Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Банкет за столом с полным обслуживанием официантами

Банкеты за столом с полным обслуживанием официанта­ми являются официальными. Они могут быть завтраком, обе­дом или ужином. Размещение гостей за столом и очередность обслуживания участников определяет протокол. Чаще всего приглашаются от 10 до 50, реже 100 и более человек. Осо­бенность обслуживания банкета — подача всех блюд, напит­ков и фруктов официантами в обнос. Банкет непродолжите­лен по времени и длится 1—1,5 ч. Количество официантов, обслуживающих банкет, определяется из расчета два офи­цианта на 6—8 гостей и обязанности между ними распреде­ляются следующим образом: официанты, подающие блюда, и официанты, подающие напитки.

Деловой протокол предусматривает важнейшие основные правила общения между представителями различных стран. Эти правила тесно связаны с дипломатическим протоколом и этикетом. Они регламентируют порядок встреч и проводов, про­ведения бесед и переговоров, организацию приемов.

Проведению приемов предшествует тщательная подготов­ка, включающая: выбор вида приема, составление списка приглашенных, рассылку приглашений, составление плана рассадки за столом, составление меню, сервировку столов и обслуживание гостей, а также подготовку тостов и речей. И, наконец, составление схемы проведения приема.

Чтобы гости могли легко найти свои места за столом, в гостиной у входа в банкетный зал выставляется на подставке или вывешивается план (карта) стола, в котором указывает­ся место каждого гостя. Кроме того, на столе у каждого прибора кладется кувертная карточка с указанием фами­лии гостя.

Рассадка за столом на приеме. На приемах типа зав­трак, обед или ужин гости рассаживаются за столом в соот­ветствии с их рангом и согласно протоколу.

Места за столом подразделяют на почетные и менее по­четные. Самое почетное место — справа от хозяйки (на прие­ме с участием женщин) и справа от хозяина (на мужском приеме), затем следуют почетные места слева от хозяйки, слева от хозяина. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными.

При рассадке за столом придерживаются следующих правил: справа и слева от хозяйки рассаживают мужчин, хозяина окружают дамы; далее места чередуются (рядом с женщинами рассаживают мужчин, и наоборот); мужа нико­гда не сажают рядом с женой; два иностранных представи­теля из одной страны также не сидят вместе; крайние места за столом занимают сотрудники фирмы, но не дамы. Гости занимают места после того, как сядет хозяйка. По оконча­нии приема хозяйка встает из-за стола первой. На рис. 27 показаны варианты рассадки гостей за столом и очередность их обслуживания согласно протоколу.

 

 

При составлении меню приема необходимо учитывать вкусы гостей, их национальные и религиозные традиции. В меню включают холодные закуски (полные порции) — 4—6 наименований; горячую закуску, суп, обязательный для обе­да, — 1—2 наименования (на выбор); вторые горячие блюда (1—2 наименования); десерт и фрукты (200—250 г на челове­ка), горячие напитки (чай и кофе на выбор), прохладитель­ные напитки, соки.

Ниже приводится примерное меню приема-обеда на 18 человек.

Аперетив – 18.30

Количество, л

Водка Смирнофф 0,3

Виски Пасспорт с содовой Виски-0,3; Содовая-0,3

Джин Гордонс и тоник Джин-0,3; Тоник-0,3

Мартини Драй-джуз Мартини-0,3; апельсиновый-0,3

 

Кампари-орандж Кампари-0,3; апельсиновый сок-0,3

Сок апельсиновый 1

Сок яблочный 1

Сок томатный 1

Минеральная вода: Нарзан, 1

Святой источник 1

Орешки: арахис соленый 0,3кг

Фисташки очищенные 0,3кг

Маслины 0,3кг

 

 

 

После того как заказ принят, метрдотель, исходя из меню и числа официантов, составляет расчет-заявку к банкету на посуду и приборы для сервировки стола и подачи блюд с уче­том замены тарелок и приборов, а также для раскладки заку­сок и блюд. Заявка на стеклянную посуду составляется с учетом ассортимента алкогольных и прохладительных напитков.

В табл. 7.2 приведен пример заявки на посуду и приборы для сервировки стола и подачи блюд в обнос.

 

 

 

Таблица 7.2

 

 

Заявка на посуду для подачи аперитива к банкету приведена в табл. 7.3.

Таблица 7.3

 

 

Таблица 7.5

Мебель. Для банкета удобны специальные столы шири­ной 1,2—1,5 м. Общая длина их определяется из расчета 0,8м на каждого гостя. Длина стола не должна превышать 10 м, чтобы не затруднять работу официантов. Специальные банкетные столы имеют вкладные щиты, удобно располо­женные по краям, и в центре — ножки-опоры.

При отсутствии специальных столов банкетные столы со­ставляют из нескольких ресторанных столов, одинаковых по размеру столешниц и высоте. Их выравнивают, покрывают фланелью и застилают банкетной скатертью так, чтобы за­глаженная середина ее проходила по оси стола. Скатерть должна спускаться со стороны гостей на 25—30 см, с тор­цов — на 50—60 см. В зависимости от формы зала, его пло­щади, количества участников банкета столы могут быть по­ставлены в виде прямой линии (одной или нескольких), а также в виде букв Т, П, Ш (рис. 28).

 

 

Стол для почетных гостей, как правило, размещают пер­пендикулярно другим. Его сервируют с одной стороны, при этом ширина его должна быть не менее 0,7м. На этом столе скатерть со стороны зала должна быть на расстоянии 10см от пола. Концы скатертей на углах столов не должны касать­ся пола. Углы скатерти со стороны зала закладывают и за­крепляют. У стен, колонн, в углах зала или в помещениях, расположенных в непосредственной близости от зала, раз­мещают подсобные столы или серванты (рис. 29).

В нашем примере для организации банкета на 18 человек рекомендуется следующая схема размещения гостей. Шесть человек будут сидеть в президиуме. Учитывая, что разме­щение гостей в президиуме осуществляется только с одной стороны, следует предусмотреть 6 квадратных столов раз­мерами 0,9 х 0,9м. Для размещения остальных гостей необхо­димо иметь 6 столов (с учетом двусторонней рассадки) раз­мерами 1,4 х 0,9м.

Всего необходимо 12 столов, которые следует установить буквой Т. Расчет сервантов производим на основании нормы: один сервант на двух официантов, так как банкет обслужи­вают шесть официантов, необходимо три серванта.

После накрытия столов скатертями их сервируют. Начи­нают сервировку с расстановки сервировочных тарелок, яв­ляющихся подставочными (под закусочные тарелки, под чашки с бульоном или супом). Стопку сервировочных таре­лок (5—8 шт.) держат в левой руке, а правой сервируют стол одновременно с двух сторон на расстоянии 0,6—0,8 м друг от друга, начиная с середины стола.

 

 

Ориентиром для расстановки сервировочных тарелок яв­ляются кресла, полукресла или стулья, расставленные с ин­тервалом 20—25 см. Перед началом сервировки стола их ото­двигают. На каждую сервировочную тарелку кладут серви­ровочную салфетку, а на нее ставят закусочную тарелку, начиная с торца стола. Логотип на тарелке должен быть пе­ред гостем.

Затем раскладывают приборы с подноса, застеленного полотняной салфеткой, начиная с торца стола в такой после довательности. Справа от сервировочной тарелки кладут пра­вой рукой столовый и рыбный ножи, ложку столовую и нож закусочный. За сервировочной тарелкой кладут десертный нож и вилку, а фруктовый нож — ближе к группе стекла ручкой вправо. Дойдя до конца стола, официант разворачи­вается и, переложив поднос в правую руку, сервирует стол слева левой рукой. Вначале слева от сервировочной тарелки кладут вилки: столовую, рыбную, закусочную. За сервиро­вочной тарелкой кладут десертную вилку ручкой вправо, а фруктовую вилку — параллельно фруктовому ножу. Серви­ровку стола приборами могут осуществлять два официанта. Рекомендуется следующий порядок размещения приборов на подносе (слева направо): ножи столовые, рыбные, ложки столовые, ножи закусочные. В верхней части подноса за но­жами располагают десертные ножи и ложки, фруктовые но­жи.

На другом подносе подготавливают вилки для сервиров­ки, размещая, их справа налево: вилки столовые, рыбные, закусочные, а сверху — вилки десертные или фруктовые. Затем, взяв стопку пирожковых тарелок в правую руку, офи­циант ставит их на стол слева левой рукой. На край пирож­ковой тарелки параллельно или перпендикулярно кромке стола кладут индивидуальный нож для масла.

Сервировку стола стеклянной (хрустальной) посудой осу­ществляют с подноса, застеленного полотняной салфеткой, справа правой рукой, начиная с торца стола. На подносе стекло размещают слева направо: фужеры, бокалы для шампанского, рюмки лафитные, рейнвейные, водочные. Вна­чале за сервировочной тарелкой на стол ставят фужер так, чтобы основание его ножки совпадало с осевой линией сер­вировочной тарелки и находилось на расстоянии 3—5 см от борта тарелки. Правее фужера (параллельно кромке стола или под небольшим углом к ней) ставят рюмку для вина — лафитную, а правей этой рюмки — водочную.

Во втором ряду, между фужером и лафитной рюмкой, ставят бокал для шампанского, правей него — рюмку для бе­лого вина — рейнвейную (если она более высокая, чем ла­фитная). Такая сервировка банкетного стола называется центричной.

При правосторонней сервировке стола фужер размеща­ют против лезвия столового ножа, за ним чуть правее (во втором ряду) бокал для шампанского, а перед ним (в первом ряду) рюмку лафитную, за ней (во втором ряду) рюмку рейнвейную, а правей лафитной рюмки — водочную (рис. 30).

Коньячные и ликерные рюмки на стол при сервировке не ставят, их подают к кофе или чаю.

Если в меню отсутствует рыбное горячее блюдо, то в сервировке стола рейнвейная рюмка не используется.

Закончив сервировку стола стеклом, раскладывают по­лотняные салфетки, начиная с торца стола. Поднос с сал­фетками держат на левой руке. Салфетки складывают в ви­де ракеты, паруса, космоса и кладут на закусочные тарелки каждому гостю.

Затем стол сервируют специями (солонка, перечница) с подноса. Их размещают на столе парами, на линии стекла левее пирожковой тарелки из расчета одна пара специй на двух гостей. Соль ставится слева, перец — справа.

При сервировке стола слева за пирожковой тарелкой каждого гостя кладут банкетное меню. В меню указывают вид банкета (завтрак, обед или ужин), последовательность подачи закусок, блюд и напитков. Одновременно на столе располагают кувертные карточки. У официанта на подносе находится стопка меню и рядом — кувертные карточки. Начиная с торца стола, слева левой рукой раскладывают меню и размещают кувертные карточки за десертными или фруктовыми приборами.

Для украшения стола используют икебаны из живых цветов. Композиции из цветов размещают в центре или по краям стола. Стол можно оформить канделябрами со свечами, флажками и другими аксессуарами.

За несколько минут до приглашения гостей к столу раскладывают хлеб. Его кладут на пирожковые тарелки щипцами по два-три куска пшеничного верхней корочкой влево с левой стороны, ржаной хлеб также кладут по два-три куска правее пшеничного верхней корочкой от гостя, мякишем влево.

Если к икре зернистой или кетовой предусмотрены расстегаи, кулебяка, тосты, то их можно положить на пирожковую тарелку каждому гостю перед хлебом или предварительно разложить их на закусочные тарелки с резными бумажными салфетками. После этого кресла, полукресла или стулья придвигают к столу и подготавливают подсобные столы для обслуживания гостей. В подсобном помещении на столах, застеленных скатертями, расставляют посуду, приборы для замены и раскладки блюд, полотняные салфетки с учетом меню, очередности подачи блюд и схемы обслуживания гостей. Необходимую посуду (мелкие столовые тарелки, чашки бульонные) предварительно подогревают на мармите или в тепловом шкафу.

За 15—30 мин до начала банкета по распоряжению метрдотеля в зал вносят напитки (кроме шампанского, коньяка, ликера). Бутылки предварительно протирают, горлышки их очищают от фольги, сургуча и смолки, корковые пробки извлекают. Напитки расставляют на подсобных столах и на­крывают чистыми полотняными салфетками.

После того как все подготовлено к проведению банкета, метрдотель собирает официантов, проверяет готовность их к работе (внешний вид), инструктирует об особенностях прове­дения и обслуживания банкета, о подаче напитков и некото­рых блюд, количестве и составе участников банкета по нацио­нальности, полу, возрасту. Он знакомит официантов с прото­кольным размещением гостей за столом, распределяет их по секторам обслуживания, поручая одним подачу вин, другим — блюд. Напоминает, чтобы официанты были предупредительны­ми, внимательными, тактичными с гостями, обслуживали их строго по схеме, работали четко, красиво и синхронно.

Для руководства работой официантов метрдотель состав­ляет план стола с обозначением секторов и их номеров, за­крепляет за ними официантов. Одновременно распределяет подсобные столы между официантами.

Метрдотель распределяет обязанности среди каждой группы официантов, подающих блюда и вина: определяет, кто и когда обносит гостей блюдами, соусами, напитками, кто и когда производит замену использованной посуды и приборов, определяет маршруты движения официантов, вносящих блюда в зал и выносящих посуду и приборы.

Метрдотель назначает официантов для подготовки и по­дачи аперитива, обслуживания гостей в отдельном зале де­сертом и кофе, если это предусмотрено протоколом, уборки банкетного стола в основном зале.

В ходе подготовки к обслуживанию участников банкета метрдотель обязательно отводит обслуживающему персона­лу время для принятия пищи.

Во время подготовки банкета и в процессе обслуживания гостей метрдотель руководит всей работой официантов, кон­тролирует выполнение схемы обслуживания, дает распоря­жения официантам на вход в зал с очередным блюдом или напитком.

При организации банкета с большим количеством участ­ников метрдотель назначает в качестве помощников 1—2 официантов для связи с производством и руководства рабо­той официантов на отдельных участках.

Выполнение обслуживающим персоналом всех указанных рекомендаций способствует организации своевременного и одновременного входа официантов в зал, синхронного об­служивания гостей, выходу официантов из зала с использо­ванной посудой, приборами, напитками согласно очередно­сти номеров обслуживаемых секторов.

 

Обслуживание участников приема

Рассмотрим технику обслуживания участников приема-обеда на 18 человек.

План рассадки участников приема приведен на рис. 27. Для обслуживания приема потребуется 6 официантов, из них 3 официанта будут подавать блюда и 3 — напитки.

Подача аперитива. Гости собираются в гостиной. В те­чение 15—30 мин с момента прихода первых гостей и до приглашения их к столу предлагают аперитив. На подносы, застеленные полотняными салфетками, ставят фужеры с минеральной и фруктовой водой и стаканы с соками. Фуже­ры и стаканы заполняют прохладительными напитками на 2/3 их емкости. Для удобства выбора напитков фужеры и ста­каны размещают на подносе на расстоянии 2—5 см друг от друга, причем более высокие из них в центре подноса.

Для сбора использованной посуды выделяют двух офици­антов, один из которых убирает ее с подсобных столиков и ставит на поднос, а другой подходит к группе гостей, кото­рые сами ставят использованную посуду на поднос.

Отдельно организуют буфет-бар с алкогольными и без­алкогольными напитками для подачи аперитива. Бармен по просьбе гостей готовит смешанные напитки: джин-тоник, виски-содовая, кампари-орандж, мартини-джуз, а также отпускает водку, коньяк, прохладительные напитки. Ореш­ки из креманок гости берут руками, маслины накалывают на шпажки, которые располагаются рядом в стопках.

По окончании аперитива гости направляются в зал, где официанты помогают им занять места в соответствии с планом рассадки. Обслуживание производится строго в со­ответствии с протоколом. Официанты обслуживают гостей синхронно в каждом закрепленном за ними секторе стола (табл. 7.8).

Таблица 7.8

Схема работы официантов

Официанты, подающие блюда Официанты, подающие вина
1. В подсобном помещении под­готавливают к подаче икру зерни­стую и масло сливочное, разме­щают их на подносах, застелен­ных полотняными салфетками. Рядом с икорницей кладут лопат­ку для икры. Масло — на пирож­ковой тарелке с кусочками льда и ножом для его раскладки. Руч­ка ножа направлена вправо 2. В каждом секторе стола официант подходит к гостю спра­ва и предлагает минеральную во­ду, наливает ее в фужер, ка­пельки воды промокает о руч­ник, расположенный на левой руке. Затем возвращает бутылку в ладонь левой руки. После этого предлагает водку и наливает ее в водочную рюмку. Промокает кап­ли о ручник и также возвращает бутылку в ладонь левой руки
3. В каждом секторе официант подходит к гостю слева и раскла­дывает икру, затем масло с под­носа, под который кладут ручник. Лопатку оставляют в икорнице. Уходят одновременно из зала 4. Каждый официант берет в ладонь левой руки поверх сло­женного ручника вазу с овощами и, подойдя к гостю слева, пред­лагает взять с вазы овощи. Посу­ду из-под овощей выносят из зала
5. Официанты берут овальные фарфоровые блюда с семгой, ста­вят на левую руку на ручник, кла­дут приборы для порционирования и, подойдя к каждому гостю сле­ва, раскладывают содержимое блюда. Уходят из зала 6. Собирают использованную посуду из-под рыбных закусок вместе с закусочными приборами. Сбор посуды производят справа, располагая ее на левой руке. Соб­ранную посуду накрывают ручни­ком и выходят из зала
7. Входят в зал. В левой руке держат стопку закусочных таре­лок, а тарелку с приборами рас­полагают под стопкой закусочных тарелок на ладони. Справа правой рукой ставят каждому гостю под­готовленную закусочную тарелку с прибором. На левой руке распо­лагают ручник 8. Доливают напитки не спрашивая разрешения, если в фу­жере или рюмке содержится на­питка меньше половины; если больше половины, спрашивают разрешение
9. Берут овальные фарфоро­вые блюда с ассорти мясным, ставят на левую руку поверх ручника, кладут универсальный прибор для раскладки, подходят к каждому гостю слева, предлагают и раскладывают блюдо в та­релки. Уходят из зала 10. Когда официанты, подаю­щие блюда, отходят от третьего гостя, в это время официанты, подающие напитки, предлагают гостям соус хрен, начиная с пер­вого гостя. В ладони левой руки находится ручник и соусник на пирожковой тарелке с резной бу­мажной салфеткой и чайной лож­кой. Подойдя к гостю слева, офи­циант правой рукой порционирует соус в тарелку гостя
11. Собирают использованные тарелки из-под мясного холодно­го блюда вместе с закусочными приборами. Сбор посуды произ­водят справа, располагая тарел­ки и приборы на левой руке. По окончании сбора посуду накры­вают ручником и выходят из зала 12. Доливают напитки справа правой рукой. Вначале наливают воду в фужер, затем водку в рюмку
13. На серванты ставят подносы с кокотницами, стопками заку­сочных тарелок и кокотными вил­ками. Официант ставит кокотницу на закусочную тарелку с резной бумажной салфеткой, кладет кокотную вилку. Ручка кокотницы с папильоткой направлена влево, а ручка вилки — вправо. В левую руку берут две тарелки с кокот­ницами, а в правую — третью и обносят гостей по протоколу. Так же подают горячие закуски ос­тальным гостям в каждом секторе 14. Производят сбор посуды из-под горячей закуски. Официант подходит к гостю справа и правой рукой берет закусочную тарелку с двумя кокотницами и кокотной вилкой, переносит их в левую ру­ку. Если в кокотницах отсутству­ют остатки пищи, то их склади­руют стопками одна в другую по три штуки в каждой стопке, или собирают использованную посуду приемом (три и три), если в ко­котницах остались остатки пищи Ручник находится на левой руке
15. На серванты ставят поднос бульонными чашками, блюдца ставят стопкой. Официант под­ходит к гостю справа и правой рукой берет блюдце, ставит на поднос, на него чашку, затем бульонную пару размещают на сервировочной тарелке перед гостем. Ручка чашки направлена вправо 16. Когда официант, подающий блюда, отходит от третьего гос­тя, в это время официант, по­дающий напитки, подходит к первому гостю. В правой руке он держит три пирожковые тарел­ки с гренками. Левой рукой офи­циант отодвигает пирожковую тарелку с хлебом к центру стола и ставит на ее место тарелку с гренками. Затем он берет с подно­са три другие тарелки и, исполь­зуя этот же прием, подает грен­ки остальным гостям в своем сек­торе стола
17. Официанты убирают со стола бульонные чашки с блюд­цами и столовыми ложками, ис­пользуя прием (три и три) 18. Официанты приносят с раз­дачи подогретые мелкие столо­вые тарелки. У каждого из них под тарелками на левой руке на­ходится ручник. Второй ручник располагают в правой руке, сло­женным в виде прихватки. По­дойдя к гостю справа, официант большим пальцем левой руки сдвигает верхнюю тарелку и пра­вой рукой ставит ее перед гостем на сервировочную тарелку
19. Официанты входят в зал. На левой руке на ручнике каж­дый из них держит овальное ме­таллическое блюдо с осетриной фри и, подойдя к гостю слева, перекладывает прибором для раскладки вначале рыбу, затем гарнир 20. Официанты входят в зал. В левой руке каждый из них держит закусочную тарелку с резной бу­мажной салфеткой, фарфоровым соусником и чайной ложкой. Под­ходят к гостю слева и, придержи­вая соусник большим и указатель­ным пальцами, правой рукой порционируют соус, располагая его рядом с основным продуктом. За­тем направляются в подсобное по­мещение и берут бутылки с мине­ральной водой и белым столовым вином Анри Фабр. Подходят к гос­тям справа и, если минеральная вода в фужерах отсутствует, до­ливают воду, затем наливают ви­но в рейнвейную рюмку
21. Официанты собирают ис­пользованную посуду справа пра­вой рукой согласно протоколу 22. Сервировка стола подогре­тыми мелкими столовыми тарел­ками осуществляется в соответ­ствии с протоколом
23. Официанты подают филе натуральное с металлического блюда (см. позицию 19) 24. Подача красного столового вина Омерадо (см. позицию 20)
  25. Официанты производят сбор использованной посуды вместе с сервировочными тарелками, ис­пользуя технический прием (три и три). Сбор производят следующим образом. Первую тарелку ставят на ладонь левой руки, распола­гая ее между мизинцем и боль­шим пальцами, приборы склады­вают крест-накрест, вторую та­релку ставят на кисть левой руки, приборы перекладывают на первую тарелку и т. д.
26. Официант держит в правой руке закусочную тарелку со сто­ловой вилкой, согласно протоко­лу подходит к гостю слева и уби­рает пирожковые тарелки с ос­татками хлеба 27. Убирают со стола приборы со специями. Слева левой рукой берут подставку со специями, ставят на поднос, застеленный полотняной салфеткой, который держат в правой руке
28. Вносят в зал на подносах мороженое в креманках и стопки пирожковых тарелок. На подсоб­ном столе креманки ставят на пирожковые тарелки с резными бумажными салфетками и, ис­пользуя прием (три и три), пода­ют гостям справа правой рукой 29. Подготавливают бутылки с шампанским, разливают в бока­лы, наполняя их на 1/2 объема

 

После десерта гостям предлагают пройти в гостиную, рас­положенную в непосредственной близости от банкетного за­ла, где организуют подачу табачных изделий. Для этого в гос­тиной ставят невысокие полированные столики небольших размеров, на которых располагают сигареты в сигаретницах, сигары в коробках и рядом с ними на салфетке секатор для обрезания кончика сигары, пепельницы, зажигалки или под­свечники со свечами или спички в фирменной упаковке. Око­ло столиков ставят банкетки для сидения. В зале устанавли­вают напольные пепельницы. Через 10—15 мин гостям пред­лагают пройти в отдельный зал, где подают горячие напитки. В зале должна быть уютная обстановка, мягкое, неяркое освещение. Пол застилают ковром. Столики небольших раз­меров овальной или круглой формы рассчитаны на 4—8 че­ловек. Столы скатертями не накрывают. Их размещают на достаточном расстоянии друг от друга, что обеспечивает удобства для гостей и облегчает работу официантов. Посере­дине стола можно постелить декоративную салфетку, на которую ставят вазу с фруктами. Каждому гостю на стол сте­лят индивидуальную сервировочную салфетку, на которой располагают приборы для фруктов, полотняные салфетки, стопки десертных или пирожковых тарелок. На стол ставят конфеты в вазочках или коробках, пирожные-малютки, пе­ченье, сладкие орешки, сахар.

Официанты, подающие блюда, приносят в зал подносы с кофе в кофейных чашках и чай — в чайных чашках с кофей­ными и чайными ложками, подают гостям горячие напитки, используя технический прием (три и три). Один из них пред­лагает гостям молоко или сливки и наливает по их желанию.

Один официант, подающий напитки, досервировывает сто­лы коньячными рюмками с подноса и ставит их за каждой чаш­кой, два других наливают коньяк в рюмки. Коньяк можно пред­ложить гостям и в рюмках, наполненных заранее и поставлен­ных на подносы. Официанты, обслуживающие гостей в зале, следят за порядком на столах, убирая использованные предметы.

По окончании приема официанты, подающие вина, вхо­дят в зал с подносами, на которых располагаются фужеры с прохладительными напитками, стаканы с соками.

До начала обслуживания приема метрдотель распределя­ет обязанности между официантами для сбора использован­ной посуды и уборки зала. Одному официанту поручается уборка фарфоровой посуды и приборов, другому — столово­го белья, третьему — стеклянной посуды, четвертому — ме­ню, кувертных карточек, канделябров со свечами, цветов, пятому — скатертей, шестому — уборка зала.

Использованную посуду убирают в такой последователь­ности: вначале собирают посуду, в которой подавали десерт­ные блюда, горячие напитки. Использованную посуду ставят на подносы. Не следует ставить одну креманку в другую. Чашки ставят стопками не более 2—3 шт., а блюдца стопка­ми по 6—8 шт. в каждой. Один из официантов собирает ис­пользованные полотняные салфетки, группируя их по 10 шт. и связывая последней из них.

 

Прием-фуршет

Название прием-фуршет происходит от французского слова а ля фуршет, что означает «на вилку». Прием-фуршет проводят, когда в сравнительно ограниченное время (1—1,5 ч) необходимо принять большое количество гостей. Его устраивают как в ресторанах, так и в учреждениях (торгпредствах, посольствах, клубах и др.). Гости на этом приеме едят и пьют стоя у столов или, взяв закуску, отходят в сторону. Преимуществами такого приема являются:

Ø возможность на небольшой площади зала обслужить зна­чительное количество приглашенных;

Ø свободный выбор участниками приема мест в зале, воз­можность подойти для беседы к любому гостю, самостоя­тельно взять закуски, напитки, фрукты и т.д.;

Ø приглашенные могут уходить с приема в любое время, не дожидаясь его окончания;

Ø значительно меньшие затраты средств в расчете на од­ного гостя, чем при банкете за столом.

При таком приеме один официант обслуживает 15—20 гостей.

При организации приема-фуршета используют специальные столы, которые выше и шире обычных. Высота их 0,9—1 м, ши­рина 1,2—1,5 м. При отсутствии специальных столов использу­ют обычные ресторанные, на которые для увеличения высоты кладут щиты, столы ставят в линию по ширине стола для удобства размещения большого количества закусок и напитков. Длина стола определяется из расчета: 1м на 6—8 гостей при двустороннем использовании столов и 1м на 3—4 гос­тя — при одностороннем.

Расстановка и форма столов зависят от площади и кон­фигурации зала, где намечено провести прием. Столы ста­вят в одну линию, несколькими рядами или в виде букв П, Т, III. Используют также круглые или овальные столы. При расстановке столов центральное место в зале отводится для почетных гостей. Столы не должны загораживать основные и служебные входы в зал. Расстояние между столами и от столов до стен зала должно быть не менее 1,5 м для удоб­ства передвижения гостей. У стен или между колоннами, в углах зала располагают небольшие столики для гостей, на­крытые скатертями, на которые ставят пепельницы, кла­дут сигареты, спички, настольные зажигалки или свечи, не­большие композиции из цветов. В процессе обслуживания гости могут поставить на стол использованную посуду. В за­ле устанавливают также серванты для работы официантов. В меню приема-фуршета включают более широкий ас­сортимент холодных закусок (12—16 наименований) из расчета 1/21/4 порции на человека. Бутерброды канапе с раз­личными продуктами — рыбными, мясными, из птицы, овощными; икру зернистую или кетовую в волованах, яйце; рыбу отварную, малосольную, холодного и горячего копче­ния, фаршированную и приготовленную в целом виде; вы­резку; язык, глазированный целиком; поросенка, глазиро­ванного целиком; рулет из поросенка; карбонат с корнишо­нами; витки заливные, индейку, фаршированную грибами или курагой; дичь в целом виде с перепелиными гнездами, брусникой и ореховым соусом; ассорти закусочное из сыров, грибов или бекона на шпажках; баклажаны фаршированные на шпажке; овощи натуральные и маринованные; ассорти закусочное из овощей натуральных и маринованных на шпажке, корзиночки с паштетом, волованы с ветчинным муссом, корзиночки с крабами, креветками, кальмарами или морским гребешком, различные салаты в корзиночках, оливки, маслины, лимон, миндаль жареный. Все холодные закуски оформляют букетами из овощей, фруктов, зелени.

В меню включают горячую закуску, приготовленную в кокотнице или кокильнице: кокиль из судака; устрицы запе­ченные; закуска Морской деликатес; жульен из птицы или дичи; шампиньоны, запеченные в сметане.

В меню включают 2—3 наименования вторых горячих блюда, каждое из которых приготавливают маленькими пор­циями (шашлык из осетрины, рыба орли, шашлык из вырез­ки, из баранины, люля-кебаб, котлеты пожарские, сосиски-малютки) или одно блюдо, приготовленное в целом виде (осетр припущенный, баранья нога, седло барашка, жарен­ное целиком, индейка, утка, гусь, поросенок, кабан). В не­которых случаях, учитывая национальные особенности (Си­рия, Ливан), второе блюдо включается в меню, приготовлен­ным целой порцией (баранина фаршированная).

На десерт предлагают мороженое или кремы с орехами, фрукты в целом виде, фруктовое ассорти на шпажке или фруктовые салаты, приготовленные в кожуре апельсина.

Из горячих напитков в меню включают кофе черный, чай с сахаром, лимоном, к которым подают пирожные-малютки в ассортименте.

В меню включают фирменные холодные напитки: квас Русский, медовуха, морс клюквенный, напиток бруснич­ный с медом. Из прохладительных напитков предусматри­вают воду минеральную газированную и негазированную, воду фруктовую 2—3 наименований из расчета 0,25—0,5 л на человека; фруктовые соки из расчета 0,1—0,15 л на че­ловека.

Алкогольные напитки (водка, коньяк) из расчета 100— 150г на человека; вина столовые белые и красные по 150— 200г; шампанское — 80—100 мл на человека.

 

Подготовка к приему-фуршету

Метрдотель в соответствии с принятым заказом состав­ляет схему расстановки мебели в зале и сервировки стола, оформляет заявку в сервизную на получение посуды, при­боров (табл. 7.9) и расчет-заявку на производство (табл. 7.10) и в сервис-бар, составляет план проведения приема, опреде­ляет необходимое количество официантов.

 

Таблица 7.11

 

 

Продолжение табл. 7.11

В табл. 7.9 приведен расчет посуды для сервировки трех банкетных столов к приему-фуршету на 120 человек. Столы устанавливают буквой П. Стол президиума рассчитан на 20 человек и два других стола — по 50 человек.

Ниже приведен пример расчета мебели, столового белья для обслуживания приема-фуршета на 120 человек.

Стол президиума рассчитан на 20 гостей при односторон­ней сервировке.

При расчете 1м на 4 человека — длина столов в одну ли­нию составит 5м (20: 4). Длина стандартного стола 1,25м, ширина 0,8м. Для президиума потребуется 4 стола (5: 1,25).

Столы для гостей расположены перпендикулярно столу президиума и рассчитаны на 100 человек при двусторонней сервировке. Распределив столы для гостей на правый и левый секторы, размещаем за ними по 50 человек в каждом секторе. При расчете 1м на 4 человека — длина столов в одну линию составит 12,5м (50:4). Общее количество столов равно 16 (12,5: 0,8). В нашем примере потребуется 8 столов (16:2) — по 25 человек с каждой стороны общего банкетного стола для правого сектора. Аналогично рассчитываем количество столов в левом секторе.

Всего на 120 человек необходимо 20 стандартных столов длиной 1,25м и шириной 0,8м каждый.

Количество подсобных столов (длина — 0,85—0,9 м, ши­рина — 0,6, высота — 0,75м) рассчитываем исходя из норма­тива: один стол на 25—30 гостей. Всего потребуется 4 стола (120: 30).

Скатерти для столешниц банкетных столов. Для стола президиума длина скатерти для накрытия столешницы со­ставит 5,5м (1,25 х 4 + 0,5м).

Длина скатерти-юбки для стола президиума составит 11,6м (5 х 2 + 0,8 х 2).

Для накрытия столешниц двух других столов понадобятся две скатерти следующих размеров: длина 12,5м; ширина 1,75м. Длина каждой скатерти-юбки составит 27,5м (12,5 х 2 + + 1,25 х 2). Юбки крепятся к скатерти, покрывающей сто­лешницу, липучими лентами или пластмассовыми замками по всему периметру стола. При накрытии фуршетного стола скатерть-юбку шьют таким образом, чтобы она не доставала до пола 5—10 см. Спуск скатертей-юбок всех фуршетных столов должен быть одинаковым.

При отсутствии скатерти-юбки стол накрывают несколь­кими скатертями. Первой из них застилают сторону стола, противоположную главному входу в зал. Размер этой скатер­ти должен соответствовать ширине стола и половине его длины с каждой стороны. Скатерть натягивают вдоль ширины и части длины стола таким образом, чтобы она образовала пря­мые углы с обеих сторон. Верхние концы скатерти убирают во внутрь образовавшегося на торце стола кармана так, что­бы получился конверт. С противоположной стороны аналогич­но стелят вторую скатерть, размеры которой соответствуют ширине стола и его длине с каждой стороны. Образовавшиеся верхние углы также убирают вовнутрь конверта. При этом верхнюю кромку скатерти подворачивают по всей длине.

Если устанавливают широкие столы и размеры скатер­тей не позволяют закрыть столешницу полностью, то ее на­крывают третьей скатертью, подвернув верхнюю кромку во­внутрь со всех сторон. Подготовленную для банкета посуду и приборы рекомендуется тщательно отсортировать по видам и расположить в зале на подносах с полотняными салфетка­ми и сверху также накрыть салфетками.

 

Сервиров

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...