Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 4: Методы и приемы изучения литературы в школеВопросы к теме: 1. Как современная педагогика, теория и методика обучения литературе раскрывают значение понятий «метод» и «прием» обучения? 2. Какие классификации методов обучения литературе вам известны? Что положено в основу каждой классификации, а прежде всего - классификаций, предложенных в учебниках, учебных пособиях по теории и методике преподавания литературы (М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова, В. А. Никольского, З. Я Рез, Н. И. Кудряшёва, О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана, О. Ю. Богдановой). 3. Что представляет собою метод творческого чтения? Какие приемы активизируют художественное восприятие? Когда и с какой целью наиболее эффективно используется выразительное чтение учителя и ученика? 4. В чем сущность репродуктивного метода? Каковы основные требования к слову учителя на уроке литературы? Какие виды комментария применяются на уроке? Каково назначение пересказа и художественного рассказывания при репродуктивном методе? Особенности школьной лекции, виды лекций в старших классах, какие существуют приемы активизации учащихся в процессе слушания ими лекций? 5. В чём сходство и различие эвристического и исследовательского методов? 6. В чём сущность метода проблемного обучения? Раскройте смысл понятия «проблемная ситуация»? 7. Наполните конкретным содержанием приемы метода чтения и его видов, предложенных В. Г. Маранцманом. Виды чтения : индивидуальное, коллективное, «про себя», вслух, выразительное и др. Приемы чтения : пробуждение чувств, выявление авторской позиции, вживание в ситуацию произведения, план чтения и техника произнесения и др. 8. Предложите литературоведческий комментарий при использовании приемов метода анализа литературного произведения в школе, предложенного В. Г. Маранцманом: · анализ композиции, · анализ стиля, · изучение творческой истории произведения, · сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя, · сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественного текста, · сопоставление произведения и его реальной основы, · «складывание» текста, · вставки пропущенных слов, замена «чужого слова», · узнавание автора по фрагменту текста и др. 9. Дайте образцы использования приёмов метода комментирования произведения с помощью внетекстовых материалов : писем, мемуаров, литературно-критических статей, биографии писателя, теоретико- и историко-литературных понятий. 10. Раскройте сущность метода претворения литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино, телевидение и т.д.). Прокомментируйте приемы пересоздания текста; словесное рисование, киносценарий, инсценирование, сопоставление художественных интерпретаций (иллюстраций, фильмов, романсов, опер, спектаклей, актерского чтения) с текстом произведения. 11. Приведите примеры учебных ситуаций с использованием следующих приемов метода литературного творчества: пересказ с изменением лица рассказчика, сочинение писем, дневников героев, сочинения по жизненным впечатлениям, собственные художественные произведения учеников (стихи, рассказы и т.д.)
Задания к теме: 1. В «Очерках по методике литературного чтения» М. А. Рыбниковой прочитайте описание урока по теме ««Осень». Стихи и сочинения». Познакомьтесь с фрагментом работы Н. И. Кудряшёва «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы». - М., 1981, с. 76-77, где содержится анализ данного урока. Подумайте, какой метод использовала М. А. Рыбникова? 2. Из учебников по литературе (5,6,7,8,9,10,11 классы) выпишите примеры (не менее 3) заданий исследовательского и проблемного характера. Мотивируйте свой выбор. 3. Проанализируйте два варианта проблемного изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» из книги В. Г. Маранцмана и Т. В. Чирковской «Проблемное изучение литературного произведения в школе» М., 1977. 4. Составьте проблемные вопросы к анализу, спланируйте проблемные задания, сконструируйте проблемные ситуации к уроку на тему : «Идея Раскольникова о праве сильной личности» по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. 6. Определите методы и приемы изучения рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», описанного Сапир А. М., Лейдерманом Н. Л. в статье «Целостный анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Урок по опережающим заданиям». Журнал «Литература в школе», 2003. № 7. 7. Определите сущность репродуктивного метода и принципа наглядности при изучении теории литературы на примере жанра русского святочного рассказа, обратившись к статье А. А. Новиковой «Настали святки. То-то радость! Русский святочный рассказ: эстетика и поэтика жанра» в журнале «Литература в школе», №1, 2009. 8. Законспектируйте описание 3 уроков по литературе в журнале «Литература в школе» за последний год, определите методы и приемы изучения художественных произведений. 9. Осуществите все этапы исполнительского анализа стихотворения Пушкина «Пророк»; Лермонтова «Пророк»; Некрасова «О Муза! я у двери гроба!..».
Выполнить всем: · Описать возможности одного из методов преподавания литературы. Дать методические рекомендации по его использованию. · Презентация уроков литературы с обоснованием методов и приемов обучения Литература
Браже, Т. Г. О литературе в школе : кн. для учителя / Т. Г. Браже. - Спб. : МИРС, 2008. – 394 с. Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения : пособие для учителя / Т. Г. Браже. – 2-е изд. , перераб. – СПб. : Глагол, 2000. – 335 с. Ионин, Г. Н. Опыт поисков специфических методов преподавания литературы – история вопроса, итоги, перспективы / Г. Н. Ионин // Основные итоги становления предметных методик в ХХ веке и перспективы их развития. - СПб. : Глагол, 2002. - Вып. 2. - С. 80 - 136. Искусство анализа художественного произведения : Сб. ст. / Сост. Т. Г. Браже. – М. : Просвещение, 1971. – 238 с. Кудряшёв, Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы : пособие для учителя / Н. И. Кудряшев. – М. : Просвещение, 1981. – 190 с. Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)). Статьи ведущих ученых-методистов о традиционных и инновационных методах преподавания литературы в школе в журналах «Литература в школе», «Педагогика», «Альма Матер», «Русская словесность» и других за последние два года.
|
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |