Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальный характер и политическая ментальность

 

Для анализа политической культуры целесообразно использовать понятие национального характера. Несмотря на императивно-публицистическую нагрузку, несколько затрудняющую его нейтральное применение, данное понятие помогает синтетично охватить три исследовательские сферы: историко-куль­турную традицию, общественно-политическую практику и индивидуальный образ мышления. В известном смысле национальный характер можно тракто­вать как наиболее распространенный в данном народе тип личности или, в бо­лее динамичном понимании, наиболее распространенный тип поведения. Через свободную аналогию с характером индивида национальный характер можно рассматривать как комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов и традиций, регулирующих поведение нации на протяже­нии длительного срока.

По мнению Ю.В. Ирхина, изучение национального характера и традиций, несомненно, является сущест­венной предпосылкой для понимания политической культуры любого народа[83, с.464].

При анализе политической культуры целесообразно учитывать политический менталитет ее носителей. Ментальность(от англ, mentality, фр. mentalite—«склад ума», «мироощущение») представляет собой:

· глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное;

· совокупность устойчивых, распространенных в социальной группе интеллектуально-психоло­гических установок и представлений, выражающих особое, своеобразное виде­ние (осознание) принадлежащими к ней людьми окружающих реалий и ориенти­рующих социальное поведение индивида;

· единая, синкретическая форма осознания социальной и политической системы, которая формируется в резуль­тате воздействия всех жизненных факторов на массив коллективного сознания и выражает актуальные для данного сообщества ценности.

 

Ментальность:

· выражает характер, стиль, способ группового мышления и вос­приятия социальной жизни;

· влияет на состояние умонастроений и устойчивых ориентации членов социума, характер их отношений, поведение и деятельно­сти;

· не имеет четко выраженных границ: на него могут влиять элементы обыденного, мифологического или религиозного сознания, осмысливающего политические реалии в форме стереотипов, локально-ак­туальных ценностей;

· определяет восприимчивость классов, народа, нации и иных общностей и групп типу идеологий, культурных норм, политических ценностей и т.д.;

· обладает способностью оказывать относительно автономное воздействие на социальное поведение соответствующих групп, их представителей;

· обеспечивает (доминирующий в обществе) политическую пре­емственность, социальное единство на основе традиций, цен­ностей и идеалов;

· неустойчив в переходных обществах: старые ценностные ориентации разрушаются, новые находятся в стадии становления либо иллюзорны. По мере развития общества и его структур, влияния междуна­родных факторов в менталитете происходят соответствующие изменения [83, с.458].

 

Мифы и стереотипы

 

Даже самый точный и скрупулезный анализ социально-эко­номических, политических и иных интересов различных ка­тегории населения, мер и решений, законов и реформ, при­нимаемых и осуществляемых государством, партиями или политическими деятелями, без учета челове­ческого фактора не может дать правильного представления о реальных механизмах, мотивах и сущностных характеристиках политического процесса. Экономический интерес не единственный определяющий фактор всех сторон и проявлений человеческой жизни, в т.ч. и в политической сфере. Ведь человек — существо не только экономическое и политическое, но и социокультурное. Рациональные элементы в его сознании и поведении тесно переплетаются с эмоционально-волевыми и национально-психологическими, человек живет в мире традиций, мифов и легенд.

Естественно, материальные интересы социальных слоев, классов и групп представляют собой могущественный фактор развития общественно-исторического процесса. Однако такие качества, как патриотизм, дружба, преданность семье, забота о больных и стариках, инвалидах, а также мифы, стереотипы, обычаи и традиции тоже играют значительную роль в определении содержания и направленности интересов и политического поведения людей. Человеком движет не только рациональный выбор, расчет, соображения выгоды, материальный интерес, но вера и убеждения. Они передаются от поколения к поколению и далеко не всегда подвержены рациональному истолкованию.

Наивно считать простыми заблуждениями мифы и верования и полагать, что они рассеиваются в свете объективной информации. Мифы не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов, и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания или как полуправды. Для политических мифов, естественно, характерна непосредственная связь с поли­тической реальностью: они призваны оправдывать ход событий, обеспечивать уве­ренность людей в правильности осуществляемых политических акций.

Установить истинный смысл и содержание общественной политической жизни можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область мифологического, традиционного, оказывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей об окружающем их мире. В современных условиях ряд важнейших социальных и политических проблем в обществе имеет социокультурное измерение и правильно оценить политическое поведение людей в той или иной конкретной ситуации невозможно без учета состояния нравов, социально-психологической атмосферы, национальных отношений, уровня религиозности населения [41, с.164].

Помимо чувств и переживаний эмоционально-психологичес­кий компонент политической культуры включает элемент, яв­ляющийся важнейшим фактором вовлечения в политику широ­ких народных масс. Это — миф, в основу которого положена абсолютная вера в то, что при достижении поставленных полити­ческих целей будет достигнуто идеальное состояние общества. Испанский политолог Л.С. Санистебан [206] подчеркивал, что каж­дое крупное политическое движение порождает свой миф, при­нимаемый как надежда, наполняющая смыслом коллективное действие. Миф воодушевляет и сплачивает политических лиде­ров и народные массы. Он является постоянно действующим мотивом коллективного поведения людей в политике.

Политический миф это статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать приводящие в смятение факты и события, структури­ровать видение коллективного настоящего и будущего. В многочисленных исследованиях, посвященных политическому мифу, раскрываются социальные и психологические предпосылки его возникновения. Мифология, в т.ч. и политическая, воз­никает тогда, когда группа или большая часть общества сталкива­ются с новыми, непонятными и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому расцвет мифотворчества наблюдается в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, рево­люций и т.п. С психологической точки зрения творение мифа свя­зано с невозможностью логически объяснить происходящие ради­кальные перемены и обусловленным этим защитным возвратом индивида к раннему жизненному опыту восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Значительный интерес представляет также интерпретация мифа аналитической психологией К. Юнга[270], согласно которой миф является проекцией коллективного бессо­знательного (архетипов) на те или иные реальные объекты. В оп­ределенных критических ситуациях возможна активизация, ожив­ление архетипов, и тогда их перенос на социальные и политические объекты становится источником коллективных мифов. Основными свойствами любого мифа, в том числе и мифа политического, являются:

· полиморфность – один и тот же набор символов может присутствовать в разных мифах, а одна и та же тема мифа может иметь разную направленность и различное эмоциональное восприятие;

· ограниченность — миф использует ограниченное число символов, но в мифах возможны их многочисленные комбинации;

· отвлеченность — миф не соотносится с эмпи­рической действительностью;

· фундаментальность веры — миф опирается на допущения, не требующие их проверки и независимо от их истинности;

· статичность — миф не соотносится с истори­ческим и социальным временем, он живет в своем собственном вре­менном измерении.

 

Полити­ческие мифы, закрепившиеся в массовом сознании людей, можно рассматривать как набор представлений, опирающихся, главным образом, на эмоциональную поч­ву. Можно утверждать, что политический миф — это регулятор политических отно­шений. Он выполняет свои функции на двух уровнях.

На индивидуальном уровне мифические убеждения проявляют следующие ка­чества:

· существенно воздействуют на жизнь людей;

· основываются на вере;

· опира­ются на общественные авторитеты;

· навязываются группой;

· необоснованны (ирраци­ональны);

· недоступны для верификации под воздействием опыта.

 

На уровне соци­альной группы политический миф выполняет интегрирующую функцию по отноше­нию к данной общности. Миф дает индивидууму возможность идентифицировать себя с целями и цен­ностями, выводящими его за сферу его повседневного опыта, определяя его на­хождение в более широком пространстве социально-политических отношений (ин­дивид-нация, индивид-государство, индивид-класс) [183а, с.74].

Из всех возможных сюжетов политического мифа можно выде­лить четыре классических темы: о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве. Миф о заговоре истолковывает негативно воспринимаемые явления как результат тайного действия сил тьмы. Это могут быть «враги народа», агенты тайных спецслужб и сект. Скрытные действия представителей этих коварных организаций обязательно направлены на завоевание или уничтожение группы, общества, государства. Поскольку заговор творят демонические силы, противостоять им можно, используя любые средства борьбы.

Миф о золотом веке либо призывает вернуться к «истокам» в свет­лое прошлое, где царили любовь, равенство, братство, где мир был прост и понятен, либо зовет в светлое будущее, рассматривая предыдущие периоды как «предысторию», существование которой оправдано лишь в той мере, в какой она подготавливала это идеаль­ное будущее.

Миф о герое-спасителе наделяет конкретные персо­нажи харизматическими чертами. Герой должен обладать даром пророка, непревзойденным талантом полководца-воителя, высо­чайшими моральными качествами и т.п.

Миф о единстве основан на противопоставлении «друзья» – «враги», «свои» — «чужие», «мы» — «они». Они или, иначе, враги — причина всех наших бед­ствий и несчастий. «Они» стремятся отобрать «наши» ценности и потому спасение в единстве и противостоянии «им» [187, с.262].

Особенностью современного политического мифа стало, по вы­ражению немецкого философа Э. Кассирера[92], создание «техники» «производства» новых мифов. Уже не только бессознательное, но и мастера мифотворчества создают новые и новые мифы.

Политические мифы тесным образом переплетены с опреде­ленными знаниями и представлениями о социальной действи­тельности. Хотя они не в состоянии обеспечить научную основу представлений об образах реального мира, однако политические мифы способны компенсировать недостаток научных знаний в политической сфере на основе эмоционально-психологических механизмов. Апеллируя к эмоциям и вере, национал-социа­лизм в Германии создал миф о расовом превосходстве арийской нации, фашизм — о новой Римской империи как идеальном сверхгосударстве, социализм — о возможности построения соци­ально однородного, бесклассового общества. Каждое достаточно крупное движение для того, чтобы привлечь широкие массы в политику, убедить их в правоте своего дела, воодушевить на подвиг, облекает поставленные цели в формы мифа. Мифотворчество присутствует в любом по­литическом действии, куда вовлечено большое число людей [188, с.146].

Отсюда нацеленность на манипулирование общественным мнением с помощью создания удобных политических мифов, при­годных для общего пользования. К наиболее распространенным в развитых странах современным политическим мифам относят следующие:

· об эгоистической природе человека и его склонности к приоб­ретательству;

· об отсутствии там социальных конфликтов и эксплуа­тации;

· об индивидуальной свободе и личном выборе граждан;

· об объективности действий государства и СМИ;

· о плюрализ­ме СМИ.

 

Развитие СМИ облегчает распространение и про­паганду мифов, и манипуляция сознанием приобретает угрожаю­щие размеры. А.Л. Горелов считает, что правящей элите не нужно, чтобы подлинно свобод­ные люди участвовали в принятии политических решений, но ей выгодно, чтобы люди думали, что они свободны и сами решают свою судьбу. От того, насколько удается внушить это массам, зави­сит прочность власти элиты и стабильность управляемого ею об­щества[52, с.304]

В политической жизни устойчивы только те политические представления, которые принимают форму образцов или стереотипов, вошедших в привычку людей и ставших неотъемлемой чертой их мышления. И независимо от того, являются эти представления правдивыми или ложными, человек (носитель политической культуры) воспринимает их как истинные. Они существенным образом оказывают влияние на развитие политического процесса.

Стереотипы представляют собой упрощенный, схематизированный образ соци­альных, политических объектов или событий, явлений. Они обладают большой устойчивостью и включают явные или скрытые признаки этих явлений. Политичес­кие стереотипы, естественно, отражают реальность, но воспринимается она чаще всего чувственно, эмоционально. Принципиально важное значение имеет тот факт, что стереотипы формируют чувство политической идентичности с группой. Стереотип не только деформирует образ общественных явлений, но и суммирует мнение данной социальной группы.

Политический стереотип это упрощенное, схематичес­кое, деформированное и ценностно-ориентированное пред­ставление о политических объектах. Его отличительными чертами являются:

· персонификация событий (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы);

· сильная эмоциональная окрашен­ность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо);

· иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются);

· устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющейся ситуации).

 

 

Как правило, в политических стереотипах суммируется в упро­щенной и деформированной форме опыт какой-либо группы. В обыденном сознании стереотипы могут заменять знания о полити­ческих объектах, значительно упрощая процесс ориентации, выра­ботки и принятия решений в сложном и противоречивом мире. Сте­реотипы способствуют формированию политической идентичности, разделяя социальный и политический мир по оси «мы» – «они», «свои» — «чужие», «друзья» — «враги», «хорошие-плохие» [187, с.262].

Например, в народе дооктябрьской России устой­чиво бытовало представление о деятельности царя как о высшей справедливости. Все несправедливости, су­ществовавшие в государстве, относились на счет чи­новников, местных властей и даже придворных вель­мож, но царь представлялся всегда правым и милосер­дным. Народ в своем большинстве твердо в это верил. Так было и в период правления Сталина. Лишь немно­гие видели в проводившихся репрессиях вину его са­мого лично. А в основном винили его окружение и органы НКВД. Не говоря уже о периоде Великой отечественной войны, когда почти никто не допускал мысли о вине Сталина в на­ших поражениях первых месяцев войны. Существова­ло устойчивое представление о правоте Сталина во всем — большом и малом. Только благодаря политике Н.С. Хрущева, граждане СССР узнали, что эти представления были неправдивыми [38].

Политические стереотипы – это политические установки (ориентации), - это предрасполо­женность, отношение субъекта к политическим явлениям, к оп­ределенным моделям политического поведения под влиянием традиций, исторической памяти, мотивов, норм, чувств. Полити­ческое поведение — это практическое взаимодействие человека, социальной группы с политической средой. Политическая уста­новка и политическое поведение существуют в органическом единстве.

Существует несколько оснований, по которым можно класси­фицировать политические стереотипы. По отношению к раз­личным видам политической деятельности выделяют установку на:

· политическое отчуждение, означающую не­приятие всего, что связано с политикой;

· политически пассивное поведение, выражаю­щуюся в том, что человек не чувствует себя и не стремится быть субъектом. К социальным переменам, происходящим в обществе без его усилий, он относится положительно;

· политически активное поведение, которое мо­жет осуществляться как в рамках традиционных полити­ческих организаций и структур, так и способствовать воз­никновению новых.

 

Другим основанием для различения политических стереотипов является отношение к средствам политической деятельнос­ти. Здесь выделяют политический радикализм и реформатор­скую ориентацию. Политический радикализм нацелен на форсирование событий, выбор жестких средств политического дей­ствия. Формой его существования является экстремизм. Реформистская установка означает приверженность к постепен­ным, поэтапным изменениям.

Объектами, на которые направлена установка субъектов, яв­ляется политическая система в целом, текущий политический процесс, политический режим, отдельные партии, политические лидеры, политические ценности, нормы, сам субъект как участ­ник политического процесса.

Если обратиться к показателям, характеризующим установ­ки субъекта на политическую систему, т.е. страны с устойчиво позитивным отношением граждан к политической системе, это проявляется в наличии у населения интереса к политике, инфор­мированности о политических событиях, процессах, в положи­тельной оценке конституции, флага, гимна.

Как уже говорилось выше, политическая культура не ограни­чивается элементами сознания. Ее установочно-поведенческий компонент содержит набор политических действий как практи­ческое отношение субъектов политического процесса к полити­ческой системе, к самому этому процессу и друг к другу. Поли­тическое поведение обусловлено политическим сознанием и уров­нем развития общества в целом. Оно находит свое проявление в политической деятельности людей и тем самым обнаруживает уровень их политической культуры на практике [187, с.148].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...