Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б.16(1) Топологические особенности ВНД детей. Классификация типов ВНД.Тип ВНД - это комплекс индивидуальных особенностей ВНД, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением первой и второй сигнальных систем. Наиболее важное свойство ВНД - сила нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в запредельное торможение при действии сильного раздражителя. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый. Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, - баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могу и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделён на уравновешенный и неуравновешенный. Третье свойство нервной системы - подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД животных и человека по темпераменту Гиппократа - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. СильныйСлабый УравновешенныйНеуравновешенный ПодвижныйИнертный Живой Спокойный Безудержный Слабый (сангвиник) (флегматик) (холерик) (меланхолик) 1. Сильный уравновешенный подвижный (живой) тип - процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность). это уверенные лидеры, они энергичны и предприимчивы. Их нервные процессы сильные, подвижные и уравновешенные. В организме преобладает кровь, по Гипократу – Сангвиники. 2. Сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип - человек наделён хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность). Достаточно спокойные и уверенные в себе, с сильными уравновешенными и подвижными нервными процессами. В организме преобладает слизь, по Гипократу – Флегматики. 3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип - характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, которые могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность). характерны агрессивное и эмоциональное поведение, быстрая смена настроения с гнева на милость, честолюбие. У них преобладают сильные и неуравновешенные процессы, по Гиппократу – холерик. В организме преобладает желтая желчь. 4. Слабый тип - характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению. Они трусливы, плаксивы, придают большое значение любой мелочи, обращают повышенное внимание на трудности, в результате у них часто возникают плохое настроение и недоверчивость. Это тормозной тип нервной системы, в организме преобладает черная желчь, по Гипократу - меланхолик. Павлова предложил ещё одну классификацию типов ВНД по взаимодействию I и II сигнальных систем – мыслительный, художественный, смешанный. 1. Для людей художественного типа характерно преобладание конкретно-образного мышления, у которых больше развита первая сигнальная система. Эти люди наиболее склонны к синтезу. Представители: Толстой Л.Н., Репин 3. Смешанный тип, это люди, у которых в равной степени развиты I и II сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и чувственно-образному мышлению. Леонардо да Винчи, Гёте, Менделеев, Бородин. Типы ВНД у детей. По Н.И. Красногорскому все дети по типу ВНД делятся на 4 группы: • I тип характеризуется следующими особенностями: достаточной силой, нормальной возбудимостью, идеальным балансом между возбуждением и торможением и способностью к взаимопереходам. Этот тип назван сильным, оптимально возбудимым, уравновешенным, быстрым (подвижным). У детей с таким типом ВНД условные рефлексы быстро образуются и легко угасают при неподкреплении. Дети без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют его с удовольствием. Этих детей легко обучать музыке, иностранному языку. Они, как правила, хорошего поведения, легко воспитуемы. Словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляциями. • II тип - сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. У детей такого типа легко образуются прочные условные рефлексы. Они могут угасать и снова образовываться, беспрепятственно вырабатываются все виды внутреннего торможения. Дети дисциплинированные, отличного поведения. Речь правильная, с достаточно широким словарным запасом. Жестикуляция при разговоре отсутствует. Дети с большим подъёмом берутся за выполнение трудных поручений и доводят их до конца. От предыдущего типа их отличает некоторая медлительность.
• III типВНД-зтио сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный (безудержный). Дети этого типа плохо управляют своими эмоциями, они вспыльчивы. Короткие взрывы необоснованных возбуждений сопровождаются у них двигательным эффектом. Условные рефлексы у таких детей образуются сравнительно медленно. Учатся часто неудовлетворительно. Словарный запас у них богат, но речь неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо. • IV тип - слабый, понижено возбудимый. Он характеризуется слабыми возбудительными процессами в коре и подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальной систем протекает на более низком уровне, чем у остальных типов. Условные рефлексы вырабатываются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Дети не переносят длительного действие раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь детей тихая, медленная, словарный запас небольшой. Незначительные перегрузки приводят к развитию утомления и переутомления. Классификация типов ВНД у детей по А.Г. Иванову-Смоленскому построена с учётом функционирования сигнальных систем. В её основу положена способность нервных процессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой, от одной формы мышления к другой. Типы ВНД у детей - А, Б, В, Г: А и Б обладают наибольшим сходством. Они характеризуются одинаковой степенью развития первой и второй сигнальных систем. В дальнейшем они станут основой для развития смешанного типа ВНД взрослого человека. Однако в детском периоде типы А и Б отличаются друг от друга тем, что у детей типа А переход нервных процессов из одной сигнальной системы в другую легко осуществляется, тогда как у ребят группы Б он затруднён. Ребёнок типа А от предметного, конкретного мышления без труда переходит к абстрактному и наоборот. Любуясь показанной яркой картиной, он быстро переключается на устное изложение того, что на ней изображено. Такая смена действий требует перехода от первой сигнальной системы ко второй, от конкретного мышления к абстрактному. Рассматривая эту же картину, ребёнок с ВНД типа Б не сразу перейдёт от созерцания к изложению её содержания. Тип Б характеризуется затруднённой передачей из второй сигнальной системы (развитой сильнее) в первую. Такой ребёнок, успешно справляясь с пересказом сюжета показанной ему картины, будет испытывать значительные затруднения при обратной задаче: необходимости представить, изобразить то, что было передано ему в словесной форме. Дети этого типа имеют развитое абстрактное мышление. Тип В - прототип взрослого мыслительного типа. Наконец, тип Г отличается затруднённой передачей из первой во вторую сигнальную систему. Школьнику этого типа, имеющему в руках красивые кубики, палочки и т.д., трудно перейти к математическим манипуляциям с ними. Это связано со значительным преобладанием чувственно-образного над абстрактным мышлением. Ребёнку типа Г трудно перейти к решению задачи, условие которой он живо нарисовал в своём воображении. Естественно, чтобы справиться с задачей ему потребуется значительно больше времени, чем детям всех предыдущих типов. На основе типа Г, развивается взрослый художественный тип. Б. 16(2) Регуляция дыхания Основная функция дыхательной системы заключается в обеспечении газообмена кислорода и углекислого газа между окружающей средой и организмом в соответствии с его метаболическими потребностями. В целом эту функцию регулирует сеть многочисленных нейронов ЦНС, которые связаны с дыхательным центром продолговатого мозга. Под дыхательным центром понимают совокупность нейронов, расположенных в разных отделах ЦНС, обеспечивающих координированную деятельность мышц и приспособление дыхания к условиям внешней и внутренней среды. В 1825 г П. Флуранс выделил в ЦНС «жизненный узел», НА Миславский (1885 г.) открыт инспираторную и экспираторную части, а позже Ф.В. Овсянниковым был описан дыхательный центр. Дыхательный центр представляет собой парное образование, состоящее из центра вдоха (инспираторного) и центра выдоха (экспираторного). Каждый центр регулирует дыхание одноимённой стороны: при разрушении дыхательного центра с одной стороны наступает прекращение дыхательных движений с этой стороны. Нейроны верхнего отдела моста, регулирующие акт дыхания, были названы пневмотаксическим центром. На рис. 6.8 показано расположение нейронов дыхательного центра в различных отделах ЦНС. Центр вдоха обладает автоматизмом и находится в тонусе. Центр выдоха регулируется из центра вдоха через пневмо-таксический центр.
Рис. 6.8. Локализация дыхательных центров в нижней части ствола мозга (вид сзади): В структурах моста различают тоже два дыхательных центра. Один из них -пневмотаксический - способствует смене вдоха на выдох (за счёт переключения возбуждения из центра вдоха на центр выдоха). Второй центр осуществляет тоническое влияние на дыхательный центр продолговатого мозга. Экспираторный и инспираторный центры находятся в реципрокных отношениях. Под влиянием спонтанной активности нейронов инспираторного центра возникает акт вдоха, во время которого при растяжении лёгких возбуждаются механорецепторы. Импульсы от механорецепторов по афферентным нейронам возбуждающего нерва поступают в дыхательный центр и вызывают возбуждение экспираторного и торможение инспираторного центра. Это обеспечивает смену вдоха на выдох. В смене вдоха на выдох существенное значение имеет пневмотаксический центр, который свои влияния осуществляет через нейроны экспираторного центра (рис. 6.9).
Таким образом, регуляция дыхания осуществляется благодаря согласованной деятельности всех отделов ЦНС, объединенных понятием дыхательного центра. На степень активности и взаимодействие отделов дыхательного центра влияют различные гуморальные и рефлекторные факторы. Раздражителем рецепторовмогут быть химические, механические, температурные и другие воздействия. Наиболее ярко выраженным механизмом саморегуляции является изменение дыхания под влиянием химического и механического раздражения сосудистых рефлексогенных зон. Синокаротидная сосудистая рефлексогенная зона содержит рецепторы, чувствительные к содержанию углекислого газа, кислорода и водородных ионов в крови. В опытах Гейманса с изолированным каротидным синусом, его отделяли от сонной артерии и снабжали кровью от другого животного. С ЦНС каротидный синус был соединен нервным путём – сохранился нерв Геринга. При повышении углекислого газа в крови, возникает возбуждение хеморецепторов этой хоны, увеличивается количество импульсов, идущих к дыхательному центру (к центру вдоха), и наступает рефлекторное увеличение глубины дыхания. Увеличение глубины дыхания наступает и при воздействии углекислого газа на хеморецепторы аортальной рефлексогенной зоны, так же с повышением концентрации водородных ионов. При увеличении содержания кислорода, раздражение хеморецепторов рефлексогенных зон уменьшается, вследствие чего ослабевает поток импульсов к дыхательному центру и наступает рефлекторное уменьшение частоты дыхания. Рефлекторным возбудителем является изменение кровяного давления в сосудистых рефлексогенных зонах. При повышении АД раздражаются механорецепторы сосудистых рефлексогенных зон, вследствие чего возникает рефлекторное угнетение дыхания. Уменьшение АД приводит к увеличению глубины и частоты дыхания.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |