Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ поэтического произведения

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо сделать следующее:

- определить непосредственное содержание лирического произведения (переживание, чувство);

- определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении (лирический герой, образ, в котором воплощены эти чувства);

- определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

- определить структуру (композицию) поэтического произведения;

- определить своеобразие использования автором изобразительно-выразительных средств (активное - скупое);

- определить лексический рисунок (просторечье - книжно - литературная лексика...);

- определить ритмику (однородная - неоднородная; направление ритмического движения);

- определить звуковой рисунок;

- определить интонационный рисунок (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).

ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА:

а) выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов и т. д.;

б) выявить степень близости поэтического языка и разговорного;

в) определить своеобразие и активность использования тропов: эпитет - художественное определение, сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить смысл, значение одного из них при помощи другого, аллегория (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы, ирония - скрытая насмешка, гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление, литота - художественное преуменьшение, олицетворение - способ изображения неодушевленных предме­тов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать, метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсут­ствуют, но подразумеваются.

ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

(СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ) ИЛИ ФИГУРЫ

ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

- риторические вопросы, обращения, восклицания, они сосредоточивают внимание читателя на тексте, не требуя от него ответа;

- повторы (неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

- антитезы – противопоставления.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА

(использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых ров, создающих своеобразный звуковой рисунок речи)

- аллитерация (повторение согласных звуков);

- ассонанс (повторение гласных звуков);

- анафора (единоначалия).

КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

При анализе важно:

- определить центральное чувство, настроение, переживание, отраженное в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой, внутренняя несвобода героя и т. д.);

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения, показать их связь (определить эмоциональный рисунок).

Урок М.А.Рыбниковой

Тема : «Песнь о Вещем Олеге»

План уроков. Вводные комментарии учителя. Чтение баллады Пушкина учителем Воспроизведение сюжета «Песни» учениками. Объяснение содержания. Языковые работы. Разбор эпитетов в связи с уяснением образов баллады.

В «Песни о вещем Олеге» трудностью представляется та историчность, которой пронизано это произведение. Тут изображены нравы и обычаи, которые далеко ушли от нас. Иногда приходится слышать, что учитель механически перебирает такие слова, как тризна, секира и т. д.: тризна вот что, а секира вот что. Я постаралась дать моим ученикам живую картину, приблизила к ним Олега, как первого киевского князя, и рассказала о том, как он объединил вокруг себя славян, остановилась подробнее на его походе на Царьград. Был дан рассказ о том, как он погрузил на лодки воинов, затем как они подошли к Константинополю, как Олег придумал поставить ладьи на колеса, раскинуть паруса и как он на колесах под парусами подошел к Константинополю и как греки были перебиты. Греки были хитры, они вынесли Олегу еду, но Олег ее не принял и был прав, потому что вся еда была отравлена. Греки заключили с Олегом торговый договор, и Олег прибил щит на вратах Царьграда. Народ же прозвал Олега «вещим».

В рассказе попутно был дан весь набор вооружения (шлем, щит, лук, копье и т. д.). Потом было указано, какое значение имел для витязя конь, как его убивали на тризне князя-воина.

Я считала нужным остановиться и на том, что язык того времени отличался от нашего языка, что Киевская Русь - это наши пра-пра-прадеды. Были взяты названия частей тела: чело, персты, очи, уста, лоно и т. д.

Прежде чем читать балладу, я подчеркнула тот факт, что, событие отдалено от нас на тысячу лет, и от Пушкина на 900 лет. Однако поэт излагает его так, будто оно происходит сейчас:

«М. А. Рыбникова.

- «Волхвы не боятся могучих владык».

- Каким словом можно его заменить?

- Владелец. Властелин. Царь. Фараон. Император. Отводим слово «владелец», уточняем смысл других слов. Враг. «На радость соседей-врагов».

- Кто был врагом Олега?

- Хазары, греки.

- Замените слово.

- Недруг, противник, неприятель.

Так же в контексте воспринимается каждое прилагательное и так же подыскиваются его синонимы.

Все наши приемы направлены на то, чтобы разъяснить трудный для учащихся языковый состав этого произведения и тем уяснить его смысл и особенности его стиля в связи с его темой.

Учитель тут же говорит учащимся, что эти упражнения учат их вдумываться в значение каждого слова, когда они говорят или пишут. И дает образец работы над словом самого Пушкина.

Дело в том, что рукопись «Песни о вещем Олеге» дает ряд поправок в эпитетах.

Верный Князь по полю едет на (смирном) коне.

Учитель пишет эту строчку на доске, оставляя пока «на смирном коне», и спрашивает: «А как же мы теперь знаем эту строчку?» Следует дружный ответ. И столь же дружное обсуждение вопроса.

«То смирный стоит под стрелами врагов», с одной стороны, и с другой - «Все тот же он бурный, игривый». Быть смирным на бранном поле - это не значит вообще быть смирным. Конь могучего князя - бурный, игривый, а главное, он верный его товарищ. Эпитет «верный» является более существенным в характеристике коня.

К мудрому, (к гордому) старцу подъехал Олег.

Учитель пишет «к гордому», ребята исправляют «к мудрому». Опять говорим, что гордость была у кудесника; ответ его князю полон достоинства и гордости, но в плане целого произведения это, конечно, мудрый старец.

Так же объясняем изменения:

Над славной (ветхой) главою кургана

ДРУГ, Спи, (конь) одинокий.

Эти поправки Пушкина еще раз ведут Нас от одного слова к целому, произведению (откуда видно, что коня Олег должен был назвать своим другом?). Они учат ценить слово, они воспитывают критическое отношение к своей и чужой речи, они позволяют сделать тот вывод, который был закреплен словами одного из учеников: «Когда пишешь, пиши самое главное, думай! Может быть, кудесник гордый, но здесь важнее, «он мудрый».

Сделанных упражнений достаточно, чтобы иметь право задать стихотворение выучить наизусть. Класс усвоил смысл и стиль произведения, его словарь, его образы, и можно переходить к выразительному чтению - по книге и наизусть.

Говоря о языковой стороне литературного чтения, я не могу умолчать о том, что зачастую у нас сперва учат читать произведение выразительно, а потом истолковывают его. А путь как раз обратный. Выразительное чтение - результат понимания текста.

На третьем часе наших занятий мы составляем план, находим заголовок к каждой строфе, и затем ученик прочитывает строфу так, чтобы его чтение соответствовало этому заголовку. Если мы ставим такое заглавие: «Гордый ответ кудесника» - то в чтении и нужно передать, что ответ был действительно гордым, и т. д.

Тщательный смысловой и языковый анализ облегчает заучивание. К концу третьего или четвертого урока дети знают стихотворение почти наизусть и после этого дома легко овладевают стихотворением в целом.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...