Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Эртнер Е.Н., д.филол.наук, профессор,

Зав.кафедрой русской литературы

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Рогачева Н. А., 2011.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины –показать общие закономерности литературной жизни и творчества писателей, осмыслить учения о литературном произведении, его составе, структуре, функциях, родах и жанрах литературы, сущности литературы как вида искусства.

Задачи:

1) сформировать представление об исторической динамике и современном состоянии литературоведения, месте дисциплины в системе гуманитарных наук;

2) обобщить и систематизировать историко-литературные знания студента;

3) показать соответствие метода и результата анализа литературного факта;

4) подготовить студентов к выполнению учебных исследований по литературоведению;

5) сформировать базовые знания для разработки программы историко-литературного курса на основе школьной программы.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза. Профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Курс «Теория литературы» изучается в предпоследнем семестре и призван свести воедино все историко-литературные и теоретико-литературные представления студентов, одновременно подчеркивая дискуссионную сущность науки о литературе, противоречий литературного процесса.

Дисциплина логически завершает изучение теоретико-литературных курсов «Введение в литературоведение», «Филологический анализ текста», «Основы филологии», практикумов по литературоведческому анализу текста, специальных дисциплин по подготовке студента-филолога; освоение дисциплины опирается на знания, полученные в ходе изучения историко-литературных курсов (история русской литературы, современная российская литература). На начальном этапе от студента требуется умение видеть литературные факты в достаточно широком социо-культурном контексте, умение анализировать литературный текст, представление о взаимозависимости целей литературоведческого прочтения текста и методов анализа произведения.

Дисциплина готовит студента к самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности в качестве преподавателя литературоведческих дисциплин, а также в качестве исследователя литературных текстов и литературного процесса.

 

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

– осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

общепрофессиональными

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

в научно-исследовательской деятельности

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

* Знать: основные этапы исторического развития и особенности современного состояния литературы и науки о литературе, историко-литературные факты в сопряжении с гражданской историей и историей русской культуры;

* Уметь: характеризовать закономерности литературного процесса, видеть художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом.

* Владеть: методами анализа литературного произведения, приемами описания литературоведческого источника, сопоставления концепций, навыками литературоведческого исследования, методическими принципами построения историко-литературного курса и практического занятия по изучению отдельного художественного текста.

 

СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

7 семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов (32 лекционных, 32 лабораторных, 44 – самостоятельная работа). Форма итоговой аттестации – экзамен, контрольная работа.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1.

Тематический план

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме, в час Итого количество баллов
Лекции* Лабораторные занятия* Самостоятельная работа*
  Модуль 1 Эстетическая сущность литературного творчества              
1. Введение. Литература и литературность   0-1
2. Литературоведение как научная дисциплина   0-4
3. Эстетическая природа литературы   0-1
4. Литература как знаковая система. Коммуникативная природа литературного творчества   0-1
5-6. Категория автора в литературоведении 2-3   0-8
7. Литература как познавательная и творческая деятельность   0-1
8. Понимание, анализ, интерпретация литературного произведения   0-4
9. Рецептивная природа литературы   0-1
10-11. «Вверх» и «низ» художественной литературы: литература классическая, элитарная, массовая (паралитература), беллетристика 5-6   0-8
12. Историческая динамика художественной словесности   0-1
  Всего   0-30
  Модуль 2 Литература как вид искусства              
1. Слово как материал художественной литературы   0-1
2. Слово и образ. Историчность поэтического слова. Свое и чужое слово   0-5
3-4. Литературное произведение как художественное целое 0-6
5. Теоретическая поэтика как учение о строении литературного произведения. Историческая динамика категорий поэтики   0-1
6-7. Художественный мир литературного произведения 9-10   0-10
8. Теория повествования. Субъектная организация художественного текста   0-1
9. Категория повествователя в литературном произведении.   0-1
10. Композиция и точка зрения в литературном тексте   0-5
  Всего   0-30
  Модуль 3 Тип литературного произведения              
1. Роды и жанры литературы: исторический подход   0-1
2. Теория жанра в литературоведении. Историческая изменчивость категории жанра   0-5
3. Жанровый подход к изучению литературного произведения   0-5
4. Литературный стиль как проблема современного литературоведения   0-1
5. Индивидуальный стиль, идиолект   0-5
6. Интертекстуальность   0-1
7. Литературный процесс: эмпирическое и теоретическое   0-1
8. Литературные направления, течения, школы   0-5
9. Особенности литературного процесса XX века: основные концепции   0-5
10. История литературы как теоретическая проблема   0-1
11. Контрольная работа 15-16           0 – 10
  Всего   0–40
  Итого (часов, баллов):   0 – 100
  из них часов в интерактивной форме    

 

Таблица 2.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...