Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 11. Общество как социальная система.

Понятие общества.

Структурные уровни общества.

Исторические типы общества.

Развитие общества.

Понятие общества.

В социологии понятие «общество» имеет широкое, универсальное значение. Как отмечал Г. Зиммель, оно имеет смысл очевидно только в том случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей.

Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность».

Общество- исторически сложившаяся система социального взаимодействия людей, оно возникает намного раньше страны и государства. Страна –это территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство- политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. Общество- социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Общество- устойчивая совокупность людей, занимающая определенную территорию, объединенная прямыми или опосредованными взаимодействиями, общей культурой и системой управления, испытывающая чувство единства и не зависящая от других обществ. В этом определении обозначены важнейшие признаки общества:

· наличие территории, на которой осуществляется взаимодействие индивидов;

· устойчивость и интенсивность этих взаимодействий;

· их регуляция на основе определенной системы ценностей и норм;

· способность к самостоятельному обеспечению;

· независимость от других обществ;

· способность к саморазвитию, органичному включению новых поколений людей в систему социальных отношений.

 

Решающим для общества является не число его членов, а уровень их интегрированности и сплоченности, культурной близости, степень согласия в общих принципах, ценностях и идеалах, на основе которых реализуются социальные взаимодействия.

Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему его изучения. Рассмотрение общества как системы характерно для многих видных социологов.

Как известно, система- это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного системообразующего элемента, лежащего в основе теоретической конструкции.

Для Э. Дюркгейма главным системообразующим элементом общества, целостность которого обеспечивается коллективным сознанием, является «социальный факт», под которым он понимает «всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение». «Социальные факты», по мнению Э. Дюркгейма, являются той реальностью, которую можно наблюдать, а, следовательно, изучать. «Социальные факты» многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д. Рассматривая общество как систему «социальных фактов», можно, полагал Э. Дюркгейм, определить рычаги его воздействия на индивидов.

У К. Маркса системообразующим элементом является социальное отношение как непосредственное выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности: общество, по его мнению, не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Характер социальных отношений определяет специфику, как самого общества, так и сущностных качеств самих людей.

М. Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия. Он выделяет четыре вида социального действия; целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное, которые определяют складывающиеся отношения господства-подчинения, а также характер самого общества. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды действия; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение.

Наличие разных подходов к структурированию общества объясняется сложностью самого феномена. Перечислим только основные виды организации социальной жизни, совокупность которых собственно и составляет общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли.

 

Структурные уровни общества.

Структуру общества образуют устойчивые и повторяющиеся взаимодействия. В структурной композиции общества можно выделить три уровня, причем каждый последующий уровень организует и упорядочивает предыдущий:

· первый, базовый, структурный уровень общества составляют статусно- ролевые позиции, определяющие формальные и неформальные взаимодействия индивидов. Чем больше в обществе статусно- ролевых позиций, тем оно сложнее;

· второй структурный уровень образуют социальные институты, общности, организации, упорядочивающие и связывающие между собой статусно- ролевые позиции, обеспечивающие их воспроизводство;

· третий, социетальный уровень представлен культурой и политической властью, которые оказывают влияние на все элементы системы.

 

Рассмотрим механизмы взаимодействия данных уровней. Культура объединяет в единое целое общество (социальные институты) и человека как носителя социальных статусов. Она задает общую направленность развитию институтов изнутри, т.е. на основе ценностей, целей и интересов человека, сформировавшегося в определенной культурной среде. В свою очередь, индивид осваивает ожидаемые от него ролевые модели поведения и учится безболезненно переходить от одной статусной позиции к другой, выполняя в течение дня роли сына, пассажира, студента, покупателя, друга, зрителя и др.

Кроме культуры, в поддержании единства всех структур общества немаловажную роль играет политическая власть, опирающаяся на закон, обладающая правом на насилие и множеством других рычагов воздействия (экономических и политических), позволяющих ей добиваться проведения своей воли в тех случаях, когда воздействия культуры уже недостаточно и нормы морали требуют нормативной поддержки. Политическая власть регулирует взаимодействия различных социальных сил, нейтрализует групповые конфликты, предотвращает кризисные явления, узаконивает деятельность формальных институтов, групп и организаций. Ее роль в современном обществе столь велика, что кризис политической власти способен привести к распаду общества. Так культура и политическая власть влияют на другие структурные уровни и элементы, обеспечивают их единство и целостность и укрепляют тем самым общество.

Общество предстает перед нами как сложная система, состоящая из взаимосвязанных между собой и упорядоченных элементов, самовоспроизводящаяся и саморазвивающаяся за счет внутренних и внешних взаимодействий, во время которых происходит обмен энергией, информацией, саморегулирующаяся за счет перегруппировки и переориентирования социальных взаимодействий и отношений.

Любая система стремится к самосохранению и для этого выполняет функции, каждая из которых также может рассматриваться как специфическая системная характеристика общества:

· функция адаптации к внешней среде (приоритеты в ее реализации принадлежат экономическим институтам);

· целедостижение (самоконтроль)- поддержание своей целостности за счет обратного воздействия на окружение, осуществляемого сознательно и целенаправленно (ведущая роль в реализации этой функции принадлежит политическим институтам);

· функция поддержания образца – способность системы воспроизводить себя, сохранять внутреннюю структуру (ведущую роль в ее осуществлении играют институты образования, семьи);

· интегративная функция- сплочение индивидов вокруг единой системы ценностей.

Выполняя эти функции, общество создает достаточный запас прочности, способно поддерживать равновесие, формирует условия для безболезненного включение всех новообразований в ранее сложившуюся систему связей и отношений.

 

 

Исторические типы общества.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию:

· согласно марксистской традиции, тип общества (общественно-экономическая формация) определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет;

· по наличию письменности выделяют дописьменные и письменные общества;

· на основании доминирующей в социуме религии можно говорить об исламском, буддийском и христианском обществах;

· Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с характерными для них способами получения средств существования, выделив общества охотников и собирателей, садоводческие и скотоводческие общества, аграрные и промышленные;

· Общество также делят на доиндустриальное (традиционное), индустриальное и постиндустриальное (или современное). Соответственно, в доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало- сельское хозяйство, в индустриальном – промышленность, в постиндустриальном – знания, информация.

 

Наиболее популярной в современной социологии является концепция, в создание которой в разные годы внесли вклад М. Вебер, Е. Поппер,

Т. Парсонс, Д. Белл, А. Турен. В ней выделяются три типа обществ: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (два последних объединяются понятием «современное общество»).

Доиндустриальным (традиционным) считается общество, основанное на примитивном сельскохозяйственном труде, имеющее архаические формы организации социальной жизни, консервативное, регулирующее поведение индивидов на основе традиций.

Переход к индустриальному обществу занял несколько сотен лет и получил название модернизации. Считается, что индустриальное общество ведет сове летоисчисление со времен промышленной революции XVIII в., зародившейся в Англии и затем получившей распространение во Франции и Германии. Становление этого общества было подготовлено гуманистическими идеями эпох Возрождения и Просвещения, а также протестантизмом. Экономическая и технико-технологическая база была сформирована промышленным переворотом, социально-политическая основа заложена буржуазными революциями. Различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация вызревает внутри общества и отражает его духовные ориентиры, проблемы, противоречия, потребности (органический характер носили первые буржуазные реформы XVIII века). Напротив, неорганическая модернизация – это способ «догоняющего» развития, предпринимаемый с целью преодолеть отставание от более развитых обществ (например, Петровские реформы, индустриализация в СССР, перестройка в 1985 г.). Неорганическая модернизация осуществляется по зарубежным «эскизам»: с приглашением специалистов, закупкой оборудования и привлечением иностранных инвестиций. Это касается не только экономических преобразований, но социально-политических реформ. Однако, следует помнить, что реформы только тогда будут успешными, когда они учитывают традиции и менталитет общества, в рамках которого осуществляются. В этом смысле органическая модернизация глубже и эффективнее, ее результатами общество пользуется длительное время.

Концепции постиндустриального общества возникли в 60-е годы XX в. Они отражали существенные изменения в экономической, социально-политической и духовной жизни, были связаны с ростом престижа интеллектуального труда, развитием науки и высокой ценностью информации. Изменились также социокультурные потребности населения, их ценностные ориентации.

Представленные подходы различных авторов к типологии общества свидетельствуют о необычайном разнообразии, неповторимости и сложности существующих в современном мире обществ.

 

Развитие общества.

Ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации, от простых форм к сложным называется социальным прогрессом. Регресс – это разрушение социальных связей, снижение уровня организации и темпов развития общества, его деградация и саморазрушение.

Решить проблему направленности совершающихся в обществе изменений пытались еще в древности. Для Платона, Аристотеля и Полибия история общества представлялась как циклический круговорот, проходящий одни и те же стадии, подобно смене времен года. Гесиод и Сенека рассматривали историю общества как регресс, уход от «золотого века». В христианстве развитие общества трактуется как реализация воли Бога, направленной на спасение человеческой души. И только с началом развития капиталистических отношений, в XVIII веке, появляются оптимистические представления о всесилии человеческого разума и необходимости решительно избавляться от оков прошлого и уверенно двигаться вперед.

В разное время внимание к идее прогресса проявляли такие мыслители, как Вольтер, А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Кант, Г. Лессинг и др. Смысл их концепций состоял в том, что, несмотря на разного рода коллизии, человечество и отдельные общества развиваются поступательно, совершенствуются, т.е. прогрессируют. В основе их прогресса лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии искусства, науки и техники.

Первым кто сформулировал и обосновал рационалистическую теорию прогресса, был А. Тюрго. Он утверждал, что в отличие от природы, где господствуют неизменные законы, повторяемость и круговорот одинаковых явлений, общество- это мир изменчивости и новизны. Человеческий род с момента своего возникновения развивается прогрессивно: смягчаются нравы, просвещается разум. Человечество шествует, хотя и медленными шагами к совершенству.

Скорость прогресса, по А. Тюрго, зависит от сочетания обстоятельств и талантов людей. Если бы известные нам исторические личности попали в сове время в другие жизненные обстоятельства, они не смогли бы проявить своих дарований. Если бы Х. Колумб или И. Ньютон умерли в младенчестве, то Америка еще долго не была бы открыта и физики не знали бы законов классической и небесной механики.

Французский философ, математик и политический деятель ж. Кондорсе связывал идею прогресса с верой в бесконечность возможностей разума и духовное развитие человека, уничтожение в будущем неравенства между нациями и классами.

Идеи А. Тюрго и Ж. Кондорсе нашли продолжение у К. Сен-Симона и его школы, считавших прогресс универсальным и объективным законом, управляющим людьми независимо от их воли. Поэтому будущее общество («золотой век») будет основано на обязательности труда и предоставлении возможности трудиться каждому, а также на братской любви и взаимопомощи.

Под влиянием рационалистических взглядов на прогресс в социологию внедрялись важные идеи историзма, социальной эволюции и динамики, социального процесса и инновации. Но в то же время понятие прогресса, как и социального закона, содержало в себе долю фатализма и наивного детерминизма. Социальный закон в понимании социальных философов представал как довлеющая над людьми «историческая необходимость», существующая независимо от действий людей, а задача социологии состояла только в ее познании и использовании.

В современной социологии понятие «закон» используется осторожно, подчеркивается его вероятностный характер. Стремясь выразить устойчивые связи в социальных явлениях и процессах, социологи говорят не об открытии «неизменных естественных законов», а о выявлении и исследовании принципов и зависимостей, тенденций и типов. Так, современная наука отмечает следующие устойчивые тенденции в развитии общества.

· Ускорение исторического процесса. Эта тенденция является результатом кумулятивных (накопительных) процессов, в результате которых новое поколение не повторяет жизнь предыдущих; используя накопленный опыт, технические изобретения и научные открытия, оно развивается более быстрыми темпами. Катализаторами этих процессов в разное время выступили открытие письменности, создание печатного станка, возникновение средств массовой информации;

· Неравномерность общественного развития. Различные общества в конкретный исторический момент находятся на разных стадиях развития: с индустриально развитыми соседствуют районы, сохранившие доиндустриальный уклад; западные регионы более развиты, чем восточные; северные имеют более высокие технико-технологические показатели, чем южные. Объяснение кроется как в особенностях природной среды (благоприятный климат, наличие природных ископаемых), так и в социокультурных характеристиках народов, их сплоченности и организованности, специфике принципов, определяющих отношение к окружающему миру (активное или пассивное, потребительское или компенсирующее). Оказывается, важно не только иметь природные ископаемые, но и рачительно ими пользоваться;

· Развитие и усложнение потребностей общества. Удовлетворение различных потребностей человека объясняет побудительные мотивы его деятельности. Человек- единственное существо, которое не только пользуется природной средой, но и активно познает ее и изменяет, моделирует;

· Усложнение общества по мере его развития. Удовлетворяя свои потребности, люди переходят от механической солидарности к органической, углублению разделения труда, все большей его специализации, появлению разветвленной системы социальных институтов и усложнению палитры социальных статусов и ролей. Результатом этого процесса является углубление социальных различий, образование множества социальных слоев, групп и уровней власти.

Эти тенденции развития общества не содержат в себе никаких оценок, а лишь в теоретической форме отражают совокупность социальных фактов. Такой подход соответствует требованиям научности. Кроме того, прогресс сопровождается побочными эффектами, нередко имеет негативные последствия, и это не позволяет однозначно оценить его результаты. Кроме того, действительное значение социальных изменений нередко проявляется только спустя десятки лет. Поэтому достаточно сложной является проблема определения критериев прогресса.

Проще всего оценит изменения в сфере материальной культуры, где они зримы и подлежат количественной оценке. Мы можем наблюдать прогрессивные изменения в орудиях труда и предметах быта людей. Но прогресс требует от человека платы за полученные блага. Расплатой за комфорт является экологический кризис, истощение природных ресурсов, гиподинамия, рост числа сердечно-сосудистых заболеваний и появление новых болезней, перед которыми медицина пока бессильна. Такова цена прогресса.

И если отдельные количественные показатели (например, высокий уровень дохода на душу населения) внушают нам чувство удовлетворения, для полноты картины мы должны принять во внимание и субъективные оценки людей: довольство своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне. В нестабильном обществе даже высокий уровень благосостояния не может компенсировать человеку его тревогу за будущее детей.

Все это свидетельствует о многомерности понятия «прогресс» и сложности его измерения. Кроме того, не все факты подлежат «взвешиванию». Невозможно, например, определить прогрессивность многих явлений в сфере духовной культуры. Так, нельзя сказать, что одна религия лучше другой или искусство одного народа превосходит искусство другого. Они разные и не поддаются сравнению по критериям «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Но это не значит, что постановка вопроса о критериях прогресс вообще безосновательна. Научная социальная мысль нашла философское решение этой проблемы, связав критерий прогресса с гуманистической трактовкой цели социального развития. С точки зрения данного подхода, прогрессивным считается такое развитие, которое способствует утверждению в людях человечности, расширяет их свободу, предоставляет возможности для творческой самореализации. Несмотря на войны и кризисы, история свидетельствует о том, что общество развивается прогрессивно, т.е. прогресс абсолютен, а регресс относителен.

Развитие общества происходит в виде реформ и революций.

Реформа- это вариант постепенного развития, когда происходит преобразование отдельных сторон жизни общества и не затрагивается социальная система в целом. Реформы могут проводиться в экономике и политике, науке и образовании.

Революция – это совокупность преобразований во всех сферах общественной жизни, преследующих цель коренного изменения социальных основ. Революция в первую очередь осуществляет смену власти, а затем новая власть проводит социальные реформы. Реформы и революции могут быть прогрессивными или регрессивными. Революция осуществляется обычно по инициативе и под руководством оппозиционных движений или партий при непосредственном участии народных масс. По своим последствиям революции бывают глобальные и локальные.

Одной из важнейших проблем функционирования общества является поддержание его равновесия. Для этого общество стремится направить поведение индивидов в рамки статусно-ролевых отношений и научить их следовать нормативным предписаниям. Контроль процесса и его регуляцию осуществляют социальные институты. Они поддерживают целостность социальной системы и обеспечивают ее воспроизводство. Однако для ее развития необходимы изменения, основным источником которых является социальное творчество – созидательная деятельность людей, которая может нарушить сложившееся равновесие.

Кроме того, в обществе на разных его уровнях нередки отклонения, которые при неблагоприятных обстоятельствах могут приобрести угрожающие масштабы. Если при этом защитные механизмы социальных институтов ослабевают, может начаться процесс саморазрушения, ярким примером которого является аномия.

Процессы развития по-разному протекают в стабильном и кризисном обществах. Если для стабильного общества инновации не несут угрозу разбалансирования, то для общества, находящегося в состоянии аномии, они могут быть разрушительными.

Итак, общество обладает не только механизмами самовоспроизводства, но и способностью изменяться, развиваться.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Раскройте понятие «общество» в социологии.

2. Назовите основные признаки общества.

3. По каким критериям можно выделять типы общества?

4. Какова природа социальных изменений?

5. В чем суть и смысл социального прогресса?

6. По каким параметрам различаются революция и реформа?

7. Какие типы исторических обществ выделяют в социологии?

8. Назовите основные признаки доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ.

 

Литература:

 

1.Американская социологическая мысль. М., 1994.

2.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3.Гидденс Э. Социология. М., «Эдиториал УРСС», 1999.

4.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

5.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002.

6.Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф.А. Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2002.

7.Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1996.

8.Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1977.

9.Смелзер Н.Дж. Социология. М.: «Феникс», 1994.

10.Социология: Основы общей теории. Под. ред. Осипова Г.В.М.: «Мысль», 1998.

11.Фролов С.С. Основы социологии. М., «Гардарики», 1999.

12.Энциклопедический социологический словарь/Под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова.- М.: ИСПИ РАН, 1995.

 

Ключевые понятия:

 

yy. государство

zz. общество

aaa. социальный прогресс

bbb. социальная революция

ccc. социальная система

ddd. реформа

eee. страна

fff. модернизация

ggg. индустриальное общество

hhh. постиндустриальное общество

iii. инновация

jjj. глобализация

kkk. социетальный уровень

lll. институциональный уровень

mmm. статусно-ролевой уровень

 

 

 

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...