Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компоненты политической культуры
Квинтэссенцию политической культуры составляют ее идеологические, социально-политические и социально-психологические компоненты, определяющиеся общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями и образованиями. Они характеризуются относительной устойчивостью, имеют тенденцию к воспроизводству. Эти компоненты включают, как правило, ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, составляющих ее институтов и организаций, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические нормы поведения, традиции, стереотипы и т.д. В структуре политической культуры М.А.Василик, М.С. Вершинин, К.А. Воробьев выделяют [33, с.182], [38] следующие компоненты: · представлениялюдей о различных аспектах политической жизни общества: ü политической системе и ее институтах (партиях, государстве, общественных движениях); ü политической власти и ее носителях, механизме управления обществом; ü собственном месте в политической жизни общества, компетентности и эффективности своей личной политической деятельности.
Политические представления могут иметь теоретически систематизированный характер, основанный на научных знаниях человека, но могут бытовать и на уровне обыденного сознания, в т.ч. в виде чувств, настроений и эмоций. Источниками их формирования выступают правдивая информация, слухи и дезинформация. Таким образом, политические представления как компонент политической культуры нельзя отождествлять только со знаниями, которые выступают лишь одним из источников формирования представлений; · ценности, придающие значимость и смысл поступкам субъекта политического действия. Ценности выступают мотивационным базисом политической культуры, их разрушение неизбежно сопровождается деградацией культуры и толкает людей на поиск иных ценностей. Для определения характера политической культуры важную роль играют две ценности: ü порядка (ориентирующие на поддержание стабильности социальной системы) и развития (ориентирующие на изменения); ü равенства (важнейшее качество социальной системы — обеспечение равных условий или возможностей для всех) и свободы (назначение политики — снять ограничения с деятельности индивида).
В реальной политической культуре предпочтение отдается тому или иному элементу пары. Для любой социальной группы характерны типичные укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни: ü политической системе и ее институтах; ü политическом режиме, механизме власти и управления; ü принятии решений и их реализации; ü носителях властных полномочий; ü своем месте в политической жизни и т.д.;
Ряд исследователей [193, с.190] выделяет иные ценности: ü прошлый политический опыт, воплотившийся в реальные и идеальные политические конструкции (формы государственного устройства и правления, виды политических режимов и др.); ü знания о таких политических явлениях, с которыми субъекты политической деятельности неразрывно связывают свое существование (о правах и свободах, о равенстве и справедливости); ü политические традиции и нормы, выкристаллизовавшиеся в ходе исторического развития, на которые ориентируются участники политической деятельности, считая их наиболее правильными и эффективными (право старших по возрасту депутатов открывать первое заседание парламента ит. п.); ü политические символы и памятники политической культуры (флаги, гербы, гимны, документы и реликвии).
Ценности играют роль ориентационной и мотивационной базы политической культуры. Различают ценности свободы, порядка, развития, равенства и справедливости. Культивирование ценностей, овладение ими дают возможность субъектам политической деятельности избежать многих ошибок, эффективнее использовать свой позитивный потенциал. Игнорирование же ведет к возникновению разрушительных тенденций, деградации политических явлений, хаосу в политической жизни. Политическая культура основана на внутренних основополагающих ориентацияхчеловека, которые во многом определяются ценностями, принятыми в обществе. На ценностном уровне перегородки между политической, социальной, экономической и культурной сферами отсутствуют. Политика же соединяет все эти ориентации воедино. В итоге получается, что политическая культура выступает как составная часть политики, т.е. более общего социокультурного явления; · убеждения, формирующиеся на основе представлений и ценностных ориентаций. Политические убеждения играют чрезвычайно важную роль в политическом поведении личности. Человек делает только то, в необходимости и полезности чего он убежден. В противном случае, выполнять данную обязанность или производить какое-то действие, человека надо заставлять, применять принуждение. Политические убеждения личности могут изменяться вслед за изменением ее ценностных ориентации. Это связано также со сменой социальных и политических условий общественной жизни, общей направленности развития страны. Известны многочисленные примеры, когда представители господствующих классов переходили на сторону народных масс, угнетенных слоев общества под воздействием на их сознание тех или иных социальных условий, политической обстановки (А. Коллонтай, И. Арманд, С. Перовская); · установки, способствующие переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Политическая установка — это отношение субъекта к политическим явлениям. Это может быть стремление к получению политических знаний или негативное к ним отношение, установка на активное или пассивное участие в политической деятельности и т.д. Политические установки могут быть не только личными, но и коллективными — типичными для целой социальной группы или даже общества. Например, характерной чертой политической культуры англичан является законопослушность, представляющая собой внутренне усвоенную установку на беспрекословное соблюдение закона. Для политической культуры английского общества характерна также установка избирателей при выборах в органы власти не на политического лидера, а на политическую партию. Англичане считают, что лидеры играют второстепенную роль. Главное — традиции, программа, деятельность партии. А для политической культуры США характерна сильная персонификация власти. На выборах президента американцы ориентируются в первую очередь наличность кандидата, а не на его партийную принадлежность; · нормы политической культуры, отражающие укоренившиеся образцы, стереотипы политического поведения. Через нормы осуществляются регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация и т.д. В политике ведущая роль принадлежит не нормам-обычаям, а нормам-предписаниям (специально установленные для регулирования политических отношений, например, программы партий, регламенты деятельности органов власти); · поведение, включающее образцы или стереотипы политического действия. Поскольку на готовность субъекта к типу политического действия влияют политические ориентации, постольку выделяют три доминирующих типа поведения: политическое отчуждение, политически пассивное, политически активное. Вообще, невозможно представить себе ни один вид культуры (нравственная, эстетическая, физическая и др.) без соответствующего деятельного аспекта. Человек — существо деятельное, и всегда его какие-то знания, убеждения рано или поздно выливаются в его действия. Он не может держать в себе знания без их практического применения в той или иной форме. Любой вид культуры есть органическое единство элементов сознания и реального поведения. Политическая культура представляет собой качественную характеристику всей политической жизни общества, поэтому ее (культуру) нельзя сводить к отдельным, хотя и очень важным явлениям этой сферы, например, только к политическому сознанию или только политическому поведению.
По мнению польского социолога А. Боднара [165], к политической культуре следует относить следующие компоненты: · знание политики, фактов, заинтересованность ими; · оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть; · эмоциональную сторону политических позиций, например любовь к Родине, ненависть к врагам; · признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать в тех или иных ситуациях.
Он полагал, что в общих чертах политическая культура является исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят: · политические ценности; · политические нормы; · политические институты; · политические образцы; · способы политического действия индивидов и общественных групп.
А.П. Плешаков выделяет в политической культуре постоянные и переменные компоненты. Постоянные компоненты определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими, конфессиональными и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Эти компоненты включают ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейшие правила общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиции. Переменные компоненты – это политические настроения, быстро меняющиеся политические взгляды, оценки и др. [183, с.275].
16.2.2. Эмоционально-психологические феномены политической культуры Эмоционально-психологический компонент политической культуры представлен чувствами и переживаниями, которые испытывают социальные субъекты, принимая участие в политической жизни общества (например, любовь к Родине, ненависть к поработителям, стремление к социальной справедливости, жажда мести, переживания по поводу постигшего поражения либо эмоциональный подъем, чувство восторга в связи с победой). Эмоциональные чувства и психологические переживания индивидов являются важнейшей стороной политического сознания и поведения. Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные, эмоционально-психологические феномены, которые или входят в структуру политической культуры, или соответствующим образом отражаются и преломляются в ней. К ним относятся: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.
Политическая традиция Политическая традиция— важнейший элемент хранения, воспроизводства, передачи и закрепления социально-политического опыта и политических ценностей, способ реализации устойчивых политических отношений. Целесообразные формы и способы политической деятельности, правила, образцы политического взаимодействия людей, реальные политические отношения, регулярно повторяясь, приобретают традиционный характер. Традиции любой политической культуры — это, прежде всего, процессы трансляции от поколения к поколению устоявшихся «образцов» поведения, представлений, идей и одновременно сами эти образцы, представления, идеи. Традицию можно трактовать как организованное множество идей и поведений, активно передающихся длительное время в рамках определенной общности (семья, социальная группа, партия и т. д.). Традиция по своей сути инерционна. Ее воздействие имеет положительное значение, когда она позволяет сопротивляться ошибочным решениям. Но она играет отрицательную роль, когда тормозит необходимые преобразования [133а, с.143]. Фиксация политически значимых представлений и действий в виде массовых привычек, обычаев, составляющих содержание традиций, сопровождается нередко закреплением случайного, ненужного, ошибочного. Традиции, т.о., несут в себе не только ценный опыт, но и то, что не соответствует изменившимся условиям, что отжило. Наряду с сохраняющимися ценностями для всех времен и поколений существуют и изжившие себя традиции, воспроизводящие устаревшие формы. Оставаясь в силу известной инерции, отставания и консервативности обыденного сознания, такие традиции превращаются в тормоз общественного прогресса. Традиции выступают той своеобразной силой, которая обладает способностью организовывать сознание и деятельность различных субъектов политики. Организующая роль традиций обусловлена также социально-психологическим фактором. В них люди видят концентрированную мудрость многих поколений, коллективный практический опыт. Поэтому независимо от того, насколько ценны традиции в конкретных условиях, им доверяют как образцам, обладающим социальной надежностью. Их авторитет и устойчивость придают традициям силу стабилизирующего фактора политической жизни [83, с.459].
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |