Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи природоохранных мероприятий в городе

Оглавление

1. Общие положения, цели и задачи мониторинга и охраны земель в РФ……..4

2. Определение, основные задачи, структура, содержание и схема ведения мониторинга городской среды……………………………………………………7

3. Цели и задачи природоохранных мероприятий в городе……………………..11

4. Градостроительные и технические средства при защите окружающей городской среды от техногенного загрязнения…………………………………..13

5. Кадастровая оценка социально-экономической эффективности проведения природоохранных мероприятий в городе………………………………………...14

6. Город, как объект природопользования……………………………………….15

7. Экологизация городского землепользования с учетом мониторинговых исследований……………………………………………………………………….16

8. Устранение влияния негативных процессов антропогенного свойства антропогенного свойства на компоненты городской среды…………………..18

9. Основные санитарно-гигиенические показатели мониторинга городской среды……………………………………………………………………………….20

10. Социально-экологическое развитие городской среды. Антропоэкологический мониторинг………………………………………………22

11. Экологические функции городских почв……………………………………..23

12. Оценка процессов, отрицательно воздействующих на состояние городских почв…………………………………………………………………………………27

13. Рекомендации по улучшению последствий негативных экологических процессов в городских почвах……………………………………………………28

14. Правовые основы мониторинга……………………………………………..28

15. Паспорт городской почвы…………………………………………………….32

16. Мониторинг почв как необходимая часть комплексного мониторинга городских почв…………………………………………………………………….34

17. Проблемы создания системы почвенного мониторинга городских территорий………………………………………………………………………….36

18. Оценка эффективности использования городских земель с учетом их мониторинга………………………………………………………………………..37

19. Основные задачи разработки научно-методических основ, создание системы мониторинга городских земель………………………………………..42

20. Современные аспекты государственного мониторинга земель РФ…………49

21. Определение понятий «окружающая среда», «городская среда»…………...53

22. Экологические требования к планировке и застройке поселений…………..55

23. Методы сбора, получения, обработки, хранения и выдачи экологической информации…………………………………………………………………………58

24. Основы экологического мониторинга……………………………………….59

25. Экологическая экспертиза…………………………………………………….59

Общие положения, цели и задачи мониторинга и охраны земель в РФ

Правительство РФ Постановлением № 491 от 15 июня 1992г. установило положение о мониторинге земель в РФ. В частности оно установило, что мониторинг земель в РФ проводится Комитетом по земельной реформе Министерства экологии и природных ресурсов РФ по единой системе за счет оснований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взиманий земельного налога и других платежей за землю.

Этим же постановлением Правительство поручило вышеперечисленным ведомствам разработать до сентября 1992 года программу мониторинга земель на ближайшие годы и поэтапное введение мониторинга земель.

Примерно в эти же сроки рекомендовано было утвердить порядок предоставления данных мониторинга земель заинтересованным юридическим и физическим лицам, а органами исполнительной власти краев, областей, автономных образований на основе материалов мониторинга земель, обеспечивать современное принятие мер по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Положение, принятое Постановлением Правительства о мониторинге земель в РФ в 1992г. и уточненное в 2002г., постановляет, что:

В РФ вводится мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления

изменений при их оценке, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

Объектом мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

- мониторинг земель с/х назначения;

- мониторинг земель населенных пунктов;

- мониторинг земель транспорта, промышленности, связи, обороны и

т.д.;

- мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- мониторинг земель лесного фонда;

- мониторинг земель водного фонда;

- мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный региональный, локальный мониторинг земель.

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ.

Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального условия, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

В соответствии с международными научно-техническими программами РФ может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.

При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:

- эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);

- цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменениями природного характера);

- антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);

- чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями).

Основными задачами мониторинга земель являются:

- своевременное выявление изменения состояния земельного фонда их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

- содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка;

- состояние землепользований, угодий, полей, участков озеленения и т.д.;

- процессов, связанных с изменениями плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почвы, заболачивание и засоление, зарастания и закустаривание как с/х угодий так и участков озеленения, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами);

- состояние береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, гидротехнических сооружений;

- процессов, связанных с образованием оврагов, оползнями, селевыми
потоками, землетрясениями, карстовыми и другими явлениями;

- состояние земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов;

- оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных с нормативными.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

 

2. Определение, основные задачи, структура, содержание и схема ведения мониторинга городской среды

 

Как известно, почвенный покров является основой для существования наземных экосистем (биогеоценозов). Городская территория является исключением из этого правила. На территории городов почвы также выполняют свои многообразные функции – как глобальные (общебиосферные), так и экосистемные, присущие им в природных условиях. Можно упомянуть различные функции почвы, которые она выполняет в городской экосистеме, кроме, функции производства урожая с/х культур. К основным функциям почв в городской среде можно в первую очередь отнести следующие:

- комплекс функций, связанных с обеспечением существования зеленых насаждений;

- функции, связанные с доминированием загрязнителей в своей толще и препятствованием их выходу в водную и воздушную среду.

Таким образом, почва является необходимым субстратом для растений, и от ее свойств зависит благополучие их существования.

Загрязняющие вещества попадают в почву из атмосферы (заводы, фабрики, ТЭЦ и автотранспорт) и с твердыми продуктами человеческой деятельности (отходы строительства, противогололедные соединения, бытовой мусор, осадки сточных вод). Там они задерживаются и частично нейтрализуются благодаря химическим реакциям и биологическим процессам. Однако возможно и вторичное попадание загрязнителей из загрязнителей сопредельных сред (в воздух с пылью, в водоемы с осадками) или неопределенное отравление человека при контакте с почвой.

Кроме того, синтелигенный характер почвообразования (почвообразования протекает одновременно с аккумуляцией свежего минерального материала) в городе приводит к тому, что субстраты почвенного происхождения составляют немалую долю материала культурного слоя, являющегося твердым основанием для строительства зданий и инженерных коммуникаций в центре города. Мощность техногенного, культурного слоя на территориях древних городов достигает формирования техногенных грунтов.

Проведение исследования почв городов показали, что состояние городского почвенного покрова от года к году ухудшается в результате интенсивного аптропо-техногенного воздействия (загрязнение, рекреация, захламление поверхности и т.д.).

В городе не только ухудшается качество почвы, но и образуется дополнительный источник загрязнения подземных и поверхностных вод происходит гибель зеленых насаждений, а открытые участки почв становятся вторичным источником загрязнения атмосферного воздуха. Постоянное ухудшение качества почвы вследствие устойчивого антропогенного и технического воздействий, миграция токсикантов из загрязненных участков почвы в воздух, растения, подземные и поверхностные воды приводят не только к ухудшению качества окружающей среды города, но и в конечном итоге к ухудшению здоровья населения.

Для почв городов характерны:

- изменение кислотно-щелочного баланса;

- высокая загрязненность тяжелыми металлами я нефтепродуктами;

- наличие включений строительного и бытового мусора;

- изменение физико-механических свойств (понижение влагоемкости и воздухоемкости, повышенная уплотненность, каменистость);

- неравномерная обеспеченность основными питательными элементами (N, Р, К);

- перемещение профиля почвы вверх в результате интенсивного привноса материала на поверхность;

- другие особенности, возникшие в результате интенсивной технической нагрузки.

Выше перечисленные свойства можно найти по отдельности во внегородских почвах (вулканических, аллювиальных, горных и т.д.), но в совокупности только в почвах городов, контрастно отличающихся от окружающих почв.

В отличии от природного направления развития городских экосистем определяется не сколько естественными природными процессами, сколько деятельностью человека. Поэтому в городе имеет место значительное преобразование всех факторов почвообразования (почвообразующих пород, климата, рельефа, растительности).

Вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.

Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль для всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле, минимизацию затрат на функционирование системы наблюдений. Основными задачами мониторинга земель являются:

- своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров природных сред;

- обеспечение рационального природопользования и землеустройства;

- обеспечение контроля за использованием и охраной земель;

- обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Прогрессивно возрастающие антропогенные нагрузки на землю определяют охрану земель и организацию их рационального использования, как одну из стратегических целей государственной политики, что нашло отражение в законодательных и директивных документах последних лет.

Концепция мониторинга земель разработана в соответствии с земельным Кодексом РФ, постановление правительства РФ «О мониторинге земель» №491 от 15.07.1992 года и Государственной программой мониторинга земель РФ на 1993-1995 и последующие годы, утвержденной постановлением правительства РФ от 05.02.1993 года №100. А 29 ноября 2002 года правительством РФ было утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель.

В указанных документах сформулированы основные правовые, социальные и организационно-технические аспекты мониторинга земель. Нормативно-методической основой создания мониторинга земель РФ является комплекс стандартов и руководящих документов по созданию автоматизированных систем, реализующих информационных технологии, утвержденных Госстандартом, а так же нормативно-методическая документация.

Мониторинг территории городского землепользования по своей сути полиструктурен. В этой системы отслеживание состояния земель приобретает значение ведущего компонента.

Специальность землепользования и землевладения в городах (особенно крупных) заключается прежде всего в том, что в них представлены все категории земель: с/х назначения, селитебные, промышленности и т.д. ;

- повышенной плотностью землепользователей;

- особым акцентом на использование земли как «размещенского» ресурса;

- повышенным и многоаспектным техногенным «прессингом»;

- нормативно-правовыми особенностями использования земли.

Именно в городах (занимающих около 0.4% территории страны и конкретизирующих при этом подавляющую часть её населения и основных фондов) в наибольшей мере ощущается потребность в реформировании традиционных подходов к мониторингу земель, особенно в контексте процессов экономической трансформации.

Понятие «мониторинга городских земель» представляет собой взаимообусловленное сочетание целого ряда «составляющих».

В их числе:

- экологический «блок» мониторинга земли, нацеленный на качественный анализ геоморфологических (оврагообразования, оползни и т.д. ) и почвоформирующих (биохимических) процессов. Данное направление тесно смыкается с мониторингом окружающей среды;

- градостроительный «блок», ориентированный на анализ использования земли как размещенского ресурса (отслеживания тенденций застройки);

- имущественно-правовой «блок», направленный на отслеживание динамики земельной собственности и иных форм землевладений и землепользований.

 

Антропологический мониторинг

 

Сегодня в мире (у нас в особенности) ощущается необходимость совершенствования экологической деятельности, в том числе мониторинга городской среды. Анализ положений этих проектов свидетельствует о том, что идеи устойчивого развития принятые на международном уровне как стратегия развития цивилизации не нашли в них должного отражения. Это в частности, выражается в недостаточном внимание к социальному аспекту мониторинга природной среды. Фрагментом социального блока в федеральном проекте мониторинга можно считать упоминание об использование показателя здоровья населения как показателя качества окружающей среды. В проекте регионального уровня мониторинга вводятся дополнительно некоторые демографические показатели.

Отсутствует установка на системное рассмотрение природы, населения и хозяйства, предполагающее равноправие этих блоков, ориентированное на управление развитием городской территории Идея учета здоровья населения как меры экологического благополучия или неблагополучия ненова.

Ее естественно издавна пропагандирует медики, географы, экологи. Эта концепция отражена в разнообразных проектах комплексного экологического мониторинга и отражает одну из его составляющих — влияние на здоровье населения антропогенных загрязнения. В этом случаи выпадают и поля зрения некоторые составляющих здоровья как психическое и социальное благополучие. Учет этих аспектов приведет к значительному расширению в системе мониторинга в социального блока и к практической реализации в этой сфере деятельности устойчивого развития. Этот подход сможет только способствовать предотвращению чрезвычайных ситуаций по загрязнению и по разгружению окружающей среды, а может стать серьёзным инструментом управлению развития территории.

Такой подход можно назвать антропоэкологическом.

Создание программы социально-экономического развития территории предполагает формирование набора целей соответствующих этому кругу проблем, достижение которых должно идти под постоянным контролем предполагающий в свою очередь поиск и отбор индикаторов изменения состояния объекта.

Эффективное движение в этом направлении может обеспечить поисковые разработки ориентированные на конкретные задачи и проводимые на локальном уровне, где осуществляется оперативное управление качеством природной среды и социальном развитием.

 

Рекомендации по устранению последствий негативных экологических процессов в городских почвах

Негативные процессы Категория земель
Селитебные территории Промышленные территории Природоохранные, рекреационные территории
Физические: Эрозия: водная (линейная и плоскостная) ветровая (дефля­ция и выдувание) Засыпка эрозионных форм, отвод поверхностного стока, задернение и облесение. Задернение, поливы газонов и дорог   Отвод поверхностного стока, задернение и облесение; при сложном рельефе - террасирова­ние. Задернение, поливы газонов и дорог; закрытое хранение сыпучих материалов   Содержание лесных и травянистых экосистем. организация тропиночно-дорожной сети; сохранение дернины и лесной подстилки; формирование лесных опушек и лесополос

Паспорт городской почвы

1. Географическое положение почвы адрес территории:

1.1. Адрес (географическая широта и долгота), область, район, поселок,
город.

1.2. Площадь обследуемой почвы в пределах границ проецирования

1.3.Тип городского землепользования (жилая застройка, промышленная зона: ТЭЦ, склады, АЭС, заводы, фабрики, коммунальная зона; природно-рекреационный комплекс: лес, парк, бульвар, сквер и т.д.; пустыри, свалки и т.д. ).

2. Физико-географические условия местности:

2.1. Климатическая характеристика: среднегодовая температура воздуха, средняя температура января, средняя температура июля, продолжительность периода с положительными температурами, среднегодовая сумма осадков, коэффициент увлажнения (по Высоцкому-Иванову), коэффициент увлажнения за вегетационный период, продолжительность безморозного периода.

2.2. Геоморфологическая характеристика: тип рельефа (водораздел,
склон, пойма и т.д.), абсолютные и относительные высоты, крутизна и длина склонов, количество, плотность и густота оврагов.

2.3. Гидрологическая характеристика: общая характеристика
поверхностного стока, наивысший уровень ближайших рек, озер, режим болот, качество воды на заболоченных участках, режим прибрежных зон морей, колебание уровней воды, стоны и нагоны, многолетняя изменчивость стока.

2.4. Геологическая характеристика: общая характеристика, уровень грунтовых вод (мощность зоны аэрации), сезонные колебания, мерзлотные условия, степень и глубина промерзания и оттаивания, генезис почвообразующих пород, литолого – петронрафический состав почвообразующих пород, наличие и степень выраженности карстово-суффозионных явлений.

2.5. Характеристика растительного покрова: степень озелененности, кв. м на 1 человека, тип растительности, состав и структура растительности, качество и современное состояние растительного покрова.

3.Характеристика источников загрязнения и деградации почв:

3.1. Виды загрязнения:

- промышленные, строительные, коммунальные отходы;

- выбросы загрязняющих веществ, осаждающиеся на поверхности почвы;

- сбросы загрязняющих веществ, поступающие на поверхность почвы;

3.2. Наличие асфальтовых и бетонных покрытий на поверхности нарушенных почв, %.

4. Характеристика почвы:

4.1. Тип, подтип – до разновидности почвы.

4.2. Мощность культурного слоя, м.

4.3. Каменистость, % в слое 0,5 м.

4.4. Степень нарушенности.

4.5. Характеристика почвообразующих и подстилающих пород.

4.6. Нижняя граница корнеобитаемого слоя, м.

4.7. Мощность прогумусированной толщи, см.

4.8. Захламленность поверхности почвы, %.

4.9. Гранулометрический состав (содержание физической глины, %).

4.10. Степень загрязнения ТМ.

4.11. Санитарное состояние почвы.

4.12. Уровень радиации.

5. Характеристика почвенных слоев:

5.1. Содержание гумуса, % в слое 0-25 и 25-50 см.

5.2. Запасы гумуса, т/га 0-25 и 25-50 см.

5.3. Количество и качество включений.

5.4. Содержание общего азота, %.

5.5. Кислотность почвы (рН).

5.6. Степень насыщенности основаниями, %.

5.7. Содержание карбоната кальция (СаСО3), %.

5.8. Содержание подвижного фосфора (Р2О5), мг/кг.

5.9. Содержание подвижного калия (КО), мг/кг.

5.10. Плотность сложения, г/см.

5.11. Оглеенность.

5.12. Предельно – полевая влагоемкость, %.

5.13. Скорость фильтрации, мм/мин.

6. Оценка почвы:

6.1. Полное название почвы.

6.2. Качественная оценка почвы в градостроительных целях.

 

Экологическая экспертиза

Это оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье человека.

То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности в системе рационального природопользования на основе Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Объектами экологической экспертизы являются:

- проекты и ТЭО строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующих предприятий;

- нормативно – техническая документация на создание новой техники, технологий материалов, а также на работающее оборудование.

Государственную экологическую экспертизу проводят на Федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. ГЭЭ проводится экспертной комиссией (руководитель, ответственный секретарь и эксперты). Результатом работы комиссии является заключение ГЭЭ. Проводится Министерством природой РФ и субъектов и Комитетами по охране окружающей среды тех же уровней.

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а так же по инициативе органов местного самоуправления.

ОЭЭ может проводиться в отношении тех же объектов, что и ГЭЭ, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Цель экологических экспертиз – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и их последствий.

Оглавление

1. Общие положения, цели и задачи мониторинга и охраны земель в РФ……..4

2. Определение, основные задачи, структура, содержание и схема ведения мониторинга городской среды……………………………………………………7

3. Цели и задачи природоохранных мероприятий в городе……………………..11

4. Градостроительные и технические средства при защите окружающей городской среды от техногенного загрязнения…………………………………..13

5. Кадастровая оценка социально-экономической эффективности проведения природоохранных мероприятий в городе………………………………………...14

6. Город, как объект природопользования……………………………………….15

7. Экологизация городского землепользования с учетом мониторинговых исследований……………………………………………………………………….16

8. Устранение влияния негативных процессов антропогенного свойства антропогенного свойства на компоненты городской среды…………………..18

9. Основные санитарно-гигиенические показатели мониторинга городской среды……………………………………………………………………………….20

10. Социально-экологическое развитие городской среды. Антропоэкологический мониторинг………………………………………………22

11. Экологические функции городских почв……………………………………..23

12. Оценка процессов, отрицательно воздействующих на состояние городских почв…………………………………………………………………………………27

13. Рекомендации по улучшению последствий негативных экологических процессов в городских почвах……………………………………………………28

14. Правовые основы мониторинга……………………………………………..28

15. Паспорт городской почвы…………………………………………………….32

16. Мониторинг почв как необходимая часть комплексного мониторинга городских почв…………………………………………………………………….34

17. Проблемы создания системы почвенного мониторинга городских территорий………………………………………………………………………….36

18. Оценка эффективности использования городских земель с учетом их мониторинга………………………………………………………………………..37

19. Основные задачи разработки научно-методических основ, создание системы мониторинга городских земель………………………………………..42

20. Современные аспекты государственного мониторинга земель РФ…………49

21. Определение понятий «окружающая среда», «городская среда»…………...53

22. Экологические требования к планировке и застройке поселений…………..55

23. Методы сбора, получения, обработки, хранения и выдачи экологической информации…………………………………………………………………………58

24. Основы экологического мониторинга……………………………………….59

25. Экологическая экспертиза…………………………………………………….59

Общие положения, цели и задачи мониторинга и охраны земель в РФ

Правительство РФ Постановлением № 491 от 15 июня 1992г. установило положение о мониторинге земель в РФ. В частности оно установило, что мониторинг земель в РФ проводится Комитетом по земельной реформе Министерства экологии и природных ресурсов РФ по единой системе за счет оснований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взиманий земельного налога и других платежей за землю.

Этим же постановлением Правительство поручило вышеперечисленным ведомствам разработать до сентября 1992 года программу мониторинга земель на ближайшие годы и поэтапное введение мониторинга земель.

Примерно в эти же сроки рекомендовано было утвердить порядок предоставления данных мониторинга земель заинтересованным юридическим и физическим лицам, а органами исполнительной власти краев, областей, автономных образований на основе материалов мониторинга земель, обеспечивать современное принятие мер по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Положение, принятое Постановлением Правительства о мониторинге земель в РФ в 1992г. и уточненное в 2002г., постановляет, что:

В РФ вводится мониторинг земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления

изменений при их оценке, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

Объектом мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

- мониторинг земель с/х назначения;

- мониторинг земель населенных пунктов;

- мониторинг земель транспорта, промышленности, связи, обороны и

т.д.;

- мониторинг земель природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

- мониторинг земель лесного фонда;

- мониторинг земель водного фонда;

- мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный региональный, локальный мониторинг земель.

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ.

Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального условия, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

В соответствии с международными научно-техническими программами РФ может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.

При ведении мониторинга земель выявляются следующие процессы:

- эволюционные (связанные с естественно-историческими процессами развития);

- цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменениями природного характера);

- антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);

- чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями).

Основными задачами мониторинга земель являются:

- своевременное выявление изменения состояния земельного фонда их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

- содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка;

- состояние землепользований, угодий, полей, участков озеленения и т.д.;

- процессов, связанных с изменениями плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почвы, заболачивание и засоление, зарастания и закустаривание как с/х угодий так и участков озеленения, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами);

- состояние береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, гидротехнических сооружений;

- процессов, связанных с образованием оврагов, оползнями, селевыми
потоками, землетрясениями, карстовыми и другими явлениями;

- состояние земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов;

- оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных с нормативными.

Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.

 

2. Определение, основные задачи, структура, содержание и схема ведения мониторинга городской среды

 

Как известно, почвенный покров является основой для существования наземных экосистем (биогеоценозов). Городская территория является исключением из этого правила. На территории городов почвы также выполняют свои многообразные функции – как глобальные (общебиосферные), так и экосистемные, присущие им в природных условиях. Можно упомянуть различные функции почвы, которые она выполняет в городской экосистеме, кроме, функции производства урожая с/х культур. К основным функциям почв в городской среде можно в первую очередь отнести следующие:

- комплекс функций, связанных с обеспечением существования зеленых насаждений;

- функции, связанные с доминированием загрязнителей в своей толще и препятствованием их выходу в водную и воздушную среду.

Таким образом, почва является необходимым субстратом для растений, и от ее свойств зависит благополучие их существования.

Загрязняющие вещества попадают в почву из атмосферы (заводы, фабрики, ТЭЦ и автотранспорт) и с твердыми продуктами человеческой деятельности (отходы строительства, противогололедные соединения, бытовой мусор, осадки сточных вод). Там они задерживаются и частично нейтрализуются благодаря химическим реакциям и биологическим процессам. Однако возможно и вторичное попадание загрязнителей из загрязнителей сопредельных сред (в воздух с пылью, в водоемы с осадками) или неопределенное отравление человека при контакте с почвой.

Кроме того, синтелигенный характер почвообразования (почвообразования протекает одновременно с аккумуляцией свежего минерального материала) в городе приводит к тому, что субстраты почвенного происхождения составляют немалую долю материала культурного слоя, являющегося твердым основанием для строительства зданий и инженерных коммуникаций в центре города. Мощность техногенного, культурного слоя на территориях древних городов достигает формирования техногенных грунтов.

Проведение исследования почв городов показали, что состояние городского почвенного покрова от года к году ухудшается в результате интенсивного аптропо-техногенного воздействия (загрязнение, рекреация, захламление поверхности и т.д.).

В городе не только ухудшается качество почвы, но и образуется дополнительный источник загрязнения подземных и поверхностных вод происходит гибель зеленых насаждений, а открытые участки почв становятся вторичным источником загрязнения атмосферного воздуха. Постоянное ухудшение качества почвы вследствие устойчивого антропогенного и технического воздействий, миграция токсикантов из загрязненных участков почвы в воздух, растения, подземные и поверхностные воды приводят не только к ухудшению качества окружающей среды города, но и в конечном итоге к ухудшению здоровья населения.

Для почв городов характерны:

- изменение кислотно-щелочного баланса;

- высокая загрязненность тяжелыми металлами я нефтепродуктами;

- наличие включений строительного и бытового мусора;

- изменение физико-механических свойств (понижение влагоемкости и воздухоемкости, повышенная уплотненность, каменистость);

- неравномерная обеспеченность основными питательными элементами (N, Р, К);

- перемещение профиля почвы вверх в результате интенсивного привноса материала на поверхность;

- другие особенности, возникшие в результате интенсивной технической нагрузки.

Выше перечисленные свойства можно найти по отдельности во внегородских почвах (вулканических, аллювиальных, горных и т.д.), но в совокупности только в почвах городов, контрастно отличающихся от окружающих почв.

В отличии от природного направления развития городских экосистем определяется не сколько естест<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...