Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 16: Факультативные занятия по литературе иЭлективные курсы в системе профильного обучения. Вопросы к теме: 1. Факультатив по литературе и элективный курс в современной школе (цели, задачи, функции). Связь между факультативными занятиями, школьным уроком и внеклассными формами работы.. 2. Особенности содержания и технологий литературного образования в профильных гуманитарных образовательных учреждениях 3. Организационно-педагогические принципы факультативных занятий и элективных курсов в средних и старших классах (наполняемость групп, циклизация занятий, уровень развития участников, связь с уроками и формами внеклассной работы, отсутствие жесткой регламентации изучаемого материала и т.д.). 4. Вопросы организации факультативов в наследии А. Ф. Мерзлякова, В. Я. Стоюнина, В. И. Водоводова, М. А. Рыбниковой и др. 5. Типы факультативных занятий и элективных курсов в практике школьного литературного образования, их методические цели. 6. Разнообразие методов и приемов обучения на факультативных занятиях и элективных курсах по литературе. 7. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся как основной вид учебной работы в системе дополнительного литературного образования. Формы самостоятельной работы. Задания к теме: 1. Найдите и законспектируйте по 2 образца программ факультативов и элективных курсов по мировой, русской и национальной литературе. 2. Дайте обстоятельный анализ факультатива Л. Н. Белоусовой «Поэзия начала XX века», опубликованного в журнале «Литература в школе», 2003, №1. 3. Составьте библиографию монографий, статей из научно-методических изданий («Русская словесность», «Уроки литературы», «Народное образование», «Литература в школе» и др.) по проблемам содержания и технологий факультативных занятий и элективных курсов. 4. Познакомьтесь с предложенной вам типологией факультативных занятий, проанализируйте ее с точки зрения методической направленности: I вариант - факультативы изучения произведений по жанровому признаку; - факультативы по основам теории литературы; - факультативы по теории и практике написания сочинений; - факультативы по литературному краеведению; - факультативы по межпредметным связям в изучении литературы. II вариант - факультативы по изучению дополнительных глав и вопросов к программным темам; - факультативы, углубляющие раздел основного курса литературы; - факультативы по межнациональным литературным взаимосвязям - художественно-творческие факультативы. 5. Составьте программу факультатива по литературному краеведению в Мордовии, опираясь на знания, полученные в курсе «Литературное краеведение». 6. Разработайте авторскую программу элективного курса по зарубежной литературе в старших классах. 7. Определите методические стратегии разработки элективных курсов, используя методические рекомендации Е. А. Зининой в статье «Об элективном курсе «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста» в журнале «Литература в школе», №10, 2008.
Выполнить всем: · Предложить к публичной защите авторскую программу элективного курса по зарубежной литературе. Литература Бершадская, Н. Р., Халимова, В. З. Литературное творчество учащихся в средней общеобразовательной школе : книга для учителя. Из опыта работы / Н. Р. Бершадская , В. З. Халимова. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с. Браже, Т. Г. О литературе в школе : кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб. : МИРС, 2008. – 394 с. Данилова, Т. Б. Элективные курсы по литературе в системе предпрофильного обучения : учебно-методическое пособие / Т. Б. Данилова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2005. – 208 с. Доманский, В. А. Литература и культура : культурологический подход к изучению словесности в школе : учебное пособие / В. А. Доманский. - М. : Флинта : Наука, 2002. – 368 с. Качурин М. Г. Методика факультатива по литературе в 8 классе / М. Г. Качурин, Д. К. Мотольская. – М. : Просвещение, 1980. – 138 с. Маранцман В. Г. Школьные факультативы // Поиск новых путей / сост. С. Н. Громцева. – М. : Просвещение, 1990. – С. 96-128. Программы факультативных курсов для X-XI классах. «Москва в русской литературе», «Литература народов России», «Немецкая литература», «Английская литература нового времени (эпоха Возрождения - век XX)»в РФ «Литература». Средняя школа / Т.А.Калганова. – М. : Дрофа, 2004. – 231 с. Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)). Статьи ведущих ученых-методистов о поиске и поддержке гуманитарно одаренных детей, о роли факультативных и элективных курсов в системе литературного образования в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Филологические науки» и других за последние два года. Тема 17. Инновационные технологии в литературном образовании школьников Теоретический семинар: подведение итогов Лекции-полилога Вопросы: 1. Компьютерные лекции-презентации на уроках вводного и обобщающего типов. 2. Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности по литературе. 3. Методика создания мультимедийных и гипермедийных проектов по литературе. 4. Приёмы работы с художественным текстом в сети Интернет. Использование гиперссылок. Возможности ИКТ при работе над поэтическим текстом. 5. Современные развивающие технологии на уроках литературы. 6. Технология проблемного обучения. 7. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. 8. Технология «Творческая мастерская». Сфера применения технологии. 9. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах. 10. Подготовка к итоговой аттестации по литературе (в форме ЕГЭ). Обучение выполнению заданий «С-1», «С-2», «С-3» и «С-4» по литературе: письменный анализ поэтического текста, написание мини-сочинений на проблемные темы и т.п. 11. Метод критического импрессионизма в теории и методике обучения литературе в старших классах. 12. Работа с электронным текстом. Поисковые технологии. Использование мультимедийных ресурсов (гипертекст, презентации, аудио- и видеоматериалы). 13. Использование ИТ при изучении обзорных тем школьного курса литературы. 14. Мастер-класс - как форма профессионального развития учителя-словесника. 15. Новые технологии оценки качества литературного образования школьников. 16. Интерактивное обучение в системе школьного литературного образования. 17. Концепция профильного обучения литературе на старшей ступени общего образования. 18. Теория герменевтического подхода к обучению литературе. 19. Культурологический подход (культуроведческий) в теории и практике преподавании я литературы в школе. 20. Синтез искусств на уроках литературы. 21. Межкультурные связи в содержании литературы как учебного предмета. 22. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. 23. Технология интеграционных связей на уроках литературы.
Задания к теме: 1. Представьте анализ с субъективными методическими оценками и комментариями статьи Донцовой О. В. «Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы» в журнале «Литература в школе», №11, 2008. Представьте аналогичный вариант использования метода проектов при изучении творчества Н. В. Гоголя в 9 классе. 2. Определите методику подготовки учащихся к ЕГЭ по литературе, воспользовавшись Методическими письмами «Об использовании результатов единого государственного экзамена ….» последних двух лет. Информация на сайте http:/www.fipi/ru. 3. Опишите сущность контекстного анализа литературного произведения, используя статью Р. Д. Мадер «Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в свете гоголевских суждений о Пушкине» из журнала «Литература в школе», №4, 2009. 4. Покажите особенности культурологического подходак анализу художественного произведения по статьям Т. А. Калгановой и Н. Л. Крупиной в приложении к журналу «Литература в школе», №4, 2009 «Уроки литературы». 5. Определите инновационный характер интерактивного обучения литературе, законспектировав статью Т. А. Калгановой «Интерактивное обучение. V-VШ классы» в журнале «Литература в школе», №8, 2008. 6. Разработайте конспект урока подготовки к ЕГЭ по литературе по выполнению заданий С-2, С-4, определяющих общие темы, мотивы, традициив творчестве русских писателей, обратившись к статье В. Мельника «И только он один… Пушкинские традиции в романе И. А. Гончарова «Обломов» в журнале «Литература в школе», №9, 2007. Выполнить всем: · Обосновать в творческой методической работе одну из инновационных технологий в обучении литературе (компьютерные технологии, проблемное обучение, культурологический подход и т.д.) –по выбору. · Создать урок-презентацию при изучении творчества писателя или поэта (программа по выбору) Литература Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы : метод. пособие / М. В. Амфилохиева. - СПб. : Паритет, 2003. – 160 с. Безымянная, О. М. Методика работы над изложениями : авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. - М. : Глобус. 2007. – 176 с. Библер, В. С. Школа диалога культур. Основы программы / В. С. Библер. – Кемерово, 1992. – 273 с. Гуляков, Е. Н. Новые педагогические технологии. Методическое пособие / Е. Н. Гуляков. – М. : Дрофа, 2006. – 328 с. Данилова, Т. Б. Элективные курсы по литературе в системе предпрофильного обучения : учебно-методическое пособие / Т. Б. Данилова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2005. – 208 с. Доманский, В. А. Литература и культура : культурологический подход к изучению словесности в школе : учебное пособие / В. А. Доманский. - М. : Флинта : Наука, 2002. – 368 с. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с. Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М. : Русское слово, 2006. – 240 с. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www. casemethod.ru Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. - СПб. : Каро, 2009. – 367 с. Кулюткин, Ю. Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю. Н. Кулюткин, И. В. Муштавинская; С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. - СПб. : СПбГУПМ, 2002. - 46 c. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. – М. : Прогресс, 2003. – 384 с. Леонов, С. А. Литература. Интегрированные уроки. 8–9 классы : пособие для учителя / С. А. Леонов. – М. : Дрофа, 2003. – 214 с. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия : среднее профессиональное образование / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. - Ростов-на-Дону : Издательство : Феникс, 2004. – 384 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю .Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 317 с. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008 (Образовательная система «Школа 2100»). – 160 с. Педагогические мастерские по литературе / под ред. А. Н. Сиваковой - СПб. : Изд-во «Корифей», 2000. - 352 с. Педагогические мастерские по литературе. Интеграция инновационного и традиционного подходов. Кн. 1 и 2. СПб. : Слово, 2000. 251 с. Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. – М. : Педагогическое общество России. – 2007. – 144 с. Свирина, Н. М. Культурный контекст на уроках литературы / Н. М. Свирина. - СПб. : Глагол, 2008. – 96 с. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. – 256 с. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с. Щербина, И. В. Тесты на уроках литературы. 10-11 классы : методическое пособие / И. В. Щербина. – М. : Дрофа, 2008. – 186 с. Ээльмаа, Ю. Работа с электронным текстом. Поисковые технологии. Литература (Приложение к газете «Первое сентября»). – 2008. - № 3.
Электронные ресурсы к теме · http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет-ресурсов; · http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена; · http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению; · http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов · http://www.teacher-edu.ru/ · http://www.mon.gov.ru/ · http://www.apkro.ru/
· http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования · http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов · http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году. ·http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (разработаны совместно с Коловой С. Д.) |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |