Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Этнопедагогика и современная школа

 

План.

1. Понятия этнопедагогики, народной педагогики.

2. Основные идеи этнопедагогики. Народный идеал человека

3.Средства народной педагогики.

4. Пути использования идей этнопедагогики в педагогическом процессе.

 

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

2. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. - Уфа: БашГПИ, 1996 .- 242 с.

3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.-Уфа: БГПУ, 2000. – 328 с.

4. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе:(дошкольники и младш.школьники): /Г.И.Батурина, Т. Ф. Кузина). - М.: Школьная Пресса, 2003 . – 143 с.

5. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях/ Г.И.Батурина, К.Л.Лисова, Г.Ф.Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – 112 с.

6. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: /Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов.-М.:Академия,2007.-233с.

7. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: Советы, игры, обряды. - М.: Школа-Пресс,1998. – 144 с.

8. Народная педагогика /Сост. Л.Н.Воронецкая, Ю.В. Мелешко. - Минск: Красико-Принт, 2007. – 173 с.

9. Нигматов З.Г. Этнопедагогика: народность и гуманность: Учеб. пособ. для высш.и сред.учеб.завед.: На тат. яз. /З. Г. Нигматов. - Казань: Магариф, 2002. – 159 с.

10. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: /Г.В.Лунина.-М.: ЦГЛ, 2005. – 126 с .

11. Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари: /И.А.Чуриков; Мин.образ.и науки РФ; ГОУ Мар.ГПИ им. Н.К. Крупской . - М.: Трикста: Академический Проект, 2005. – 302 с.

 

К.Д.Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов. Согласны или нет? Актуально ли сегодня?

Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом. Ушинским был обоснован принцип народности в воспитании.

В среде каждого этноса формируется собственное мировоззрение, традиционные занятия, уклад жизни, нормы этики и морали, искусство, национальная кухня, народная медицина.

Можно выделить три составляющие народной культуры – родной язык, осознанное историческое прошлое, заветное слово, религия. В народной педагогике различают обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера. Важнейший постулат НП любого этноса – гармония природы и человека. Важнейший аспект всех НП – это доброта, нравственная стабильность. Одним из основных компонентов являются гостеприимство, радушие.

Развитие этнической идентичности проходит три этапа:

1. 6-7 лет – приобретение фрагментарных знаний о своей этнической принадлежности, основанной на таких показателях как внешность, язык, обычаи.

2. 8-9 лет – ребенок идентифицирует себя со своей этнической группой на основе национальности родителей, места проживания, родного языка.

3. 10-11 лет – этническая идентичность в полном объеме – отмечает уникальность истории, специфика традиций бытовой культуры.

Народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы. Она представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохраненных в устном народном творчестве, обычаях, традициях, обрядах, детских игрушках и др.

Этнопедагогика – это наука, обобщенное понятие, которая анализирует воспитательные традиции различных народов, осуществляет их сравнение. Она предполагает изучение педагогики, традиционной культуры воспитания этноса. Объектом этнопедагогики является народная педагогика. Этнопедагогика изучает:

– основные педагогические понятия народа;

– функции воспитания (подготовка к труду, забота о здоровье и др.);

– факторы воспитания (природа, игра, слово и др.);

– методы воспитания (убеждения, пример, заповедь и др.);

– средства воспитания (потешки, считалки, пословицы и др.);

– организация воспитания.

Высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом.

Народная педагогика выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Этнос (с древнегреч.) – народ, национальная общность. Его рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнопедагогику можно представить как историю и теорию народного воспитания. Она является частью педагогической науки. Пользуется методами и источниками педагогики, кроме этого использует этнографические, археологические, социологические и др. методы.

Впервые термин ввел в 1972 году академик Г.Н.Волков (чувашский педагог).

Между НП и научной педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. Педагогическая наука является продолжением НП. На современном этапе НП должна находить свое проявление прежде всего в семейном воспитании.

В культурах рахных народов можно обнаружить единое и непреходящее – общечеловеческие ценности – приверженность Добру, Красоте, Истине. Общие принципы педагогических культур всех народов:

– педагогическая культура каждого народа основана на го языке;

– основы личности заключается в самом раннем детстве (воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит);

– в основе педагогической культуры лежат идеалы Добра, Истины, Красоты;

– НП охватывает все возрастные категории;

– природосообразность;

– многообразие методов воздействия;

– педагогическая культура основывается на сказках, легендах, мифах и др.;

– нравственной доминантой является семья.

Основные правила этнопедагогики:

– уважать старших;

– заботливо относиться к детям, больным, слабым, беспомощным;

– обожествление хлеба, воды, земли (фильм о необычных свойствах воды);

– гармония природы и человека;

– бережное отношение ко всему живому в природе, к ценностям, созданными трудом человека;

– трудолюбие, терпеливость, скромность, милосердие, гостеприимство, уважение других и др.

Формировании совершенного человека – лейтмотив народного воспитания. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. «Будь достойным сыном (дочерью) своего народа» – почти у всех народов.

 

К средствам НП относятся пословицы, загадки, народные песни, сказки, игры, скороговорки, обряды и др.

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» – назидательность. В ней выражается коллективное мнение народа, заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах много материала практического характера – житейские советы, пожелания в труде. Наиболее распространенная форма пословиц – наставления.

Воспитание начинается с момента рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». О решающей роли родителей в воспитании: «Родительское слово на ветер не молвится». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением: «Старшего слушай, молодого учи».

Педагогические наставления:

«Повторение – мать учения»; «Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить»; «В бедах человек умудряется»; «С кем поведешься от того и наберешься»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Старому посох подпорка, молодому – наука».

Оценивающие суждения о людях, о чертах личности: «Хорошая откормленная собака на хозяина лает»; «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит»; «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит» и др.

Воспитание трудолюбия является ведущей идеей пословиц. Трудовое воспитание является главной задачей народного воспитания у всех народов: «Труд – всему отец»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Пока спина не взмокнет – поле не вспашешь»; «Труд и терпенье – превращаются в золото (все перетрут)»; «Кто умеет, тот и на море разведет огонь». Праздность осуждается: «Сегодняшнюю работу на завтра не оставляй на завтра»; «Дерево плодами ценится, человек трудами ценится»; «У кого умелые руки, тот и мед ест». Проявляется забота о привитии трудовых умений и навыков, сообщении суммы знаний: «Не полотое, что не сеянное».

Другие пословицы: «Из дома в калитку, домой в ворота», «Из дома шагом, домой – бегом», «Смолоду наживай, а под старость проживай», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Неправедное богатство прахом пойдет», «Что потрудился, то и поедим», «Долг платежом красен», «Сегодня в чести, а завтра свиней пасти», «Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе)».

 

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету или явлению. Загадки обогащают ум сведениями о природе, знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Эти знания приобретаются в процессе активной мыслительной деятельности.

Книги читают, а грамоты не знают,

Своих глаз нет, а видеть помогают свет (Очки).

 

На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее,

В руках её не удержать, и на коне не обогнать (вода).

 

Красная девица, каменное сердце (вишня).

 

Ног много, а с поля на спине едет (бороны).

 

Чем из нее больше берешь, тем больше она становится (яма).

 

Не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

 

Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер).

 

На дворе горой, а в избе водой (снег).

 

Народные песни отражают вековые ожидания, сокровенные мечты народа. Они отражают национальные ценности, ориентируют на добро и счастье человека. Главное их назначение – привить любовь к прекрасному, вырабатывают эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождаются все события народной жизни. Например – колыбельные песни – любовь матери к ребенку, её мечты о счастливом будущем.

 

Сказки содержат педагогическую мораль. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа – трудолюбие, преданность родине и др. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм усиливает воспитательное значение сказок. Особенность сказок – образность – облегчает их восприятие детьми. Образность дополняется забавностью сказок – интересные, занимательные, с юмором. Сказки всегда поучительны, назидательны. Они помогают формированию нравственного идеала. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Многие педагоги включают сказки в свои учебные книги, хрестоматии, используют их в воспитательном процессе, сочиняют сказки вместе с учениками. Работа со сказкой может иметь различные формы: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение, проведение конкурса знатока сказок, выставка рисунков по сказкам и др.

К средствам НП можно отнести и природу. Это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В народном творчестве очеловечены образы Родины: Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде и др. НП приучает к духовному общению с природой.

Игры развивают в детях ловкость, проворность. Посредством их ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, осуществляет приучение к правилам поведения. Игры своего рода уроки, готовящие к труду и взрослой жизни. Они учат общению с другими людьми, побуждают к самовоспитанию.

Традиции организуют связь поколений: «Обычай крепче закона», «Свой обычай в чужой дом не вноси», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Традиционные праздники у русских – Рождество, Пасха и др. У татар и башкир – Ураза –байрам, Курбан-байрам, Сабантуй и др.

Искусство – песни, танцы, расписные бытовые предметы, вязание, ткачество, плетение, вышивка и др. Оно прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.

Религия направлена на формирование духовности личности. Во всех религиях много общего. Религиозные заповеди: не навреди, возлюби ближнего своего и др. Планируется введение уроков духовно-нравственной культуры, основанной на религиях.

 

Деятельность учителя по реализации идей этнопедагогики:

– накопление фактов по отдельным народам;

– провести сравнительный анализ педагогических традиций родственных и сопредельных народов;

– обобщение педагогического опыта и идей о воспитании народов конкретной территории.

Важно найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступающие условием присвоения общечеловеческих ценностей и формирования культуры межнациональных отношений.

Современной школе необходимо учитывать следующие принципы: интернационализм, ценности культур народов, значимость НП в развитии личности, терпимость к воззрениям личности.

 

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

«Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».

«Корень учения горек, да плод его сладок».

«Какие труды, такие и плоды».

«Ласковое слово пуще дубины»

«Кто не слушает советов, тому нечем помочь».

Темы для бесед и основные направления воспитательной работы на основе идей НП:

– фольклорный кружок;

– народные праздники;

– народный этикет;

– игры моего детства;

– народные приметы и поверья;

– легенды и сказки моей Родины;

– семья как идеал НП;

– пословицы и поговорки;

– труд – основа НП;

– народная медицина;

– народная метеорология и др.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...