Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

1) Расположить слова в соответствии с ударным слогом (сначала те слова, в которых ударение падает на первый слог, затем – на второй и т.д.) Объяснить их значение. Составить 5-6 предложений, используя данные слова.

Абзац, аббревиатура, аллитерация, аналогия, анафора, антитеза, антифраз, арго, архаизм, афоризм, глосса, идиома, инверсия, историзм, метафора, монолог, оксюмарон, олицетворение, парцелляция, полисемия, ремарка, референция, синекдоха, силлогистика, тождество, шоколадье, экспозиция, эпитет, эпифора, этимология.

 

2). Обозначить фонетическую транскрипцию следующих слов, объяснить их значение.

Антитеза, антитезис, ассимиляция, афера, бактериальный, баллистический, бенефис, боа, булочная, бухгалтерия, возбужденность, выезжать, галантерея, генетик, геохимия, девичник, девяностолетний, дегазация, демография, естественнонаучный, баллотировать, заезженный, игрушечный, известность, инженерия, пустячный, сливочный, Ильинична, коммунистический, конечно, либретто, менеджер, мучной, нефтепромысловый, нефтепровод, нарочно, отель, ренессанс, скворечник, скучно, сонет, регентство, резюме, рефлекс, сероуглевод, террор, трень-брень, ученичество, фигаро, флексии, флибустьер, форель, хризантема, яблочный, яичница.

Привести свои примеры.

Грамматические нормы современного русского литературного языка

Морфологические нормы

1). Определить род

а) несклоняемых существительных

Авеню, ара, атташе, боа, гну, декольте, денди, депо, жалюзи, желе, какаду, какао, каше, кенгуру, колибри, кольраби, коммюнике, кофе, леди, мадам, маэстро, метро, пенальти, пони, протеже, рагу, рантье, сирокко, табу, такси, фламинго, цеце, шимпанзе, эму;

б) географических названий, названий газет и журналов

Баку, Батуми, Бордо, Дели, Конго, Миссисипи, Ниагара, Онтарио, По, Сочи, Чикаго, Эри, «Юманите», «Научное обозрение».

 

2). Записать в форме родительного и творительного падежа единственного числа, выделить окончание

а) имена и фамилии

Иван Тургенев, Чарли Чаплин, Марк Твен, Чарльз Дарвин, Агния Барто, Альбер Камю, Виктор Гюго, Александр Дюма, Петр Коган, Этель Лилиан Войнич, Евгений Петренко, Любомир Седых, Александр Живаго, Макс Шиллер, Анна Фрейд, Зигмунд Фрейд.

б) названия населенных пунктов

город Саратов, город Санкт-Петербург, город Париж, город Лондон, город Ростов, город Нижневартовск, город Тюмень, село Лисицино, село Рощино, село Березово.

 

3). Записать слова в форме именительного и родительного падежа множественного числа

Апельсин, бант, время, винт, вишня, доктор, договор, дочь, жилище, задача, коллега, лектор, номер, носок, певунья, пламя, помидор, профессор, редактор, ружьё, сорт, станция, счет, сын, теория, торт, черешня, чулок, фельдшер, яблоня.

 

4). Просклонять следующие числительные

1; 5; 20; 500; 90; 784; 548; 7, 5; три пятых; полтора метра.

 

5). Составить словосочетания с собирательными числительными двое, трое, четверо, пятеро, семеро, десятеро, оба, обе.

6). От данных слов образовать формы краткого прилагательного или причастия мужского, женского и среднего рода, расставить ударение:

Бойкий, веселый, вредный, гордый, горький, дешевый, добрый, долгий, дорогой, живой, зеленый, кислый, крепкий, молодой, редкий, светлый, сытый, тесный, взятый, занятый, отданный, набитый, начатый, поднятый, посланный.

 

7). От следующих глаголов образовать формы мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа прошедшего времени, расставить ударения:

Брать, взять, гнать, задать, звать, нанять, начать, плыть, поднять, понять, принять, приплыть, спать.

 

8). Просклонять местоимение сам в формах мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа местоимения, расставить ударение, выделить окончания.

Синтаксические нормы литературного языка

1. Употребление словосочетаний

1). Выбрать правильные словосочетания из предложенного списка. Исправить ошибки употребления слов в словосочетаниях.

Заглавная роль, выполняет значение, достигать упадка, каменистая дорога, каменные изваяния, карий портфель, клониться к расцвету, обидное замечание, обидный человек, первый премьер, царственный престол, элитарные войска.

Привести свои примеры.

 

2). Определить вид словосочетаний (именное, глагольное, наречное)

Интересный фильм, быстрая ходьба, кто-то из нас, влюбленный мальчик, успевающий студент, заниматься спортом, человек играющий, выполняющий задание, читающий книгу, очень весело, незадолго до встречи, выйти на улицу, идти подпрыгивая, нестись сломя голову, семеро козлят, три товарища, совершенно секретно, далеко от Нижневартовска.

Привести свои примеры.

 

3). Определить способы подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)

Громко смеется, красивая девочка, любимый город, мой друг, ответить на письмо, отойти подальше, очень весел, построить дом, поющие пески, пришел напиться, разбить вазу, сверкающий иней, сказать кому-то, ухаживать за ребенком.

Привести свои примеры.

 

Синтаксические конструкции

1). объяснить расстановку знаков препинания

1. Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце. 2. Недаром, видно, кто-то сказал, что разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней (А.И. Куприн). 3. И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд (А.М. Горький). 4. Точно в ней два человека: один – с сухим, эгоистичным умом, другой – с нежным и страстным сердцем (А.И. Куприн). 5. Когда женщина понимает, что ты через минное поле перебежал бы – только б ее увидеть, но все равно не можешь, потому что служба не дает, – такое понимание на войне уже само по себе половина счастья (К.М. Симонов). 6. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли (М.Ю. Лермонтов). 7. На полу на бурке, у окна, сидел кривой рыжий Гамзало, в оборванном, засаленном бешмете, и вязал уздечку (Л.Н. Толстой). 8. Румяные щеки, жирные кадыки, круглые и обширные затылки, диковинные шапки – вот спектакль, который представляли городские улицы с утра до вечера (М.Е. Салтыков-Щедрин).9. Раскольникову показалось, что письмоводитель стал с ним небрежнее и презрительнее после его исповеди,–но странное дело,– ему вдруг стало самому решительно все равно до чьего бы то ни было мнения, и перемена эта произошла как-то в один миг, в одну минуту(Ф.М. Достоевский).

Привести подобранные примеры.

 

2). Определить типы предложений. Расставить знаки препинания.

1. Не знали ничего не знали не только о местах отдаленных но даже смешно сказать о деревнях расположенных в пятидесяти верстах от самого города (М.А. Булгаков). 2. И шелест ветра в сожженной солнцем траве и застенчивая скромная красота сияющей белыми лепестками ромашки и рыскающий в знойном воздухе шмель и родной знакомый с детства голос перепела все эти мельчайшие проявления всесильной жизни одновременно обрадовали и повергли Звягинцева в недоумение (М.А. Шолохов). 3. Раскольникову показалось что письмоводитель стал с ним небрежнее и презрительнее после его исповеди но странное дело ему вдруг стало самому решительно все равно до чьего бы то ни было мнения и перемена эта произошла как-то в один миг в одну минуту (Ф.М. Достоевский). 4. Да что же он в конце-то концов пошел воевать или объяснения писать? (К.М. Симонов). 5. Он и кличку ей дал немые знают что мычанье их обращает на себя внимание других он назвал ее Муму (И.С. Тургенев). 6. Княжна Марья узнав только из газет о ране брата и не имея о нем никаких определенных сведений собралась ехать отыскивать князя Андрея как слышал Николай сам же он не видал ее (Л.Н. Толстой); 6. Ташкент город хлебный (А.С. Неверов). 7. Я разбирал самого себя до последней ниточки сравнивал себя с другими припоминал малейшие взгляды улыбки слова людей перед которыми хотел было развернуться толковал все в дурную сторону язвительно смеялся над своим притязанием быть как все и вдруг среди смеха печально опускался весь впадал в нелепое уныние а там опять принимался за прежнее словом вертелся как белка в колесе (И.С. Тургенев). 8. Полковник танкист по праву самого энергичного из оставшихся здесь людей распоряжавшийся всеми другими стоял на опушке леса у замаскированной ветками палатки к которой как раз в эту минуту двое связистов тянули шнур полевого телефона (К.М. Симонов).

 

3) Составить несколько предложений (разных по типу).

 

II. Работа с текстом. Прочитать текст. Выделить основные положения. Почему Д.С.Лихачев считает язык ценностью народа? Найти в тексте аргументы, доказывающие это положение.

Д.С.Лихачев

РУССКИЙ ЯЗЫК[5]

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его слова­ми-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении – с момента своего существования вместе с другими в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

1. Древнерусская народность, из которой выделились в даль­нейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различ­ным хозяйством, различным культурным наследием и раз­личными степенями социальной продвинутости. А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат – лексикой в первую очередь.

2. Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков – в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого (через староболгарский и в непосредственных сношениях), скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и пр. Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

3. Благодаря тому, что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фолькло­ра тоже не просто разговорный), в нем создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразитель­ности.

4. В языке сказались «внутренние силы» народа – его склон­ность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то националь­ный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообра­зен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке.

5. Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта: летописи (отнюдь не единые по своему характеру), «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», проповеди Кирилла Туровского, «Киево-Печерский патерик» с его прелестью «простоты и выдумки», а позднее – сочинения Ивана Грозного, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора и... Симеон Полоцкий, а на противоположном конце от Симеона протопоп Аввакум. В XVIII веке Ломоносов, Державин, Фонвизин, далее Крылов, Карамзин, Жуковский и... Пушкин. Я не буду перечислять всех писателей XIX и начала XX века, обращу внимание только на таких виртуозов языка, как Лесков и Бунин. Все они необычайно различные. Точно они пишут на разных языках. Но больше всего развивает язык поэзия. От этого так значительна проза поэтов.

Какая важная задача – составлять словари языка русских писателей от древнейшей поры!

Практическое занятие 2.

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Задание к практическому занятию

1. Подобрать ряд словосочетаний, определить их вид и способ связи.

2. Выписать из текстов 5-6 предложений (различные по цели высказывания, способу связи, строению грамматической основы), объяснить расстановку знаков препинания.

3. Составить (или выписать из произведений художественной литературы) 2 текста, представляющие собой примеры устной и письменной речи. Провести сравнительный анализ текстов, выявить их отличительные особенности.

Теоретическая часть занятия

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...