Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этногенез казахов. Этноним «казах»

Истоки образования казахской народности (народность – общность людей, характеризующаяся общностью территории, хозяйственных культурных связей, общностью языка) уходят корнями в древность. Со II тыс. до н.э. на территории Казахстана обитали племена андроновской культуры, с I тыс. до н.э. – сакские плена, уйсуны, канглы, возрастает роль гуннов. C VI в. н.э. этнические процессы на территории Казахстана испытывают влияние тюркских племен. После распада Западно-Тюркского каганата образуются государственные образования карлуков, огузов, караханидов, кимаков, кыпчаков. С XIII века в связи с монгольским нашествием этнический состав населения Казахстана меняется. В целом монголы не изменили тюркский состав населения, сами были ассимилированы местными племенами. После распада Монгольской империи и появления ряда новых государственных образований, в том числе и Казахского ханства, этнические процессы на территории Казахстана вступают в этап завершения образования казахской народности. В образовании казахской народности принимали участие десятки племен, в разное время населявшие просторы казахской степи. Таким образом, процесс образования казахской народности завершился в XV-XVI вв.

В литературе имеется огромное количество мнений по поводу происхождения слова «казах». По мнению М. Тынышпаева слово «казах» – слово тюркского происхождения, что также отмечено в работе С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова У М. Тынышпаева на этот счет разработаны две развернутые версии. В обеих версиях М. Тынышпаев прародиной первых казахов называет Алтай, в северной географии которого он обнаружил несколько конкретных подтверждений. В обеих версиях М. Тынышпаев в качестве первых казахов представляет подроды тюркского родоплеменного образования «черкеш», «берш». Их имена он обнаружил на Алтае, на Кавказе, в южных и юго-восточных районах России, на Украине. По версии М. Тынышпаева, родственные узы алчинов, ушедших в различные районы Восточной Европы, с оставшимися в пределах Азии, прервались в XVI веке, в результате завоеваний Русским государством Казанского и Астраханского ханств. Для него «кавказские» и другие «восточноевропейские» казахи не есть казахи, объединенные во второй половине XVв. Казахским ханством. Для него все «восточноевропейские» казахи есть прямые потомки только одной азиатской тюркской ветви – разных подродов из племени Алчин. Основателями Казахского ханства были представители иных родоплеменных образований. М. Тынышпаев отмечал: «Аргыны были, без сомнения, старшим членом в составе этого ханства».

В двух версиях М. Тынышпаева проводится четкая мысль: преобладающее (уже многие годы) мнение о том, что первоначально слово «казахи» означало не народ, не государство, а особую социальную группу людей, требует определенных уточнений.

Другой автор, который занимался проблемой изучения этнонима «казах» - С.К. Ибрагимов, который считает, что слово «казах» впервые встречается в рукописи 1245 года (впервые опубликованна в Лейдене, в 1894 году).

В «тюрко-арабском словаре» слово «казах», будучи отражением «монгольской» эпохи, имеет весьма негативное толкование: «бродяга», «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник». В противовес изгнанникам, в словаре представлено ханское войско, с именем: «узбеки». Следовательно, для составителя (или составителей) словаря оба слова («казахи», «узбеки»), как антонимы, не имели отношения к каким-либо этносам. Их миссия, в понимании автора словаря, была иной: обозначать разное положение людей в кочевом обществе. С.К. Ибрагимов разделил во времени процесс эволюции содержания слова «казах» на три промежутка. Начальную стадию его применения связал только с изгоями в кочевнической среде, «везде, где обитали тюрки». С конца XV в. начался отсчет второму этапу использования слова «казах» (и слова «узбек» - тоже). Оба слова обрели новую смысловую нагрузку. Ими стали называть разные «территории проживания» недавно разделившихся кочевников. С начала XVI в. термин «казах» начинает применяться и в качестве имени народа, территориально связанного с Казахским ханством.

М. Тынышпаев и С.К. Ибрагимов пытались отыскать исходные слова, из которых родилось имя казахов.

При этом, М. Тынышпаев «развенчал» красивую, народную легенду. Он выступил против дословного перевода слова «казах» словосочетанием «белая гусыня». Во-первых, потому, что в реальной жизни белая гусыня не могла превратиться в добрую девушку, спасшую от смерти батыра (погибавшего от жажды). М. Тынышпаев видит «несуразности» не только в легенде. Он видит «грубую ошибку» с точки зрения постановки слов в тюркских наречиях, в которых прилагательное всегда предшествует имени существительному: белая гусыня будет «ak- kas», а не «kas-ak», а потому потомство должно было называться «акказом», а не «казаком».

Таким образом, М. Тынышпаев отвергает и второй вариант рождения имени казахов, связанный с другой легендой, где «правдивые или верные воители за веру» (мусульманскую) «постоянно воевали с неверными». Потомки первых, по легенде, стали называться «гази-хак … газак … казак…».

С.К. Ибрагимов лингвистических операций над словами не производил. Он, «просто» дал три варианта образования имени казахов, встреченное им в его источниках: 1) от глагола «каз» - «бродить, скитаться»; 2) «казах» - «белый гусь»; 3) «кази-хан» - «истинный воитель веры».

Следующая версия принадлежит У. Джанибекову: «казак» есть «скрещенный двусоставной этноним» - «кассак». Он указывает на родство казахов с «древними саками». К. Салгарин приводит много версий происхождения этнонима «казах». Кроме названных ранее к ним относятся следующие: «казах» - имя тех, кто отделился от своих родов и племен; имя со значением «свободный»; слово «казах» связано с названием племени «аз», «казах» - «настоящий человек».


Образование Казахского ханства

Казахское ханство сложилось во второй половине XV века, когда с территории ханства Абулхаира откочевали со своими аулами ханы Жанибек и Керей. Они откочевали на территорию государства Могулистан. Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение единого государства были поддержаны верхушкой казахских родов и племен, так как они отражали интересы господствующей прослойки казахского общества. Казахское ханство первое время занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как местные, так и переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена. Правитель Могулистана Есен-Буга вступил в союз с казахскими предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ своего государства. После его смерти в Могулистане наступило безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным явлением.

Правитель Могулистана Есен-Буга, занятый борьбой со своим братом Юнусом и попытками сохранить развалившееся государство, не имел реальных сил, чтобы остановить сторонников Жанибека и Керея и в 1459 г. был вынужден предоставить им территорию в долине реки Чу. Кочевники, поселившиеся в Жетысу, получили прозвище «казак», которое впоследствии распространилось на всех подданных Жанибека и Керея и постепенно превратилось в этноним.

Ослабление Могулистана и неспособность могульских ханов сдерживать усилившийся в середине XV в. натиск ойратов поставили казахских султанов перед необходимостью создания собственного государства. В этих условиях в долинах Чу и Таласа в 1465 г. было провозглашено Казахское ханство, первым ханом которого стал Керей (1465-1474). Абулхаир, обеспокоенный усилением казахов, пытался организовать поход в Жетысу, но в 1468 г. умирает, после чего его государство перестало существовать. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака.

Политическая жизнь казахских степей после распада государства Абулхаира характеризовалась попытками шайбанидов вернуться к власти, борьбой за присырдарьинские города. Мухаммед Шайбани, бежав в Туркестанский вилайет, начал собирать здесь своих сторонников, заручился поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жанибека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши - Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару. В 1472 г. Шайбани заключает союз с Муса мырзой, правителем Мангытского Йурта, получил военную помощь тимуридов и начал новый поход на Сырдарью. Ему сдалась небольшая крепость Аркук, которую он сделал своей главной опорой в борьбе за присырдарьинские города. Вначале Мухаммеду Шайбани и Муса мырзе сопутствовал успех. Муса обещал даже провозгласить Мухаммеда ханом всего Дешт-и-Кыпчака. Союзникам удалось взять Сыгнак, но на этом их успех закончился. Из Западного Жетысу на помощь казахским отрядам прибыла большая армия под командованием султана Мурундыка -сына Керея. Встреча союзников с казахами произошла у перевала Сагунлык в Каратауских горах. Войска Мусы и Мухаммеда Шайбани были наголову разбиты, а несостоявшийся хан бежал в Мангастау. Таким образом, в 60-70 гг. XV в. были уничтожены последние следы государства Абулхаира и на политической карте Евразии появились три новых государства, населенных казахами. Степи от Едиля до Нуры и Есиля, Приаралья и Мангыстау занимало Мангытское государство, населенное родами мангыт, алшын, тама, керей, найман, кыпшак. Территории севернее Нуры, долины То-была, Есиля и Ертиса входили в состав Сибирского ханства, главной опорой которого были кереи, найманы, уаки и кыпчаки. Наконец, Жетысу, долины Сырдарьи и Сарысу составляли территорию Казахского ханства, населенного аргынами, дулатами, канглы и жалаирами.

Молодое Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех казахских племен и присоединение присырдарьинских городов. Со смертью Муса мырзы большая часть ногайцев присоединилась к Казахскому ханству и его территория вышла на западе к Едилю.

После смерти Керея в 1474 г. ханом стал его сын Мурундык (1474-1511). При его правлении были проведены значительные меры по централизации государственной власти, укреплению позиции ханства в западных и южных районах Казахстана.

С начала 80-х годов начинается новый период войн с Мухаммедом Шайбани за присырдарьинские города. Эта борьба была осложнена вмешательством могульских ханов, пытавшихся овладеть Ферганой и средним течением Сырдарьи. Юнус хану в 1482-1485 гг. удалось овладеть Сайрамом и Ташкентом и вплотную приблизиться к владениям Мурындыка и Мухаммеда Шайбани. Последнему удалось на короткое время овладеть Сыгнаком. Казахи осадили Отрар, Туркестан, Аркук, вынудив Шайбани вновь бежать, на этот раз в Хорезм.

Могульский хан Султан Махмуд, правивший в Сайраме и Ташкенте, пытался расширить свое влияние в Туркестане и с этой целью в начале 90-х годов овладел Отраром и призвал в качестве союзника Мухаммеда Шайбани. Получив этот важный в стратегическом отношении город Шайбани смог овладеть Саураном и Туркестаном. В Сауране был посажен брат Мухаммеда Махмуд султан.

Казахские султаны, встревоженные союзом моголов с озбе-ками, вновь двинули войска в долину Сырдарьи. В последовавших двух битвах могулы были разбиты, а население Саурана, подняв восстание против озбекского гарнизона, открыло ворота перед казахами, выдав Махмуд султана со всем его окружением. Мурындык хан пытался с ходу овладеть Отраром, но это ему не удалось. Отрар, как и Туркестан, остался в руках Шайбани. Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами - Узбекским, Казахским и Могульским.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...