Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребности. Товар и услуга. Экономические благаПотребности- желания людей приобрести по определенной цене в определенное время года товары и услуги, которые доставляют им полезность. Это здания, станки, машины, оборудование, продукты питания, одежда, мебель, разного рода услуги (ремонт автомобиля, прием врача, консультация юриста и т.д.). Товар, по Марксу (материальное воспроизводимое благо),- вещь, произведенная для обмена (продажи). Следовательно, все, что делается для своей семьи, - это не товар. Это продукт трудадля личного потребления. В «Экономиксе» марксистское понятие «товары» заменили на понятие «блага». Экономические блага - любой, объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю. Они обеспечивают рост уровня благосостояния потребителя. Исходя из этого под набором благ понимается совокупность данного количества различных видов благ. При решении каждой данной проблемы потребления большее количество любого вида благ всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же вида благ. Различают две крупные группы благ: а) потребительские - это те блага, которые удовлетворяют потребности людей непосредственно, и б) блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредствованно, т.е. через создание других благ. Благом называют все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них полезность - реальную или мнимую. Антиблагом называют все то, чего люди не хотели бы присваивать, что они считают вредным. Пример: наркотики, алкоголь, сигареты. Блага могут быть: 1) даровые - то, что дано природой (земля, леса, природные ресурсы, воздух, вода в реках, морях и т.д.); 2) экономические - то, что добыто или создано трудом человека (обработанная земля, посаженный лес, добытая нефть, машины, станки, оборудование, услуги и т.д.). Людям часто приходится идти на компромисс - отказываться от одних благ ради получения других. Блага называются экономическимипотому, что обладание одним из них представляет собой результат отказа от обладания другим благом. Среди благ выделяют взаимозаменяемые, или субституты, и взаимодополняющие, или комплементарные блага. Взаимозаменяемые блага (substitute goods) - блага, которые можно заменить другими без ущерба для потребителя. Пример: чай и кофе; автомобиль и самолет. Для этих благ существует прямое соотношение между ценой на одно из них и спросом на другое, т.е. снижение (повышение) цены одного блага вызывает уменьшение (увеличение) спроса на другое благо. Взаимодополняющие блага (complementary goods) - такие блага, которые в процессе потребления дополняют друг друга. Пример: автомобиль и бензин. Для этих благ существует обратное соотношение между ценой на одно из них и спросом на другое, т.е. снижение (повышение) цены одного блага вызывает повышение (сокращение) спроса на другое дополняющее благо. Блага можно классифицировать по объектам: 1) блага кратковременного пользования (продукты питания) и долговременного пользования: автомобиль или неподвижные сооружения (недвижимость): дороги, мосты, здания и т. п.; 2) прямые (потребительские) и косвенные (производственные ресурсы, или факторы производства), которые, в свою очередь делятся на реальные и финансовые; 3) реально существующие в настоящем и те, которыми можно будет пользоваться в будущем; смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем; 4) абсолютно хранимые (деньги, ценные бумаги), хранимые (большинство реальных, физических благ: станки, машины, оборудование), малохранимые (некоторые продукты питания: рыба, молоко, мясо) и нехранимые блага (услуги). Блага нередко потребляются не по отдельности, а в тех или иных наборах. В зависимости от собственности блага подразделяются на два типа: частные и общественные. Частное благо- благо, доступное одному субъекту, использование которого исключает возможность потребления его другими субъектами. Пример: любая вещь, принадлежащая конкретному лицу или фирме. Получение доступа к частному благу требует от субъекта определенных издержек в пользу того, кто имеет доступ к этому благу и готов поделиться правом доступа за взаимно приемлемую плату. Именно частные блага являются основным объектом изучения микроэкономики. Общественное благо- благо, которое потребляется коллективно всеми субъектами независимо от того, платят они за него или нет. Благоназывается общественным,если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно многими субъектами. Получение доступа к общественному благу, если оно уже существует, не требует от субъектов дополнительных издержек. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: оно нужно всем и всегда. Такими свойствами обладают знания, национальная безопасность, а также инфраструктура: информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. Более подробно см. главу 33. С позиции производства экономические блага можно разделить на конечные и промежуточные. Конечные блага - экономические блага, приобретаемые для окончательного потребления. Промежуточные блага (intermediate goods) - блага, которые используются в производстве, например, сталь как промежуточный продукт для машиностроения. Промежуточные блага при расчете валового внутреннего продукта (ВВП) не учитываются. Услуга наравне с товарами (материальными благами) также удовлетворяет наши потребности.Ремонт автомобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и консультация юриста наравне с товарами удовлетворяют человеческие потребности. В современной экономике трудно определить, что важнее - товар или услуга. Зачастую они так связаны, что одно не может существовать без другого. Например, автомобиль без автозаправочных станций. Разница между товарами и услугами зачастую оказывается гораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд. Разница между товарами и услугами только в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга производится и потребляется одновременно, т.е. непосредственно в момент ее производства. Классификация потребностей Потребности подразделяются на следующие виды: 1) производственные потребности, удовлетворяющие желания производителей (частных предприятий, домохозяйств или государства) в ресурсах: рабочие здания и сооружения, станки, оборудование и т.д. с целью постоянного возобновления производства; 2) личные, или индивидуальные, потребности, удовлетворяющие потребности человека в предметах потребления. Перечень предметов потребления неимоверно обширный: жилые дома, автомобили, зубная паста, лекарства, компакт-диски, пицца, свитеры и т.п. Однако это бесчисленное множество товаров подразделяют: 1) на предметы первой необходимости, или предметы потребления (пища, жилье, одежда); 2) предметы роскоши (духи, яхты,' норковые шубы). В свою очередь предметы потребления делятся на предметы: 1) кратковременного пользования (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.); 2) длительного пользования (жилые дома, мебель, музыкальные центры, автомобили и т.д.). Заметим, что такое деление товаров связано с циклическим характером рыночной экономики: производство товаров первой группы не подвергается колебаниям, а производство товаров второй группы, предметов потребления длительного пользования, подобно производству товаров производственного назначения и подвержено циклическим колебаниям. Производственные потребности включают в себя потребности частных предприятий и правительственных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовывать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать военную технику и оружие. Потребности изменяются в результате появления новых товаров и услуг. |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |