Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

Анатомия социального действия

Механизм социального действия

Социальное взаимодействие

Регуляция социального взаимодействия

 


Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса, с другой.

П.Сорокин.

Что такое общество, какова бы ни была его форма?... Продукт взаимодействия людей.

К. Маркс.

 


Анатомия социального действия

В предыдущих разделах курса уже определялось понятие общества. Нетрудно заметить, что все, называемое общественной жизнью, обществом или общественными явлениями, представляет собой настолько сложный комплекс фактов и процессов, что изучить его, не разложив на составные части, практически невозможно. Как подойти к анализу этой бесконечно пестрой и постоянно изменяющейся, как в детском калейдоскопе, картине? Вероятно, необходимо найти “простейший элемент”, первоклеточку, которая могла бы стать моделью для изучения всего общества в целом. Что является такой исходной клеточкой, «неделимым атомом»?

Как бы ни рассматривали социологи общество: как нечто объективно существующее, проявляющееся в рисунке социальных фактов, или как нечто субъективное, построенное согласно действиям и воззрениям людей, как интерсубъективный феномен, – нетрудно заметить, что, несмотря на разницу методологических установок, все они признают, что исходной точкой для познания социальных феноменов служит человеческая активность, действие. Следовательно, вполне допустимым будет предположение, что именно оно (действие) является тем самым «неделимым» атомом, с которого необходимо начать изучение общества. И это первое обстоятельство, которое диктует нам изучение этой проблемы в рамках курса социологии. Второе обстоятельство связано с тем, что в своей повседневной жизни мы сами совершаем некие поступки и сталкиваемся с действиями других людей. Иногда череда этих поступков проходит мимо нас, мы не подвергаем их осмыслению. Но в иные моменты мы задумываемся, почему я поступил так, а не иначе, или как я должен поступить, чем руководствовался другой в своих поступках и т.д. Как сказал знаменитый французский мыслитель Жан-Поль Сартр, «люди приговорены к свободе». В принципе, каждый из нас в любой момент мог бы поступить иначе, чем он сделал. Но с другой стороны, люди всегда поступают вполне определенным образом. Какие факторы оказывают влияние на поведение индивидов, каковы способы и механизмы взаимодействия людей - вот те вопросы, на которые мы попытаемся ответить в этой лекции.

Итак, что такое социальное действие? Отнюдь не всякое действие индивида или группы можно считать социальным. Известный социолог М. Вебер одним из первых оговорил те условия, при которых некое действие может быть рассмотрено как социальный феномен. Он писал: “Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него” (5, с. 602-603). Другими словами, социальное действие обладает двумя отличительными признаками:

1. Оно осознанно,то есть направлено на достижение ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей. В этом отношении поведение человека на рок-концерте или политическом митинге, зевание вслед за зевающим собеседником не является в точном смысле слова социальным поведением, ибо основано преимущественно на простом подражании.

2. Оно ориентировано на других. Разъясняя смысл этого феномена, М.Вебер отмечает, что социальное действие может быть ориентировано на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других индивидов ( например, месть за нападение в прошлом, оборона при нападении в настоящем, мера защиты против возможного нападения). В качестве “других” могут выступать известный индивид или неопределенно многие и совсем неизвестные люди. Поэтому социальным нельзя назвать действие, ориентированное на ожидание определенного поведения со стороны вещественных предметов - машин, явлений природы. Известный веберовский пример: внезапно пошел дождь, прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия потому, что каждый раскрыл зонт, чтобы уберечься от дождя, а не потому, что так сделали все остальные. Не будет социальным действием в веберовском смысле слова и одинокая молитва, и сами по себе рыбная ловля или охота, если они не соотносятся с поведением других людей. Случайное столкновение велосипедистов может быть не более, чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последовавшая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта – это уже социальное действие.

Сказанное делает очевидным, что провести четкую грань между социальным и несоциальным (природным, естественным) действием крайне трудно. Еще сложнее определить, насколько оно осознано, осмыслено. В зависимости от степени рациональности социального действия, М.Вебер выделяет четыре типа социального действия: целе-рациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

Целе-рациональное действиехарактеризуется ясным пониманием Деятелем (по терминологии Т. Парсонса – действующее лицо, Actor) того, чего он хочет добиться, какие средства, пути для этого наиболее пригодны, будут максимально эффективны в данной ситуации. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой степени он может использовать их для достижения своей цели. Возможное противоречие между его собственной целью и интересами, потребностями другого разрешается самим Деятелем на основании расчета положительных и отрицательных последствий своих поступков. От того, насколько точен и верен этот расчет, будет зависеть успех предпринимаемых действий.

Ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в данном обществе ценностям – религиозным, идеологическим, моральным, эстетическим. Деятельность человека в данном случае ориентирована на реализацию своих представлений о долге, достоинстве, красоте. В разрешении противоречия между личной целью и ориентацией на другого он будет полагаться на принятые в обществе стандарты поведения, ценности, нормы, а не на соображения успеха или выгоды.

Два других вида – традиционное и аффективное действия – не являются в строгом смысле слова социальными, ибо находятся на границетого, что осмыслено, осознано. Традиционное действие основано на глубоко усвоенных образцах поведения, нормах, ставших привычными и не требующими специального осмысления, не подлежащих проверке на истинность. Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения. Оно совершается в ситуации сильного раздражения, в момент вспышки гнева, при стрессе и т.д.

Безусловно, в реальной жизни встречаются все перечисленные типы социального действия, а в поведении отдельного человека есть место и строгому расчету, и традициям, моральным нормам, и аффекту. Исторический опыт свидетельствует о том, что человек живет неодномерно, противоречиво. Многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует вполне осознанно. Высокая степень рациональности и целесообразности, например, в действиях политика, борющегося со своими противниками, или в действиях руководителя, контролирующего поведение своих подчиненных, во многом основана на интуиции, чувствах. Вместе с тем, в определенные исторические эпохи тот или иной тип социального действия может превалировать, играть главную, системообразующую роль. Так, в традиционных обществах поступки человека определяются преимущественно ценностными ориентациями, религиозными убеждениям, привычками. Европейская же история последних столетий, по мнению М.Вебера, свидетельствует о вытеснении ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, о замене внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением, соображениями интереса, выгоды , успеха, что позволяет говорить о рационализации как судьбе западной цивилизации. При этом необходимо отметить то важное обстоятельство, что М.Вебер считал наиболее “чистым” образцом целерационального действия поведение индивида в экономической сфере.

Таким образом, социальное действие предстает перед нами как феномен, обладающий сложным анатомическим строением. Оно начинается с момента определения индивидом или группой цели, ожидаемого и желаемого результата. Затем Деятель выделяет в конкретной ситуации различные объекты по их значимости для достижения цели, определяет, что требует первоочередного внимания, а что может быть отложено “на потом”, взвешивает свои шансы, принимает во внимание реакцию других людей, старается учесть поведение других людей, будут они препятствовать или способствовать достижению его цели. В этом отношении социальное действие есть реализация Деятелем (индивидом или группой) своей цели, осмысленной сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий-обязательств, и с необходимостью включает в себя: действующее лицо, цель действия, метод действия, другое действующее лицо, на которое ориентировано действие, и результат действия.

Перечень элементов, составляющих социальное действие, не будет полным, если не уделить внимание внешнему окружению действующего лица. Любой действующий человек не находится в изоляции (даже если это Робинзон на необитаемом острове, ибо с ним остается его собственный социальный опыт, продукты деятельности других людей, нормы и ценности, заданные его культурой, в соответствии с которыми он строит свою одинокую жизнь). Его окружает материальный, вещественный мир, социальная и культурная среда, которая оказывает влияние на его поведение. Именно поэтому Т. Парсонс, разрабатывая обобщенную модель любого социального действия, кроме уже перечисленных элементов, выделил также и ситуационное окружение, т.е. совокупность факторов, обстоятельств, конкретных условий, которые, с одной стороны, делают возможным осуществление действия, а с другой - ограничивают пространство выбора. К такого рода факторам он относит четыре системы:

1. Биологическаясистема определяет те возможности и границы в поведении человека, которые диктуются его анатомо - физиологическим строением, видовым отличием homo sapiens.

2. Культурнаясистема определяет устойчивые образцы поведения, нормы, верования, существующие в данном обществе.

3. Личностная система представляет собой, в известной мере, уникальную систему поведения каждого индивида.

4. Социальная система определяет границы поведения человека наличием других действующих индивидов.

Очевидно, что ни один индивид не совершает социального действия без учета ситуации и всех факторов, ее определяющих. Необходимо подчеркнуть, что все эти системы оказывают определенное влияние на характер социального действия, но в каждом конкретном случае возможен приоритет того или иного фактора.

Рассмотрим ситуацию, возможно, свидетелем которой, а то и участником был и наш читатель. Компания детей, толкаясь и смеясь, набирает чей-нибудь телефонный номер, и один из детей говорит абоненту:

- Сейчас у вас отключат воду, наберите ее в ванну.

- Спасибо, что предупредили!

Через 10 минут:

- Вы воду набрали?

- Да, да!

- Ну, можете пускать кораблики!

Текст может быть и другим, но в любом случае нами это действие воспринимается как детская шалость. Является ли оно социальным? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем эту ситуацию через призму структурных элементов социального действия. При ближайшем рассмотрении окажется, что оно включает в себя действующее лицо - говорящий ребенок; есть и явная цель- подразнить взрослого; есть и другое действующее лицо, на которого и ориентировано действие -незнакомый взрослый, реакция которого более или менее предугадывается ребенком, более того, именно ради этой реакции и затевается весь спектакль. Предоставим читателю возможность самому проанализировать ситуационное окружение, факторы, которые обусловили поведение детей. Все сказанное делает возможным классифицировать эту шалость как социальное действие, ибо она включает все необходимые и достаточные его элементы.

Механизм социального действия

Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных, никогда не совершаются мгновенно. В сознании действующего индивида должно возникнуть устойчивое побуждение к активности. Любое социальное действие начинается с возникновения потребности, которая придает ему определенное направление. Потребность, нужда в чем-либо есть свидетельство противоречия между тем, что необходимо человеку, и тем, чем он обладает, имеет в наличии в данный конкретный момент. Потребности человека чрезвычайно разнообразны. Одним из первых, кто попытался выстроить структуру потребностей, был американский психолог А. Маслоу. Он расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1. Физиологические и сексуальные потребности выражаются в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных природных условий и т.д. Иногда их называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Экзистенциальные потребности или потребности в безопасности выражают нужду человека не просто в сохранении, но и в определенном качестве жизни. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий существования, о безопасности на улицах, об отсутствии войн, конфликтов и желании иметь постоянные средства существования.

3. Социальные потребности выражают о стремление человека к установлению контактов с себе подобными. Мы в той или иной степени нуждаемся в дружбе, привязанности, любви, общении, в заботе о другом человеке, помощи и поддержке близких. Социальные потребности свидетельствуют о желании человека принадлежать обществу, группе, быть равным с другими.

4. Престижные потребности показывают, что человеку свойственно стремление выделяться чем-либо, быть неравным другим, обращать на себя внимание и искать преимуществ. Это стремление движет человеком, когда он добивается служебного роста, более высокого статуса, признания своей деятельности.

5. Духовные потребности свидетельствуют о желании человека реализовать свой творческий потенциал, осуществить себя как личность.

Безусловно, можно выделить и другие человеческие потребности, например, потребность в приобретении новых знаний, эстетические потребности, потребность в самоидентификации и т.д. Как бы то ни было, именно потребности дают внутренний импульс социальному действию.

Далее человек сопоставляет собственные потребности с окружающей средой, осмысляет, осознает, в чем именно они состоят, определяет конкретный социальный объект, способный удовлетворить его потребности, что означает конституирование интереса, определяет цель – таким образом формируется мотив социального действия, то есть тот внутренний смысл, который вкладывает Деятель в свои усилия. Конкретное содержание, направленность мотива будут определяться, по мнению Т. Парсонса, системой основных ориентаций человека, который всегда выбирает между:

· ориентацией на себя и ориентацией на других, действием исключительно в собственных интересах и необходимостью учета в своем поведении потребностей группы;

· стремлением удовлетворить прежде всего сиюминутные потребности или отказом от них ради перспективных, стратегических целей;

· ориентацией на социальные характеристики другого индивида (профессия, образование, должность) и на имманентно присущие ему качества (пол, возраст, внешний вид);

· подчинением своего поведения какому-то общему правилу и выработкой собственного стандарта.

Каждая из предложенных альтернатив вносит свою лепту в мучительный выбор мотива. В конкретном мотиве сливаются воедино и иерархия ценностей, и способность личности анализировать ситуацию, и особенности темперамента, и волевые качества. Борьба мотивов порождает достаточно острые, часто не видимые стороннему наблюдателю переживания личности. Причины, порождающие и обусловливающие борьбу мотивов, будут проанализированы далее при рассмотрении социальных ролей и ролевых конфликтов. Пока же нам важно уяснить многомерность мотивации конкретного социального действия.

Механизм социального действия можно представить в виде цепочки взаимосвязанных звеньев:

Воздействие ситуации

Потребность индивида Интерес

Цель Мотив Социальное действие

В обычной повседневной жизни нам может показаться, что многие социальные действия совершаются мгновенно, спонтанно и немотивированно. Но если мы попытаемся проанализировать такие быстротечные действия, то окажется, что можно выделить первоначальную потребность действующего человека, его интерес, цель и мотивы.

Вернемся к нашему примеру с балующимися детьми и попытаемся воспроизвести механизм совершения социального действия(а именно так мы классифицировали их шалость). Итак, начнем с рассмотренияпотребности, лежащей в основе поведения детей. Вероятно, она связана с необходимостью преодолеть детскую эмоциональную подчиненность взрослым. Эта потребность может быть реализована различными способами, новоздействие данной конкретной ситуации определяет возможный объект действия - так формируетсяинтерес: я хочу эмоционально противопоставить себя незнакомому взрослому, находясь при этом вне пределов его досягаемости. Далее, определяетсяцель действия и способ его осуществления - звонок по телефону незнакомому абоненту. Наконец, можно выявитьмотивы этого поступка. Не претендуя на полноту и всеохватность приводимого нами анализа, отметим, что среди них можно выявить явные - желание испытать себя, свою способность сохранить самообладание перед лицом рассерженного взрослого, но есть и скрытые мотивы - ребенок, осмелившийся говорить в трубку, сразу повышает свой статус в группе, он реализует свое стремление быть в центре внимания всей компании, он получает признание и поддержку со стороны группы. В этой связи интересно отметить, что дети, как правило, не развлекаются подобным образом в одиночестве. Анонимность телефонного звонка делает ребенка смелее в его попытках установить социальный контакт и одновременно снимает с него запреты и ответственность в случае неуспеха розыгрыша. Исследователи отмечают, что такие шалости более характерны для робких и неискушенных в общении детей. Им настолько важна собственная решимость преодолеть свою застенчивость и страх, что, высказавшись, они обычно опускают трубку, не получив ответа.1

 

Социальное взаимодействие

Выделение отдельных социальных действий весьма полезно при изучении социальных процессов. Вместе с тем, даже простое наблюдение показывает, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. На самом деле люди связаны между собой тысячами невидимых нитей, зависят друг от друга. Зависимость возникает в случаях, когда каждый из нас может о себе сказать: “Конкретные предметы, ценности, условия (причем речь может идти как о материальных, так и о моральных ценностях), которые требуются мне, находятся в его распоряжении”. Она может быть элементарной, прямой зависимостью от родителей, друзей, коллег, а может быть сложной, опосредованной. К числу последних нужно отнести зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической системы и т.д. Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно благодаря наличию зависимостей между людьми, ибо именно они создают предпосылки взаимодействия людей друг с другом. В том случае, когда зависимость реализуется через конкретное социальное действие, можно говорить о возникновениисоциальной связи.Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Но в ней всегда можно выделить основные элементы: субъекты связи, предмет связи и, что самое главное, “правила игры”, по которым осуществляется эта связь или механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами.

Социальная связь выступает в виде социального контакта и социального взаимодействия. Остановимся на рассмотрении этих феноменов подробнее.

Ежедневно каждый из нас вступает в огромное количество социальных контактов: случайный прохожий узнает у нас, как пройти на такую-то улицу, мы заходим в магазин и просим продавца дать необходимый нам товар. Мы сталкиваемся с людьми на работе, в транспорте, в вузе. Не задумываясь, мы проходим мимо людей, но постоянно помним о их существовании. Это выражается в изменении нашего поведения в присутствии других людей: разговор в одиночестве вслух с самим собой- не такое уж редкое явление, но на улице мы делаем то же самое мысленно, “про себя” и только потому, что рядом с нами – другие.

Контакты могут быть единичными ( как в ситуации со случайным прохожим) и регулярными ( с продавщицей “Вашего” магазина). В них мы можем вступать в качестве частных лиц или представителей коллектива, учреждения.

При всем разнообразии социальные контакты имеют общие черты. В ходе контакта связь носит поверхностный, мимолетный характер. Партнер по контакту непостоянен, случаен, может быть легко заменен (Вас может обслужит и другая продавщица, узнать, который час, можно если не у этого, так у другого прохожего). Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный социальный контакт (удовлетворив любопытство прохожего относительно маршрута, мы расстаемся, не стремясь возобновить контакт). Иначе говоря, социальный контакт представляет собой мимолетную, кратковременную связь, в которой отсутствует система сопряженных действий по отношению к партнеру. Это не означает, что социальные контакты маловажны, незначимы в нашей жизни: ссора с другим пассажиром в трамвае или конфликт с невнимательной кассиршей может в существенной мере определить наше самочувствие. Но все-таки не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.

Ведущее значение имеет социальное взаимодействие –систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера, которая порождает новую реакцию воздействующего. Речь идет об обмене действиями, которые взаимно сопряжены. Именно эти моменты: сопряженность систем действий обоих партнеров, возобновляемость действий и их координация, устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера, – отличают социальное взаимодействие от единичного социального контакта

Яркий пример взаимодействия - учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, отбирает материал, мысленно представляя, прогнозируя реакцию студентов: будут им интересны те или иные вопросы, раскроют ли приводимые примеры суть поставленной проблемы и т.д. На занятиях студенты ведут себя по-разному в зависимости от того, насколько они считают данный предмет важным для своей профессиональной подготовки, насколько интересно, доходчиво и убедительно излагает преподаватель свой материал. Одни работают заинтересованно, с увлечением, другим предмет не слишком интересен, но они тоже стараются работать, дабы избежать возможных неприятностей, третьи не скрывают отсутствия интереса к предмету, занимаются своими делами или не посещают занятия совсем. Преподаватель фиксирует, “улавливает” сложившуюся ситуацию и, готовясь к новой встрече со студентами, корректирует свои действия с учетом прошлого опыта.

Как видим, в приведенном примере присутствует основная характерная черта социального взаимодействия – глубокая и тесная координация системы действий партнеров по поводу предмета социальной связи – учебы.

Социальные взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Дадим краткую характеристику каждому из них.

Социальные отношения -это устойчивая система взаимодействия между партнерами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

Понятие “социальный институт” фиксирует тот факт, что процесс удовлетворения основных человеческих потребностей в большей или меньшей степени гарантирован от случайности, спорадичности, что он предсказуем, надежен, регулярен. Любой социальный институт возникает и функционирует как взаимодействие групп людей по поводу реализации определенной социальной потребности. Если такая потребность в силу каких-то обстоятельств становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным. Он может еще функционировать какое-то время по инерции или как дань традиции, но в большинстве случаев исчезает.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматривается на примере института дворянских дуэлей чести . Дуэль была институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в течение трех столетий. Он возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Первоначально ссоры и поединки происходили спонтанно, случайно, но постепенно сложилась определенная система процедур, регламентирующая поведение всех участников дуэлей, распределившая роли между ними (дуэлянты, распорядитель, секунданты, медик). Этот институт предусматривал жесткое соблюдение правил и норм в ситуации защиты чести. Но с развитием индустриального общества изменились и этические нормы, которые сделали ненужным защиту дворянской чести с оружием в руках, вследствие чего данный институт постепенно отмирает. Примером его упадка может служить абсурдный выбор оружия дуэли А.Линкольном: он предложил бросать в противника картофелем с расстояния двадцати метров.1

Из приведенного выше примера видно, что институализация социальных связей предполагает:

· формирование общих для взаимодействующих субъектов целей;

· появление социальных норм и правил, а также процедур их реализации;

· установление системы санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих, удерживающих от нежелательного;

· четкое распределение функций, прав и обязанностей участников взаимодействия, создание системы статусов и ролей, в результате чего поведение личности в рамках института обладает большей предсказуемостью;

· обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института; статус, ролевые ожидания каждому объекту предъявляются как предуказания данного института;

· разделение труда и профессионализацию в выполнении функций.

Сказанное делает очевидным, что чем более развиты, отлажены и эффективно действуют социальные институты, тем более стабильным, устойчивым будет развитие общества. Особым драматизмом отмечены такие периоды в развитии того или иного общества, когда происходит трансформация основных социальных институтов, когда изменяются правила и нормы, лежащие в основе функционирования каждого института. В сущности, речь идет о пересмотре основных систем ценностей. Так, например, в нашем обществе происходит обновление института собственности. Если вчера россияне не владели, не распоряжались собственностью, были подконтрольны, но зато имели гарантированный минимум уровня жизни, то сегодня многие хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо. Естественно, что отнюдь не все участники социального взаимодействия по поводу собственности одинаково воспринимают сложившийся институт собственности, отсюда и противоречивость, острота, драматизм формирования новых устойчивых норм в этой сфере. То же можно сказать об институтах армии, семьи, образования и др.

Характерная особенность такого социального взаимодействия, как социальные общности,заключается в том, что они возникают из потребности в солидарности, координации совместных действий. В основе социальной общности лежит стремление человека к тем преимуществам, которые дает объединенность усилий. Индивиды, которые образуют объединенные формы социального взаимодействия, могут качественно повысить эффективность индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию. На основании типов связи (социальные контакты и социальные взаимодействия) можно выделить два основных типа социальных общностей – это социальные круги, т.е. люди, между которыми существуют контакты, общение, и социальные группы,в основе которыхлежит обмен сопряженными, скоординированными системами действий по поводу согласования совместных усилий, объединения, солидарности. Современное общество демонстрирует огромное многообразие социальных групп, что обусловлено разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Более подробно о видах, типах способах функционирования различных групп можно узнать из других разделов данного пособия. Пока же нам важно отметить, что стремление к солидарности, объединенным усилиям означает появление разделяемых ожиданий каждого члена общности относительно другого: так, от соседа по подъезду, с которым Вы встречаетесь время от времени, Вы ожидаете один тип поведения, а от своих близких, членов семьи - другой. Нарушение этих ожиданий может привести к рассогласованию, депрессиям, конфликтам.

Разнообразие социальных взаимодействий делает необходимым их типологизацию. Прежде всего, социальные взаимодействия можно разделить по такому критерию, как характер действия. В соответствии с ним получим следующие типы:

· физическое взаимодействие;

· вербальное взаимодействие;

· знаковое или символическое взаимодействие.

Кроме того, социологи различают социальные взаимодействия по способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения. В связи с этим критерием можно выделить два самых общих типа взаимодействия - сотрудничество и соперничество ( иногда в социологической литературе можно встретить и другое деление - сотрудничество, конкуренция и конфликт). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с выгодой для всех сторон. Взаимодействие на основе соперничества основано на попытках отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

Наконец, взаимодействие может изучаться на микро- и макроуровне. В первом случае мы имеем дело с межличностными интеракциями, во втором - с существованием социальных отношений и институтов. Необходимо отметить, что в любом конкретном социальном контексте сочетаются элементы обоих уровней. Повседневное общение членов семьи осуществляется на микроуровне. В то же время семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне.

Итак, социальное взаимодействие - это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение. Следовательно, существуют некие “правила игры”, которые в той или иной степени соблюдают все участники социального взаимодействия, иначе оно или невозможно вообще или малоэффективно.

Поэтому необходимо выяснить, каким образом и за счет чего регулируются отношения людей в процессе социального взаимодействия.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...