Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 10. Китай в эпоху реформ (конец 1970-х – начало 2000-х гг.)

 

Китай после смерти Мао Цзэдуна. 9 сентября 1976 г. на 83-м году жизни в Пекине скончался Председатель ЦК КПК Мао Цзэдун. С его смертью завершилась целая эпоха истории Китая новейшего времени. Мао оставил Китай в кризисной ситуации. По официальным данным, в стране насчитывалось 20 млн. полностью безработных, 8 млн. лиц, «искавших» работу, 100 млн. человек голодало. Среднедушевой годовой доход составлял около 220 долларов в год ‒ один из самых низких показателей в мире. B сельском хозяйстве же он был на отметке около 80 долларов.

Основные продукты питания и большинство непродовольственных товаров распределялось по карточкам. Рост производства продовольствия и предметов первой необходимости не превышал темпы роста населения, что еще более усугубляло экономическую ситуацию.

В результате перераспределения власти внутри партийно-государственного руководства на первые роли вышел Хуа Гофэн, занявший пост Председателя ЦК КПК при сохранении за собой должности главы правительства. Одним из первых его шагов стало устранение с политической арены Цзян Цин и трех ее ближайших сподвижников ‒ зятя Мао Яо Вэньюаня, членов Политбюро Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэня. Заклейменные официальной пропагандой как «банда четырех», они оказались в центре новой идеологической кампании по пересмотру итогов «культурной революции».

В 1980 ‒ 1981 гг. в Пекине прошел открытый судебный процесс над «четверкой». Все подсудимые были признаны виновными в совершении тяжких преступлений в период проведения «культурной революции». Цзян Цин, так и не признавшая предъявленные обвинения, приговаривалась к смертной казни (вскоре замененной на пожизненное тюремное заключение), остальные ‒ к длительным срокам лишения свободы.

Не подвергая в целом критике Мао Цзэдуна, его преемники постарались все прежние ошибки списать на эту группу, в том числе и по дискредитации Дэн Сяопина. На XI съезде КПК, проходившем летом 1977 г., он вновь вернулся к руководству в партии и государстве, заняв посты заместителя премьера Госсовета и заместителя Председателя ЦК КПК. Постепенно под его полный контроль стала переходить и армия, продолжавшая в новых условиях играть важнейшую роль в жизни государства. На этом же съезде официально было объявлено о завершении «культурной революции».

Официальное решение о проведении в KHP широкомасштабной экономической реформы было принято по инициативе Дэн Сяопина на третьем Пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г. Ему предшествовало постановление сессии ВСНП в начале того же года, принявшей директивные указания о разворачивании программы «четырех модернизаций в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике, а также в военной области.

Однако претворение в жизнь той программы столкнулось с большим количеством трудностей, преодолеть которые было невозможно без радикальной модернизации всей экономической системы и поддержке высшей государственной власти.

На сессии ВСНП летом 1979 г. была поставлена задача стабилизации всей системы народного хозяйства в ближайшие три года. Начинается переход к системе производственной ответственности крестьян. Повсеместно внедрялся семейный подряд, и видоизменялась прежняя система коллективного ведения хозяйства. Одновременно повышались закупочные цены на продукцию сельского хозяйства. В личную собственность крестьян постепенно переходила и сельскохозяйственная техника. Крестьяне теперь могли распоряжаться по своему усмотрению излишками произведенной продукции.

Затем реформа охватила промышленную сферу. Предприятия получали большую самостоятельность, разрешалась частнопредпринимательская деятельность, создавались свободные экономические зоны с участием иностранного капитала. Принимаются законы, устранявшие обязательное прежде повсеместное директивное планирование. Партийные комитеты теперь занимались лишь воспитательной работой среди населения, а не подменяли, как прежде, государственные хозяйственные органы.

Вскоре проводимые преобразования дали первые положительные результаты. За период шестой пятилетки (1981 ‒ 1985) темпы роста промышленного производства ежегодно возрастали в среднем на 11ъ. Доходы городского и сельского населения в 80-е гг. увеличились почти вдвое, однако, продолжали оставаться достаточно низкими в сравнении с другими странами.

К середине 80-х гг. также замедлились темпы роста сельскохозяйственной продукции, начался рост цен, увеличилась инфляция. В этих условиях осенью 1987 г. состоялся ХШ съезд КПК, на котором была сформулирована теория о начальной стадии социализма в KHP. Согласно этой концепции, строительство социализма в Китае должно пройти три основных этапа. До 1990 гг. удвоится ВНП (по сравнению с 1980 г.) и население Китая будет обеспечено основными продуктами питания и одеждой без использования карточной системы. Второй этап, который займет следующее десятилетие, вплоть до 2000 г., даст увеличение ВНП еще в 2 раза (по сравнению с 1990 г.) и население достигнет «средней зажиточности». Последний этап, наиболее длительный по времени, завершится в 2049 г. (т.е. в год столетия KHP) и приведет к превращению Китая в страну среднеразвитого, по мировым меркам, уровня развития.

Для достижения поставленных целей, в конце 80-х гг. были предприняты решительные меры по стабилизации экономической ситуации: административными методами ограничивался рост цен на важнейшие товары, законсервировались многое объекты капитального строительства, подняты закупочные цены на ряд сельскохозяйственных товаров. Вскоре «перегрев» экономики удалось остановить.

Параллельно осуществлялись меры, направленные на пресечение злоупотреблений государственных чиновников и партийных работников в отношении частного бизнеса. Разоблаченные коррупционеры подвергались суровым наказаниям, вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а в отдельных случаях и смертной казни.

На состоявшемся в октябре1992 г. XIV съезде КПК было провозглашено начало нового периода преобразований, который должен был ускорить проведение экономической реформы, расширить связи с зарубежными странами и увеличить темпы роста в промышленности и сельском хозяйстве. Именно с экономическими успехами китайское руководство стало связывать задачу превращения KHP в «богатое, мощное, демократическое и цивилизованное демократическое государство».

На съезде была поставлена задача построения «социалистической рыночной экономики», о которой до этого в официальных кругах старались не говорить. По всей видимости, к такому шагу китайских лидеров подтолкнул печальный опыт СССР и других стран бывшего социалистического лагеря, не сумевших вовремя задействовать рыночные механизмы развития и потерпевшими из-за этого политический крах.

После окончания съезда начала сокращаться сфера директивного планирования, ликвидировались многое отраслевые министерства и ведомства.

Политическое развитие КНР в годы реформ. Китайское руководство, в отличие от советского, не связывало успешное осуществление экономических преобразований с коренным реформированием политической системы, в которой руководящую роль па-прежнему продолжала играть коммунистическая партия.

Тем не менее, начался процесс постепенной реабилитации жертв политических репрессий из числа высших руководителей КПК. Так, посмертно были восстановлены добрые имена вначале Пэн Дэхуая, а затем Лю Шаоци. Многие репрессированные, но оставшиеся в живых руководящие деятели КПК возвратились на ключевые посты в партии и государстве.

B докладе, посвященном 30-летию КНР, с которым выступил заместитель Председателя ЦК КПК Е Цзяньин, «культурная революция» оценивалась как жесточайшая «феодально-фашистская диктатура», правда, вина за ее развязывание и проведение возлагалась целиком на Линь Бяо и «четверку». Мао Цзэдун по-прежнему выводился из-под серьезной критики, что отражало борьбу в руководстве по этим вопросам. Тем не менее, инициатива окончательно переходит в руки сторонников Дэн Сяопина. Уже в начале 1980 г. Хуа Гофэн и ряд его единомышленников теряют ведущие позиции в руководстве. На вновь восстановленный пост генерального секретаря ЦК КПК был назначен Ху Яобан, в руки которого перешли многие важнейшие функции. Смейивший Хуа Гофэна на посту премьера Госсовета Чжао Цзыян был введен в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Оба они были выдвиженцами Дэн Сяопина и жертвами «культурной революции».

В июне 1981 г. состоялся VI пленум ЦК КПК, на котором было принято «Решение по некоторым вопросам истории КПК с момента образования КНР». В нем официально осуждался культ личности Мао Цзэдуна, политика «большого скачка», «культурная революция», методы террора, осуществлявшегося в стране все эти годы. По обнародованным на пленуме официальным данным, за годы «культурной революции» общее число репрессированных составило 727 тыс. человек, из которых 34 тыс. «были доведены до смерти». Общее число пострадавших составило около 100 млн. человек. Однако на пленуме утверждалось, что заслуги Мао Цзэдуна перед партией и государством занимают главное место, а его ошибки ‒ «второстепенное».

На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК в качестве главной задачи КПК на период до 2000 г., наряду с модернизацией экономики, объявлялось превращение КНР в страну с высоким уровнем культуры и «высокоразвитой демократией».

Сам Дэн Сяопин на съезде был утвержден в должности Председателя Военного Совета КНР, одновременно, до 1989 г., занимая посты заместителя Председателя ЦК КПК и заместителя Премьера Госсовета KHP. Фактически все эти годы он играл решающую роль в руководстве.

С середины 80-х годов в китайском обществе нарастали демократические тенденции, проявлявшиеся в требованиях либерализации политической системы социализма. Особенно резко усилились выступления студенчества, в ряде городов перешедшие в открытые столкновения с властями. В начале 1987 г. виновным в «попустительстве буржуазной либерализации» был обвинен Ху Яобан, снятый с поста главы партии. На его должность был назначен Чжао Цзыян. Премьером Госсовета стал Ли Пэн. Однако полностью подавить это движение властям так и не удалось.

После провозглашения политики «перестройки» в СССР, образуются новые группировки, выступавшие не только за демократизацию политической системы, но и пересмотра в ней роли коммунистической партии. Это особенно ярко проявилось в ходе событий лета 1989 г., когда в Пекине оппозиционное студенческое движение начало открытые выступления за демократизацию жизни в стране. Против демонстрантов были направлены войска. Персональная ответственность за происшедшее теперь была возложена на Чжао Цзыяна, который вынужден, был уступить свой пост Цзян Цзэминю ‒ стороннику более жесткой линии во внутренней политике. Дэн Сяопин увидел в нем своего реального преемника и в 90-е гг. постепенно передал ему все рычаги управления партией и государством. В последние годы жизни (Дэн Сяопин скончался в 1997 г.) он отошел от руководящей работы, удалившись на покой. Тем не менее, за ним прочно укрепился титул «архитектора китайских реформ».

В марте 1998 г. на сессии ВСНП Цзян Цзэминь был переизбран на пост Председателя KHP и Председателя Военного Совета КНР, Премьером Госсовета был назначен последовательный сторонник реформ Чжу Жунзи. Ли Пэн был переведен на должность Председателя ПК ВСНП.

В официальной пропаганде все более четко проводится линия на подчеркивание выдающейся роли Мао Цзэдуна как основателя КНР, Дэн Сяопина в качестве главного идеолога экономических реформ, а Цзян Цзэминя как верного продолжателя всего лучшего, что было накоплено китайским обществом в период строительства социализма с «китайской спецификой».

Внешняя политика. Нормализация китайско-советских отношений. В конце 1979 г. начались советско-китайские переговоры по урегулированию двусторонних отношений. Проводились они поочередно в Москве и Пекине на уровне заместителей министров иностранных дел. В качестве предварительных условий руководители KHP настаивали на сокращении советских войск вдоль совместной границы до уровня 1964 г., выводе вооруженного контингента из МНР, а также прекращении помощи Вьетнаму.

Советская делегация выдвинула свой проект, в котором выражалось стремление строить двусторонние связи на основе международного права, всемерно расширять контакты в различных областях. Однако настоящий прорыв наступил лишь в конце 1982 г., после ХП съезда КПК и смерти Л.И. Брежнева. Отношения между нашими странами активизировались на всех направлениях.

В октябре 1985 г. Дэн Сяопин направил письмо новому советскому лидеру М.С. Горбачеву с предложением о проведении встречи на высшем уровне. Затем состоялся обмен визитами министров иностранных дел.

В феврале 1987 г. были возобновлены переговоры по пограничным вопросам, которые вскоре привели к соглашению о восточном участке советско-китайской границы. Это открыло дорогу к подготовке официального визита М.С. Горбачева в КНР, состоявшегося в мае 1989 г.

В ходе беседы М.С. Горбачева с Дэн Сяопином китайский лидер заявил о полной нормализации двусторонних отношений. Перед двумя странами, таким образом, открывались широкие перспективы для сотрудничества.

После распада СССР отношения KHP с Россией продолжали развиваться по восходящей линии. В конце 1992 г. с официальным визитом KHP посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано более 20 совместных документов, в том числе Совместная декларация об основах взаимоотношении.

В свою очередь. Председатель KHP Цзян Цзэминь неоднократно в 90-е годы посещал с официальными визитами Москву. В частности, в ходе его визита в 1994 г. было подписано соглашение о западном участке российско-китайской границы.

Китай и Россия во второй половине 90-х гг. постепенно становились стратегическими партнерами в азиатском регионе.

С конца 70-х годов и вплоть до событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. также по восходящей линии развивались и китайско-американские отношения. В 1978 г. обе страны установили между собой официальные дипломатические отношения. Постоянно расширялось экономическое и военное сотрудничество. Главным камнем преткновения в двусторонних отношениях продолжала оставаться тайваньская проблема. США, хотя и прекратили официальные политические контакты с тайбэйским режимом, продолжали поддерживать с ним широкий спектр отношений.

В 1977 г. был подписан мирный договор между KHP и Японией, что позволило поднять двусторонние отношения на новый уровень.

Продолжали оставаться довольно прохладными связи с Индией, омрачавшиеся давними пограничными спорами и проблемой Тибета.

Но наиболее напряженными оказались, вплоть до начала 90-х годов, отношения с единым Вьетнамом. Руководство СРВ, получавшее поддержку со стороны СССР, с 1977 г. вступило в серьезный конфликт с Китаем из-за Камбоджи, где у власти утвердился леворадикальный режим Пол Пота. KHP обвинило Вьетнам в преследовании на своей территории этнических китайцев (хуацяо), а после ввода вьетнамских войск в Камбоджу и свержения полпотовского режима, в марте 1979 г. инициировала вооруженный конфликт на совместной границе. Отношения между двумя странами более чем на 10 лет фактически были заморожены на очень низкой отметке. Лишь после распада социалистического лагеря обе страны осознали свою политическую близость, и нашли в себе политическую волю забыть прошлые обиды.

Уже достаточно длительное время в основе внешнеполитического курса KHP лежит идея приоритета национально-государственных интересов над подходом в выборе стратегических партнеров по принципу идеологической близости. Еще на третьем пленуме IJK КПК в декабре 1978 г. недвусмысленно подчеркивалось, что необходимо видеть мир таким, каков он есть, без излишней идеологизаций и догматических шор.

С середины 80-х годов китайское руководство вырабатывает концепцию многополюсного мира, в котором KHP должна занять подобающее ей место одного из новых «центров силы» не только в Азии, но и в мире в целом. В этом желании KHP находит активную поддержку со стороны России, поддерживающую и развивающую данную идею со второй половины 90-х годов.

Китай во второй половине 90-х. KHP выходит на передовые позиции в мировом экономическом развитии. По производству валового внутреннего продукта (ВВП) она заняла 7 место, по объему внешней торговли ‒ 11. Доля страны в общемировом объеме промышленного производства превысила трехпроцентный уровень.

Несмотря на значительную сумму внешнего долга, Китай имеет возможность вовремя производить его погашение', имея к тому же валютный запас, составивший в 1998 г. 149 млрд. долларов. Однако доход на душу населения, уже превысившего отметку 1 млрд.

200 млн. человек, продолжает оставаться довольно низким ‒ около 560 долларов в год.

Китай продолжает испытывать трудности в связи с неравномерным развитием отдельных районов, относительно неэффективным госсектором экономики.

Значительным событием в жизни KHP стало воссоединение с Гонконгом и Макао ‒ двумя крупными промышленными центрами и важнейшими стратегическими плацдармами на юге страны.

B перспективе интеграция рыночных систем этих образований в экономику Китая может привести к существенным положительным результатам.

Во внешнеполитическом плане KHP пытается играть самостоятельную роль в качестве крупнейшей региональной державы и как один из центров силы в будущем многополюсном мире. В этом китайское руководство поддерживает Россия, и весьма настороженно относятся США и их ближайшие союзники.

 

Япония

Вопрос 12. Становление японского варианта тоталитаризма в 1930-е гг. Япония в годы Второй мировой войны.

Мировой экономический кризис 1929 ‒ 1933 гг. в силу тесных связей между японским и американским рынками с особой силой ударил по Японии. Правящие классы Японии стремились переложить всю тяжесть кризиса на трудящихся путем массовых увольнений, снижения заработной платы, усиления рациональности труда.

Резкое ухудшение положения трудящихся масс в годы кризиса привело к расширению демократического движения в стране. КПЯ возглавила антивоенную кампанию, разоблачая политику правительства, направленную на развязывание агрессии. КПЯ и другие демократические объединения организовали в главных городах страны демонстрации под лозунгами: «Против империалистической войны!», «За полную независимость колоний!» и т. п.

Готовясь к захвату Северо-Восточного Китая, власти усилили репрессии против коммунистов и демократов. В сентябре 1931 г. были брошены в тюрьмы тысячи революционно настроенных рабочих и представителей передовой интеллигенции.

Фашизация Японии. Обострение внутренней социально-политической ситуации как одно из последствий экономического кризиса привело к обострению противоречий внутри самого правящего лагеря.

Одновременно наметилось ослабление влияния политических партий. Это также было обусловлено мировым экономическим кризисом и влиянием международной обстановки, в частности Лондонской конференцией 1930 г. и принятым там «Морским законом». Японию обязали сократить тоннаж крейсеров, такое обязательство в совокупности с решениями Вашингтонской конференции было воспринято военными и шовинистически настроенными кругами как принесение в жертву безопасности страны. Широкое распространение получило отрицательное отношение к англо-американскому влиянию. В глазах общественного мнения партии стали ассоциироваться с проведением прозападной политики, вследствие чего они все более теряли свой авторитет и силу.

В этот период на политическую арену вышло так называемое «молодое офицерство». Офицерские кадры младшего и среднего звена, быстро растущих армии и флота к этому времени существенно отличались по социальному составу от генералитета. Они укомплектовывались в основном выходцами из семей слоев, терпевших трудности кризисной обстановки, в отличие от генералитета, связанного с аристократией, бюрократией и крупным монополистическим капиталом (старые концерны). «Молодое офицерство» выступало за решительные экспансионистские действия, отказ от сдерживающих соглашений, активизацию внешней политики в Китае.

Союз «молодого офицерства» и «новых» концернов составил основу японской разновидности фашизма. Широкую социальную основу фашизации представляли мелкобуржуазные слои ‒ выходцы из среды городской мелкой и средней буржуазии, кулачества, мелких помещиков. Низшими ячейками фашистского движения являлись всевозможные националистические организации и группы, гангстерско-террористические общества, в том числе в армии. Программа и лозунги «молодого офицерства» облекались в демократическую антикапиталистическую фразеологию, которая изображала военных защитниками императора от засилья финансовой олигархии.

Подчеркивая свою преданность императору, «молодые офицеры» требовали ограничения активности основной четверки «старых концернов», выступали против парламента, буржуазно-помещичьих партий, устраивали заговоры, организовывали террористические акты. Антикапиталистические лозунги сочетались с шовинистическими идеями «ниппотизма», культом императора, претензиями на мировое господство.

В целом вся финансовая олигархия ‒ «старая» и «новая» была опорой фашизации агрессивной внешней политики. Приветствовали установление фашистского курса и другие реакционные элементы, входившие в правящую верхушку Японии, ‒ помещики и бюрократия. Но именно «новые» концерны, в финансовом отношении более слабые, чем старая финансовая олигархия, были более заинтересованы в скорейшей фашизации страны. Они рассчитывали в этом случае на широкие государственные дотации, использование государственного аппарата в целях собственного обогащения и укрепления политических позиций. Позиции «новых» концернов были поддержаны «молодым офицерством» («группа императорского пути»), которое, активно пробиваясь к власти, также рассматривало фашизацию как путь осуществления своих целей.

В то же время основная группировка правящих классов, имея прочную финансовую базу, стремилась сохранить старую структуру власти.

Фашистские путчи. Совместно с представителями «новых» концернов (Кухара, Накадзима) «молодое офицерство» решило избавить Японию от партократов путем их физического устранения. Одной из жертв стал премьер-министр Ханагути, затем ‒ президент Сэйюкай и глава кабинета Инауи. Наращивая свое влияние в армии, «молодое офицерство» требовало усиления власти императора, ликвидации парламента и партий, ухода партийного правительства, захвата Маньчжурии.

В 1931 г. представители «молодого офицерства», входившие в состав дислоцированной в Китае Квантунской армии, генерал-лейтенант Исихара и полковник Итагаки спровоцировали в Маньчжурии инцидент со взрывом поезда. Хотя провокация не удалась (поезд благополучно миновал опасное место), Квантунская армия, не подчиняясь второму кабинету Ванацуки, начала захват Северо-Восточного Китая. В короткий срок Маньчжурия была захвачена и там было создано «независимое» государство Маньчжоу-гo во главе с императором Пу И, ставшее фактически колонией Японии. К этому же времени начались антисоветские провокации на КВЖД.

Создание Маньчжоу-го значительно осложнило отношения Японии с Западом, а в 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций, осудившей применение ею военной силы в Китае.

Пытаясь решить задачу послекризисного восстановления экономики, премьер-министр Сайто выдвинул в 1934 г. предложение по усилению роли гражданских и военных чиновников в определении национальной политики. Правительство выдвинуло программу увеличения бюджета, что требовало роста налоговых поступлений, источником которых должно было стать восстановленное сельское хозяйство. Конкретная разработка программы предоставлялась губернаторам. В ходе ее выполнения по всей стране были созданы сельскохозяйственные корпорации, управляемые чиновниками и ставшие фактически новыми центрами власти на местах. Это увеличило влияние бюрократии на жизнь населения и подорвало силу партий.

В 1935 г. было создано Найкаку тёса кёку (Исследовательское бюро при кабинете министров), куда вошли представители гражданской и военной бюрократии, в чьи обязанности стало входить планирование государственной политики. Были приняты меры и для ослабления роли партий в парламенте.

Успех рабочих партий на выборах 1936 г. явился поводом для организации «молодыми офицерами» военно-фашистского путча. Однако «молодые офицеры» не были поддержаны армией, и путч был подавлен. Лидирующее положение в правительстве заняла так называемая «группа контроля», возглавляемая новым премьер-министром Хирота. Им были разработаны основные принципы национальной политики, заключавшиеся в следующем:

1. Проведение широкой программы перевооружения с целью обеспечения Японии «стабилизирующей силы в Восточной Азии»;

2. Усиление национальной обороны Японии и Маньчжурии.

3. Проведение коренных преобразований внутри страны в области политики, экономики и административного управления, с тем чтобы создать благоприятные условия для унификации общественного мнения, наращивания вооружений и самообеспечения ресурсами.

Был разработан также общий план агрессии против Китая и СССР.

Предложения Хирота легли в основу пятилетнего плана развития военной промышленности и шестилетнего плана производства вооружений, а все вместе ‒ составило комплекс реформ фашистского характера, получивших в дальнейшем название «новой экономической» и «новой политической структуры».

Осуществить эту программу довелось не Хирота, а правительству князя Каноэ, пришедшему к власти в 1937 г. Коноэ был тесно связан с военными, финансово-промышленными концернами (дзайбацу) и придворными кругами. Он смог добиться консолидации правящей верхушки на базе признания военной программы и сохранения прерогатив парламента. При этом Коноэ умело проводил курс на установление военно-фашистской диктатуры, именовавшейся им «новая национальная структура», и на установление «нового порядка в Восточной Азии».

Были распущены все политические партии, коммунисты и активисты демократического движения посажены в тюрьмы. Идеологическую основу фашистских преобразований составило поклонение императору, а организацией, мобилизующей нацию на решение поставленных задач, стала «Ассоциация помощи трону» и ее преемница «Политическая ассоциация помощи трону». Они были созданы по принципу бюрократической, а не партийной структуры. Все это сопровождалось политикой усиления террора, милитаризацией внутренней жизни. Фактически «новая национальная структура» представляла собой непосредственный контроль монополий над всей государственной и экономической политикой, продолжавшейся вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне.

После захвата Северо-Восточного Китая в правящих кругах Японии не было единства в вопросе о темпе дальнейшей экспансии. Так называемые «умеренные» считали, что Японии следует лучше подготовиться перед дальнейшим продвижением в Китай и нападением на СССР. Более агрессивно настроенные требовали не снижать темпов действий. Кабинет Хирота счел необходимым укрепить внешнеполитические позиции страны заключением с гитлеровской Германией «Антикоминтерновского пакта». Направленный прежде всего против Советского Союза, он мог быть использован также против США и Великобритании в случае их противодействия проникновению Японии в Китай.

Кабинет Коноэ объединил различные группировки, приняв решение продолжить борьбу с Китаем и готовиться к схватке с СССР. В июле 1937 г. в Пекине был спровоцирован очередной инцидент, использованный для начала боевых действий. Однако вопреки ожиданиям японцев война приняла затяжной характер. Захваты городов не приносили победы, армии Гоминьдана и коммунистов, даже терпя поражения, не прекращали сопротивления, на оккупированых территориях ширилось партизанское движение.

США, Великобритания и другие державы своей политикой «невмешательства а фактически поощряли японскую агрессию, ожидая, что она в конце концов приведет к войне Японии с СССР. Летом 1938 г. японские войска попытались вторгнуться на советскую территорию в районе озера Хасан (поблизости от Владивостока), но после яростных боев были отброшены. Весной и летом 1939 г. японская армия вновь спровоцировала конфликт, вторгшись на территорию MHP, c которой у СССР с 1936 г. имелось соглашение о взаимопомощи. Советские и монгольские войска нанесли японцам тяжелое поражение в боях у реки Халхин-Гол, показавшее Токио, что к войне с СССР Япония не готова.

После нападения Германии на СССР в июне 1941 г. японцы стали усиливать дислоцированную у советских границ Квантунскую армию, с тем чтобы после поражения Советского Союза на Западе атаковать его с Востока. Однако провал блицкрига германских войск и их поражение под Москвой, а также сохранение советским командованием боеспособных кадровых дивизий на восточных рубежах побудил Токио продолжить наращивание основных военных действий на юго-восточном направлении.

Япония во Второй мировой войне. Агрессия Поражение в Монголии заставило Японию перенести главное направление агрессии в Юго-Восточную Азию, за что давно уже выступало командование флотом, поскольку такое решение отдавало приоритет военно-морским силам. Кроме того, затянувшаяся война в Северо-Восточном Китае срывала планы по использованию его ресурсов. В дополнение ко всему в 1940 г США осознав исходящую от Японии опасность, наложили эмбарго на поставки ей нефти из Индокитая.

Поэтому после оккупации Германией в 1940 г. Франции и Голландии правительство Коноэ решило воспользоваться удобным моментом и захватить их колонии ‒ Индонезию и Индокитай, планируя включить их наряду с Китаем и другими странами Южных морей в «великую восточноазиатскую сферу процветания». Осенью 1940 г. японское правительство предъявило французским властям в Индокитае требование допустить туда японские войска и предоставить Японии военные базы, на что французам пришлось согласиться.

27 сентября 1940 г. Япония заключила военный союз («Тройственный пакт) с Германией и Италией, направленный против СССР, США и Великобритании. Одновременно вскоре Япония заключила (в апреле 1941 г.) с СССР договор о нейтралитете, однако продолжала активно готовиться к нападению на советский Дальний Восток.

Нанося поражения колониальным войскам и флоту Великобритании, японцы в короткие сроки захватили все страны Юго-Восточной Азии, подошли к границам Индии. В октябре 1941 г. во главе японского кабинета стал генерал Тодзе, представитель наиболее агрессивной части военщины и крупных монополий. Была начата подготовка к нападению на США и, несмотря на ведение переговоров об урегулировании японо-американских отношений, 7 декабря 1941 г. флот Японии внезапно, без объявления о начале военных действий, атаковал базу ВМС США Перл-Харбор (Гавайские острова).

На первом этапе войны преимущество было на стороне Японии. Захватив часть Новой Гвинеи, Филиппины, многие острова Тихого океана, Япония к 1942 г. оккупировала территорию около 3,8 млн кв. км (не считая захваченной ранее территории Китая и Кореи). При этом японские войска проявляли крайнюю жестокость в отношении пленных и населения оккупированных территорий, что на многие десятилетия после окончания Второй мировой войны предопределило негативное отношение к Японии со стороны народов и правительств стран Восточной Азии.

Однако вскоре стали сказываться стратегические просчеты японского командования. Оно недооценило роль авианосцев и подводных лодок в морской войне, вследствие чего в сражениях с американским флотом в Коралловом море японский флот и авиация потерпели тяжелые поражения. Промышленность оказывалась неспособной обеспечить военные нужды и восполнить потери техники из-за нарушения морских путей подвоза сырья американскими подлодками. Не была организована эффективная противовоздушная оборона даже крупных городов, и после потери японцами в 1944 г. Филиппин начались массированные бомбардировки авиацией США Тайваня, Окинавы и самой Японии. Бомбежками и вызванными ими пожарами Токио был уничтожен более чем на две трети, такая же судьба постигла еще 97 из 206 крупных городов страны.

Однако Япония была еще далека от поражения и готовилась продолжать борьбу. США и Великобритании убедились в этом в ходе боев за Окинаву, начавшихся весной 1945 г. В их ходе союзники понесли столь тяжелые потери, что были вынуждены отказаться от планов высадки своих войск непосредственно в Японии, перенеся их сроки на середину 1946 г. На решимости японцев сражаться не сказались и атомные бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 г.).

Ситуация изменилась после вступления в войну СССР. Советский Союз в марте 1945 г. денонсировал договор с Японией о ненападении и, выполняя свои обязательства перед союзниками, принятые на Крымской встрече, после переброски войск на восток 9 августа 1945 г. начал боевые действия против Квантунской армии. Она была разгромлена в короткие сроки, и уже 14 августа император был вынужден объявить о безоговорочной капитуляции Японии. Акт о капитуляции был подписан 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...