Типологизация видов маркетинга в настоящее время являетсянеустоявшейся. В зависимости от субъекта покупательского спроса выделяют потребительский и промышленный маркетинг.
Потребительский маркетингимеет место, когда маркетинговая деятельность фирмы направляется на удовлетворение потребностей конечных потребителей, и означает продажу товаров и услуг для личного, семейного или домашнего использования.
Промышленный,или индустриальный, маркетинграссматривает в качестве потребителей организации, то есть производителей, оптовую и розничную торговлю, государственные и другие некоммерческие учреждения. Последние приобретают товары и услуги для дальнейшего производства, перепродажи другим потребителям или использования в целях организации согласно ее учредительным документам.
Учитывая разный характер применения товаров и услуг потребителями, промышленный маркетинг, в свою очередь, подразделяют на: 1) маркетинг в коммерческой сфере деятельности или маркетинг коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью с целью получения дохода (прибыли); 2) маркетинг в некоммерческой сфере деятельности, или маркетинг некоммерческих организаций, или социальный маркетинг, связанный главным образом с созданием положительного общественного мнения в отношении конкретной организации или отдельного лица.
Для того чтобы удовлетворить спрос своих покупателей, фирма должна произвести и предложить необходимый им продукт, качество которого во многом зависит от ресурсов, используемых при его изготовлении. Поэтому в последнее время активно разрабатывается снабженческий маркетинг,или маркетингресурсов — труда, земли, капитала.
Так, главная задача маркетинга персонала заключается в кадровом обеспечении фирмы, поиске таких работников, использование трудового потенциала которых (профессионально-квалификационных, физических, психомотивационных и прочих особенностей человека) будет содействовать максимизации прибылей фирмы.
Маркетинг земли ориентируется на анализ, прогнозирование и удовлетворение потенциального спроса на землю в отдельных регионах страны различными группами (категориями) граждан, приобретение ими земли в аренду или в частную собственность.
Маркетинг инвестиций изучает условия привлечения инвестиционных средств, возможности создания и работы новых предприятий в перспективных отраслях экономики.
Маркетинг результатов научно-технической деятельности касается продаж и закупки патентов, лицензий, авторских прав, изучения и отбора наиболее продуктивных направлений НТП.
В зависимости от сферы маркетинговой деятельности различают внутренний и международный маркетинг.
Внутренний маркетинг,или маркетинг на внутреннем рынке,связан с вопросами удовлетворения потребностей национального потребителя, реализацией товаров и услуг в рамках одной страны.
Международный маркетинг,или маркетинг на внешних рынках,есть маркетинг товаров и услуг за пределами страны, где находится организация (его еще называют внешнеэкономическим, внешнеторговым).
В систему международного маркетинга входят экспортный, импортный и многонациональный маркетинг.
Экспортный маркетинг предполагает деятельность фирмы по исследованию новых заграничных рынков сбыта, созданию зарубежных сбытовых служб.
Импортный маркетинг, по мнению отдельных специалистов, означает особую форму исследований международного рынка для обеспечения высокоэффективных закупок товаров и услуг. Это тоже работа на рынке, хотя и специфичная, отличная от экспортной деятельности.
Многонациональный маркетинг — наиболее сложная форма международного маркетинга, касающаяся организаций, осуществляющих маркетинговые операции во многих иностранных государствах одновременно.
Среда маркетинга
На результаты маркетинговой деятельности большое влияние оказывает среда маркетинга.Это совокупность активных субъектов, сил и факторов, действующих как внутри, так и за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства организации и службы маркетинга достигать поставленных целей.
Среда маркетинга подразделяется на: внешнюю (прямого и косвенного воздействия) и внутреннюю; контролируемую и неконтролируемую; микро- и макросреду.
Внутренняя среда маркетинга— это субъект, силы и ситуационные факторы, находящиеся внутри самой фирмы и контролируемые ею. К ним прежде всего относятся:
1) сфера деятельности фирмы — понятие, охватывающее область деятельности, виды выпускаемой продукции (услуг), производственные функции фирмы, месторасположение предприятий, их организационно-правовые формы;
2) цели фирмы: а) общеорганизационные, устанавливаемые руководством фирмы на долгосрочную и краткосрочную перспективу; б) цели службы маркетинга, связанные с завоеванием признания потребителей, сбытом, прибылями, эффективным функционированием компании и др.;
3) структура организации и место в ней службы маркетинга. Структуру организации обычно характеризуют: функциональные области деятельности, представленные отдельными подразделениями организации, уровни управления в фирме и нормы управления. Эффективность функционирования организации в целом и службы маркетинга, в частности, зависят от характера взаимосвязей в организации (фирме), согласованности действий ее отдельных подразделений, качества управления, понимания высшим руководством роли маркетинга ;
4) корпорационная культура — атмосфера или социальный климат в организации, отражающие преобладающие обычаи, общие нормы, ценности, нравы и ожидания работников фирмы.
Перечисленные элементы внутренней среды маркетинга контролируются непосредственно высшим руководством фирмы.
Такие же факторы, как выбор целевых рынков, постановка целей маркетинга, организация маркетинговой деятельности, управление маркетингом, определяются и контролируются непосредственно службой маркетинга.
Внешняя среда маркетинга— это субъекты, силы и ситуационные факторы, влияющие на маркетинговую деятельность фирмы извне. Они не контролируются ни высшим руководством фирмы, ни ее службой маркетинга. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на среду прямого и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействияобъединяет элементы, непосредственно влияющие на деятельность фирмы и испытывающие на себе ее ответное влияние. Это: поставщики всех видов ресурсов; конкуренты; потребители (клиентура); посредники; государственные органы регулирования экономики; контактные аудитории и др. (рис. 6).
Главными в среде прямого воздействия, безусловно, являются потребители. Маркетинговая деятельность фирмы должна ипостоянно реагировать на перемены потребительского поведения и их причины, учитывать характер, типы и факторы покупательского спроса, опираться на знание процесса принятия потребителями решений о покупках. Но маркетинг не может контролировать потребителей и не должен манипулировать ими. Конкуренты как субъекты внешней среды задают критерии хозяйственной деятельности фирмы, которые следует не только достичь, но и превзойти. Только в этом случае фирма может рассчитывать на успех на рынке.
Поставщики также могут оказать существенное влияние на маркетинговую деятельность фирмы, например, путем организации совместной рекламы или мероприятий по поддержке сбыта. Посредники связывают производителя с потребителями товаров, способствуя тем самым продвижению продуктов по каналам распределения.
Контактные аудитории обычно бывают представленными любыми организациями (фирмами), проявляющими интерес к данной фирме и способными оказать на нее влияние. Это: средства массовой информации, государственные учреждения, общественные организации (в защиту прав покупателей, окружающей среды и т.п.), местное население, финансовые круги и др. Контактная аудитория может как благоприятствовать работе фирмы (скажем, путем спонсорской поддержи), так и оказывать на нее отрицательное влияние (например, в виде необоснованной проверки фирмы государственными контролирующими органами).
Рис. 6. Факторы внешней среды прямого воздействия на маркетинговую деятельность фирмы
Рис. 7. Факторы внешней среды косвенного воздействия на маркетинговую деятельность фирмы
Среда косвенного воздействия объединяет элементы, существование которых сказывается на маркетинговой деятельности фирмы, но не оказывает непосредственного и немедленного воздействия на нее. К таким элементам относятся: экономические, технико-технологические, правовые, политические, экологические, демографические, культурные, религиозные и пр. (рис. 7).
Одного перечня элементов внешней среды достаточно, чтобы понять, что она: 1) достаточно сложна, представлена множеством факторов, на которые фирма должна реагировать;
2) подвижна, подвержена постоянным изменениям, происходящим в разной степени, в разное время, в различных «сферах» окружения;
3) часто неопределенна, а предсказуема только в меру получения достоверной информации.
Анализ маркетинговой среды фирмы — важное условие контроля внутренних и внешних факторов, предвидения потенциальных угроз (рисков) и новых возможностей развития фирмы, разработки эффективной маркетинговой стратегии.
Функции маркетинга.
1). Аналитическая:
- сбор и обработка информации по рынку;
- сбор и обработка информации по товару;
- анализ факторов внутренней среды предприятия.
2). Производственная:
- организация производства новых товаров, разработка технологий;
- организация материально – технического обеспечения;
-формирование рыночного результата (качество и конкурентоспособность).
3). Сбытовая: - товарная политика;
- ценовая политика;
- распределение сбыта и обслуживание(сервиса);
- организация системы товародвижения;
- продвижение товара на рынке.( реклама, стимулирование сбыта, PR, личные продажи)
- сервис.
4). Управления:
- стратегическое и оперативное планирование;
- организация коммуникационных систем на производстве.
5). Контроль:
- ситуационный анализ,
- обратная связь.
|