Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 18. Развитие Индии в 1950-е – начале 60-х гг. «Курс Неру».

 

Предоставление Индии независимости привело к существенным изменениям в расстановке партийно-политических сил. Идейно-политические установки индийских буржуазных партий были обусловлены особенностями их возникновения и становления. Если для первой половины ХХ столетия были характерны центростремительные тенденции по отношению к возникшему в последней четверти XIX в. ИНК, то с завоеванием суверенитета начался период расслоения общенациональной антиколониальной коалиции, основным содержанием которого стала перегруппировка партийных сил за счет отделения от ИНК политических течений и образования новых партий в зависимости от понимания сущности и путей предполагаемых преобразований в социально-экономической сфере.

Внутри самого ИНК образовались два течения, противоборство которых определяло внутрипартийную жизнь. Группировка Яж.Heру, поддержанная центристами и левыми, отстаивала линию на развитие «смешанной экономики» при преимущественном развитии государственного сектора, внесение планового начала в развитие регулируемой государством экономики, осуществление аграрной реформы и социальных программ, направленных на поднятие уровня жизни малоимущих слоев, следование нейтралистскому антиколониальному внешнеполитическому курсу, предполагавшему всестороннее развитие отношений со всеми государствами, включая страны социалистической системы. Группировка В.Пателя (заместителя премьер-министра и министра внутренних дел) и П.Тандона (председателя Конгресса), представлявшая консервативные круги в ИНК, выступала за всемерное и неограниченное развитие частнокапиталистического предпринимательства, создание рынка и подключение страны к международной капиталистической системе разделения труда. Понимая необходимость капиталистической трансформации деревни, они избегали коренных радикальных преобразований и делали упор на техническое перевооружение сельского хозяйства. В области внешней политики они считали приоритетным ориентацию на западные страны, прежде всего страны Британского содружества наций.

Усиление давления группы В.Пателя привело к выходу из Конгресса нескольких левых группировок, образовавших Крестьянско-рабочую партию, имевшую массовую базу в Западной Бенгалии, Народный конгресс, пользовавшийся поддержкой в Устар-прадеше, и Демократический фронт. В 1951 г. вышедшие из Конгресса левые образовали Крестьянско-рабочую народную партию (Кисан маздур праджа парти) во главе с А.Крипалапи и P.À.Кидваи.

Покинули ИНК и Конгресс-социалисты, образовавшие Социалистическую партию. Как единая организация она просуществовала недолго. В 1951 г. возникли разногласия между Дж.Нараяном, все в большей степени эволюционировавшим в сторону «гандистского социализма», и «левыми социалистами» во главе с Аруной Асаф Али, выступавшими за сотрудничество с коммунистами. Это противостояние закончилось выходом «левых» из партии. Социалистическое движение стало развиваться разными путям и в рамках различных организаций: «левых социалистов», собственно Социалистической партии, Народно-социалистической партии, впоследствии на время сплотившихся в Объединенную социалистическую партию.

Поворот части социалистов к КПИ был связан с начавшимися позитивными процессами в коммунистическом движении, которое постепенно преодолевало свою многолетнюю изоляцию от ведущих политических сил страны во главе с ИНК. До этого лозунг борьбы за свержение проимпериалистического правительства Дж.Неру, принятый коммунистами после достижения Индией независимости, привел к резкому снижению популярности партии и уменьшению ее численного состава (около 25 тысяч чел. на 1951 г.). Постепенный отход от прежних позиций и курс на поддержку прогрессивных преобразований национального правительства, связываемый с выдвижением на пост генерального секретаря партии Аджоя К.Гхоша, создал предпосылки для совместных действий коммунистов и мелкобуржуазных революционно-демократических партий: Форвард блок, Революционно- социалистической, Рабоче-крестьянской партии Махараштры и др. Революционно-демократические партии действовали в пределах отдельных штатов и не имели общеиндийского характера. В их идеологии сочетались элементы марксизма и «гандистского социализма».

В начале 50-х годов проявилась тенденция и к консолидации право-консервативных сил. Накануне первых в истории независимой Индии выборов возникла организация Джан сангх (Народный союз), опиравшаяся на проиндусски ориентированную часть торгово-предпринимательских средних городских слоев. Она блокировалась с ранее возникшими коммуналистскими партиями Хинду маха сабха (1915), Раштрия сваям севак сангх (1925), Рам раджья паришад (1948). Партия, возглавляемая Ш.П.Мукерджи, выдвинула программу «истинного национализма», предполагавшую изменение секуляристского характера индийского государства и обеспечение приоритета во всех сферах жизнедеятельности представителям индусской общины.

Всего в предвыборной борьбе приняло участие около 80 партий. Такое многообразие было следствием не только огромных масштабов страны, но и отсутствия четкой поляризации сил в партийнополитической системе, размытостью социально-классовой структуры и наличия огромного числа переходных по своему типу слоев и групп индийского общества, не структурированных в развитое общество.

Совершенствование административной системы в Индии. Первые обще индийские выборы состоялись в 1951 ‒ 1952 гг. и принесли победу ИНК, получившему возможность сформировать однопартийные правительства в центре и штатах. На выборах в парламент Конгресс получил 44,5% голосов и 74,3% мест.

При общем абсолютном преобладании ИНК выявились регионы, где партия имела особенно прочные позиции. Так, 90% мест Конгресс получил в Законодательных собраниях Уттар-прадеша и Саураштры, 80% мест ‒ в Бомбее, Мадхая-прадеше, Бхопале и Дели, от 51 до 77% ‒ в остальных штатах. Коммуналистские партии пользовались особой поддержкой в Раджастхане и Ориссе, а коммунисты, не получившие ни одного места в хиндиязычных регионах, имели успех на юге.и в Западной Бенгалии.

Выборы санкционировали возможность проведения в жизнь программы социально-экономического развития ИНК, получившей на-

звание «курса Неру», и предполагавшей осуществление импортзамещающей индустриализации при форсированном развитии государственного капитализма, аграрных преобразованиях, включающих ликвидацию системы заминдари и установление «потолка» землевладения, и административно-политической реформе, нацеленнои на создание этнолингвистических штатов.

Административная система, узаконенная конституцией 1950 г., не отвечала как потребностям сбалансированного развития штатов, необходимого для проведения единой экономической программы, так и сдерживала развитие народов Индии, требовавших самоопределения в рамках отдельных национальных штатов. Различный юридический статус индийских штатов создавал трудности и в развитии партийно-политической жизни. Борьба за создание лингвистических провинций охватила целый ряд регионов и носила крайне ожесточенный характер. В '1953 г. был образован самостоятельный штат Андхра, территория которого ранее входила в штат Мадрас, а в 1956 г. был принят Закон о реорганизации штатов, ставший самой крупной административно-политической реформой за весь период независимости. Согласно закону, в Индии создавалось 19 штатов и союзные территории (группа «С»), границы которых в значительно большей степени совпадали с ареалами расселения этнолингвистических общностей, требовавших автономии: Андхра-прадеш, Ассам, Бихар, Бомбей, Керала, Мадхья-прадеш, Мадрас, Майсур, Орисса, Раджастхан, Уттар-прадеш, Западная Бенгалия, Пенджаб (группа «А»), Джамму и Кашмир (Группа «В») и Дели, Химачалпрадеш, Манипур, Трипура, Лаккадивские и Андаманские острова (группа «С»). Реформа носила незаконченный характер и не привела к затуханию деятельности сторонников создания штатов на лингвистическои основе.

Процесс воплощения в жизнь этнолингвистического построения административно-политической системы в Индии растянулся в дальнейшем на десятилетия. Основными его вехами станут: 1960 ‒ реорганизация штата Бомбей и разделение его на Гуджерат и Махараштру; 1962 ‒ создание штата Нагаленд; 1967 ‒ 1968 ‒ реорганизация штата Пенджаб и выделение из него штата Хариана; 1971 ‒ реорганизация Северо-Восточной Индии и создание штатов Мегхалайа, Манипур, Трипура, а также присоединение к Индии в 1975 г. Сиккима в качестве штата.

Борьба за создание этнолингвистических штатов и стремление народов Индии к повышению их статуса в Индийском Союзе сделали необыкновенно острой проблему официального языка. Утверждение конституцией в этом качестве языка хинди при всех сопутствовавших этому решению смягчающих оговорках было воспринято в нехиндиязычных районах как национальное бедствие. На протяжении последующих десятилетий движение против распространения хинди в качестве официального языка Индийского Союза было заметным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни страны.

Концепция «Индийского социализма». Становление современного буржуазного общества происходило в Индии на фоне преобразований, осуществлявшихся в странах социализма, и общедемократическое радикальное движение по пути реформ ассоциировалось с понятием социалистического переустройства общества. Социалистическая фразеология использовалась ИНК еще в период борьбы за независимость, после ее обретения нашла отражение в программе построения «общества социалистического образца». По инициативе Неру на съезде Конгресса в Авади (1955) такая формулировка была официально внесена в резолюцию ИНК. «Конгрессистский социализм» подразумевал не ликвидацию частной собственности на средства производства, а ограничение «стяжательских инстинктов» и собственнических устремлений на благо общественного развития. Он предполагал осуществление эгалитаристских принципов: отмену кастовых ограничений, упразднение неприкасаемости, создание условий для развития племен и малых народностей, введение равноправия полов и т.п. Социализм означал смешанную экономику, предполагавшую параллельное развитие государственного и частного секторов при сохранении приоритета первого и регулировании им второго, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, ‒ т.е., по сути, предполагал систему буржуазно-демократических преобразований.

«Индийский социализм» строился на принципах социального компромисса (консенсуса), секуляризма и предотвращения конфликтности на этно-конфессиональной почве. Составной его частью был этатизм, включающий в себя представление о государстве как катализаторе экономического прогресса и регуляторе социально- классовых и этноконфессиональных отношений, силе, способной цементировать общеиндийский рынок и обеспечивать территориальную целостность страны.

Элементы социалистической идеологии нашли свое отражение в Уставе и других документах ИНК, в которых указывалось, что Индия стремится построить «общество социалистического образца», призванное обеспечить благосостояние народа. Эта концепция нашла отражение в ряде положений «Руководящих принципов политики государства» и «Основных прав граждан» в конституции. Кульминационным пунктом «социалистической» фразеологии станет внесение в преамбулу и конституции в 1976 г. 42-й поправкой определения Индии как «суверенной, социалистической, светской и демократической республики».

Последующие лидеры ИНК останутся приверженными ставшей традиционной для партии системы ценностей. В 70-е годы Индира Ганди скажет, что «социализм, являющийся нашей целью, не означает экспроприации богатых и передачу всего бедным. Его смысл в том, чтобы уменьшить экономическое неравенство и сократить разрыв в доходах». Уникальность, национальный характер «индийского социализма» будет подчеркивать и Раджив Ганди в 80-е годы: «Наш социализм... не есть социализм, перенесенный с какой-либо иностранной почвы. Он не создан по примеру чьей-либо идеологической модели».

Индия в конце 50-х – начале 60-х гг. Вторые всеобщие выборы 1957 г. обеспечили правящей партии ИНК как абсолютное, так и относительное увеличение голосов на выборах в парламент, а также в Законодательные собрания штатов. Выборы продемонстрировали укрепление позиций партии Джан Сангх, число голосовавших за которую удвоилось. Особенно были сильны позиции этой организации в штатах хиндиязычного пояса, наименее ‒ в Западной Бенгалии и на юге. Вместе с тем увеличилось количество голосов, цоданных за КПИ, занявшую после 1956 г. реалистические позиции и окончательно отказавшуюся от курса на свержение буржуазно-националистического правительства.

Наибольшего успеха коммунисты добились в штатах Керала, Западная Бенгалия и Андхра-прадеш. Историческим событием в истории коммунистического движения в Индии стало образование в Керале правительства КПИ, завоевавшей абсолютное большинство в законодательном собрании штата. Коммунистическое правительство просуществовало с 1957 по 1959 r. и было расформировано под предлогом нарушения закона, а в штате введено президентское правление. Однако этот эпизод создал прецедент пребывания коммунистов у власти на уровне штата, что в более поздний период окажется для Индии не редкостью.

Приход коммунистов к власти конституционным путем открывал возможности для конструктивной позитивной деятельности, к осуществлению общедемократических программ. Однако последующее силовое вмешательство властных структур вернуло часть коммунистов на только что преодоленные изоляционистские и непримиримые позиции и создало предпосылки для раскола коммунистической партии.

В конце 50-х годов усилилось значение региональных партий, которые упрочили свои позиции на выборах в Законодательные собрания штатов, и в ряде районов вошли в коалиционные правительства с ИНК. Так, в Ориссе было образовано коалиционное правительство ИНК и региональный Ганатантра паришад.

В 1959 г. группа консервативно настроенных конгрессистов (Ч.Раджагопалачария, И.P.Ранга и др.) вышла из Конгресса и образовала новую правооппозиционную ИНК партию Сватантра (Свобода), выступившую с резкой критикой «курса Неру».

Во второй половине 50-х годов активизировали свою деятельность Джан сангх, опиравшийся на коммуналистскую военизированную Раштрия сваямсевак сангх во главе с Голвалкаром, отстаивавшим концепцию «истинного» или «индусского национализма». Активизация Джан сангх и других индусских коммуналистских организаций способствовала расширению деятельности мусульманских общинных группировок, таких как Джамаат-и-ислами хинд (Совет индийских мусульман) и Маджлис иттихад уль-муслимин (Союз воинствующих мусульман), выступивших не только с коммуналистских позиций, но и с критикой «курса Неру». Усилился и процесс политизации христианских организаций. Особенно заметна стала деятельность консервативного Католического конгресса Кералы, сыгравшего существенную роль в отстранении от власти в этом штате КПИ. Менее политизированными оставались Партия христианского демократического социализма и Всеиндийский совет христиан.

Наряду с ростом коммунализма и сложением диверсифицированной системы конфессиональных организаций, произошло формирование региональной политической структуры. Ведущие штаты нашли свое представительство в таких организациях, как Акали дал (Пенджаб), Ганатантра паришад и Джхаркханд (Орисса), Телугу десам и Андхра маха сабха (Андхра), Ассам гана паришад (Ассам), Дравида муннетра кажагам (ДМК) (Тамилнаду) и некоторые другие. Региональные партии стали оказывать влияние на общеиндийскую политическую жизнь. Обострились и конфликты на кастовой основе, знаменовавшие нарастание противоречий между традиционно доминирующими в политической жизни страны брахманскими слоями и среднестатусными земледельческими и торгово-ростовщическими кастовыми группами. В каждом регионе они принимали различные формы: например, противоборства раджпутов и джатов в Раджастхане, брахманов и бания с паттидарами в Гуджерате, камма и редди в Андхре, брахманов и низкокастовых в Махараштре и Мадрасе и т.п. В ходе этого противостояния происходил процесс политизации каст, приведший к возникновению политических партий, являющихся кастовыми ассоциациями (объединение членов одной касты) или кастовыми федерациями (объединение членов нескольких каст). Они стали выступать как за свои собственные права и повышение статуса в рамках традиционной кастовой структуры, так и выдвигать программы социально- экономического развития.

В 1957 г. была создана Республиканская партия Индии, выражающая интересы низкокастовых и внекастовых индийцев, с наиболее крупными центрами в Махараштре и Уттар-прадеше. Партия возникла на базе Федерации неприкасаемых каст (ФНК), образованной в 1942 г. Б.P.Àìáåäêàðîì. С момента своего создания ФНК находилась в оппозиции Конгрессу, опасаясь того, что политика привлечения к деятельности ИНК хариджанов, начатая Ганди, лишит их собственной политической организации и не даст возможности максимально отстаивать свои права. Тем не менее Амбедкар сотрудничал с лидерами ИНК при создании индийской конституции, особенно разделов, содержащих статьи о ликвидации института неприкасаемых и кастовой организации и гарантированном предствительстве хариджанов в государственных органах и административном аппарате, а также занимал пост министра юстиции в первом правительстве независимой Индии. Однако в 1952 г. он вышел из Конгресса, перешел в оппозицию и выставил свою кандидатуру от ФНК как партии, оппозиционной ИНК. Социально-экономическая программа партии была близка позиции правых и отрицала «курс Неру». Идеология Республиканской партии, принявшей участие в выборах 1957 г., была основана на взглядах Амбедкара. Ее лидеры выступали против системы резервации мест для «регистрируемых» каст в законодательных собраниях и советах местного самоуправления, так как эта система способствовала, по их мнению, не решению проблем низкокастовых, а укреплению ИНК, проводящего на эти места своих сторонников. Кроме Р ПИ, интересы низкокастовых отстаивала Всеиндийская лига хариджанов и Хариджан севак сангх (Общество служения хариджанам).

Кастовое соперничество проявилось не только в образовании кастовых ассоциаций и федераций, оно нашло отражение и в борьбе внутри ИНК (противостояние «новых лидеров» бания (Ч.Б.Гупта) «старым лидерам» (Сампурнананд, Трипатхи) в филиале ИНК в Уттар-прадеше и поддержка последних со стороны Дж.Неру; противостояние коалиции брахманов и раджпутов объединению джатов и тьяги ы т.п.). Борьба за власть-в ИНК «новой элиты» со старыми брахманскими лидерами, ослабляла, раскалывала руководство в штатовских организациях, усиливала фракционную деятельность, приводила к непрочности власти ИНК во многих районах.

К концу 50-х годов, при сохраняющемся доминировании ИНК на уровне центра, происходит ослабление его позиций на уровне штатов. На штатовском уровне наряду с общеэкономическими и общеполитическими проблемами все большую роль стали играть «местные» факторы ‒ кастовые, религиозные, лингвистические, субрегиональные. В различных штатах сформировались неодинаковые формы соперничества в зависимости от социально-экономического уровня развития того или иного региона.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...