры и полубогов в их противостоянии с асурами.

Господь проявляет благосклонность не только по отношению к выдающимся преданным, упомянутым в «Шримад-Бхагаватам», но и к обычным бхактам. Он одаривает Своей милостью любого, кто совершает хотя бы незначительное преданное служение. «Даже незначительное преданное служение оградит человека от величайшей опасности».

Кришна привлекателен для женщин. «Мой Господь, Ты подобен магниту, а девушки Врад-жа - железу. Куда бы Ты ни пошел, они следуют за Тобой, как железо, влекомое магнитом» («Нектар преданности», гл.21, стр. 224).

Кришна особенно привлекателен для преданных, принадлежащих к Его внутренней энергии. Вид Его тела, Его аромат, вкус нектара с Его уст и звук Его флейты, подобны стрелам, выпущенным из Его лука любви. Когда эти стрелы пронзают сердца гопи, те застывают от изумления.

В одной из молитв, написанных Рупой Госвами, гопи предостерегают: «Если ты хочешь сохранить верность своему мужу и семье, не ходи смотреть на Говинду, стоящего у Вамшивата в лунном свете и играющего на флейте». Многие стихи Десятой песни составлены с точки зрения гопи. Глядя на Кришну их глазами, мир может узнать о том, насколько Он привлекателен.

«Когда Кришна почтительно приветствует Своих любящих друзей, Его глаза слегка вращаются, словно от опьянения. На Нем цветочная гирлянда, а красоту Его нежных щек подчеркивают сияющие золотые сережки и чистота Его лица, имеющего оттенок ягоды бадара. Его радостное лицо подобно повелительнице ночи, луне. Господь Яду величественно шагает, подобно королевскому слону. Так Он возвращается вечером, спасая коров от дневного зноя» (Бхаг., 10.35.25). по

Кришна привлекателен для всех существ, но лишь гопи могут оценить Его красоту в пол-[ной мере. Таково особое положение мадхуръя-лилы. «Не идя по стопам гопи, невозможно обрести служение лотосным стопам Кришны, сына Махараджи Нанды. Тот, кто поглощен мыслями о величии Господа, не достигнет Его лотосных стоп, даже если преданно служит Ему» (Ч.-ч., Мадхья, 8. 230).

 

 

Объект всеобщего поклонения

 

Обладающий всеми достояниями

 

 

Все склонны кого-то боготворить и кому-то поклоняться. Мы можем пытаться не замечать эту склонность в себе или же стараться преодолеть ее при помощи цинизма и пренебрежения. Тем не менее, стремление кому-то поклоняться присуще природе живого существа, и достигает совершенства во взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога.

Шрила Прабхупада затрагивает эту тему в комментарии к «Бхагавад-гите», стих 6.47, анализируя слово бхадж: «Слово "поклоняться" не полностью совпадает со смыслом слова бхадж.. Поклоняться - значит чтить кого-то, оказывать ему почести. Но слова, выражающие идею служения с любовью и верой, используются исключительно в связи с Верховной Личностью Бога. Тот, кто отказывается выражать почтение какому-нибудь полубогу или уважаемому человеку, рискует прослыть невежей, но тот, кто отказался служить Верховному Господу, обрекает себя на жалкое существование».

Итак, поклоняться кому-то естественно. Если проникнуться духом поклонения, можно ощутить духовное удовлетворение. Однако такое поклонение должно быть основано на знании и относиться к гуне благости - лишь тогда мы будем поклоняться Верховному Господу, а не какому-либо полубогу, человеку, демону или привидению. Подобные виды поклонения относятся к низшим гунам природы.

Поклонение Дхрувы Махараджи вначале принадлежало низшим гунам, поскольку его мотивация была материальной. Но следуя наставлениям Нарады Муни, он, в конце концов, получил даршан Господа Вишну, и тогда его поклонение превратилось в трансцендентное служение. Увидев Господа Вишну, Дхрува Махараджа сказал: «Теперь я удовлетворен и не желаю ничего, кроме служения Тебе».

Иногда говорится, что старшие должны не требовать уважения к себе, а заслужить это уважение. Иными словами, мы хотим, чтобы на служение нас вдохновляли возвышенные качества тех, кому мы служим. Нас не при112 кает поклонение, основанное на принуж-ии. Что же касается Шри Кришны, то Он эдновременно и заслуживает нашего уважения и требует его: «Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов» (Б.-г., 18.66).

Кришна в полной мере обладает шестьюдесятью четырьмя качествами, описанными в «Бхакти-расамрита-синдху». На самом деле, у Него безграничное количество качеств, и они не исчерпываются перечисленными в I этой книге. Именно поэтому Кришна достоин i поклонения. Ом тад вшинох паромам падам, i пашйанти сурайо. Как сказано в «Нектаре преданности»: «Кришне поклоняются не только все живые существа, включая даже таких великих полубогов, как Господь Шива и Го-; сподь Брахма, но и экспансии Вишну (проявления Бога), в частности Баладева и Шеша» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 224-5).

Кришна также обладает всеми достояниями. Мудрец Парашара определяет Бога как Бхагавана, того, кто в полной мере наделен шестью достояниями: владеет всеми богатствами, обладает всей силой, славой, красотой, знанием и отрешенностью. Многие обладают богатством, красотой и знанием, однако никто не обладает ими полностью. «Право так говорить о Себе имеет только Кришна, ибо Он - Верховная Личность Бога» (Б.-г., 2.2, комм.).

Хотя Кришне принадлежит все, Он ни к чему не привязан. Отрешенность - одно из Его достояний. Если Господь пожелает, Он может отказаться от того, чтобы Ему поклонялись и прекрасно обходится без этого. Кришна проявил это качество во многих Своих воплощениях; в частности, придя как Нара-Нараяна Риши, Он учил мир отречению.

Придя в облике Господа Чайтаньи, Кришна явил Свое отречение, приняв санньясу. Этим Он показал, что бхакти-йога включает в себя отречение - ваирагйа-видйа ниджа бхакти-йога. Так Господь наслаждается играми со Своими преданными.

Кришна обладает всеми качествами. Он не является «бескачественным», как полагают майявади. Их смущает то, что гуны (качества) неизбежно материальны. Они хотят достичь нирваны и не имеют веры в гиастры и в Бога. Видимо, им никогда не выпадала возможность общения с чистыми преданными Господа - с теми, кто до определенной степени осознал качества Бхагавана Шри Кришны.

Чистый преданный может быть очень доступным, а может лишить нас своего общения. Когда он обращается к нам, живет с нами или пишет нам, мы становимся объектами его милости. Шрила Прабхупада говорил: «Люди говорят, что Бог мертв или что Он лишен качеств, однако вайшнав передает вам Кришну прямо в руки».

Если мы следует наставлениям духовного штеля, Бог будет доволен нами, и однажды явит Себя Своему искреннему слуге: «Вот Я». Только глупец или закоренелый атеист предпочтет этому пути медитацию на ниргуну.

 

 

Почитаемый всеми

 

 

Кто-то обращается к Кришне за защитой,)-то - в поисках знания, кто-то - за благословениями, а кто-то - из чувства преданности. Те же, кто не обращается к Нему, находятся в майе. От милости Кришны зависят;аже полубоги и их почитатели (Б.-г., 7.21-2).

Если Кришна присутствует на каком-либо собрании, Он неизменно возглавляет его. Атеисты и люди, принадлежащие к низшим слоям общества, никогда не соглашаются с этим, и потому все их конференции терпят неудачу. По сути дела, они встречаются только ради того, чтобы бросить вызов Богу.

В «Бхакти-расамрита-синдху» рассказывается о том, как полубоги искали возможности получить аудиенцию Кришны в Двараке. Привратник, впускавший полубогов, в один из очень напряженных дней сказал: «Дорогие Господь Брахма и Господь Шива, прошу вас, подождите на той скамейке. Дорогой Индра, будь добр, воздержись от своих молитв, это вносит беспокойство. Пожалуйста, ожидай своей очереди молча. Дорогой Варуна, пожалуйста, отправляйся восвояси. И вообще, дорогие полубоги, не тратьте своего времени даром. Кришна очень занят, Ему не до вас» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 225).

Господь Кришна пользуется всеобщим уважением не только в течение «четырехлетнего президентского срока» или даже на протяжении всей человеческой жизни. Его почитают вечно. Те, кому это известно, делают Господа Кришну почитаемым божеством своей жизни и потому не видят необходимости склоняться перед так называемыми вождями этого мира.

 

Верховный повелитель

 

 

Данным качеством джива может обладать лишь в ограниченной степени. Если кто-то пытается повелевать всем, это будет выглядеть жалко. Шрила Прабхупада говорил, что все мы до некоторой степени являемся иш-варами. Президент Соединенных Штатов повелевает миллионами людей, лидер религиозной организации - сотнями последователей, муж - женой, а йог - своими чувствами, однако единственным верховным повелителем является Кришна.

«Брахма-самхита»: шиварах паромах кршинах, сач-чид-ананда-enrpaxax. «Чайтаньячаритамрита»: екале ишвара кришна ара саба бхритйа. Кришна - единственный Всевышний: все остальные - Его слуги. Кришнас ту бхагаван свайам. Обладание властью имеет два аспекта: 1) независимость от власти других 2) возможность повелевать другими Господь Кришна удовлетворяет обоим кри териям, причем в безграничной степени. Сво ей энергией времени Он повелевает всеми жи выми существами во вселенной. «Я есть время, и Я пришел, чтобы властвовать над всеми». Однако само время, а также полубоги и их дея тельность во вселенной, подчинены воле Госпо да. «Своими повелениями и с помощью Своей частичной экспансии - Вишну - Ты поддержи ваешь вселенные. Таким образом, о Кришна, враг Камсы, все многочисленные Брахмы и Шивы просто исполняют Твою волю» («Нектар преданности», гл. 21, 226).

 

 

Неизменный

 

 

В «Нектаре преданности» сказано, что индивидуальная душа может обладать пятьюдесятью из шестидесяти четырех качеств Верховного Господа. Но даже этими пятьюдесятью качествами живое существо наделено лишь в незначительной степени, тогда как Верховная Личность Бога обладает ими во всей полноте.

Помимо этих пятидесяти качеств, есть еще пять, которыми могут частично обладать Господь Брахма и Господь Шива. Первое из этих пяти качеств - «неизменный».

Придя в материальный мир, дживы постоянно меняют тела. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Б.-г., 2.22).

Господь Кришна неизменен. «Необходимо также отметить, что обыкновенное существо забывает обо всем, что происходило с ним, потому что вынуждено менять тела, а Господь помнит, так как Его тело, сач-чид-ананда, вечно и неизменно» (Б.-г., 4.5, комм.).

Мы подвержены изменениям - таков закон природы. Однако Господь Кришна - повелитель этого закона изменений. Поэтому Он не подпадает под его власть. Господь Брахма и Господь Шива до какой-то степени тоже неподвластны материальным законам, но поистине неизменен лишь Верховный Господь.

«…Кришна не меняет Своего тела. Он приходит сюда в Своем изначальном теле, и потому не Него не распространяется влияние гунматериальной природы… Хотя Господь иногда и приходит в материальный мир, Он не имеет ничего общего с материальной природой и действует абсолютно независимо, оставаясь трансцендентным. Это отличительное качество Господа». «Нектар преданности», гл. 21, стр. 227. 118

 

 

Всеведущий

 

 

Всеведение - совершенство Бога, признаваемое всеми религиями. Лишь Ему, и никому другому, известно все. В Упанишадах сказано: «Он - величайший, Ему нет равных, и у Него нет никаких обязанностей».

В «Нектаре преданности» дается такое определение: «Всеведущим называют того, кто способен понимать чувства всех людей и знает, что происходит везде и в любое время». Кришна не просто обладает безграничной гъяной, Его волнует жизнь каждого. Он знает природу каждого из нас и наши проблемы. От Него не может укрыться ни одна мелочь.

Во время войны Шри Кришна использовал Свое всеведение, чтобы помочь Пандавам. Он знал, что у Дурьодханы есть пять секретных стрел, которые тот собирался выпустить в Пандавов, и подсказал Арджуне, как их можно забрать. Кришна знал, что Гандхари обладает способностью сделать своего сына, Дурьодха-ну, неуязвимым, всего лишь бросив взгляд на его обнаженное тело. И когда Он увидел, как Дурьодхане идет к ней без одежды, Господь посоветовал ему прикрыть нижнюю часть тела. Так Он обманул Дурьодхану, и нижняя часть его тела осталась уязвимой.

Кришне также были известны мысли шестнадцати тысяч принцесс, плененных Бхаума-сурой. Они хотели выйти замуж за Кришну, и Он согласился исполнить их желание. Ему были известны желания незамужних гопи, которые поклонялись Катьяяни, чтобы выйти замуж за Кришну: «Верховный Господь, зная, о чем мечтают незамужние юные гопи, хотел благословить их и дать им возможность достичь желанной цели» («Кришна», гл. 22, стр. 233-4). Нет ничего, что было бы неизвестно Кришне.

У нас не должно быть никаких сомнений: Кришна знает, что принесет нам высшее благо, и активно работает над нашим освобождением. Он лучше всех знает, как вернуть нас к Нему. Бхактивинода Тхакур молится: «О Гопи-натх, Ты - самый мудрый. Пожалуйста, найди способ, вывести этого глупца на верный путь».

Кришне известны не только прошлое, настоящее и будущее, но и мысли каждого живого существа. Он - олицетворенная мудрость. Он - всеведущий, всепривлекающий, бесконечно сострадательный и безгранично мудрый. Он - величайший и в то же время самый маленький, и Он - вечная личность. Он - любимый сын мамы Яшоды и Махараджи Нанды, гордость мальчиков-пастушков, защитник коров и брахманов, душа гопи и возлюбленный Шримати Радхики. Мы склоняемся к Его лотосным стопам, молим о нектаре Его Святых Имен и служим Его преданным. Мы молимся духовному учителю, открывшему нам истину: «Позволь нам всегда пребывать под твоим покровительством, позволь нам вспоминать бесчисленные качества Шри Кришны и Его окружения».

 

 

Вечно обновляющийся

 

 

«Миллионы преданных постоянно помнят о Кришне и повторяют Его Имя, но никогда не пресыщаются этим…Следовательно, Кришна - вечно обновляющийся» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 228).

В «Брахма-самхите» сказано, что Господь Кришна - Абсолютная Истина, Он не имеет иного источника, Он - старейший и одновременно вечно юный, нава-йауванам. Знание Кришны тоже вечно свежо, и примером тому может служить вечная природа «Бхагавад-гиты». Будучи преданными-неофитами, мы можем не испытывать удовлетворения от регламентированного поклонения, однако нужно всегда отдавать себе отчет в том, что виноваты в этом мы сами. Подлинное преданное служение постоянно приносит новую радость и новые откровения. Нам нужно избавляться от анартх и углублять свое понимание, тогда преданное служение никогда не потеряет для нас новизны.

Гопи Враджа благословлены пурва-рагой. Этим термином называется любовь гопи к Кришне еще до их первой встречи с Ним. Когда Шримати Радхарани впервые слышит Имя Кришны, Его флейту, а затем впервые видит Его Самого, эти ощущения исполнены неповторимой свежести. Она полностью очарована Своим возлюбленным и забывает обо всех Своих обязанностях. И эта пурва-рага сохраняется даже после множества встреч с Кришной. Гопи могут провести с Кришной всю ночь, но на следующий день им кажется, что они никогда не встречались с Ним. «Большинство подруг Кришны были замужем, но поскольку Кришна дружил с ними еще до их замужества, они не могли забыть Его притягательные черты, не потерявшие над ними власти даже после того, как они вышли замуж» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 228-9).

Давайте же молиться о том, чтобы обрести это вечно свежее восприятие Кришны. Мир майи создает множество препятствий для сознания Кришны, но когда мы ощутим постоянно обновляющуюся сладость харинамы, являющую нам все новые и новые истины, мы сможем преодолеть все препятствия.

Я верю в то, что Кришна вечно исполнен новизны, но мое понимание этого качества крайне незначительно. Ничего страшного, продолжай двигаться вперед, слушая ачаръев, и однажды ты увидишь Кришну, олицетворение бесчисленных качеств.

 

 

Сач-чид-ананда виграха

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...