Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полноценное восприятие художественной литературы немыслимо без вдумчивого чтения.ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ВОСПРИЯТИЙ
Но ведь открыть дверь – это ещё не значит войти в дом. В. Стожаров
Основу деятельности ученика на уроке литературы составляет восприятие художественных произведений. Его природа, механизмы и средства его углубления - одна из актуальных проблем психологии, литературоведения, методики преподавания литературы. Она разрабатывалась в трудах психологовЛ. С. Выготского, П. М. Якобсона, О. И. Никифоровой, Л. Г. Жабицкой, Л. И. Беляевой и др.; литературоведов и исследователей эстетики В. Ф. Асмуса, Г. А. Гуковского, В. С. Мейлаха и др.; методистов Н. Д. Молдавской, В. Г. Маранцмана, Р. Ф. Брандесова, О. И. Богдановой, А. М. Докусова, И. С. Збарского и др. В процессе восприятия художественного текста любой читатель соприкасается со всеми содержательными и структурными его элементами, каждый читатель мыслит, переживает, представляет картины, созданные воображением художника.Но у каждого это осуществляется на разных уровнях проникновения в художественную ткань произведения. В процессе восприятия личность осуществляет своеобразный отбор художественного материала в соответствии со своими склонностями, способностями, «допуская» в свое сознание лишь то, что ей доступно и «отсеивая» чуждое, к восприятию которого читатель не подготовлен. В практике преподавания литературы в средних классах произведения порой рассматриваются с учащимися односторонне, не как художественное целое, но как иллюстрации некоторых нравственных категорий или истории жизни отдельных героев, то есть оторвано от его художественной структуры. Это неизбежно приводит к потерям в литературном образовании школьников. Постижение художественного мира произведения складывается из двух противоположных процессов: целостного осмысления идейно-художественного богатства произведения и анализа его важнейших компонентов. Эти процессы должны быть неразрывно связаны, особенно для начинающего читателя, не искушенного в секретах литературоведения. Только на этой основе, с точки зрения Г. И. Беленького, восприятие художественного произведения может быть концептуальным, а само произведение может выступать как целостное единство, как индивидуальная общность. «Только в этом случае - соотнесении с целым - приобретает свой смысл анализ эпизодов, отдельных страниц и ... художественных деталей» (Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. - М., 1966). Организация первичного восприятия художественного текста и его первичное осмысление - ситуация деятельности, предполагающая целостное, эмоционально-образное восприятие литературного произведения.В результате чтения возникает комплекс ощущений, ассоциаций, образов-представлений, порою весьма субъективных и даже далеких от авторской идеи, целостный по своему характеру, эмоциональный, однако неструктурированный, интуитивный, предельно обобщенный. Одна из основных функций проявления первичных читательских впечатлений - перевод с интуитивного на уровень первичного осознания эмоциональных, обобщенных ощущений читателя-школьника. Не менее важная функция - создание установки на анализ, вызывающей желание ученика осознать результаты чтения, обнаружить необходимость объективации читательской интерпретации. АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Специфику этапа «анализирующего наблюдения» (термин Л. В. Занкова) определяет ведущая сфера читательского восприятия на этом этапе - понятийное освоение текста в процессе непосредственного наблюдения над компонентами его художественной системы. «В наблюдении основным процессом является восприятие, которое уже органически связано с мышлением. В состав наблюдения входит своеобразный вид мышления - эти мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта» (Л. В. Занков). Основными характеристиками деятельности анализирующего наблюдения являются: · творческая познавательная активность, · разнохарактерность деятельности, ее обращенность к разным сферам читательского восприятия, · проблемность. На этом этапе важно сохранить представление о целостности художественного мира текста, однако уточнение и обогащение читательской интерпретации возможно лишь в случае разрушения ее первичной, интуитивной, неструктурированной целостности. Анализ произведения — наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В. В. Голубков, входят: · общий смысл произведения, его идейная направленность; · сюжет; · при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; · композиция (построение произведения в целом); · язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. В качестве ведущей или отправной линии анализа также выбираются определенные компоненты. Так, раздумья над романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно начать с обсуждения его композиции; анализ романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — с рассмотрения художественного времени в нем. Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок. В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути анализа: · по сюжету («вслед за автором», целостный), · «по образам», пообразный, · проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выборматериала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления.Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме — инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версий, сопоставление различных трактовок ролей. Завершающие уроки по изучению эпических произведений включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельные работы («пробы пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»). Таким образом,на всех этапах изучения литературного произведения учителю необходимо постоянно совершенствовать содержание и технологии обучения. Поскольку проблема чтения, формирования читателя, его духовного мира продолжает быть едва ли не самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Уже в I-IV классах учитель стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткому к слову автора. В V-IХ классах постепенно происходит освоение литературы в движении, в контексте культуры. В Х-ХI классах школьники начинают сознательно относиться к процессу познания фактов искусства, что реализуется на уроках интерпретации и анализа литературных текстов. |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |