Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осознание себя и других в отношениях с другими

Испытуемому задаются вопросы о личностных качествах:


  1. Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему?

  2. Что такое добрый человек?

  3. Что такое злой человек?

  4. Тебя хвалят? Кто? За что?

  5. Бывает, что тебя ругают? Кто? За что?

  6. Кто тебе в группе больше всех нравится?

  7. Меньше всех нравится?

  8. Кого ты больше всего жалеешь?

  9. Если бы ты увидел, что мальчик (девочка) плачет, что ты сделал бы?

  10. Кто у вас в группе самый добрый?

  11. Есть такой человек, на которого ты хотел бы быть похожим?


Если ребёнок понимает это как внешнее сходство, то нужно объяснить, что имеется в виду. После этого задаются вопросы:
а ты такой же? Если нет, то в чем не такой?

Все ответы ребёнок должен обосновать. При этом выясняется осознание им своих личностных качеств и отношения к себе, что понимает ребёнок под такими словами, как «добрый»
и «злой», предпочтение им определённых лиц, сопоставление себя с ними, наличие идеала, осмысляется или нет другой человек, а если осмысляется, то что при этом оказывается значимым, какие личностные качества, например, заступиться за друга для ребёнка важнее, чем то, что другой шалит.

2.4. Выявление тревожности старших дошкольников
(автор Мерлин В. С.)


Цель:выявление тревожности.

Испытуемые – три ребенка старшего дошкольного возраста, наблюение ведется за одним из них.

Показатель тревожности – поведение ребенка во фрустрирующей ситуации, которая создается дефицитом времени для выполнения задания.

Организация.Предварительно готовятся песочные часы на 3 минуты, материал для занятий за первым и вторым столом.

Ребенок должен выполнить задания за двумя столами: за первым с часами, за вторым – без часов. Задание должно быть рассчитано на 10–15 минут (например, за первым столом задание со строительным материалом, за вторым – с узором из мозаики).

Инструкция общая:«Ты будешь выполнять задания за двумя столами. Сначала за этим (экспериментатор показывает, что ребенок должен сделать), затем за вторым (показывает, что нужно делать за вторым столом), затем снова за первым и т. д. Работать будешь за каждым столом по 3 минуты, пока не закончишь всю работу».

Инструкция для первого стола:«По моей команде начнешь работать за первым столом. Работать будешь ровно 3 минуты. Всю работу ты сделать за это время не успеешь, но как только три минуты истекут, встанешь и перейдешь за второй стол. Поработаешь там столько же (3 минуты) и вернешься опять за этот стол. Время узнаешь по песочным часам (ребенку показывают, как работают песочные часы). Выполнять задание надо аккуратно, хорошо? Если сделаешь плохо, работа не будет зачтена и придется делать все заново».

Инструкция для второго стола: «Начинай работать. Поработаешь ровно 3 минуты. Всю работу сделать не успеешь, но по истечении 3 минут перейдешь за первый стол, потом снова вернешься сюда. Часы я закрою, и ты должен сам, без напоминания, догадаться, когда пересыпался песочек. Работать надо аккуратно, точно по времени. Если сделаешь плохо, работа не будет учтена и придется начать все заново». Через полторы минуты надо напомнить ребенку: «Ты не забыл про часы?»

Показатели тревожности:работа за вторым столом без часов; проявление беспокойства за первым и вторым столом (смотрит на часы, торопится).

Регистрируются характер действий испытуемого, время работы. К числу «тревожных» относят испытуемых, которые за вторым столом работали меньше 3 минут; к числу «беззаботных» – более 3 минут.

2.5. Шкала оценки внешних признаков
эмоционального возбуждения
(автор Ю. Я. Киселев)

 

№ п/п Содержание Балл
1 2 3
Поведение
1 Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность 1
2 Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую деятельность 2
3 Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат 3
4 Частая смена настроений, суетливость 4
Мимика, пантомимика
1 Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты 1
2 Мимика и пантомимика не отличаются от обычных 2
3 В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре 3
4 Мимика напряженная, челюсти сжаты, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция 4
1 2 3


Продолжение табл.

1 2 3
Движения
1 Движения замедленные, вялые 1
2 Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно 2
3 Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет 3
4 Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела 4
Статические позы
1 Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения 1
2 Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами 2
3 Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене 3
4 Позы неудобные, частая их смена 4
Речь
1 Замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос 1
2 Обычная 2
3 Более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно 3
4 Частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса 4
Вегетативные сдвиги
1 Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их 1
2 Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный 2
3 Пульс несколько учащен (на 5–0 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен 3


Окончание табл.

1 2 3
4 Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены 4


В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения:


  • оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному детям в спокойной обстановке;

  • 1 балл – соответствует недостаточному эмоциональному возбуждению (например, апатия);

  • 3 балла – соответствует повышенному по сравнению
    с обычным уровню эмоционального возбуждения;

  • 4 балла – чрезмерная интенсивность эмоционального состояния.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...