Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогическая деятельность в структуре взаимодействияВ отечественной психологии педагогическая деятельность рассматривается как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его психическое и личностное развитие и одновременно выступающее основой для формированияего мотивации саморазвития и самосовершенствования. С позиции гуманистической психологии понятие «воздействие» не приемлемо. Педагогическая деятельность рассматривается как активность педагога (воспитателя), направленная на создание объективных и субъективных условий для успешного психического и личностного развития учащихся и самого себя. Основными функциями педагогической деятельности являются коммуникативная, организаторская, конструктивная и гностическая, которые и определяют организационную структуру данного феномена. Коммуникативный компонент педагогической деятельности включает способности, знания, умения и навыки строить эффективное общение, прогнозировать и развивать конструктивные отношения. При этом необходимо уметь строить общение и отношения педагога с учениками, с коллегами, администрацией и родителями. Организаторский компонент педагогической деятельности включает способности, знания, умения и навыки организовать себя, свою деятельность, организовать деятельность, умение вписываться в «команду» и оптимально в ней взаимодействовать. Конструктивный компонент педагогической деятельности включает способности, знания, умения и навыки определять стратегию обучения, создать определенную систему саморазвития и развития учащихся. Гностический компонент предполагает наличие у педагога способностей, знаний, умений и навыков диагностики психического личностного развития учащихся, эмпирического определения эффективности процесса обучения в целом и отдельных технологий или методов в частности. Кроме названных организационно-структурных функций педагогической деятельности выделяют и целеполагающие функции: ориентационную, развивающую, мобилизующую и информационную. Педагогическая деятельность имеет и психологическую структуру, включающую следующие компоненты: цели, мотивация, профессиональные (педагогические) действия, саморегуляция, результат. Целью педагогической деятельности является психическое и личностное развитие учащихся в процессе обучения и воспитания. Однако цели, которые ставятся учителем, зависят от уровня развития (продуктивности) его педагогической деятельности. Н.В. Кузьмина выделяет 5 уровней продуктивности: 1) Репродуктивный уровень, при котором учитель ставит цель передать знания, умения и навыки в соответствии с программой и учебниками. Такой уровень является непродуктивным. 2) Адаптивный уровень, при котором педагог ставит цель приспособить учебный материал к особенностям аудитории. Адаптивный уровень является малопродуктивным. 3) Локально-моделирующий уровень, при котором ставится цель научить детей, используя современные стратегии обучения. Такой уровень можно считать среднепродуктивным. 4) Системно-моделирующий знания который предполагает цель научить детей использовать знания в практической деятельности. Такой уровень принято считать продуктивным. 5) Уровень системно-моделирующий деятельность, при котором ставиться цель психического и личностного развития ученика в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Такой уровень считается высокопродуктивным. Мотивация педагогической деятельности учителя определяется уровнем развития личности и уровнем педагогического взаимодействия. Если уровень педагогического взаимодействия не высокий, то зачастую мотивом педагогической деятельности является мотивация доминирования проявлением различных видов власти: власти вознаграждения, власти наказания, нормативной власти, власти эталона, власти знатока, информационной власти. Профессиональные (педагогические действия) учителя представляют собой психические и физические акты, обеспечивающие ученику и самому педагогу психическое и личностное развитие. Как правило, педагогические действия доминируют в соответствии с педагогическими способностями личности педагога. Например, дидактические способности проявляются в дидактических действиях использования методов, приемов и техник эффективного обучения. Организаторские способности учителя проявляются в действиях по организации собственной деятельности и деятельности детей. Академические способности проявляются в наличии в педагогической деятельности умственных, мнемических действий, направленных на усвоение знаний, умений и навыков. Коммуникативные способности предполагают доминирование действий, направленных на оптимизацию общения и межличностных отношений. Суггестивные способности предполагают достаточное количество действий внушения и влияния на детей. Саморегуляция в педагогической деятельности представляет психическую активность, направленную на сохранение нормального психического и эмоционального состояния педагога, формирование навыков преодоления стресса, соблюдения педагогического такта по отношению к детям и родителям. Результатом педагогической деятельности являются показатели психического и личностного развития учащихся. Педагогическая деятельность характеризуется стилем. В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогической деятельности: - стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельностью с учащимися; - стиль дружеского расположения, но не переход к фамильярности, панибратству; - стиль общения – дистанции (педагог фокусирует внимание на внешних показателях дисциплины); - стиль общения – устрашения (во взаимодействии с детьми педагог прибегает к различным способам запугивания); - стиль общения, заигрывание (педагог пытается угодить ожиданиям детей и в ущерб результату педагогической деятельности). |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |