Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 7. Этнопедагогика и современная школа
План. 1. Понятия этнопедагогики, народной педагогики. 2. Основные идеи этнопедагогики. Народный идеал человека 3.Средства народной педагогики. 4. Пути использования идей этнопедагогики в педагогическом процессе.
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000. 2. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. - Уфа: БашГПИ, 1996 .- 242 с. 3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.-Уфа: БГПУ, 2000. – 328 с. 4. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе:(дошкольники и младш.школьники): /Г.И.Батурина, Т. Ф. Кузина). - М.: Школьная Пресса, 2003 . – 143 с. 5. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях/ Г.И.Батурина, К.Л.Лисова, Г.Ф.Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – 112 с. 6. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: /Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов.-М.:Академия,2007.-233с. 7. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: Советы, игры, обряды. - М.: Школа-Пресс,1998. – 144 с. 8. Народная педагогика /Сост. Л.Н.Воронецкая, Ю.В. Мелешко. - Минск: Красико-Принт, 2007. – 173 с. 9. Нигматов З.Г. Этнопедагогика: народность и гуманность: Учеб. пособ. для высш.и сред.учеб.завед.: На тат. яз. /З. Г. Нигматов. - Казань: Магариф, 2002. – 159 с. 10. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: /Г.В.Лунина.-М.: ЦГЛ, 2005. – 126 с . 11. Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари: /И.А.Чуриков; Мин.образ.и науки РФ; ГОУ Мар.ГПИ им. Н.К. Крупской . - М.: Трикста: Академический Проект, 2005. – 302 с.
К.Д.Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов. Согласны или нет? Актуально ли сегодня? Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом. Ушинским был обоснован принцип народности в воспитании. В среде каждого этноса формируется собственное мировоззрение, традиционные занятия, уклад жизни, нормы этики и морали, искусство, национальная кухня, народная медицина. Можно выделить три составляющие народной культуры – родной язык, осознанное историческое прошлое, заветное слово, религия. В народной педагогике различают обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера. Важнейший постулат НП любого этноса – гармония природы и человека. Важнейший аспект всех НП – это доброта, нравственная стабильность. Одним из основных компонентов являются гостеприимство, радушие. Развитие этнической идентичности проходит три этапа: 1. 6-7 лет – приобретение фрагментарных знаний о своей этнической принадлежности, основанной на таких показателях как внешность, язык, обычаи. 2. 8-9 лет – ребенок идентифицирует себя со своей этнической группой на основе национальности родителей, места проживания, родного языка. 3. 10-11 лет – этническая идентичность в полном объеме – отмечает уникальность истории, специфика традиций бытовой культуры. Народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы. Она представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохраненных в устном народном творчестве, обычаях, традициях, обрядах, детских игрушках и др. Этнопедагогика – это наука, обобщенное понятие, которая анализирует воспитательные традиции различных народов, осуществляет их сравнение. Она предполагает изучение педагогики, традиционной культуры воспитания этноса. Объектом этнопедагогики является народная педагогика. Этнопедагогика изучает: – основные педагогические понятия народа; – функции воспитания (подготовка к труду, забота о здоровье и др.); – факторы воспитания (природа, игра, слово и др.); – методы воспитания (убеждения, пример, заповедь и др.); – средства воспитания (потешки, считалки, пословицы и др.); – организация воспитания. Высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом. Народная педагогика выполняет функцию социализации подрастающих поколений. Этнос (с древнегреч.) – народ, национальная общность. Его рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Этнопедагогику можно представить как историю и теорию народного воспитания. Она является частью педагогической науки. Пользуется методами и источниками педагогики, кроме этого использует этнографические, археологические, социологические и др. методы. Впервые термин ввел в 1972 году академик Г.Н.Волков (чувашский педагог). Между НП и научной педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. Педагогическая наука является продолжением НП. На современном этапе НП должна находить свое проявление прежде всего в семейном воспитании. В культурах рахных народов можно обнаружить единое и непреходящее – общечеловеческие ценности – приверженность Добру, Красоте, Истине. Общие принципы педагогических культур всех народов: – педагогическая культура каждого народа основана на го языке; – основы личности заключается в самом раннем детстве (воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит); – в основе педагогической культуры лежат идеалы Добра, Истины, Красоты; – НП охватывает все возрастные категории; – природосообразность; – многообразие методов воздействия; – педагогическая культура основывается на сказках, легендах, мифах и др.; – нравственной доминантой является семья. Основные правила этнопедагогики: – уважать старших; – заботливо относиться к детям, больным, слабым, беспомощным; – обожествление хлеба, воды, земли (фильм о необычных свойствах воды); – гармония природы и человека; – бережное отношение ко всему живому в природе, к ценностям, созданными трудом человека; – трудолюбие, терпеливость, скромность, милосердие, гостеприимство, уважение других и др. Формировании совершенного человека – лейтмотив народного воспитания. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. «Будь достойным сыном (дочерью) своего народа» – почти у всех народов.
К средствам НП относятся пословицы, загадки, народные песни, сказки, игры, скороговорки, обряды и др. В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» – назидательность. В ней выражается коллективное мнение народа, заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах много материала практического характера – житейские советы, пожелания в труде. Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. Воспитание начинается с момента рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». О решающей роли родителей в воспитании: «Родительское слово на ветер не молвится». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением: «Старшего слушай, молодого учи». Педагогические наставления: «Повторение – мать учения»; «Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить»; «В бедах человек умудряется»; «С кем поведешься от того и наберешься»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Старому посох подпорка, молодому – наука». Оценивающие суждения о людях, о чертах личности: «Хорошая откормленная собака на хозяина лает»; «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит»; «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит» и др. Воспитание трудолюбия является ведущей идеей пословиц. Трудовое воспитание является главной задачей народного воспитания у всех народов: «Труд – всему отец»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Пока спина не взмокнет – поле не вспашешь»; «Труд и терпенье – превращаются в золото (все перетрут)»; «Кто умеет, тот и на море разведет огонь». Праздность осуждается: «Сегодняшнюю работу на завтра не оставляй на завтра»; «Дерево плодами ценится, человек трудами ценится»; «У кого умелые руки, тот и мед ест». Проявляется забота о привитии трудовых умений и навыков, сообщении суммы знаний: «Не полотое, что не сеянное». Другие пословицы: «Из дома в калитку, домой в ворота», «Из дома шагом, домой – бегом», «Смолоду наживай, а под старость проживай», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Неправедное богатство прахом пойдет», «Что потрудился, то и поедим», «Долг платежом красен», «Сегодня в чести, а завтра свиней пасти», «Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе)».
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету или явлению. Загадки обогащают ум сведениями о природе, знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Эти знания приобретаются в процессе активной мыслительной деятельности. Книги читают, а грамоты не знают, Своих глаз нет, а видеть помогают свет (Очки).
На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее, В руках её не удержать, и на коне не обогнать (вода).
Красная девица, каменное сердце (вишня).
Ног много, а с поля на спине едет (бороны).
Чем из нее больше берешь, тем больше она становится (яма).
Не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).
Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер).
На дворе горой, а в избе водой (снег).
Народные песни отражают вековые ожидания, сокровенные мечты народа. Они отражают национальные ценности, ориентируют на добро и счастье человека. Главное их назначение – привить любовь к прекрасному, вырабатывают эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождаются все события народной жизни. Например – колыбельные песни – любовь матери к ребенку, её мечты о счастливом будущем.
Сказки содержат педагогическую мораль. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа – трудолюбие, преданность родине и др. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм усиливает воспитательное значение сказок. Особенность сказок – образность – облегчает их восприятие детьми. Образность дополняется забавностью сказок – интересные, занимательные, с юмором. Сказки всегда поучительны, назидательны. Они помогают формированию нравственного идеала. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Многие педагоги включают сказки в свои учебные книги, хрестоматии, используют их в воспитательном процессе, сочиняют сказки вместе с учениками. Работа со сказкой может иметь различные формы: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение, проведение конкурса знатока сказок, выставка рисунков по сказкам и др. К средствам НП можно отнести и природу. Это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В народном творчестве очеловечены образы Родины: Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде и др. НП приучает к духовному общению с природой. Игры развивают в детях ловкость, проворность. Посредством их ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, осуществляет приучение к правилам поведения. Игры своего рода уроки, готовящие к труду и взрослой жизни. Они учат общению с другими людьми, побуждают к самовоспитанию. Традиции организуют связь поколений: «Обычай крепче закона», «Свой обычай в чужой дом не вноси», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Традиционные праздники у русских – Рождество, Пасха и др. У татар и башкир – Ураза –байрам, Курбан-байрам, Сабантуй и др. Искусство – песни, танцы, расписные бытовые предметы, вязание, ткачество, плетение, вышивка и др. Оно прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус. Религия направлена на формирование духовности личности. Во всех религиях много общего. Религиозные заповеди: не навреди, возлюби ближнего своего и др. Планируется введение уроков духовно-нравственной культуры, основанной на религиях.
Деятельность учителя по реализации идей этнопедагогики: – накопление фактов по отдельным народам; – провести сравнительный анализ педагогических традиций родственных и сопредельных народов; – обобщение педагогического опыта и идей о воспитании народов конкретной территории. Важно найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступающие условием присвоения общечеловеческих ценностей и формирования культуры межнациональных отношений. Современной школе необходимо учитывать следующие принципы: интернационализм, ценности культур народов, значимость НП в развитии личности, терпимость к воззрениям личности.
«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». «Корень учения горек, да плод его сладок». «Какие труды, такие и плоды». «Ласковое слово пуще дубины» «Кто не слушает советов, тому нечем помочь». Темы для бесед и основные направления воспитательной работы на основе идей НП: – фольклорный кружок; – народные праздники; – народный этикет; – игры моего детства; – народные приметы и поверья; – легенды и сказки моей Родины; – семья как идеал НП; – пословицы и поговорки; – труд – основа НП; – народная медицина; – народная метеорология и др.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |