Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Российская экономическая политика в начале третьего тысячелетияВ начале XXI в. российская экономическая политика будет направлена на достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности отечественного производства, обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре экономики, соответствующих мировым тенденциям. Это означает создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Усилия Правительства РФ должны быть сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций. Структурная политика государства будет направлена на перестройку и развитие отраслей оборонно-промышленного, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, реформирование естественных монополий. С целью обеспечения финансовой стабильности Правительство РФ должно осуществлять последовательную финансовую политику, основанную на приведении обязательств государства в соответствие с его ресурсами, повышении эффективности функционирования бюджетной системы, четком разграничении бюджетных полномочий и ответственности различных уровней власти. При этом совместно с Центральным банком РФ должны быть приняты меры, направленные на обеспечение стабильности национальной валюты. Свидетельством тому является объявление российского рубля с 1 июля 2006 г. конвертируемой валютой. Главными целями внешнеэкономической политики станут дальнейшая эффективная интеграция России в международную систему разделения труда и .содействие структурной перестройке экономики. Важнейшей задачей станет приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) и завершение переговоров о вступлении в нее России. Главными целями социальной политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу являются: последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов. В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Опыт развития европейской цивилизации, к которой принадлежит Россия, убедительно показал, что преобладание распределительных функций государства и пренебрежение личной инициативой ведут к экономическому застою, политической апатии и гражданскому безразличию. Принципиально важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной, информационной, динамично развивающейся мировой экономике. Сложность проблем и глубина необходимых преобразований требуют комплексного подхода к проведению реформы государственной власти, модернизации экономики и социальных преобразований. Для достижения цели Стратегии социально-экономического развития России до 2010-2015 годов необходимо равномерное продвижение по этим направлениям, без этого будет невозможно создать реальную основу и механизм поступательного развития экономики и общества в целом. Без реформирования систем государственного управления, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать большую часть программы модернизации экономики - создание благоприятного инвестиционного климата, ответственную бюджетную политику и структурные реформы. В то же время только в условиях нового социального контракта, основанного на выполнении взаимных обязательств государства и общества, власть станет по-настоящему эффективной. Экономические реформы, структурная перестройка экономики невозможны без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал - образование и здоровье граждан, науку и культуру. Достижение этих целей позволит закрепить позитивные тенденции, сформировавшиеся в последнее время в экономике страны, и выйти на траекторию устойчивого экономического роста. Хотя принятый курс проведения рыночных реформ предполагает перестроить Россию на западный манер, тем не менее не следует идти путем слепого копирования даже самых лучших иностранных образцов. Россия пойдет по своему пути. Выдержит Россия этот путь или нет - покажет время. Американский образ жизни нельзя заложить в российскую программу экономического развития. Нужно усвоить два известных марксистских постулата: 1. Каждая промышленно развитая страна показывает лишь картину развития менее развитой стране. В настоящее время США показывают путь развития всем странам, в том числе и России, к большому сожалению, конечно. 2. Только материальные условия определяют путь экономического развития той или иной страны. Вопрос: «В настоящее время у России достаточно ли материальных условий, чтобы жить по-американски?» Нет, однозначно нет. И не следует российскому правительству обещать россиянам то, чего нет и быть не может даже на ближайшую перспективу. Нужно знать свою экономическую базу данных. И, разрабатывая очередную программу, правительство должно исходить из ее материальной обеспеченности. В ином случае это будет не программа, а сотрясение воздуха. Вот почему выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Но чтобы понять, как это делается, необходимо изучить азбуку экономической деятельности: основы любой экономики, основы рыночной экономики и ее коренные вопросы, рыночный механизм и его элементы: закон спроса и предложения, ценообразование, а также механизм функционирования частного и государственного секторов, или смешанного предпринимательства, и т.д. Сейчас мы подошли к порогу, за которым при определенных организационных условиях и финансовых ресурсах могут открыться горизонты экономического роста. Причинами этого являются и углубление процессов многоукладности экономики, и финансовая стабилизация, и укрепление национальной валюты, и рост внутренних накоплений населения, и благоприятная реструктуризация нашего внешнего долга, и устойчивое положительное сальдо внешней торговли и т.д. Закрепление этих тенденций позволит «вытащить» реальную экономику России из развивающейся в развитую. Нужно приостановить деградацию отечественного промышленного производства. России нужны долгосрочные инвестиции в основной капитал для создания новых производств и более полного использования трудового потенциала. Эффективное и ответственное государство, заинтересованный и дисциплинированный труженик, труд, соединенный с законом и гарантированными гражданскими правами, должны стать движущими силами нового этапа экономической политики в России.
|
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |