Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История стандартизации. Развитие стандартизации в России

 

Стандартизация возникла в глубокой древности. В Древнем Египте более 5 тысяч лет назад в строительстве использовался кирпич постоянных размеров. Древние римляне применяли принцип единообразия при прокладке водопроводов – трубы были одного постоянного диаметра. Причем отклонение от этого размера каралось строго, вплоть до смертной казни. В Англии в 1324 г. закон установил, что три круглых и сухих ячменных зерна, уложенных по длине, составляют один дюйм, фут состоит из 12 дюймов, ярд – из трех футов. Исходя из этого в 1496 г. был изготовлен основной эталон ядра. Это был латунный стержень восьмигранного сечения.

В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, количество нитей в основе и даже единые требования к сырью, которое использовалось в ткацком производстве.

В 1846 г. в Германии была унифицирована ширина железнодорожной колей, в 1869 г. там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1901 г. в Англии был создан Комитет стандартов. Во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации. Стимулом к этому послужило усиление милитаризации многих государств, потребовавшее большого количества вооружении при соблюдении принципа взаимозаменяемости.

В 20-30 гг. ХХ в. была основана Международная ассоциация по стандартизации (ИСА), работа которой была прервана в 1939 г. в связи с началом второй мировой войны. После окончания войны в 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО). В настоящее время ИСО – одна из самых крупных международных технических организаций.

Россия имеет свою историю стандартизации. Указы Ивана Грозного о калибровке пушечных ядер, бракеражные комиссии Петра I, проверявшие качество экспортируемых Россией древесины, льна, пеньки, промышленные предприятия царской России, устанавливавшие собственные стандарты, и три системы мер (старая русская, дюймовая английская и метрическая), применявшиеся в России долгое время, – все это осталось в прошлом. Система стандартизации современной России сформировалась в советское время и начала меняться в 1990-ые годы.

Первым правовым актом, положившим начало стандартизации в СССР, был декрет «О введении международной метрической системы мер и весов». В 1923 г. был создан Комитет эталонов и стандартов (КЭС), позднее преобразованный в Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Комитет руководил работой наркоматов, разрабатывающих ведомственные стандарты, и утверждал их. Тогда же было введено понятие общесоюзного стандарта – ОСТ. В 1926 г. появились первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат черных металлов и некоторые товары народного потребления. Первый общесоюзный стандарт был принят 7 мая 1926 г. К концу 1930-ых годов насчитывалось уже около 1000 ОСТ.

В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменили порядок утверждения стандартов наркоматами. При Совнаркоме СССР организовали Всесоюзный комитет по стандартизации. На смену общесоюзным и отраслевым стандартам пришли государственные общесоюзные стандарты – ГОСТ. Всего за советское время в системе стандартизации было создано более 50 тыс. нормативных актов: ГОСТ и отраслевых стандартов. В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. в соответствии с Постановлением СМ СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране» от 11 января 1965 г. впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 системы были установлены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

В 1978 г. в соответствии с законом СССР о Совете Министров, принятым Верховным Советом СССР 5 июля 1978 г., был образован центральный орган по стандартизации, получивший наименование Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт).

После распада СССР руководство стандартизацией в РФ осуществлял правопреемник Госстандарта СССР Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Правительство Российской Федерации Федеральным Законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 14) определило национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) (Положение о Федеральном агентстве по техническому регулировании и метрологии, утвержденное постановлением правительства РФ от 17.07.2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулировании и метрологии»).

Принятие ФЗ положило начало реорганизации системы стандартизации, необходимой для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.

Общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ установлены национальным стандартом ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Положения основополагающих стандартов системы стандартизации РФ разработаны для применения Федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.

 

Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, определившим участников работ по стандартизации, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами. С 1 июля 2003 г. закон вступил в действие и отменил ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

Действующая система технического законодательства России является итогом реформы технического регулирования и опирается на положения Конституции РФ «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст. 8, п.1). Незаконное воспрепятствование экономической деятельности преследуется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Любые ограничения прав граждан на экономическую деятельность, в том числе технические ограничения, в соответствии с Конституцией РФ могут осуществляться только на законодательном уровне.

В соответствии с базовой идеологией реформы технического регулирования такого рода требования должны быть исчерпывающим образом представлены в технических регламентах, принимаемых федеральными законами, указами Президента РФ, международными договорами, ратифицированными РФ, постановлениями Правительства РФ.

На сегодняшний день на территории РФ действуют федеральные законы и кодексы, которые относят к документам национального законодательства: ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. с изм. от 21.07.2011 г. № 255-ФЗ), ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 30.12.2006 № 266-ФЗ), ФЗ «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 г. № 2300-I с Изм. от 28.07.2012 № 133-ФЗ), Гражданский Кодекс и Кодекс административных правонарушений. Во исполнение требований законов разработаны и действуют специальные технические регламенты на продукцию и товары, в частности на пищевую продукцию. Для молочной продукции – это ФЗ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и изменение к нему № 163-ФЗ «Федеральный закон о внесении изменений в «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», а также технические регламенты в пищевой промышленности РФ – Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» и Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».

Для реализации требований специальных технических регламентов действует доказательная база основополагающие стандарты системы стандартизации в Российской Федерации серии ГОСТ Р 1. (серия 1 с точкой), межгосударственные и национальные стандарты на продукты, и стандарты содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения ТР и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. В целях оценки соответствия в промышленности широко применяется и техническая документация, содержащая описание, технические требования и идентификационные характеристики продукции, а также параметры технологических операций и режимов. Требования и нормы, изложенные в этих документах, напрямую или косвенно включают сведения, которые должны быть использованы при проектировании текста маркировки.

Иерархическая система документов РФ применительно к объектам пищевой промышленности представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Система документов технического регулирования РФ
1.4 Техническое регулирование. Основные принципы

 

В мире, особенно в странах Европы, вопросам технического регулирования, уделяется должное внимание. За последние 25 лет в странах Европы сформировалась так называемая надлежащая практика технического регулирования. Эта практика заключается в согласованном разделении функций государства и бизнеса. Использование бизнесом гармонизированных стандартов является ключевым знаком в данной практике и позволяет обеспечить, с одной стороны, безопасность и здоровье граждан, а с другой – обеспечивать конкурентоспособность продукции и услуг на международном рынке при снижении барьеров, возникающих при торговле между странами. Повышение интереса к техническому регулированию вызвано глобализацией торговли продукцией и услугами, делокализацией инвестиций, дерегулированием в различных странах, желанием общества защитить окружающую среду, необходимости международной солидарности по противостоянию терроризму и эпидемиям.

Стандартизация является неотъемлемой частью технического регулированияправового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Опыт зарубежных кампаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат от 20 до 40 единиц прибыли. По подсчетам экспертов, эффективное применение технического регулирования позволяет увеличивать долю прибыли в среднем на 0,26 % от ВВП.

Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) недавно был проведен анализ действующей практики технического регулирования в разных странах. Были выявлены концептуальные принципы регулирования, которые должны учитываться в национальных законодательствах разных стран. К данным принципам относят: прозрачность; отсутствие дискриминации; предотвращение неоправданных барьеров в торговле; использование интернационально согласованных мер регулирования; упрощение процедур оценки соответствия; интеграция конкурентных принципов.

Согласование и соблюдение основных положений реформы технического регулирования с международной практикой позволит улучшить качество продукции и услуг, создать необходимые условия для внедрения технологических и технических инноваций. А ведь только инновации способны совершить прорыв в условиях конкурентного рынка. Государство и бизнес должны быть напрямую заинтересованы в эффективном применении методов технического регулирования для обеспечения конкурентоспособности нашей продукции и услуг.

Представляет интерес, насколько реформирование технического регулирования в стране может повлиять на инновационную деятельность в части внедрения технологических и технических инноваций. Хотя в законе «О техническом регулировании» формально нет положений, направленных на реализацию нововведений, на создание новой техники, косвенно этот закон должен содействовать развитию инноваций, появлению конкурентоспособной продукции.

Одной из основных идей ФЗ «О техническом регулировании» является необходимость введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам внедрения новой техники. Важнейшими целями реформирования национальной системы стандартизации при этом являются:

· повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

· обеспечение научно-технического прогресса;

· обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научной технической и технологической безопасности Российской Федерации.

Реформа сферы технического регулирования была необходимой в силу следующих недостатков старой системы:

- громоздкость, противоречивость и непрозрачность привела к тому, что обязательные требования к продукции, процессам производства и т.п. устанавливались многочисленными нормативными актами;

- избыточный охват – основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям является сертификация, и хотя постепенно сокращалась номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации, этот список оставался чрезмерно большим и охватывал более 60 % товарной номенклатуры;

- низкое качество стандартов, которые значительно устарели и перестали соответствовать современным требованиям науки, технологии и международным стандартам;

- неэффективность системы контроля из-за слишком широкого охвата системой обязательной сертификации приводил к тому, что система явно не справлялась с возложенными на нее задачами. В результате, к моменту принятия закона «О техническом регулировании», количество официальных документов превышало 60 тысяч, а, например, плата за сертификацию без учета транзакционных издержек импортеров и экспортеров «перекачивает» из промышленности и торговли суммы, эквивалентные 150 млн. долларов ежегодно.

Одной из важнейших задач закона было приведение в соответствие с ним действующих в этой сфере федеральных законов, а таких законодательных актов, которые надо было привести в соответствие, насчитывалось около 90. Число согласующих органов исполнительной власти, участвующих в этом процессе – более 30 министерств и ведомств. Кроме того, должно было быть пересмотрено около 800 постановлений Правительства Российской Федерации.

В РФ техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, предусмотренных № 184-ФЗ.

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены № 184-ФЗ, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство РФ.

Технические регламенты

 

Технический регламент – документ, который должен быть принят международным договором РФ, ратифицированный в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ. Регламент устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). В России предусматривается функционирование двух видов регламентов – общих технических и специальных технических.

Требования специальных технических регламентов учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо.

Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, … хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам и т.п. не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать обобщенные и (или) конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства…., но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, …, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения целей № 184-ФЗ.

Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов

Технический регламент может содержать специальные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства…, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем).

Технический регламент вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию до дня вступления в силу технического регламента утверждает перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Указанные правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей № 184-ФЗ.

Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

 

Технические регламенты РФ и ТС

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) был подписан 10.10.2000 г. в Астане президентами 10 стран постсоветского пространства. ЕврАзЭС – международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ, входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, единых тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участниками Таможенного союза единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

В 2006 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе трех государств - Белоруссии, России и Казахстана. Страны выработали стратегию развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на территории государств-членов ТС. И уже в июле 2011 г. был введен в действие первый документ Таможенного союза «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)». Документ был разработан в целях реализации положений Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 г., в соответствии с Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств.

Единые санитарные требования как документ, принятый в рамках международного договора, являлся приоритетным по отношению к специальным техническим регламентам РФ, принятым на уровне Федеральных Законов РФ.

В 2007 году учрежденаКомиссия Таможенного союза (КТС)– единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Комиссия учреждена Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в соответствии с Договором от 06.10.2007 г. Местом пребывания Комиссии таможенного союза является город Москва. Комиссия издает нормативные правовые акты – решения, которые подписываются всем составом Комиссии, состоящим из трех уполномоченных государствами лиц.

С 2012 года полномочия Комиссии Таможенного союза переданыЕвразийской экономической комиссия (ЕЭК). ЕЭК – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), основной задачей которого является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП и выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.

В качестве модели при формировании системы технического регулирования ТС была использована модель Европейского Союза (ЕС).

Система документов формировалась постепенно. 01 мая 2010 года решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств приняты важнейшие международные договоры, формирующие договорно-правовую базу Таможенного союза и имеющие непосредственное отношение к объектам молочной промышленности:

ü Соглашения об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза* от 11.12.2009 г. (ратифицировано в РФ 19.05.2010 г. № 96-ФЗ);

ü Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 г. (ратифицировано в РФ 19.05.2010 № 100-ФЗ);

ü Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009 г. (ратифицировано в РФ 19.05.2010 № 93-ФЗ);

ü Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерацииот 18.11.2010 г.

Во исполнение принятых соглашений была начата разработка документов ТС. Так Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 28.05.2010г. №299 были утверждены:

- Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза;

- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);

- Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации(далее – Соглашение) страны договорились проводить согласованную политику в области технического регулирования.

Ниже приведены наиболее значимые принципы Соглашения:

ü ТР ТС имеют прямое действие на таможенной территории ТС.

ü Оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям ТР ТС осуществляется до выпуска ее в обращение.

ü В целях обеспечения сопоставимости результатов оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС Стороны проводят согласованную политику, направленную на обеспечение единства измерений.

ü В целях формирования нормативной правовой базы ТС в области технического регулирования Стороны формируют единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС (далее – единый перечень).

ü Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу ТР ТС или ТР ЕврАзЭС, действуют нормы законодательства ТС и законодательств Сторон в сфере технического регулирования.

ü Стороны не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

ü В случае принятия технического регламента Евразийского экономического сообщества в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического сообщества.

ü Со дня вступления в силу ТР ТС на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются.

ü Для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС могут применяться международные, региональные стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных стандартов) — национальные (государственные) стандарты Сторон.

ü Продукция, в отношении которой принят ТР ТС, выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС.

ü Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Процедуры оценки (подтверждения) соответствия устанавливаются в ТР ТС на основе соответствующих типовых схем.

ü Ответственность за несоблюдение требований ТР ТС, а также за нарушение процедур проведения оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС устанавливается законодательством каждой Стороны.

ü Стороны гармонизируют законодательство каждой Стороны в области установления ответственности за нарушение требований ТР ТС, а также при проведении процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС.

ü Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР ТС проводится в порядке, установленном законодательством каждой Стороны.

Благодаря принятому Соглашению на территории ТС идет процесс формирования единой системы документов с отказом от установления дополнительных национальных требований к продукции и утверждению процедур подтверждения соответствия.

Базовым принципом системы технического регулирования на территории ТС является последовательное разделение требований на:

а) обязательные для соблюдения требования технических регламентов;

б) предназначенные для добровольного применения требования стандартов.

Принципиальный смысл этого разграничения заключается в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень. Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности, требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом.

В течение нескольких лет специалисты трех стран – России, Белоруссии и Казахстана – работали над проектами регламентов ТС, объектами регулирования которых являются: пищевые продукты, пищевые добавки, упаковка и маркировка пищевой продукции. В результате был разработан блок так называемых горизонтальных технических регламентов.

С 01.07.2012 г. введен первый горизонтальный ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (Решение КТС № 769 от 16.08.2011г. с изменениями).

С 01.07.2013 г. введены в действие:

ü ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (Решение КТС № 880 от 09.12.2011г. с изменениями);

ü ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (Решение КТС № 881 от 09.12.2011г.);

ü ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (Решение Совета ЕЭК № 58 от 20.07.2012г., Решение ЕЭК № 258 от 02.11.2012 г.;

ü ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специальной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (Решение Совета ЕЭК № 34 от 15.06.2012г.);

Одновременно разрабатывались и вертикальныетехнические регламенты на объекты пищевой промышленности. С 01.07.2013 г. введены в действие:

ü ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» (Решение КТС № // от 09.12.2011г.);

ü ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» (Решение КТС № 883 от 09.12.2011г.);

ü ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (Решение КТС № 882 от 09.12.2011г.).

В соответствии с Решениями Совета ЕЭК приняты и вступают в силу с 01 мая 2014 года вертикальные ТР ТС:

ü ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (Решение Совета ЕЭК № 67 от 09.10.2013 г., Решение Коллегии ЕЭК № 297 от 10.12.2013 г.);

ü ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» (Решение Совета ЕЭК № 68 от 09.10.2013 г.).

 

Требования межотраслевых горизонтальных регламентов являются общими для больших групп продукции или процессов ее производства. Так технический регламент «О безопасности пищевой продукции» содержит общие требования безопасности всех пищевых продуктов, а вертикальные ТР ТС 033/2013 и ТР ТС 034/2013 – дополнительные требования безопасности и качества к конкретным видам молочной и мясной продукции соответственно.

Основная цель регламентов ТС – установление на единой таможенной территории единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее безопасности, упаковки, маркировки, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребите

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...