Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






И. Ансофф и его вклад в развитие американской системы менеджмента

Гарри Игорь Ансофф(1918-2002) родился в российском городе Владивостоке. Когда ему было 17 лет, его семья эмигрировала в США. Он с отличием закончил Стивенсоновский технологический институт в штате Нью-Джерси и получил дипломы инженера-механика и маги­стра естественных наук. Затем И. Ансофф получил степень доктора естественных наук в Университете Брауна, штат Род-Айленд. В 1948 г. он начал работу в Lockheed Aircraft Corporation. Его первое задание в Lockheed состояло в разработке плана, позволяющего этой гигантской занимавшейся исполнением исследователь­ских и производственных заказов корпорации диверсифицировать свой бизнес. В то время идея диверсификации была достаточно новой и готовых подходов к ее практической реализации не существовало. В итоге И. Ансофф и члены его научной группы разработали базовые понятия и алгоритм осуществления стратегического анализа. По результатам данной работы и была написана первая книга И. Ансоффа «Корпоративная стратегия»(1965), в которой он изло­жил алгоритм процесса определения стратегического поведения фирмы. В 1973 г. он принял предложение занять должность профессора Европейского института передовых исследований в обла­сти управления, где И. Ансофф основал объединение исследователей проблем стратегического управления. С 1983 г. И. Ансофф являлся профессором Международно­го университета США в городе Сан Диего, Калифорния. И. Ан­софф оказывал консультационные услуги многим ведущим компаниям, включая такие, как Philips, General Electric, IBM, Gulf Oil, General Foods. [19]

 

Вторая книга И. Ансоффа «Стратегический менедж­мент»(1979) подняла стратегическое планирование до уровня процесса, учитывающего также в качестве ключевых параметров, определяющих стратегическое поведение и успех фирмы, динамику поведения индивидов и групп людей, политические изменения и культуру организации.

 

Для того чтобы фирма смогла сбалансировать свои стратегические и операци­онные возможности, она должна принимать во внимание внешнюю и внутреннюю обстановку и корректировать свою позицию с целью достижения желаемых ре­зультатов. И. Ансофф создал модель предполагаемой турбулентности для построения стратегической парадигмы возможного успеха, имеющей пять уровней турбулентно­сти — от самого слабого и легко прогнозируемого до наиболее изменчивого и не­предсказуемого. По мнению ученого, для каждого из этих уровней может быть разработана определенная, наиболее эффективная, модель поведения фирмы. Внешнее окружение служит, таким образом, ключевым индикатором стратегической позиции фирмы. Данная парадигма устанавливает, что финансовая деятельность фирмы оптимизируется, когда агрессивность и рективность фирмы соответствуют турбулентности ее внешней среды (рисунок 2.2). [6]

Рисунок 2.2 -- Уровни турбулентности*

*Источник: [6].

Также Игорь Ансофф разработал простой аналитический инструмент для определения текущего положения организации на рынке (рынках сбыта). В матрице Ансоффа (рисунок) в двух измерениях – рынки и продукты – расположены четыре клетки:

1) существующие (старые) продукты – существующие (старые) рынки;

2) новые продукты – существующие (старые) рынки;

3) существенные (старые) продукты – новые рынки;

4) новые продукты – новые рынки.[11]

 

Рисунок 2.2 -- Матрица Ансоффа*

* Источник: [11].

 

Следующий, полученный И. Ансоффом результат, заключается в разработке практического процесса управления, получившего название «стратегического менеджмента в реальном времени». Данный процесс основан на использовании стратегической парадигмы возможного успеха и ориентирован на оказание помощи менеджерам, действующим в условиях турбулентной и непредсказуемой внешней среды. Характерными особенностями стратегического управления в реальном времени являются: 1) использование стратегической парадигмы возможного успеха для анализа готовности фирмы к успешной работе в будущем; 2) стремление к тому, чтобы мышление руководителей и культура фирмы быстро реагировали на изменение уровня турбулентности внешней среды; 3) предвидение того, что стратегическое изменение фирмы неизбежно столкнется с сопротивлением препятствующих сил, вследствие чего возникает необходимость использования мер, направленных на преобразование этого противодействия в силы, обеспечивающие поддержку; 4) признание непредсказуемости будущих событий и стремление оказать менеджерам помощь в оценке рисков, связанных с принятием крупного стратегического решения; 5) совмещение результатов предпринимательского стратегического планирования с реакцией в режиме реального времени, помогающей фирме предвидеть грозящие опасности и открывающиеся возможности; 6) своевременное введение в фирме системы стратегического контроля; 7) признание того факта, что в турбулентной внешней среде даже наилучшим образом разработанные стратегии могут с высокой вероятностью оказаться абсолютно неэффективными. Стратегическое управление в реальном времени позволяет справиться с подобными проблемами посредством использования системы стратегического контроля, которая позволяет пересматривать текущие планы. [3]

 

Следовательно, наиболее важными для формирования теории стратегического менеджмента на­учными достижениями И. Ансоффа являются: 1) создание концепции внешней тур­булентности; 2) определение парадигмы возможного стратегического успеха; 3) раз­работка метода стратегического управления в реальном времени. Игорь Ансофф являлся одним из ведущих специалистов в теории стратегического менеджмента. Его вклад в развитие этого направления заключается в создании целостного подхода к изучению стратегического менеджмента и том внимании, которое он уделял стратегическому управлению организациями, действующими в нестабильных внешних условиях.

2. 3 Дж. О`Шоннесси и его принципы эффективного управления

 

Джон О`Шоннесси -- почетный профессор Колумбийского Университета в Нью-Йорке, бывший старший юрист и эксперт Института исследований в области менеджмента Кембриджского университета. Прежде, чем попасть в Колумбийский университет в 1967 году, он работал старшим преподавателем в школе менеджмента Cranfield, был маркетинг-менеджером и техническим консультантом. Он опубликовал 14 книг по бизнес-тематике, две из которых, выпущенные в 1965 году, в настоящее время переизданы. Его книги по маркетингу «Почему люди покупают»(1987); «Конкурентоспособный маркетинг»(1984) «Поведение Потребителей: Перспективы, Выводы и Объяснения» (2013) объясняют поведение покупателя. Его не раз публиковали во многих журналах по исследованию проблем менеджмента. [20]

 

В своей книге «Конкурентоспособный маркетинг» он приводит следующие правила эффективности фирмы, представленные в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 -- Правила эффективности фирмы

Достичь цели Преодолеть трудности
1. Добиться долговременной устойчивости организации. 2. Повысить конкурентоспособность организации. 3. Повысить прибыльность организации. 4. Увеличить эффективность функционирования организации. 5. Увеличить гибкость организации. 6. Добиться ритмичности производства. 7. Увеличить возможности сбыта. 8. Защитить активы фирмы. 9. И т.д. 1. Нехватка ресурсов для обеспечения бесперебойного функционирования организации. 2. Нехватка ресурсов для решения новых задач. 3. Устаревание или износ оборудования. 4. Неопределенность среды. 5. И т.д.

Источник: [13].

В книге, написанной профессором в 1979 году под названием «Принципы организации управления фирмой» рассматриваются все основные теории управления организацией: от «классической школы» до ситуационного анализа. Автор обобщает концепции известных буржуазных теоретиков, комментирует их, обосновывает собственные выводы. Изложение отлича­ется полнотой и последовательностью, богатством научного аппарата. В этом учебнике были описаны самые заметные достижения в области управления. Дж. О'Шонесси, рассматривая принципы организации управления фирмой, группирует школы управления за такими подходами: классический подход, теория человеческих отношений, бихевиористичний подход; системный подход; ситуационный подход.

 

В своей книге он пишет, что разные аспекты организации исследуются с по­мощью различных подходов, которые иногда сильно отличаются друг от друга, так как изучаемые ими проблемы различны. [15] Именно этим объясняются кажущиеся противоречия между представителями разных школ.

 

Так, в классической модели, например, внимание сосредотачи­вается на формальных факторах; в теории человеческих отношений — на человеческих факторах, а системный подход и различные ситуационные теории уделяют больше внимания напряжениям, возни­кающим в организации вследствие несовершенства ин­формации. Но поскольку главное внимание во всех подходах уделяется эффективности организации в дости­жении целей, то различные подходы должны скорее до­полнять и поддерживать, чем отрицать друг друга. Имен­но это и хотел доказать Дж О`Шоннесси. Профессор подчеркивал, что переходя от классической теории не должна уступать место ситуационной, недостатки имеются во всех подходах, но бесполез­ным нельзя считать ни один из них.

 

При изучении классической школы менеджмента, О`Шоннесси выдвинул следующие принципы эффективного управления в рамках данной школы: глава каждого отделения должен отвечать за отдельный вид производ­ства, чтобы ответственность распределялась меньше и специали­зация была бы более эффективной. Профессор полагает, что немаловажным является создание особых комитетов на фирме, которые будут координировать определенные области деятельности предприятия. А также он уделяет большое внимание планированию на фирме.

 

В рамках школы человеческих отношений, он предлагает такие принципы устранения недостатков этой системы, как создание «проектных групп», которые будут выполнять функции сбыта, производства, конструкторско-технологической подготовки и специальные функции, а также будут за­ниматься выполнением отдельных заказов. Это позволит организо­вать сотрудничество и создать основу для частого меж­личностного взаимодействия, снизить затраты на контроль и администрирование (потому что «проектные группы» бу­дут осуществлять самоуправление), улучшить обслужива­ние, стимулировать инициативу и исключит разрушитель­ные конфликты.

 

Анализируя проблемы системного похода к управлению фирмой, профессор пришел к такому выводу: необходимо организовать такие же отделения, как и при классическом подходе, поскольку взаимозависимость между видами продукции, относящей­ся к одной группе, сильнее, чем между группами. А также возможно создание «проектных групп».

 

Рассматривая ситуационный подход, О`Шоннесси выделил следующие принципы эффективности управления в рамках данной подхода: 1) для мелкосерийного или еди­ничного производства необходима плоская, децентрализованная организационная структура, также требуется повышенное внимание к техническим разработкам как к важнейшему фактору эффективности производства. 2) для отделения продукции массового потребления мо­жет быть рекомендована более «механистическая» модель, но высокая интеграция все же потребуется, и решением вопроса будет подбор особого персонала по связям или, например, групп, состоящих из представи­телей разных отделов.[15]

 

Таким образом, Джон О`Шоннесси внес значительный вклад в развитие современного менеджмента. Он проанализировал все основные сформировавшиеся подходы американского менеджмента, выявил их недостатки и выработал рекомендации по их устранению, а также сумел показать их сходство, несмотря на различие видов анализа и терминологии.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...