Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ориентация на организацию информации

а) Человек -- кто Информация -- что Место -- где Время -- когда Деятельность -- как б) Масштаб разбивки Крупный Мелкий Приложение 2 ПРЕДИКАТЫ И ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ В нейро-лингвистическом программировании выявлен ряд вербальных иневербальных показателей, которые могут использоваться в качестве ключей краскрытию отдельных компонентов умственных процессов индивида -- и при егосознательном участии или без него.

Лингвистические ключи

"Предикаты" -- это слова: глаголы, наречия и прилагательные,указывающие на действия или качества, в противоположность предметам. Данныйтип языка выбирается, как правило, на подсознательном уровне и отображает туосновополагающую умственную структуру, которая их порождает. Ниже приводитсясписок наиболее часто употребляемых предикатов, которые указывают наиспользование одной из репрезентативных систем.

ВИЗУАЛЬНАЯ

АУДИАЛЬНАЯ

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ

Видеть слышать хватать глядеть слушать касаться Увидеть звучать чувствующий Ясный звучный твердый Яркий громкий тяжелый Изображать выражать обращаться Смутный шумный шероховатый выносит на свет звонит в колокол соединяет показывать рассказывать перемещаться

Движения глаз

Автоматические, бессознательные движения глаз часто сопровождаютконкретные мыслительные процессы, указывая на вхождение в одну изрепрезентативных систем. Данные положения глаз также могут стимулировать вхождение в конкретную репрезентативнуюсистему, как и обеспечивать поддержку с ее стороны. В НЛП данные знакисведены в следующую общую схему: Приложение 3 НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ 1. Логические уровни Как отмечал Грегори Бэйтсон, в процессах обучения, изменения и общениясуществуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровнязаключается в организации информации на предшествующем ему более низкомуровне. При этом правила изменения чего-либо на одном уровне отличается отправил изменения на более низком уровне. Изменение чего-либо на более низкомуровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокиеуровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет наболее низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высокомуровне. Бэйтсон отмечал, что именно это смешение логических уровней частоприводит к возникновению проблем.

Логические уровни в НЛП

Работая в НЛП, следует постоянно принимать во внимание следующиеосновные и наиболее важные логические уровни:

Духовный

Трансмиссия

А. Кто я есть -- идентичность (кто) Миссия Б. Моя система убеждений -- ценности, критерии (почему) Дозволение и мотивация В. Мои способности -- состояния, стратегии (как) Направление Г. Что я делаю -- особые типы поведения (что) Действия Д. Мое внешнее окружение -- внешний контекст (где, когда) Реакции

Нейро-логические уровни

Данные уровни каждый в отдельности вызывают более глубокуювовлеченность неврологической "цепи" в действие. Духовный: голографический -- нервная система в целом А. Идентичность: иммунная система и эндокринная система -- глубинныефункции жизнеобеспечения. Б. Убеждения: Автономная нервная система (например, частотасердцебиений, расширение зрачков, и т.д.) -- бессознательные реакции. В. Способности: корковые системы -- полусознательные действия (движенияглаз, поза, и т.д.). Г. Типы поведения: моторная система (пирамидный отдел и мозжечок) --сознательные действия. Д. Внешнее окружение: периферийная нервная система -- чувственныеощущения и рефлекторные реакции.

Примеры утверждений на различных логических уровнях

Нижеследующие утверждения указывают на различные уровни реакций учеловека, который обнаружил, что болен раком. А. Идентичность -- я жертва рака. Б. Убеждение ~ нет никакой надежды, нужно смириться с неотвратимым. В. Способность -- я не способен поддерживать свое состояние. Г. Особыйтип поведения -- у меня раковая опухоль. Д. Внешнее окружение -- рак пытается меня одолеть. Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, ктостремится к достижению цели, связанной с сохранением здоровья. А. Идентичность --я здоровый человек. Б. Убеждение -- если я здоров, я могу помогать другим. В. Способность -- я знаю, как сохранить свое здоровье. Г. Особый тип поведения -- иногда я могу делать что-то полезное дляздоровья. Д. Внешнее окружение -- это лекарство вылечило меня. Следующие утверждения указывают на различные уровни у того, ктозлоупотребляет спиртными напитками. А. Идентичность -- я алкоголик и навсегда им останусь. Б. Убеждение -- мне нужно пить, чтобы сохранять спокойствие и быть впорядке. В. Способность -- похоже, я не могу справиться со своим влечением кспиртному. Г. Особый тип поведения -- когда я был в гостях, мне пришлось многовыпить. Д. Внешнее окружение -- когда я встречаюсь с друзьями, я люблю выпитьпару рюмок.

НЛП

А. Эволюционные изменения -- изменения на уровне идентичности.Изменения в миссии и цели. Б. Генеративные изменения -- изменения на уровнях убеждения испособности. Изменение в мотивации, дозволении и направлении. В. Исправляющее изменение -- изменение на уровне поведения и внешнегоокружения. Изменение в действиях и реакциях. Приложение 4 СУБМОДАЛЬНОСТИ

ВИЗУАЛЬНЫЕ

АУДИАЛЬНЫЕ

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

ЯРКОСТЬ (темный - яркий) ГРОМКОСТЬ (громкий - тихий) ИНТЕНСИВНОСТЬ (сильный - слабый) РАЗМЕР (большой - маленький) ТОН (густой - тонкий) ПЛОЩАДЬ (большой - маленький) ЦВЕТ (черно-белый - цветной) ВЫСОТА (высокий - низкий) ТЕКСТУРА (неровный - гладкий) ДВИЖЕНИЕ (быстрый -- медленный -- неподвижный) ТЕМП (быстрый -- медленный) ДЛИТЕЛЬНОСТЬ (постоянный -- прерывистый) РАССТОЯНИЕ (близкий -- далекий) РАССТОЯНИЕ (близкий -- удаленный) ТЕМПЕРАТУРА (горячий -- холодный) ФОКУСИРОВКА (резкий -- расплывчатый) РИТМ ВЕС (тяжелый -- легкий) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ГЛУБИНА (объемный -- плоский)

МЕТАМОДАЛЬНОСТИ

АССОЦИИРОВАННЫЙ - ДИССОЦИИРОВАННЫЙ СЛОВА - ТОН ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - ТАКТИЛЬНЫЙ ВНУТРЕННИЙ - ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ - ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ -- ВНЕШНИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОЛОГИИ НЛП АУДИАЛЬНЫЙ (AUDITORY) -- имеющий отношение к слуху или восприятиюзвуковых колебаний органами слуха. Человек воспринимает звуковые колебания вдиапазоне от 20 Гц до 20 кГц. ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА (REPRESENTATIONAL SYSTEM PRIMACY) --система (одно из пяти чувств), которую индивид систематически использует дляобработки и организации своего опыта прежде всех остальных. Эта системаможет определять как личные качества индивида, так и его способность кобучению. ВИЗУАЛЬНЫЙ (VISUAL) - относящийся к зрению. ВКУСОВОЙ (GUSTATORY) -- относящийся к вкусу или вкусовым ощущениям. ВНЕДРЕНИЕ (INSTALLATION) -- процесс приобретения новой стратегии илистиля поведения. Новая стратегия может быть внедрена через использованиеякорения, ключей доступа, метафор и подстройки к будущему. ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА (SECONDARY GAIN) - ситуация, когда некоторое на первыйвзгляд проблематичное или отрицательное поведение на самом деле выполняет иположительную функцию. ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА (DEEP STRUCTURE) - нейрологические карты-отражения(как сознательные, так и бессознательные), которые человек использует дляорганизации и направления своего поведения. ИДЕНТИЧНОСТЬ (IDENTITY) -- то, кем мы являемся, что организует нашиубеждения, способности или поступки в единую систему. КАЛИБРОВКА (CALIBRATION) -- способность прочтения бессознательныхневербальных реакций другого человека в процессе текущего взаимодействияпутем установления однозначного соответствия между наблюдаемымиповеденческими признаками и характерным внутренним состоянием. КАЛИБРОВКИ, ПЕТЛЯ (CALIBRATED LOOP) - бессознательный паттернкоммуникации, при котором в процессе текуще- го взаимодействия поведенческие признаки одного человека вызываютхарактерные реакции другого. КИНЕСТЕТИКА (KINESTHETIC) -- относится к телесным ощущениям. В НЛПтермин "кинестетика" используется как собирательный для всех видов сенсорныхпереживаний, включая тактильные, висцеральные и эмоциональные. КЛЮЧИ ДОСТУПА (ACCESSING CUES) -- неявно выраженные признаки, способныеодновременно как вызывать действие, так и указывать, какой репрезентативнойсистемой человек пользуется, когда мыслит. Характерные виды ключей доступавключают в себя движения глаз, тон и темп голоса, позу, жесты и характердыхания. КОНГРУЭНТНОСТЬ (CONGRUENCE) - состояние, когда все внутренниеубеждения, стратегии и поступки человека полностью согласуются между собой иориентированы на получение желаемого результата. КОНТЕКСТ (CONTEXT) -- обстановка, сложившаяся вокруг конкретногособытия. Данная обстановка во многих случаях будет определять истолкованиеконкретного опыта или события. КРИТЕРИИ (CRITERIA) -- ценности или стандарты, которые человекприменяет для принятия решения или суждения. ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ (LOGICAL LEVELS) - иерархия внутренней организации, вкоторой каждый последующий уровень психологически все более всеохватывающийи значимый. В порядке убывания значимости эти уровни включают: 1)идентичность, 2) убеждения, 3) способности, 4) поведение и 5) окружение. МЕТА МОДЕЛЬ (МЕТА MODEL) -- модель, разработанная Джоном Гриндером иРичардом Бэндлером, выявляющая проблематичные или неоднозначные категорииязыковых стереотипов. МЕТА ПРОГРАММА (МЕТА PROGRAM) -- тот уровень ментальногопрограммирования, на котором мы сортируем и дробим наши сенсорные опыты.Мета программы носят более отвлеченный характер, чем специальные умственныестратегии, и определяют наш подход к конкретному вопросу в целом, а неотдельные деталям умственного процесса. МЕТАФОРА (METAPHOR) -- процесс размышления о какой-либо ситуации илиявлении как чем-то ином, то есть рассказ, иносказание и аналогия. МЕТОД ЧЕТЫРЕХ СИСТЕМ (FOUR TUPLE/4-tuple) - оперативный метод,применяемый для записи структуры любого кон- кретного опыта. Концепция метода утверждает, что любой сенсорный опытсостоит из определенной комбинации четырех первичных репрезентативных систем-- <A,V,K,0>, где A (auditory) -- ауди-альный, V(visual) -- визуальный,К(kinesthetic) -- кинестетический, О (olfactory/gustatory) --обонятельно-вкусовой. МОДЕЛИРОВАНИЕ (MODELING) - процесс наблюдения, составления и внедрениямодели поведения, мышления и других внутренних процессов людей, добившихсяуспеха в определенной области. НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ -НЛП (NEURO-LINGUISTICPROGRAMMING - NLP) - поведенческая модель и набор тщательно продуманныхтехнических приемов, методов и методологий, начало которым было положеноДжоном Гриндером и Ричардом Бэндлером в 1975 году. Определенное какисследование структуры субъективного опыта для лучшего понимания процессов,обусловливающих совершенство личности, НЛП изучает формы и стереотипы, или"программы", получающие развитие благодаря взаимодействию между мозгом("нейро "), языком ("лингвистическое ") и телом. Технические приемы, методыи методологии были разработаны на основе наблюдения форм и моделейчеловеческого совершенства, воплощенного в наиболее выдающихсяпредставителях различных сфер профессионального общения, включаяпсихотерапию, бизнес, здравоохранение и образование. ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ (OLFACTORY) - относящийся к обонянию, или восприятиюзапахов. ОКРУЖЕНИЕ (ENVIRONMENT) - внешний контекст, в котором мы совершаемпоступки. Нашим внешним окружением является то, что мы воспринимаем какнаходящееся "вне" нас. Оно является не частью наших поступков, а скорее тем,на что мы должны реагировать. ПЕРЕВОД (TRANSLATING) -- процесс перефразировки, при которомформулировка в предикатах одной репрезентативной системы заменяется наформулировку в предикатах другой. ПОВЕДЕНИЕ/ПОСТУПКИ (BEHAVIOUR) - особого рода физические действия ипротиводействия, через которые человек взаимодействует с другими людьми иокружающим миром. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ (BEHAVIOURAL FLEXIBILITY) -- способностьизменять свое поведение для получения иной реакции. ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРА (SURFACE STRUCTURE) - слова или язык,используемые для описания или замещения хранящихся в памяти фактическихпервичных сенсорных репрезентаций. ПОДСТРОЙКА (PACING) -- метод, применяемый профессионалами общения длябыстрого нахождения взаимопонимания с теми, с кем необходимо войти вконтакт, путем подражания отдельным особенностям их поведения, то естьотражение или повторение в своем поведении характерных особенностейповедения собеседника. ПОДСТРОЙКА К БУДУЩЕМУ (FUTURE PACING) - процесс мысленногорепетирования с самим собой какой-либо будущей ситуации, чтобы желаемоеповедение было естественным и самопроизвольным. ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ (PERCEPTUAL POSITIONS) -конкретная перспектива илиточка зрения. В НЛП имеется три основные позиции, которые можно занять привосприятии конкретного опыта. Первая -- позиция восприятия опыта своимисобственными глазами, ассоциируется с точкой зрения первого лица. Втораяподразумевает переживание некоторого опыта с позиций "собеседника". Третьятребует отстраненности и восприятия взаимоотношений между нами и другимилюдьми с позиций стороннего наблюдателя. ПРЕДИКАТЫ (PREDICATES) -- слова, обозначающие процесс (такие, какглаголы, наречия и прилагательные), которыми пользуются для описанияподлежащего. В НЛП предикаты служат для определения репрезентативнойсистемы, которой человек пользуется при обработке информации. РАЗБИВКА (CHUNKING) -- организация некоторого опыта в более крупные илиболее мелкие блоки. Укрупнение/соединение (chunking up) подразумеваетпереход к более масштабным, более отвлеченным уровням информации.Разукрупнение/дробление (chunking down) означает переход к более специфичными конкретным уровням информации. Боковая разбивка (chunking laterally)подразумевает поиск других примеров на том же уровне информации. РАППОРТ (RAPPORT) -- установление атмосферы доверия, гармонии исотрудничества при каких-либо взаимоотношениях. РЕЗУЛЬТАТЫ (OUTCOMES) -- цели или желаемые состояния, которых человекили организация стремится достичь. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ (REPRESENTATIONAL SYSTEMS) -- этим терминомобозначаются пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. РЕФРЕЙМИНГ (REFRAMING) - техника НЛП, в которой проблематичноеповедение отделяется от положительного намерения внутренней программы или"части", отвечающей за данное поведение. Другие варианты поведениявырабатываются через принятие прежней частью ответственности за проведение вжизнь новых стилей поведения, которые удовлетворяли бы тому же самомупозитивному намерению, но не сопровождались бы проблематичным побочнымпродуктом. СИНЕСТЕЗИЯ (SYNESTHESIA),-- процесс наложения различныхрепрезентативных систем, характеризующийся такими явлениями, как"визуально-чувственные цenu" в которых человек выводит свои ощущения изтого, что видит, и "аудиалъно-чувственные цепи ", в которых человек получаетсвои ощущения из того, что слышит. Соединены между собой могут быть двелюбые сенсорные модальности. СОСТОЯНИЕ (STATE) -- наблюдаемое общее душевное и физическое самочувствие человека в процессе его деятельности. СПОСОБНОСТЬ (CAPABILITY) -- умение управлять целым классом поступков --знание и навык, КАК нужно что-либо делать. Способности проявляются вслед заразвитием ментальной карты, позволяющей нам отбирать и организовывать группысамостоятельных поступков. В НЛП эти ментальные карты принимают форму познавательных стратегий и карт. СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) -- некоторая последовательность тщательнопродуманных мыслительных и поведенческих шагов, направленных на достижениеконкретного результата. В НЛП в качестве наиболее важного аспекта стратегиирассматриваются репрезентативные системы, используемые для выполненияотдельных конкретных шагов. СУБМОДАЛЬНОСТИ (SUBMODALITIES) - этим термином обозначаются особыекачества ощущений, воспринимаемые каждым из пяти чувств. Например,визуальные субмодальности включают цвет, форму, движение, яркость, глубину ит.д.; аудиальные -- громкость, высоту, темп и т.д.; кинестетические -- такиекачества, как давление, температура, местоположение и т.д. TOTE -- данная аббревиатура обозначает разработанную Миллером,Галантером и Прибрамом последовательность операцийПроверка-Действие-Проверка-Выход (Test- Operate- Test-Exit), котораяописывает классическую цепь обратной связи, ведущего фактора любогоповедения. ТРАНСДЕРИВАЦИОННЫЙ ПОИСК (TRANSDERIVATIONAL SEARCH) -- процессобратного поиска в массиве воспоминаний и психических репрезентаций опыта,на базе которого было построено текущее поведение или реакция. УБЕЖДЕНИЯ (BELIEFS) -- постоянно хранимые в памяти обобщения о: 1)причине, 2) значении и 3) границах: а) окружающего нас мира, б) нашегоповедения, в) наших способностей и г) нашей личности. Убеждения действуют наином уровне, чем объективная реальность, и служат для направления иистолкования наших восприятий реальности, зачастую путем привязки их к нашейсистеме ценностей или критериев. Убеждения чрезвычайно трудно изменить,используя обычные правила логики или рациональное мышление. УСЛОВИЯ ХОРОШО СФОРМИРОВАННОЙ ЦЕЛИ (WELL-FORMEDNESS CONDITIONS) --набор условий, необходимых для получения эффективного и экологичногорезультата. В НЛП конкретная цель считается хорошо сформированной, если ееможно: 1) выразить в положительных терминах; 2) определить и оценить на основесенсорного опыта; 3) сохранить положительные побочные продукты нынешнегосостояния; 4) адекватно контекстуализировать с целью соответствия внешнейэкологии; а кроме того, если 5) процесс достижения этой цели может бытьначат, продолжен и завершен тем, кто желает ее достичь. УТИЛИЗАЦИЯ (UTILIZATION) - метод, при котором к стратегии или паттернуповедения подстраиваются или повторяют его, чтобы оказать влияние на реакциюдругого человека. ЦИТИРОВАНИЕ (QUOTES) -- случай, когда сообщение, которое вы хотитесделать, заключено в скобки, как если бы оно было высказано кем-то иным. ЧАСТИ (PARTS) -- метафорический способ обсуждения независимых программи стратегий поведения. Программы или "части" часто развивают нечто, чтостановится характерной чертой личности. ЯКОРЕНИЕ (ANCHORING) -- процесс ассоциирования внутренней реакции снекоторым внешним триггером -- пусковым механизмом (аналогично классическимусловным рефлексам), так что реакция может быть быстро, а иногда даже неявновызвана повторно.

СОДЕРЖАНИЕ

"Планета людей" Роберта Дилтса Предисловие Е.И.Виль-Вильмс 5 Благодарности 7 Введение 9 I. Природа убеждения 12 II. Убеждения о способностях 30 III. Система убеждений и глубинные убеждения 65 IV. Интеграция конфликтных убеждений 129 V. Системы убеждений и взаимоотношения 161 Заключение 170 Приложение 1. Паттерны мета программы 173 Приложение 2. Предикаты и движения глаз 175 Приложение 3. Нейро-логические уровни 177 Приложение 4. Субмодальности 180 Словарь терминологии НЛП 181

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...