Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Игра в слова «Как легко находятся нужные слова»

1. «СНЕЖНЫЙ КОМ». Ропалик – это предложение, в котором каждое последующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее. Вот самый простой пример: Ты нас люби, прошу, родная. Ропалик может быть и слоговым, когда каждое последующее слово увеличивается на один слог, также это может быть текст, в котором каждое последующее предложение содержит на одно слово больше и т.д.

Составить свой ропалик на одну из следующих тем: «Университет», «Первая любовь», «Дружба», «Мой город», «Времена года».

2. «Кто быстрее найдет нужное слово». Следует заполнить 3 квадрата (4х4, 5х5, 6х6) словами, в составе которых должна быть какая-либо одна буква. В первом квадрате слова должны состоять из четырех букв, во втором – из пяти, в третьем – из шести. Буква в квадрат вписывается по диагонали так, чтобы выбранная буква была первой в слове, затем второй, третьей и т.д. Используются только существительные в единственном числе, именительном падеже. На задание дается не более 15 минут.

 

к о к
о к о
р о к

Например:

 

3. «Вербальный лабиринт». Прохождение словесных лабиринтов. Выход из лабиринта указывает только одно слово, которое начинается в нижней правой клеточке (вход в лабиринт) и оканчивается в верхней левой клеточке (выход из лабиринта). Чтобы успешно пройти по лабиринту (прочитать слово), указывающее путь к выходу из лабиринта, необходимо соблюдать следующие правила: продвигаться по лабиринту только от клеточки к клеточке (от буквы к букве) по вертикали и горизонтали в сторону выхода и только по прямому углу (нельзя идти наискосок); запрещается также «прыгать» через клетки. На прохождение лабиринта дается не более двух минут.

 

я и м а л ю   м з и т с р
с г о р е м м и г н е д
в а л я т ы б л о ж ь э
ф р о к и ш у т л о ф ю
ц и л л с х щ п ц е х я
д п и н к е в о б з а ц
з в э ч у л ф у к э р ф

 

Составить свой словесный лабиринт.

 

 

Тема 3.

ЛитературнЫЙ ЯЗЫК КАК ВЫСШАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА

Основное содержание темы

Понятия «национальный русский язык» и «литературный русский язык». Разновидности литературного языка. Понятие «литературная норма». Лексические, орфоэпические и акцентологические, грамматические, стилистические нормы литературного языка.

Виды речи и их особенности. Устная и письменная речь как формы реализации литературного языка. Сфера функционирования устной речи. Факторы речевого общения. Монологическая и диалогическая формы устной речи. Устная речь как речь звучащая. Системы фонетических и просодических средств выражения. Понятие «характер речевого звучания». Основные элементы речевой интонации.

Разновидности устной речи и сфера ее употребления. Композиция, структурные элементы кодифицированной речи. Характер восприятия устной речи.

Письменная речь как речь графически закрепленная. Сфера функционирования письменной речи. Характер восприятия письменной речи. Этапы подготовки письменной речи. Использование книжной лексики. Логичность, богатство и разнообразие словаря, точность, уместность, образность, выразительность как качества письменной речи. Структурно-композиционная организации текста. Стиль речи. Авторский стиль.

Основные термины и понятия

Акустический код. Графический код. Диалог. Кодифицированная речь. Литературный язык. Монолог. Нормы литературного языка. Речевая интонация. Характер речевого звучания.

Практическое занятие 1.

Нормы литературного языка

 

Задание к практическому занятию

1. Проработать теоретический материал по теме.

2. Выписать основные термины и понятия по данной теме и их значение.

3. Работа со словарями русского языка:

а) выписать из орфоэпического словаря ряд слов, при произношении которых возникают трудности, расставить ударение;

б) выписать из толкового словаря ряд слов и их значения;

в) подобрать примеры нарушения норм литературного языка (в повседневном общении, в средствах массовой информации и т.д.).

4.Подобрать текст, расставить в нем фразовые и логические ударения, паузы, отработать его выразительное чтение.

5. Подготовить монолог и диалог.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Теоретическая часть занятия

I. Экспресс-опрос по основным положениям темы

1. Что означают понятия «национальный русский язык» и «литературный русский язык».

2. Какое влияние оказали деятели литературы на становление и развитие русского литературного языка?

3. Почему понятие «правильность речи» является центральным понятием культуры речи?

4. Что означает понятие «литературная норма»?

5. Какие нормы литературного языка выделяются?

6. Как нормы литературного языка культивируются в обществе?

7. Что представляет собой текст?

8. Как осуществляется структурно-композиционная организация текста?

 

II. Заслушивание докладов

1. История зарождения литературного языка на Руси.

2. Роль А.С.Пушкина в развитии литературного языка.

3. Нормативные, коммуникативные, этические и эстетические аспекты устной и письменной речи.

Практическая часть занятия

I. Нормы литературного языка

1. Лексические нормы современного русского литературного языка[4]

1). Определить, в каких словосочетаниях имеет место речевая избыточность. Привести правильное употребление словосочетаний.

Первый космонавт, первая премьера, знаменитый актер, знаменитая известность, мировая глобализация, официальный статус, нерешенная проблема, проблемный вопрос, вкусная вкуснятина, прекрасная красавица, вернуться обратно, упасть вниз, это явление является, соединить воедино, вместе пели одну песню, главная суть, ценное сокровище, темный мрак, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, долгий и продолжительный, мужественный и смелый, удивительный и чудесный, расцеловал и облобызал, памятный сувенир, движущий лейтмотив, необычный феномен, впервые дебютировал, старый ветеран, биография жизни, своя автобиография, в конечном итоге, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, демобилизоваться из армии, туристское агентство, элитарные войска, драматургический театр.

Они сохранились в целости и сохранности. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Он немного приоткрыл окно. Катерина заранее предчувствует свою гибель. «Крайности Крайнего Севера»,«Случаен ли несчастный случай?»

 

2). Найти и исправить речевые ошибки, сгруппировать их.

Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.Вчера мне было печально.Все гости получили памятные сувениры. Руководители предприятий настроенына деловой настрой.Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Ныне в университете был день открытых дверей. Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний. Благодаряпожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Костер все больше и больше распалялся, пылал. В таких случаях я взглядываюв «Орфографический словарь». Соперники ревностно относились к успехам друг друга. Люди начали радостно и хлопотно выполнять приказание. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. Имя этого поэта знакомо во многих странах. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство рекламе, и это нам не импонирует. В нашем городе скверы и парки дислоцированыочень удачно. А.С. Грибоедов был еще и автором шикарного вальса. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито. На пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки. Не могла и не схотела Катерина жить в «темном царстве». Неожиданно на подмогу Чичикову пришел капитан-исправник. Он рассказал автобиографию своей жизни. Поэт испытывал сильную ностальгию по родине.Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры. Мы дорожим каждой минутой времени. Этот необыкновенный случай случился со мной в молодости. В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь запечатлел свои впечатления о русской деревне. Поэтически описывает поэт наш город. Имеет место отсутствие запасных частей.Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. Пора уже тебе взяться за свой ум. Все возвращается на спирали своя!Я привык отдавать себе полные отчеты. Он постоянно сидит сложив руки.Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. При голосовании поднялся лес рук.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...