Активный маркетинг
Маркетинговая эра,или ориентация маркетинга на потребителя,берет свое начало в 1950-е годы — в условиях интенсификации научно-технического прогресса, насыщения потребностей базовых рынков, интернационализации экономических отношений, быстрого развития международной торговли.
Согласно концепции маркетинга, ни эффективное производство, ни интенсивный сбыт сами по себе еще не гарантируют покупок данного товара. Фирма обеспечит реализацию продукта, если выявит нужды и потребности своих покупателей (целевых рынков), по сути, создаст спрос и удовлетворит его более эффективными и более продуктивными способами, чем конкуренты (рис. 3). Маркетингу в этой концепции, как видим, отводится активная роль, а продукт выступает уже не причиной, а следствием маркетинга.
Рис. 3. Маркетинг, ориентированный на потребителя
Уэйн Смит, руководитель проекта по международному маркетингу корпорации «Дюпон», отметил: «Мы привыкли изобретать изделие, которое считается превосходным, и взывать: «Эй, вот оно! Весь мир, спешите покупать!» Другими словами, мы привыкли говорить людям: «Вот наш ответ. Какие будут вопросы?» Теперь же мы говорим: «Дорогой потребитель, в чем вы нуждаетесь?» Мы теперь делаем то, что мы можем продать» . ; Другой пример. В «памятке», выдаваемой каждому работнику на одном из заводов компании IBM, содержится следующая информация:
«Потребители— это важнейшие фигуры в нашем деле.
Не они зависят от нас, а мы зависим от них.
Они не мешают нашей работе. Они являются целью нашей работы.
Они делают нам одолжение, покупая наши товары. Мы не делаем им одолжения, предлагая свои услуги или товары.
Потребители — это не посторонние люди.
Потребители — это не голая статистика. Это люди из плоти икрови, с чувствами и эмоциями, как и мы сами.
Это люди, которые приходят к нам со своими нуждами и заботами. И наша обязанность — удовлетворять эти нужды.
Потребители заслуживают самого вежливого и внимательного отношения с нашей стороны.
Потребители — это источник жизненной силы любой предпринимательской деятельности. Без них нам пришлось бы закрыть наши предприятия. Всегда помните об этом!»
Иные позиции занимает не только продукт, но и сбыт, становясь все больше средством общения и изучения потребителей. Как подчеркивает Ф. Котлер, сбыт — всего лишь верхушка маркетингового айсберга. Он лишь одна из многих функций маркетинга, причем нередко не самая существенная. Если выявлены потребительские нужды, разработаны целевые рынки, установлены соответствующие цены, налажены системы распределения товаров и стимулирования продаж, такие товары обязательно найдут сбыт.
Известный американский ученый по проблемам управления П. Друкер высказывается в связи с этим еще более однозначно: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар и услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» .
Социально-ответственный маркетинг
С начала 1980-х годов в зарубежных странах все большее распространение получает концепция социально-этичного, или социалъно-ответственного, маркетинга(рис. 4).
Рис. 4. Социально-ответственный маркетинг
Она утверждает, что задачей организации является не только установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, не только удовлетворение их более эффективными способами, чем конкуренты, но и одновременное сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом.Речь идет об ориентации предпринимательства на удовлетворение разумных, здоровых потребностей покупателей, защиту и улучшение окружающей среды, решение экологических проблем и повышение качества жизни.
Концепция маркетинг - микс
Деятельность маркетологов строится в соответствии с комплексом маркетинга,или маркетингом-микс(marketing mix).
Автором понятия «комплекс маркетинга» («маркетинг-микс») является американский ученый Е. Дж. Маккарти. В структуре комплекса маркетинга он выделяет три уровня:
1) потребности, покупатели, завоевание которых является основной целью маркетинга;
2) переменные, управляемые и контролируемые фирмой: товарный ассортимент; место и время реализации; цена и ценовая политика; сбытовая сеть, реклама, стимулирование сбыта;
3) окружающая среда, то есть не поддающиеся внутрифирменному управлению факторы — политика, право, культурное и социологическое окружение, конкуренты, институциональная система19.
При этом управляемые переменные маркетинга (второй уровень) тесно связаны с окружающей средой (третьим уровнем) и должны находиться с ней в устойчивом равновесии. Только в этом случае маркетинговые действия фирмы обеспечивают высокую конкурентоспособность продукции, достижение успеха у потребителей, максимальное удовлетворение их потребностей, а также получение целевой прибыли самой фирмой. Неверная же ориентация в окружающей среде ведет к поражению в маркетинге.
В более узком значении под комплексом маркетинга (маркетингом-микс) понимаются основные инструменты маркетинга. Е. Дж. Маккарти описывает их с помощью концепции «4 P's».Аббревиатура расшифровывается как product, price, place, promotion и подразумевает:
-продукт как таковой, то есть набор изделий и услуг с определенными свойствами, особенностями создания и упаковки, которые фирма предлагает целевому рынку (product);
-цену продукта, то есть денежную сумму, которую потребители должны уплатить для получения товара (price);
-место реализации продукта, собственно рынок (place);
-продвижение, то есть деятельность фирмы по информированию покупателей о достоинствах своего товара и их убеждению в необходимости покупки данного товара (promotion).
Первые два Р (product и price), как видим, относятся к продукту, другие два (place и promotion) — к системе распределения (рис. 5).
Рис. 5. Маркетинг-микс в концепции «4 P's»
Концепция «4 P's» получила поддержку многих ученых в области маркетинга и в настоящее время развивается ими. Так, Ф. Котлер под комплексом маркетинга (маркетингом-микс) понимает набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Основными элементами комплекса маркетинга он считает: товар, цену, методы распределения (распространения) и продвижения товара.
|