Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период «перестройки»

11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев, который начал радикальные перемены в советском обществе. Он создал новую команду политиков, куда вошли Е. Лигачев, Н. Рыжков, Б. Ельцин, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев и другие.

С 1986 г. начались подлинно тектонические сдвиги в советском обществе. Упрощается выезд из СССР, освобождается из ссылки академик А.Д. Сахаров и еще более 100 диссидентов, начинается процесс реабилитации всех жертв сталинских репрессий. В год 70-летия Октября реабилитируются объявленные Сталиным злейшими врагами народа Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев и др. Понятия гласности и демократизации становятся краеугольными камнями новой политики.

М.С. Горбачев первоначально провозглашает курс на ускорение развития экономики и ликвидацию так называемого «механизма торможения». Все усилия партии и правительства были сосредоточены на реализации задач ускорения научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора. XXVII съезд КПСС охарактеризовал предшествующий период как застойный и принял основные направления плана экономического и социального развития страны на 1986-1990 гг. и на период до 2000 года, которые были выдержаны в традиционном русле.

Пытаясь решить задачу повышения качества промышленной продукции, правительство учредило органы госприемки, что привело в основном к увеличению бюрократического аппарата и отзыву из производства большого числа специалистов. Принятый ранее закон о государственных предприятиях, расширявший свободу хозяйственной деятельности, на практике не давал результатов. В стране отсутствовали полноценные рыночные механизмы и посредническая инфраструктура для товарно-сырьевых операций, сбыта продукции. Закон об индивидуальной трудовой деятельности разрешил гражданам работать в сфере кустарных промыслов, торговли и услуг. В январе 1987 г. вступила в действие новая система начисления заработной платы, которая была более тесно связана с результатами труда и предполагала растущую дифференциацию в оплате. Постановления правительства о принципах создания смешанных предприятий совместно с капиталистическими и развивающимися странами открывали дорогу инвестициям из-за рубежа. Постановления о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления и услуг, о долгосрочной аренде, о банковской деятельности в сочетании с законом о государственном предприятии, предполагавшим выборы директора, создание системы хозрасчета и самофинансирования, - все это создавало принципиально новую атмосферу в стране. Пленум ЦК в марте 1989 г. принимает весьма реалистическую, с элементами рынка, аграрную программу. Принимается закон, признающий право трудящихся на забастовки. Создается Федерация независимых профсоюзов СССР. В декабре 1989 г. принимается программа экономических реформ, предусматривающая поэтапный переход к регулируемой рыночной экономике.

Но неожиданно выяснилось, что вновь созданные кооперативы и совместные предприятия, пользуясь несовершенством социально-рыночной системы, резко активизировали не всегда законную деятельность по получению прибыли не за счет новых производств или повышения производительности труда, а использования недостатков в управлении и других внеэкономических способов обогащения. Резко усилился теневой сектор экономики, превратившийся в широкомасштабный криминальный бизнес, жаждавший своей будущей легализации. Ситуация еще более осложнилась в результате аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армении, потребовавших колоссальных средств и ресурсов на ликвидацию последствий. Сказалась также неудачная антиалкогольная кампания, увеличившая бюджетный дефицит. Единственное, в чем режим М.С. Горбачева достиг заметных результатов, - это в кадровой политике. Горбачев осуществил тотальную смену кадров, которая привела в ряде случаев к резкому снижению компетенции политического руководства. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей обкомов КПСС.

Однако все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли, в принципе, обеспечить экономический эффект, ибо для этого нужно было проводить широкомасштабную экономическую реформу под контролем сильной центральной власти. М.С. Горбачев не имел сколько-нибудь серьезного научного представления о содержании необходимых реформ и даже этим гордился. Он писал, что нельзя «навязывать обществу готовые схемы и загонять жизнь, реальную действительность в прокрустово ложе схем». Исходя из этого положения, М.С. Горбачев считал главным сам факт, что «процесс пошел», забывая о том, что надо иметь конкретные ориентиры и ясные суждения о том, куда этот процесс идет, четкие представления о темпах движения, его пределах и опасностях и т.п. М.С. Горбачев допустил серьезнейший стратегический просчет, начав политическую реформу, развертывание идеологического плюрализма, прежде чем добился сколько-нибудь заметных успехов в экономических преобразованиях.

В 1987 г. лозунг «обновления социализма» был дополнен концепцией перестройки на основе демократизации, который был с радостью воспринят населением, предполагавшим, что речь действительно идет о конвергенции социальных достижений социализма и общечеловеческих демократических ценностей. Однако, как позднее публично признавались М.С. Горбачев и особенно А.Н. Яковлев, они тайно от партии вкладывали в эту концепцию идею уничтожения Коммунистической партии и Советского государства. В отличие от них, открыто на понимании перестройки, как процессе разрушения социализма, настаивали представители бывших диссидентских кругов и творческой московской интеллигенции. Естественно, что убежденные коммунисты не могли так воспринимать трактовку перестройки и предприняли ряд попыток ее критики и разоблачения. Одной из таких попыток была публикация в начале 1988 г. при одобрении Е.К. Лигачева статьи-письма профессора Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Эта статья содержала наряду с консервативными тезисами и критику реальных просчетов политики «перестройки».

В 1987 г. были введены альтернативные с тайным голосованием выборы ответственных партийных работников. В ходе объявленной демократизации в стране развернулась мощная идеологическая кампания по разоблачению сталинизма, который в общественном мнении все более отождествлялся с социализмом. Была введена политика гласности, отменена цензура, обеспечена свобода творческих союзов и объединений и свободная критика существующей политической системы. СМИ стали выполнять функции катализатора оппозиционной деятельности, выступая против коммунистических ценностей и идеалов, составлявших основу национально-государственной идеологии. Публикуются произведения А. Солженицына, А. Платонова, М. Булгакова, В. Шаламова, А. Домбровского, А. Рыбакова, В. Гроссмана, многочисленных публицистов, жестко и зло критикующих советскую систему. В стране происходит глубокая и не всегда оправданная переоценка истории СССР. Пользуясь широкой поддержкой интеллигенции и прессы, М.С. Горбачев провел ряд преобразований в управлении государством, которые еще больше ослабили существующую политическую систему и сделали перестройку формально неуправляемой. Но она управлялась по другим – антисистемным законам, при прямой поддержке средств массовой информации зарубежных стран и соответствующих государственных структур геополитических противников СССР. Об этой поддержке прямо и непосредственно сообщал в конгрессе США спустя несколько лет президент США Дж. Буш (старший).

На XIX партконференции, состоявшейся в середине 1988 г., были приняты решения о реформировании политической системы. Впервые были сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. Получив санкцию конференции на политические преобразования, М.С. Горбачев и его команда сразу провели очищение ЦК от старой «партийной гвардии» – всего более 100 человек, включая ряд членов Политбюро. М.С. Горбачев избирается вместо А. А. Громыко Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Обновленное руководство приступило к формированию новой представительной двухуровневой советской системы. Высшим органом власти становился Съезд из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депутатов (1500) выбиралась от населения по округам, а 750 от общественных организаций: КПСС, профсоюзы и т.д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент Верховный Совет.

I Съезд народных депутатов (май-июнь 1989 г.) избрал М.С. Горбачева на высший государственный пост Председателя Верховного Совета СССР, однако одновременно обнаружилось наличие оппозиции из числа интеллигенции. На съезде была создана Межрегиональная депутатская группа (388 человек), которая стала мозговым центром и штабом движения «Демократическая Россия». Лидерами оппозиции стали сначала академик А.Д. Сахаров, а затем Б.Н. Ельцин. Одновременно в рамках КПСС возникла так называемая Демократическая платформа. Сущность платформы партийной и внепартийной оппозиции заключалась в том, чтобы сделать Советы единственным полновластным государственным институтом. КПСС должна была отказаться от монополии на власть, стать парламентской партией и участвовать в борьбе за власть наравне с другими партиями на демократической основе. СССР как «советская империя» должен распасться на возможно большее число территорий. Наряду с этими требованиями в программе оппозиции было много популистских предложений (замораживание цен, реформа без ухудшения положения народа). В стране появились эмбрионы многопартийности, в частности, «Демократический союз», «Память», конституционно-демократическая, либерально-демократическая, республиканская и другие партии, стоящие на антикоммунистических позициях.

Коммунистическая номенклатура раскололась на ряд группировок. Консервативное крыло (И.К. Полозков, Н.А. Андреева) выступало за ограничение масштабов перестройки и сохранение политических основ социалистической государственности по типу китайских реформ. Демократическое крыло в КПСС (А.Н. Яковлев, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов) требовало доведения перестройки до крушения социализма и «советской империи». М.С. Горбачев и его окружение пытались проводить центристскую политику, допуская бесконечные колебания, но, в итоге, не смогли сформировать принципиального курса и потеряли политическую инициативу.

В 1990 г. в стране начался новый этап глобального социально-поли­тического кризиса, непосредственно приведший к гибели советской государственности. По стране прокатилась волна кровавых межнациональных конфликтов - в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Сухуми, Баку, Тбилиси, Цхинвали. В ряде случаев столкновения были спровоцированы представителями националистических организаций с целью форсирования отделения своих республик от СССР. Прибалтийские республики заявили о своем суверенитете, и их примеру готовились следовать радикальные российские демократы. Собираясь противостоять напору деструктивных сил, М.С. Горбачев принимает решение упрочить свое положение в качестве Президента СССР. Для того чтобы обеспечить поддержку большинства делегатов III съезда народных депутатов СССР, М.С. Горбачев согласился на отмену 6 статьи Конституции о руководящей роли КПСС. Съезд народных депутатов избирает Президентом СССР М.С. Горбачева.

Важным реформаторским шагом было создание института профессионального парламентаризма. В рамках советских структур из числа депутатского корпуса создавались более узкие Верховные Советы при Съездах, Малые советы при областных советах. Создание таких органов, бесспорно, повышало уровень самостоятельности выборных органов и делало советскую власть действительно советской. Но время ее было на исходе. Запоздалые реформы в условиях обострения системного кризиса не могли остановить процесс, принимавший формы настоящей революции (или контрреволюции – в зависимости от мировоззренческой позиции).

В СССР в 1989-1990 гг. произошла смена ориентиров в экономике. Группа академика А. Абалкина предложила осуществить в течение ряда лет переход к «регулируемой рыночной экономике». Группа Г. Явлинского и С. Шаталина предложила программу «500 дней», предполагавшую за два года осуществить приватизацию экономики и становление рынка. Новое правительство В.С. Павлова начало подготовку к экономической реформе на основе синтеза предложений, но социально-экономическая ситуация практически вышла из-под контроля.

В России начались массовые забастовки, особенно в шахтерских регионах. Под руководством демократической интеллигенции в феврале состоялись антиправительственные митинги в Москве и ряде других городов. В марте 1990 г. состоялись выборы народных депутатов РСФСР, которые составили Съезд народных депутатов. На съезде состоялись выборы Председателя Верховного Совета РСФСР, которым стал Б.Н. Ельцин. Б. Ельцин и его сторонники стремились к ликвидации контроля центра над РСФСР вплоть до выхода России из Союза для того, чтобы развязать руки для проведения радикальных капиталистических реформ. 12 июня 1990 г. была принята Декларация «О государственном суверенитете РСФСР», которой провозглашалось верховенство законов РСФСР над законами СССР.

С этого времени возникло своеобразное двоевластие Союзного и Российского центров со своими органами управления, с разными идейно-политическими ориентирами. В рамках суверенной России оформилась самостоятельная компартия, лидеры которой заняли позицию полного неприятия идей «перестройки» и политики союзного центра во главе с Президентом СССР, объективно подрывая и без того робкие усилия М.С. Горбачева по сохранению Союза.

Состоявшийся в июле 1990 г. XXVIII съезд КПСС выявил раскол партийных рядов. Еще накануне съезда прошел учредительный съезд компартии РСФСР. На съезде Б.Н. Ельцин демонстративно вышел из КПСС. Съезд принимает Программное заявление и новый устав, в котором официально допускается создание платформ внутри партии.

Новое правительство России И.С. Силаева выступило против концепции формирования в течение пяти лет регулируемой рыночной экономики, а Б.Н. Ельцин настаивал на немедленных радикальных преобразованиях на основе программы «500 дней». В сентябре Верховный совет РСФСР спешно принял эту программу, а также серию постановлений и указов, отстаивающих право республиканских властей управлять народным хозяйством России без ведома Союзного центра. Под эгидой Горбачева была создана компромиссная программа по стабилизации экономики и ее реформированию. Однако Ельцин охарактеризовал эту программу как бесперспективную главным образом потому, что она предполагала сохранение СССР и не допускала ликвидации старой системы управления прежде, чем возникнет новая структура экономических связей на основе рынка. Ельцин требовал решительного уничтожения административно-командной системы.

В конце 80-х - начале 90-х гг. сложилось уникальное сочетание кризисных объективных социально-экономических условий и неблагоприятных субъективных личностных и партийных факторов, которые в совокупности обусловили неожиданно трагический финал для СССР. В это время в стране наблюдается управленческий коллапс, приведший к ряду кризисов. В 1990 г. был получен рекордный урожай в 240 млн. тонн, и в этих благоприятных условиях вдруг начался хлебный кризис. В стране был избыток табачных продуктов, но начался табачный кризис. Летом 1990 г. была обнародована «Программа действий-90», предусматривавшая создание комитетов гражданского действия, изоляцию государственных структур с помощью забастовок, пикетов, митингов, демонстраций, кампаний гражданского неповиновения, явочной приватизации с помощью особых групп. Состоявшийся 20-21 октября съезд движения «Демократическая Россия» объявил своей задачей уничтожение КПСС как политической силы. Было принято решение о взятии принципиального курса на дестабилизацию государственного управления и отрытую социальную конфронтацию в обществе и, в конечном счете - на захват власти. К концу 1990 г. управление экономикой было фактически парализовано, и ее состояние стало просто катастрофическим. В крупных городах вводятся карточки. Правительство пытается принять экстренные меры по спасению страны. Разрешаются прямые иностранные инвестиции в российские предприятия, вводится коммерческий курс рубля, увеличиваются процентные ставки на рублевые вклады. Создается фонд стабилизации экономики, проводится реформа цен, разрешается создание индивидуальных хозяйств без введения частной собственности на землю. Но экономическая ситуация в России только ухудшалась.

Президент СССР пытается укрепить свои президентские полномочия, но получает обвинения в подготовке личной диктатуры. Глубину раскола в обществе усугубили трагические события в Литве и Латвии в январе 1991 г., приведшие фактически к выходу республик из СССР. Вопрос судьбы СССР стал главной проблемой, которую следовало немедленно решить. М.С. Горбачев пытается сохранить Союз. 17 марта 1990 г. Верховный Совет СССР организовал первый в истории страны референдум по вопросу о сохранении СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. По итогам референдума, несмотря на активную контрпропаганду всех демократов, выступавших против Союза, за сохранение Союза высказалось 76,4 % населения и 80% явившихся на выборы избирателей. 12 июня 1991 г. прошли срочно организованные выборы Президента РСФСР, в ходе которых победу одержал Б. Ельцин.

Понимая сложившуюся ситуацию, М.С. Горбачев пытается ускорить создание Союза Суверенных Государств. Новый проект предусматривал чисто формальное единое государство, которое фактически не являлось даже конфедерацией, так как все права и полномочия оставались за республиками, а центр получал эфемерные консультативные функции. Консервативные лидеры увидели в проекте основу для легитимного развала СССР, а радикальные демократы, тем не менее, считали его недопустимой уступкой коммунистической идее Союза Республик.

На 20 августа было назначено подписание нового союзного договора. Однако19 августа было объявлено, что в связи с «болезнью» Горбачева и невозможностью исполнения им обязанностей Президента СССР был создан комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли высшие легитимные руководители государства вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов и восемь министров Правительства СССР. От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых было заявлено о необходимости защиты Конституции и Союзного государства от экстремистских сил. ГКЧП ввел в Москву войска, рассчитывая деморализовать противников Советского Союза и социализма, но от штурма здания Верховного Совета РСФСР, где находился Б. Ельцин, ГКЧП отказался в виду неизбежности жертв. Президент РСФСР объявил создание ГКЧП незаконным, а его указы преступными. В глазах граждан России Б.Н. Ельцин стал символом демократии и свободы, а ГКЧП - организатором «августовского путча».

Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической элиты, еще раз показавшей свою неспособность решить актуальную задачу сохранения Советского Союза как естественно-исторической федерации и сверхдержавы. С другой стороны, разгром «путча» позволил приступить к радикальной либерально-демократической реформации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...