Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж.




ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

ИСКУССТВО

СТАРОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

ИСКУССТВО АССИРИИ

ИСКУССТВО

НОВОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ АХЕМЕНИЛОВ

ИСКУССТВО ПАРФИИ

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ САСАНИДОВ

Территория Передней Азии включает в себя очень разные природ­ные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тигра, которую гре­ки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкаю­щие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древ­ности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечатель­ные произведения искусства.

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, пред­ставления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, вы­ходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; ра­зобраться в нём современному человеку непросто: Символикой наполнены не только сцепы из жизни богов, но и изображения исторических собы­тий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубе­же IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период — несколько тысячелетий.

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповтори­мый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячеле­тий до н. э. О происхождении шуме­ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче­летия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес­плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от­дельным государством со своим пра­вителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли­няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред­ставления и мифы.

Архитектурных памятников Шу­мерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не бы­ло ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго­вечного материала — необожжён­ного кирпича. Самыми значитель­ными из дошедших до наших дней построек (в небольших фраг­ментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200— 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной



 

глиняной платформе, которая за­щищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные пло­щадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы­вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Припод­нятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерастор­жимой связи Неба и Земли. Храм -низкое толстостенное прямоуголь­ное здание с внутренним двором -не имел окоп. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприно­шений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими кры­шами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также сво­ды и купола. По такому же принци­пу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее рас­пространённым типом скульптуры был адора'нт (от лат. «adore» — «по­клоняться»), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сло­женными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкру­стировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне­египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность — это условность изо­бражения.

Стены шумерских храмов укра­шались рельефами, повествовав­шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по­вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру­сов. События разворачивались пе­ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя

всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа мо­жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изо­бразительном наследии принадле­жит глиптике — резьбе по драго­ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра­нилось множество шумерских рез­ных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща­тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе­чатях сюжетов посвящено противо­борству различных животных или фантастических существ. Для жите­лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма­ны, дарили храмам, помещали в за­хоронения.

В конце XXIV в. до н э. террито­рию Южной Месопотамии завоева­ли аккадцы. Их предками считают­ся семитские племена, поселившиеся

Лувр, Париж.

о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном пра­вителе города Урука в Шумере. Про­изведений изобразительного искус­ства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз под­вергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изо­бражающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные при­ёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его зако­нов. Стелу венчает рельеф, запечат­левший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи ат­рибуты царской власти.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изобра­жения становится совершенно иной. Примером тому служит не­большой рельеф из Вавилона, пред­ставляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструмен­те, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэ­ты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями му­зыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного ва­вилонского наследия.

Оба стиля изображения при­чудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоё­ванном и разрушенном Хаммурапи, Сцены из жизни богов представля­ют собой строгие, лишённые движе­ния композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в рос­писях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

ИСКУССТВО АССИРИИ

О существовании Ассирии — мощно­го, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета прости­рались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали за­долго до её археологического откры­тия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы жестоко расправлялись с противни­ком: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабст­во десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время за­воеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художест­венные принципы чужеземного мас­терства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство при­обрело неповторимый облик.

На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна за­ключалась в отношении к архитек­турному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция царя Саргона II (722— 705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дво­рец, возведённый на высокой плат­форме. Его окружали мощные стены высотой в четырнадцать метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его па­радный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей швду — крылатых быков с человече­скими лицами.

Украшая покои в царских двор­цах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде ис­кусства собственный стиль. Глав­ные особенности ассирийского рель­ефа сформировались к IX в. до н. э.,

Из Вавилона.

Фрагмент.

VI в. до н. э.

Государственные музеи,

Берлин

7 1

родных мест; среди них были и древние иудеи. Однако к Вавилону в древности относились почтитель­но. Его не постигла страшная участь Ниневии. Персидский царь Кир II Великий, в 539 г. до н. э. захвативший страну, не разрушил Вавилон, а тор­жественно вошёл в город как побе­дитель, отдавая тем самым должное его великому прошлому.

Фрагмент. VI в. до н. э.

Государственные музеи, Берлин.

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

ИСКУССТВО

СТАРОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ

ИСКУССТВО АССИРИИ

ИСКУССТВО

НОВОВАВИЛОНСКОГО

UAPCTBA

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ АХЕМЕНИЛОВ

ИСКУССТВО ПАРФИИ

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ САСАНИДОВ

Территория Передней Азии включает в себя очень разные природ­ные зоны: Междуречье — долину рек Евфрата и Тигра, которую гре­ки называли Месопотамией, полуостров Малая Азия и примыкаю­щие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древ­ности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечатель­ные произведения искусства.

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, пред­ставления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, вы­ходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов; ра­зобраться в нём современному человеку непросто: Символикой наполнены не только сцепы из жизни богов, но и изображения исторических собы­тий: их понимали как отчёт человека перед богами за свои деяния.

История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубе­же IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, охватывает огромный период — несколько тысячелетий.

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповтори­мый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячеле­тий до н. э. О происхождении шуме­ров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысяче­летия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бес­плодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был от­дельным государством со своим пра­вителем и армией.

Шумеры создали и уникальную форму письменности — клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых гли­няных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне, Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные пред­ставления и мифы.

Архитектурных памятников Шу­мерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не бы­ло ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долго­вечного материала — необожжён­ного кирпича. Самыми значитель­ными из дошедших до наших дней построек (в небольших фраг­ментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200— 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной

 

глиняной платформе, которая за­щищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные пло­щадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделы­вали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Припод­нятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерастор­жимой связи Неба и Земли. Храм -низкое толстостенное прямоуголь­ное здание с внутренним двором -не имел окоп. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой — стол для жертвоприно­шений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими кры­шами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также сво­ды и купола. По такому же принци­пу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее рас­пространённым типом скульптуры был адора'нт (от лат. «adore» — «по­клоняться»), который представлял собой статую молящегося — фигурку сидящего или стоящего со сло­женными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкру­стировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне­египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность — это условность изо­бражения.

Стены шумерских храмов укра­шались рельефами, повествовав­шими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о по­вседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких яру­сов. События разворачивались пе­ред зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста — только царя

всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа мо­жет служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой.

Особое место в шумерском изо­бразительном наследии принадле­жит глиптике — резьбе по драго­ценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохра­нилось множество шумерских рез­ных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тща­тельно выстроенной композицией. Большинство изображённых на пе­чатях сюжетов посвящено противо­борству различных животных или фантастических существ. Для жите­лей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисма­ны, дарили храмам, помещали в за­хоронения.

В конце XXIV в. до н э. террито­рию Южной Месопотамии завоева­ли аккадцы. Их предками считают­ся семитские племена, поселившиеся

Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тысячелетия до н. э. Лувр, Париж.

*Арка, свод и купол — выпуклые архитектурные конструкции, используемые для перекрытия проёма в стене или пространства между колоннами (арка), зданий и сооружений раз­нообразной конструкции (свод, купол).

**Инкрустация — украше­ние поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т. д., которые отличаются от неё цветом или материалом.

 

 

Во время раскопок, проводившихся в Уре в 20-х гг. XX в. под руководством английского археолога Леонарда Вулли, были обнаружены многочисленные погребения, в которых оказалось несметное количество ценностей. Поражали гробницы и обилием человеческих останков — по-видимому, жертвоприношений. Поэтому захоронения назвали «царскими», хотя так и не установили, кто же был погребён в них в действительности. Здесь были найдены две доски, образующие как бы двускатную крышу, с изображениями военного похода и ритуального пира, выполненными в технике мозаики, — так называемый «штандарт из Ура». Точное его назначение неизвестно.

«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600 г. до н. э. Британский музей, Лондон.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09; просмотров: 1626

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...