Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 14: Слово и образ. Историчность поэтического слова. Свое и чужое словоМатериал и вопросы для обсуждения 1. Тропы и фигуры в истории словесности. 2. Типы словесных образов. Лабораторный практикум 1. Риторический анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама «Silentium». 2. Электронное тестирование по теме. 3. Составление тестовых заданий. Литература (основная) Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 124-171. Михайлов А.В. Методы и стили литературы. М., 2008. С. 4–140. Тюпа В.И. Сопоставительный анализ двух «Silentium`ов» // Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2008. С. 277-288. Дополнительная литература Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М., 1986. Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т.1. С. 338-362. Лабораторное занятие № 8. Тема 16: Литературное произведение как художественное целое Материал и вопросы для обсуждения 1. Понятие о художественном произведении. 2. Пути постижения произведения как художественной целостности: а) единство содержания и формы литературного произведения. Функциональный подход к категориям содержания и формы; б) произведение как художественная структура. Задание Эссе: Структура и целостность: соотносимые или взаимоисключающие понятия. Литература: 1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. Гл.4. 2. Каган М.С. Структура литературного произведения // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ) в 9т. Т.7 или: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.426. 3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 102-119. Дополнительная литература: 1. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001. 2. Тюпа В. Аналитика художественного. М., 2001. 3. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. 4. Ингарден Р. Двухмерность структуры литературного произведения. Схематичность литературного произведения. Литературное произведение и его конкретизация.// Ингарден Р. Исследования по эстетике. 5. Руднев В. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М., 1996. 6. Руднев В. Морфология реальности: исследование по философии текста. М., 1996. 7. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995. Лабораторные занятия № 9-10. Тема 18-19. Художественный мир литературного произведения Материал и вопросы для обсуждения 1. Основные категории описания и анализа художественного мира литературного произведения. 2. Пространство и время. Хронотоп. 3. Событийность и сюжет. Сюжет и фабула. 4. Персонаж, поведение персонажа, типология. 5. Предметно-вещный мир литературного произведения. Деталь и подробность. Перцептивная образность в художественном тексте. Лабораторный практикум Уровневый анализ повести А.С. Пушкина «Гробовщик». Анализ статьи С. Г. Бочарова «О смысле “Гробовщика”» (Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. М., 2007. С. 66–100). Художественные функции детали в тексте: показать знаковый характер предметного образа. Контрольная работа Терминологический минимум для анализа художественного мира литературного произведения. Литература 1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Хрестоматия по «Введению в литературоведение» М., 1988. С.141-146. Полностью см. работу в книге М.М.Бахтина Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 3. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя //Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988. С.251-293. Дополнительная литература: 1. Данн Д.У. Эксперимент со временем. М., 2000. 2. Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос, Квант: К решению парадокса времени. М., 1994. Лабораторное занятие № 11. Тема 22. Композиция и точка зрения в литературном тексте Материал и вопросы для обсуждения 1. Определение категории «композиция» (сравнительный анализ словарных статей). 2. Композиция как организация речевого материала. 3. Понятия «точка зрения» и «фокализация»: сопоставление объема содержания терминов. 4. Типы точки зрения в художественном тексте. Лабораторный практикум 1. Обсуждение эссе: «Мир глазами литературного героя: точка зрения как фокус смысла». 2. Анализ соотношения точки зрения и формы речи в повести Б.Л. Пастернака «Детство Люверс». Литература (основная) 1. Шмид В. Нарратология. М., 2003. Гл. 3. Точка зрения. 2. Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 282–300. 3. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970. Литература (дополнительная) 1. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 19–32. 2. Меерсон О. Персонализм как поэтика. СПб., 2009. Лабораторное занятие № 12. Тема 24. Теория жанра в литературоведении. Историческая изменчивость категории жанра Материал и вопросы для обсуждения 1. Концепция жанра в современном литературоведении. Жанр как система устойчивых признаков. 2. Жанры в эпосе. Повесть как система жанровых признаков в сравнении с романом и рассказом (новеллой). Романизация жанров нового времени. 3. Жанры в драме. 4. Жанры в эпосе. 5. Жанр с точки зрения исторической поэтики. Практическое задание Анализ работы С.С. Аверинцева. Компьютерное тестирование по теме. Литература: 1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.54-67. 2. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Проблема жанра // Из истории советской эстетической мысли 1917-1932. М., 1980. С.418-424. Или: Бахтин под маской. Маска вторая. Формальный метод в литературоведении. М., 1993. С.144-152. 3. ЛЭС, статьи: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, комедия, трагедия, драма, элегия, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, послание, ода, мадригал, дифирамб, басня, баллада, сатира, поэма (жанровые признаки, знаменитые образцы и авторы). Дополнительная литература: 1. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982. 2..Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. 3. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985. 4. Аверинцев С.С.: а) Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации. б) Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературой традиции. М., 1996. Лабораторное занятие № 13. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |