Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родители и дети, психологическая несовместимость

 

Часто от родителей можно слышать: «Мы не можем найти общего языка со своим ребенком. Чего только не испробовали – и ласку, и силу. Ничего не понимает, упрямый какой‑то». Порой такие родители продолжают ребенку «желать только добра», коверкая его психику до неузнаваемости. Скорее всего, их психотипы полностью противоположны ребенку и находятся в отношениях так называемого конфликта. Это не должно означать трагедии – это всего лишь рекомендация родителям, как жить всем вместе дальше. Советы могут быть весьма неожиданными для вас. Может оказаться, что вы были в плену своих ложных представлений, кто ваш сын или дочь. Более того, методы воспитания каждого ребенка, если их у вас несколько, должны соответствовать их психотипам. Дорогие родители, если вы решили серьезно заняться воспитанием, то просто обязаны знать психотипы своих детей (равно как и свои).

Ознакомившись с типологией, многие скажут: «Где была эта типология, когда мы пытались понять наших детей?»

 

Из авторского архива

На консультацию к психологу пришел 25‑летний мастер спорта по самбо Николай Б., который поведал свою грустную историю:

«С раннего детства мой отец воспитывал меня шлепками да подзатыльниками. Причиной тому был мой старший брат – крепкий физически парень и развитый не по годам. Отец желал, чтобы я походил во всем на брата. А я в те годы был «хлипаком и нюней». Вот так я рос лет до четырнадцати. К этому времени отец стал выпивать и частенько поколачивать мать. Это было последней каплей моего непротивления. Я решил отомстить отцу за все и посчитал, что для этого надо его крепко побить физически. Но понимал, что не справлюсь. День мести я отодвинул до того момента, когда стану сильным, с этой целью я специально записался в спортивную секцию самбо. Прошло десять лет, я стал крепким и сильным. А отец с каждым днем старел и хирел – нашли язву желудка. И я неожиданно понял, что жил все эти годы как‑то не так. Отца мне стало жалко. Но ничего с собой поделать не могу – не люблю его. Что мне делать?»

Николай начал посещать курс семейной психокоррекции. Как оказалось, он принадлежал к психотипу Мастер (ISTP), а его отец – Наставник (ЕNFJ).

Интертипные взаимоотношения межу этими типами – конфликтные (КФ).

В результате Николай нашел в себе силы помириться с отцом.

 

Родители‑экстраверты (Е) не понимают потребности ребенка‑интроверта (I) побыть в уединении: «Иди на улицу к ребятам, что ты сидишь один в комнате!» Первый день первоклассника в школе может вызвать прилив энергии у экстраверта (Е), но ребенка‑интроверта (I) школа легко может напугать и даже ошеломить. Психологи советуют, что с таким ребенком следует посетить школу за день до начала занятий, чтобы он немного привык к ней. Родители‑интроверты (I) часто просят своих детей «не шуметь» и, как правило, очень скупы на похвалу, что так необходимо детям для благоприятного развития.

Родители‑сенсорики (S) обычно точны и конкретны в своих просьбах, тогда как дети‑интуиты (N) стремятся рассматривать их как отправную точку для полета фантазии. Например: «Пожалуйста, наведи порядок в своей комнате» для ребенка‑N – призыв взять заводную машинку и начать приделывать к ней отвалившийся кузов. Приказывая ребенку прибраться, вы можете разрушить ту среду, в которой в данный момент ведутся его интеллектуальные изыскания. Или: «Эта машинка уже старая, и ты с ней не играешь, давай выбросим ее», но фантазия ребенка‑интуита (N) не позволит этого, ведь она еще может когда‑нибудь пригодиться. В обратной ситуации – родители интуиты (N), дети сенсорики (S) – родители могут смотреть на ситуации слишком неопределенно, чтобы объяснить своему конкретному ребенку, чего они желают. Ребенок всегда нуждается в прямых указаниях и конкретных подробностях, а вместо этого он получает только самые общие рекомендации. В этих случаях дети, в конце концов, приходят к мысли, что для реальной жизни советы родителей малопригодны. Поэтому таким родителям не грех переспрашивать своих детей правильно они их поняли: «Как ты думаешь, о чем я тебя прошу?»

Противоречия между логиками (T) и этиками (F) могут усугубляться еще смешением ролеполовых признаков. Традиционное распределение ролей выглядит так: отцы и сыновья отвечают за беспристрастное принятие решений (ТJ), матери и дочери следят за сохранением этических ценностей (F). Когда тип и пол соответствуют друг другу, конфликты между родителями и детьми не столь остры, чем когда этого соответствия не наблюдается. Мать‑этик (F) постоянно твердит дочери‑логику (Т), что она «не похожа на других девочек». При таком воспитании дочь проникнется мыслью, что с ней что‑то не в порядке, что ей недостает женственности, и она не скоро избавится от своих сомнений. Другое сочетание – отец‑этик (F) и сын‑логик (Т). Такой отец, с точки зрения сына, может оказаться «мягким», а то и просто «тряпкой», и сын будет испытывать сожаление, что у него нет «настоящего» отца.

Различия между (J) и (Р) также порождают недоразумения, но иногда бывают источником радости родителей. Родителей воспринимающих (Р) дети‑решающие (J) с их врожденной организованностью только радуют: они убирают на место игрушки без всяких напоминаний, вовремя делают уроки, не опаздывают. А вот родители‑решающие (J) считают своих детей‑воспринимающих (Р) очень легкомысленными, но такие дети мало переживают из‑за семейных конфликтов и неурядиц.

Родители‑J считают, что воспитание – многолетний процесс, ориентированный на конкретную цель. Р‑родители занимаются воспитанием от случая к случаю, когда это необходимо. И тем не менее считается, что родителям‑Р воспитание дается легче, чем J. Родители‑J стараются все держать под неусыпным контролем, чтобы застраховаться от неожиданностей, и относятся к детям более жестко. Родители‑Р способны поддержать безудержную активность детей, независимо от того, кто они по типу, но им приходится часто корить себя, что в их семье нет такого порядка и дисциплины, как в других семьях. Напомним, что супружеские пары, как правило, формируются на основе дуальной совместимости (интертипные отношения – ДУ), то есть оба супруга должны быть либо решающие (J), либо воспринимающие (P). Это означает, что в такой семье родители одной «группы крови» и будут придерживаться одного взгляда на проблемы воспитания детей.

Еще об одном долге родителей в наше время – дать образование детям, точнее, его оплатить. Мы рекомендуем тем, кто принимает это как неизбежность, использовать этот факт с пользой для всех, предлагая заключить условный «Психологический контракт на обучение» со своим ребенком, по которому вы обязуетесь оплачивать ребенку обучение в вузе, а он, со своей стороны, будет выполнять какие‑то домашние обязанности. Психологи подскажут вам, что надо поручить ребенку (выбираются направления, развивающие слабые функции психотипа, которые потребует будущая профессия). Контракт – дело серьезное, его всесторонне готовят к подписанию психологи, родители и сам ребенок. В процессе его подготовки родители буквально открывают для себя новые грани, казалось бы, изученного вдоль и поперек своего ребенка.

 

Кто чем болеет и почему

 

 

Болезни управленцев

 

Типологическая наука позволяет нам видеть, какими видами заболеваний чаще всего страдают лидеры‑собственники, первые руководители предприятий. С давних времен у нас было принято говорить, что все руководящие работники страдают сердечно‑сосудистыми заболеваниями. Даже считалось престижным сказать: смотрите как я работаю, не щадя своего сердца… Но послеперестроечные годы это подтвердили только отчасти. И основная причина этого в том, что тип руководителя (собственника) стал, по сути, другим по отношению к социалистическим временам, с точки зрения психотипа.

Основные заболевания, которыми страдают начальники, – это так называемые психосоматические расстройства, т. е. болезни, в основе которых лежит психогенный фактор («нервная почва»). К области психосоматики сейчас относят столь широко распространенные заболевания, как: язвенная болезнь желудка и 12‑перстной кишки, атеросклероз и ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма и псориаз, экзема и нейродермит, сахарный диабет, гипертоническая болезнь и др.

Рассмотрим только одно широко известное заболевание – ишемическую болезнь сердца (ИБС), представляющую реальную угрозу для лидеров различного уровня, всегда испытывающих дефицит времени и действующих в условиях жесткой, а иногда жестокой конкуренции. Например, по данным зарубежных ученых, применение типологии Майерс‑Бриггс, обеспечивает эффективность диагностики ИБС в 80 % случаев. Последние результаты наших Санкт‑Петербургских клиницистов полностью подтверждают применение типологического подхода, и результаты оказались весьма наглядными. Психотипы с ядром личности и процент заболеваний ИБС: (SJ) – 92,3; (SP) – 0; (NT) – 4,8; (NF) – 2,9.

Сразу обращают на себя внимание два факта:

– группа психотипов (SP) – Маршал (ESTP), Политик (ESFP), Мастер (ISTP), Посредник (ISFP) практически в своем числе не имела ни одного человека с ИБС;

– группа психотипов (SJ) – Администратор (ETSJ), Энтузиаст (EFSJ), Инспектор (ITSJ), Хранитель (IFSJ) в 92,3%случаев страдает ИБС. Цифры весьма красноречивы!

В ходе исследований были введены дополнительно две личностные характеристики, несомненно, связанные с успешностью деятельности лидера и состоянием его профессионального здоровья – гибкость и категоричность, характеризующие подвижность жизненных стратегий и психических процессов, от состояния которых во многом зависит здоровье лидера. Эти выделенные характеристики и составляют основу фактора риска в психосоматических заболеваниях. Чувство долга, сверхответственности, социальной ориентированности и прагматизм людей этого типа (SJ) базируются на определенной внутренней жесткости, нелабильности – чтобы служить опорой, нужно быть твердым. Подобное свойство личности в определенных условиях (при напряженной работе по жесткому графику и без достаточного отдыха) приводит к реализации предрасположенности к болезни.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...