Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Детско-юношеский центр

«Антей»

УТВЕРЖДЕНА

На педагогическом совете

«___» _________ 201_ г.

 

Директор _________ В.А.Шатрова

 

Образовательная программа

«СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ»

Возраст обучающихся – 4-6 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Маховик Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

Пермь

2013 г.

Содержание

 

Введение

 

1. Пояснительная записка

· Актуальность программы

· Цели и задачи программы

· Организация образовательного процесса

· Возрастные особенности обучающихся

· Специфика обучения

· Условия реализации программы

· Прогнозируемый результат

· Критерии эффективности реализации программы

· Техника безопасности на учебном занятии

 

2. Учебно-тематический план

 

3. Содержание программы

 

4. Упражнения

 

Список литературы

 

Приложение

 

Введение

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребёнка занимает важное место. В современной подростковой среде сегодня всё чаще отмечается рост интереса к экстремальным видам спорта, так как они дают возможность подростку самоутвердиться, реализовать свои желания и возможности, стать успешным среди сверстников.

Спортивное скалолазание - исключительно гармоничный и разноплановый вид спорта. При занятиях скалолазанием идет нагрузка на все группы мышц, тренируются равновесие, координация, гибкость и растяжка. Спортсмен учится произвольному, рациональному управлению своим телом. Взаимная страховка развивает чувство ответственности. Совместные занятия вырабатывают у спортсменов чувство локтя, товарищества, взаимовыручки. Занятия скалолазанием дают уверенность в собственных силах, душевное равновесие. Выезды на тренировочные сборы позволяют детям адаптироваться к сложным природным условиям, дают возможность научиться принимать решения в экстремальной ситуации, формируют самодисциплину и самоконтроль.

Секция спортивного скалолазания клуба «Антей» работает 4 года. Ежегодно в секцию приходит до 50 ребят. В процессе обучения происходит физическое развитие личности ребёнка, прививается любовь к природе, формируется чувство коллективизма. Систематические занятия скалолазанием благоприятно отражаются на развитии вестибулярного аппарата, так как основная трудность при подъёме состоит в сохранении равновесия, поскольку площадь опоры у скалолаза маленькая.

При занятиях скалолазанием всегда есть возможность падения, срыва, поэтому такой вид спорта способствует воспитанию таких ценных личностных черт характера, как смелость, решительность, уверенность в своих силах, способность принимать самостоятельные решения.

В связи с высокой востребованностью ранней физической подготовки детей, стремлением родителей к формированию у детей необходимости ведения здорового образа жизни – возрастной состав воспитанников секции ежегодно становится моложе.

Содержание, методика проведения и планирование учебных занятий по скалолазанию должны учитывать разные возрастные особенности детей, уровень их физического развития и физической подготовленности. Соответственно появилась потребность в открытии подготовительных групп, где обучаются дети дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

 

Пояснительная записка

 

Спортивное скалолазание в системе дополнительного образования детей как вид спорта пользуется большой популярностью у детей и родителей. Однако имеющиеся образовательные программы по данному направлению рассчитаны на детей старшего школьного возраста, требуют интенсивных тренировок и физической подготовки. Новизна данной программы в её направленности на дошкольный возраст детей, в отборе содержания, ориентированного на развитие двигательной активности ребёнка посредством освоения простых скальных маршрутов.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения и спортивные игры, которые способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию морально-волевых качеств. Занятия спортивными упражнениями и играми создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Программа имеет спортивно-оздоровительную направленность. В процессе обучения у ребёнка появляется возможность физически окрепнуть, познакомиться с новым для него видом спорта, научиться общаться в коллективе со сверстниками, преодолевать первые трудности, развивать морально-волевые качества, необходимые спортсмену: целеустремлённость, упорство, ответственность, усидчивость, трудолюбие.

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия скалолазанием с детьми дошкольного возраста в большей части имеют оздоровительный, развивающий характер, а не спортивный. Заниматься спортом в прямом смысле слова, который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов для детей дошкольного возраста не рекомендуется. Участие в спортивных соревнованиях возможно только при следующей установке: соревнования – это специальный вид тренировки, игра. Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание на занятых местах, это может вызвать у ребенка психологическую травму, комплекс неполноценности. Но отдельные элементы соревнования в ходе проведения занятий не только возможны, но и целесообразны.

 

Цель программы:содействие развитию двигательной активности детей дошкольного возраста через освоение основ спортивного скалолазания на начальном этапе.

 

 

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить начальной технике лазания (преодоление простейших «скальных» маршрутов в условиях скалодрома клуба «Антей»).

 

Развивающие:

  • Создать условия для развития координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
  • Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.

 

Воспитывающие:

  • Содействовать созданию сплочённого детского коллектива.
  • Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т. д.)
  • Воспитать бережное отношение к окружающей среде

 

Программа рассчитана на 1 год для детей в возрасте 4-6 лет, позволяет познакомить обучающихся с базовой техникой передвижения по простым трассам, работе в группе, в паре, развивать коммуникативные способности.

В подготовительные группы принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Для обучающихся данного возраста и обеспечения на учебных занятиях безопасных условий оптимальным количеством детей в группе является 6-10 человек. Небольшой состав группы при высокой двигательной активности обучающихся позволяет педагогу минимизировать возможность травматизма.

Занятия имеют практико-ориентированный характер, проводятся на скальных тренажёрах ДЮЦ «Антей» два раза в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Недельная нагрузка на одного ребёнка в соответствии с учебным планом не превышает требований санитарно-гигиенических норм.

 

Организация образовательного процесса

 

Занятия скалолазанием для детей дошкольного возраста направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовки детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со скалолазанием, закладывание азов правильной техники.

Тренировки носят общефизический характер, подготовка к соревнованиям носит игровой характер. Настоящие соревнования, где борьба ведётся за метры, секунды, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка дошкольного возраста.

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации образовательной программы необходимы:

§ скалодром с искусственным рельефом со специальным половым покрытием, вентиляцией и освещением;

§ наличие специального оборудования: достаточное количество зацепок для монтирования трасс, репшнуров для вязания узлов;

§ страховочные системы маленького размера;

§ некоторое количество развивающих игр и книг.

 

 

Прогнозируемый результат

 

К концу обучения по программе обучающиеся должны:

Знать:

· правила техники безопасности при проведении тренировок;

· очерёдность действий и команд при лазании с верхней страховкой;

· некоторые пункты правил соревнований (количество попыток, особенности старта и финиширования).

Уметь:

· правильно ставить ноги;

· менять ноги на зацепках;

· проходить простые короткие трассы траверсом и вверх;

· слушать инструктаж перед выполнением задания;

· надевать страховочную систему.

 

Содержание программы

Тема №2. Хваты руками.

Хваты руками - это варианты удержания зацепки, требующие минимальных усилий и обеспечивающие оптимальный результат.

Удержание зацепки сверху является самым простым и естественным. Если конфигурация зацепки наиболее «ухватиста» с нижней стороны, то, разворачивая кисть ладонью вверх и подхватывая зацепку снизу, мы берём зацепку «подхватом». Если зацепку более удобно брать с боковой стороны, при этом, немного откидываясь корпусом в противоположную сторону, то говорят, что эту зацепку надо «брать в откидку». Использование небольшой по площади, но заглублённой зацепки требует удержания её кончиками пальцев (ногтевой фалангой), при этом кисть должна быть расположена как можно ближе к стене, или даже касаться стены вторым суставом пальцев. Небольшая, неявная зацепка требует удержания первой-второй фалангой пальцев, стараясь при этом, чтобы площадь соприкосновения была максимальной.

Тема №7. Правила соревнований.

Для проведения тренировочных соревнований внутри группы, для участия в настоящих соревнованиях клуба «Ирбис», городских или краевых, детям необходимо знать основные пункты правил соревнований. Во-первых, нужно знать, сколько попыток даётся спортсмену для прохождения трассы, во-вторых, условия старта, и, в-третьих, условия финиширования. По возможности педагог должен сопровождать юных спортсменов на соревнованиях от разминки до старта и далее до объявления результатов выступления, если такой возможности нет, то сопровождение должны осуществлять родители, т.к. юные спортсмены легко теряются, забывают правила соревнований, путаются в порядке выступления возрастных групп, стартовых номеров и т.п. Необычная обстановка соревнований, конечно же, является дестабилизирующим фактором, если ребёнок остался без поддержки взрослых.

Упражнения

Упражнения вводной части

Разминочные упражнения можно выполнять под декламацию соответствующих движениям стихотворений (Приложение 1).

1. Быстрая ходьба.

2. Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

3. Повороты головы: а) вправо-влево,

б) вперёд-назад.

4. Вращения кистями.

5. Вращения в локтевых суставах.

6. Вращения в плечевых суставах.

7. Наклоны вперёд.

8. Прогибания назад.

9. Боковые наклоны.

10. Махи ногами.

11. Вращения в тазобедренном суставе.

12. Вращения в коленных суставах.

13. Вращения стопой.

14. Хождение на внешней, внутренней стороне стоп и на пятках.

 

Базовые упражнения

1. Разучивание стойки (постановки ног), стоя на полу.

2. «Пружинка» (взяться руками за зацепки, поставить ноги на зацепку/зацепки, сделать приседания как можно ниже).

3. Упражнения на «шведской стенке» (повисеть, оторвав ноги от пола).

4. Упражнения на зацепах (повисеть, оторвав ноги от пола).

5. Подъём вверх по «шведской стенке» с разворотом стопы внутренней стороной к стене.

6. Отработка правильной координации рук и ног при лазании вверх на шведской стенке.

Скалолаз отталкивается поочерёдно, то одной, то другой ногой и двигается плавно. Нога ставится на зацепку на высоте голени или колена, стопа развёрнута внутренней стороной наружу. Толчок «нижестоящей» ногой быстрый, энергичный, нога выпрямляется в колене, отрывается от зацепки. Вес тела переносится на поднятую ногу, одновременно опорная нога выпрямляется в колене, и свободная нога ставится на зацепку на высоте голени или колена.

Хват руками наиболее оптимален на высоте груди или лица, при движении вверх, хват руками осуществляется над головой. При зашагивании на зацепку опорные для рук зацепки опускаются вниз, поэтому для оптимизации равновесия следует перехватиться руками за вышерасположенные зацепки.

Детям трудно одновременно отталкиваться ногой, подтягивать себя на руке, сохранять равновесие. Обращая внимание на отталкивание ногой и равновесие, ребёнок упускает из вида движение рук, и наоборот. Как подводящее движение используется лазание по шведской стенке, имитация лазания стоя на полу.

При спуске лазанием вес тела переносится на одну ногу, которая начинает медленно сгибаться в колене. Свободная нога опускается вниз до соприкосновения с зацепкой и принимает на себя вес тела. При выполнении приседания на опорной ноге зацепки для рук уходят вверх, когда удержание этих зацепок препятствует опусканию вниз, следует перехватиться руками за зацепки на уровне солнечного сплетения и т.д.

Спуск лазанием предпочтительнее спрыгивания с тренажёра по нескольким причинам. Во-первых, малышам сложно бывает группироваться при приземлении, нет соответствующих навыков. Во-вторых, дети дошкольного возраста не в состоянии долго сохранять внимание по отношению ко всем остальным занимающимся и контролировать безопасность своего местоположения. При спрыгивании есть опасность ударить стоящего внизу ребёнка и удариться самому. В-третьих, спуск лазанием продлевает время мышечного напряжения, тренируя, таким образом, руки, ноги, координацию, равновесие.

 

Подвижные игры, эстафеты

При проведении эстафет необходимым становится наличие умения действовать по сигналу.

1. Пролезть небольшой траверс, закрепившись на зацепке, бросить игрушку следующему участнику, слезть и вернуться к команде.

2. Догони меня. Первый участник начинает лезть траверс, второй старается его догнать, стартуя через несколько секунд.

3. Таблицы. Участник встает на зацепки, закрепляется и на висящей рядом таблице одной рукой показывает пары соответствующих понятий: а) корова – теленок; б) курица – червяк; в) птица – гнездо и т.п.

4. Дети делятся на две команды. Каждый участник должен пролезть небольшую трассу до финишной отметки, затем вернуться лазанием к месту старта и передать эстафету следующему участнику. Исключительно наглядной и эмоциональной получается такая эстафета, когда финишная зацепка является общей для обеих команд, когда движение на трассах идёт навстречу друг другу.

Деление на команды можно осуществлять, используя считалки и скороговорки, дети с удовольствием заучивают новые считалки, предлагают свои считалки и скороговорки (Приложение 2).

 

Задания на расслабление, восстановление дыхания

 

1. Дети становятся в круг, в середину круга кладётся мяч. Один из ребят, кого называет педагог, закрывает глаза и делает поворот кругом. Затем он должен, не глядя пройти до мяча и ударить по нему ногой. Это упражнение способствует развитию ориентации детей в пространстве.

2. Руки поднять вверх – вдох, наклон вперёд – выдох.

3. Руки развести в стороны – вдох, сводя руки, обнять себя – выдох.

4. Руки поднять медленно вверх – вдох, медленно опускать руки вниз – выдох.

5. Дети ложатся на маты, закрывают глаза и 1-2 минуты лежат, слушая колыбельную или стихотворение. (Приложение 3).

 

Примерное распределение учебного материала в течение учебного года представлено в таблице 1. Возможно внесение изменений в содержание занятий с учётом физической подготовленности детей, обучающихся в группе. Например, достаточно часто у детей встречается боязнь высоты. Лазание с верхней страховкой вызывает страх, несмотря на то, что в тренажёрном классе на этой же высоте они двигаются достаточно уверенно. В таких случаях долю лазания с верёвкой следует несколько сократить. Терпение и тактичность, как правило, с течением времени позволяют снять острые проявления страха высоты. Наличие же боязни на незнакомых скалах и тренажёрах является проявлением здорового чувства осторожности и характерно даже и для опытных спортсменов.



Таблица 1. Учебный план (физическая нагрузка)

Содержание занятий (недели)
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
1.Постановка ног + + + + +                                                              
2.Хваты руками + + +                                                                  
3.Смена ног на зацепках + + + + + +                                                            
4.Приседания на зацепках + + +       +       +                                                  
5.Координация движений при подъёме + + + +                                                                
6.Лазание коротких трасс + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
7.Надевание системы               + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
8.Вязание узла «восьмёрка»                       + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
9.Привя-зывание к страховочной верёвке узлом «восьмёрка»                           + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
10.Команды, применяемые при лазании с верёвкой                       + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
11.Хваты микрорельефа                                             + + +       + + + + + + + +
12.Откидки                     + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
13.Подхваты               + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
14.Тестовое лазание                           +         +         +         +         +    
15.Правила соревнований и соревнованя         + + +                             + + +                          
16.Игровые задания + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Список литературы

 

 

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просвещение, 1983.

2. Кенеман А.В. и др. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.

– М.: Просвещение, 1985.

3. Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов. 100 ответов. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001.

4.Тридцать три пирога. Сборник. – М.: Детская литература, 1973.

Что-нибудь посвежее???

 

Приложение 1

Для различных заданий (марширование, прыжки, повороты головы) подобраны стихотворения, которыми можно сопровождать выполнение соответствующих упражнений:

 

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд.

Барабанщик очень рад.

 

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

 

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый!

А.Барто «Барабан»

 

 

Поехали, поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскочку

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

 

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

 

- Был на квартиру налёт?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

 

- Значит, это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада.

Оказалось,

Я напрасно волновалась!

Э.Успенский «Всё в порядке»


Приложение 2

При делении на команды или определении очерёдности в качестве игрового момента на учебном занятии возможно использование считалок и скороговорок.

 

Считалки


Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела –

Мужу двое, себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

 

На зелёном кусту,

на дубовом мосту

По лебедю крылатому,

По волку лохматому.

Волк в лес бежит,

Лебедь за море

Летит!

 

Раз, два, три, четыре,

Посчитаем дыры в сыре!

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нём одна дыра,

Значит, вкусным был вчера!

 

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети

И кричали:

«Кук! Мак! Кук! Мак!

Убирай один кулак!»

 

Скороговорки

 

Конь вороной Чего хочешь:

Или хомут золотой? Льда или снега?

 

Шар катить Что тебе нужно:

Или воду лить? Арбуз или дыню?

 

Дома быть Сахару кусочек

Или по морю плыть? Или аленький платочек?

 

Сено косить Из речки ерша

Или дрова рубить? Или из лесу ежа?

 

Коня ковать Чего тебе дать:

Или двор подметать? Мармелад или шоколад?

 

Кого возьмёшь:

Медведя лохматого

Или лося рогатого?


Что возьмёшь:

Ниточку или иголочку?

 

Приложение 3

 

Лошадка-качалка

По имени Глаша,

Малышка- лошадка

Весёлая наша.

Любит качаться

Всю ночь и весь день,

Даже во сне ей

Качаться не лень.

 

Сладкое засыпание –

Вперёд-назад качание,

Сопение, зевание,

И глазками слипание.

Эти – Дети

 

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться –

Глазки закрывай. Баю-бай!

 

Ночь в лесу. Темно и тихо.

Птицы спят, и звери спят.

И в норе своей ежиха

Уложила спать ежат.

 

На перинках из листочков

И подушках из вьюнка

Ёжик-сын и ёжик-дочка

Спят, напившись молока.

И.Новикова

 

Бом-тили-бом! Бом-тили-бом!

Будешь упрямиться – стукнешься лбом.

Если не вовремя ляжешь в кровать –

Утром противно вставать.

 

Вот почему важен режим,

Вот почему мы к подушкам бежим

И телевизору машем рукой:

«Спи, отдыхай, дорогой!»

 

Бом-тили-бом замер в тиши,

Куклы уснули и карандаши.

 

Всё до утра затихает кругом.

Бом-тили-бом-тили-бом!

Бим-бом!Бом-бим!
Не беспокоить – мы спим!

Г.Васильев, А. Иващенко

Спит зайчонок на опушке,

Из травы видны лишь ушки.

Тихо шепчет лес тенистый:

«Ты, зайчонок, самый быстрый».

В. Степанов

 

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

А.Барто

 

Детско-юношеский центр

«Антей»

УТВЕРЖДЕНА

На педагогическом совете

«___» _________ 201_ г.

 

Директор _________ В.А.Шатрова

 

Образовательная программа

«СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ»

Возраст обучающихся – 4-6 лет

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Маховик Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

Пермь

2013 г.

Содержание

 

Введение

 

1. Пояснительная записка

· Актуальность программы

· Цели и задачи программы

· Организация образовательного процесса

· Возрастные особенности обучающихся

· Специфика обучения

· Условия реализации программы

· Прогнозируемый результат

· Критерии эффективности реализации программы

· Техника безопасности на учебном занятии

 

2. Учебно-тематический план

 

3. Содержание программы

 

4. Упражнения

 

Список литературы

 

Приложение

 

Введение

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребёнка занимает важное место. В современной подростковой среде сегодня всё чаще отмечается рост интереса к экстремальным видам спорта, так как они дают возможность подростку самоутвердиться, реализовать свои желания и возможности, стать успешным среди сверстников.

Спортивное скалолазание - исключительно гармоничный и разноплановый вид спорта. При занятиях скалолазанием идет нагрузка на все группы мышц, тренируются равновесие, координация, гибкость и растяжка. Спортсмен учится произвольному, рациональному управлению своим телом. Взаимная страховка развивает чувство ответственности. Совместные занятия вырабатывают у спортсменов чувство локтя, товарищества, взаимовыручки. Занятия скалолазанием дают уверенность в собственных силах, душевное равновесие. Выезды на тренировочные сборы позволяют детям адаптироваться к сложным природным условиям, дают возможность научиться принимать решения в экстремальной ситуации, формируют самодисциплину и самоконтроль.

Секция спортивного скалолазания клуба «Антей» работает 4 года. Ежегодно в секцию приходит до 50 ребят. В процессе обучения происходит физическое развитие личности ребёнка, прививается любовь к природе, формируется чувство коллективизма. Систематические занятия скалолазанием благоприятно отражаются на развитии вестибулярного аппарата, так как основная трудность при подъёме состоит в сохранении равновесия, поскольку площадь опоры у скалолаза маленькая.

При занятиях скалолазанием всегда есть возможность падения, срыва, поэтому такой вид спорта способствует воспитанию таких ценных личностных черт характера, как смелость, решительность, уверенность в своих силах, способность принимать самостоятельные решения.

В связи с высокой востребованностью ранней физической подготовки детей, стремлением родителей к формированию у детей необходимости ведения здорового образа жизни – возрастной состав воспитанников секции ежегодно становится моложе.

Содержание, методика проведения и планирование учебных занятий по скалолазанию должны учитывать разные возрастные особенности детей, уровень их физического развития и физической подготовленности. Соответственно появилась потребность в открытии подготовительных групп, где обучаются дети дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

 

Пояснительная записка

 

Спортивное скалолазание в системе дополнительного образования детей как вид спорта пользуется большой популярностью у детей и родителей. Однако имеющиеся образовательные программы по данному направлению рассчитаны на детей старшего школьного возраста, требуют интенсивных тренировок и физической подготовки. Новизна данной программы в её направленности на дошкольный возраст детей, в отборе содержания, ориентированного на развитие двигательной активности ребёнка посредством освоения простых скальных маршрутов.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения и спортивные игры, которые способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию морально-волевых качеств. Занятия спортивными упражнениями и играми создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Программа имеет спортивно-оздоровительную направленность. В процессе обучения у ребёнка появляется возможность физически окрепнуть, познакомиться с новым для него видом спорта, научиться общаться в коллективе со сверстниками, преодолевать первые трудности, развивать морально-волевые качества, необходимые спортсмену: целеустремлённость, упорство, ответственность, усидчивость, трудолюбие.

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия скалолазанием с детьми дошкольного возраста в большей части имеют оздоровительный, развивающий характер, а не спортивный. Заниматься спортом в прямом смысле слова, который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов для детей дошкольного возраста не рекомендуется. Участие в спортивных соревнованиях возможно только при следующей установке: соревнования – это специальный вид тренировки, игра. Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание на занятых местах, это может вызвать у ребенка психологическую травму, комплекс неполноценности. Но отдельные элементы соревнования в ходе проведения занятий не только возможны, но и целесообразны.

 

Цель программы:содействие развитию двигательной активности детей дошкольного возраста через освоение основ спортивного скалолазания на начальном этапе.

 

 

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить начальной технике лазания (преодоление простейших «скальных» маршрутов в условиях скалодрома клуба «Антей»).

 

Развивающие:

  • Создать условия для развития координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
  • Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей.

 

Воспитывающие:

  • Содействовать созданию сплочённого детского коллектива.
  • Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т. д.)
  • Воспитать бережное отношение к окружающей среде

 

Программа рассчитана на 1 год для детей в возрасте 4-6 лет, позволяет познакомить обучающихся с базовой техникой передвижения по простым трассам, работе в группе, в паре, развивать коммуникативные способности.

В подготовительные группы принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Для обучающихся данного возраста и обеспечения на учебных занятиях безопасных условий оптимальным количеством детей в группе является 6-10 человек. Небольшой состав группы при высокой двигательной активности обучающихся позволяет педагогу минимизировать возможность травматизма.

Занятия имеют практико-ориентированный характер, проводятся на скальных тренажёрах ДЮЦ «Антей» два раза в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Недельная нагрузка на одного ребёнка в соответствии с учебным планом не превышает требований санитарно-гигиенических норм.

 

Организация обра<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...