Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14: Слово и образ. Историчность поэтического слова. Свое и чужое слово

Материал и вопросы для обсуждения

1. Тропы и фигуры в истории словесности.

2. Типы словесных образов.

Лабораторный практикум

1. Риторический анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама «Silentium».

2. Электронное тестирование по теме.

3. Составление тестовых заданий.

Литература (основная)

Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 124-171.

Михайлов А.В. Методы и стили литературы. М., 2008. С. 4–140.

Тюпа В.И. Сопоставительный анализ двух «Silentium`ов» // Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2008. С. 277-288.

Дополнительная литература

Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М., 1986.

Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т.1. С. 338-362.

Лабораторное занятие № 8.

Тема 16: Литературное произведение как художественное целое

Материал и вопросы для обсуждения

1. Понятие о художественном произведении.

2. Пути постижения произведения как художественной целостности:

а) единство содержания и формы литературного произведения. Функциональный подход к категориям содержания и формы;

б) произведение как художественная структура.

Задание

Эссе: Структура и целостность: соотносимые или взаимоисключающие понятия.

Литература:

1. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. Гл.4.

2. Каган М.С. Структура литературного произведения // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ) в 9т. Т.7 или: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.426.

3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 102-119.

Дополнительная литература:

1. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001.

2. Тюпа В. Аналитика художественного. М., 2001.

3. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

4. Ингарден Р. Двухмерность структуры литературного произведения. Схематичность литературного произведения. Литературное произведение и его конкретизация.// Ингарден Р. Исследования по эстетике.

5. Руднев В. Прочь от реальности: исследования по философии текста. М., 1996.

6. Руднев В. Морфология реальности: исследование по философии текста. М., 1996.

7. Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.

Лабораторные занятия № 9-10.

Тема 18-19. Художественный мир литературного произведения

Материал и вопросы для обсуждения

1. Основные категории описания и анализа художественного мира литературного произведения.

2. Пространство и время. Хронотоп.

3. Событийность и сюжет. Сюжет и фабула.

4. Персонаж, поведение персонажа, типология.

5. Предметно-вещный мир литературного произведения. Деталь и подробность. Перцептивная образность в художественном тексте.

Лабораторный практикум

Уровневый анализ повести А.С. Пушкина «Гробовщик».

Анализ статьи С. Г. Бочарова «О смысле “Гробовщика”» (Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. М., 2007. С. 66–100).

Художественные функции детали в тексте: показать знаковый характер предметного образа.

Контрольная работа

Терминологический минимум для анализа художественного мира литературного произведения.

Литература

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Хрестоматия по «Введению в литературоведение» М., 1988. С.141-146. Полностью см. работу в книге М.М.Бахтина Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

3. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя //Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988. С.251-293.

Дополнительная литература:

1. Данн Д.У. Эксперимент со временем. М., 2000.

2. Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос, Квант: К решению парадокса времени. М., 1994.

Лабораторное занятие № 11.

Тема 22. Композиция и точка зрения в литературном тексте

Материал и вопросы для обсуждения

1. Определение категории «композиция» (сравнительный анализ словарных статей).

2. Композиция как организация речевого материала.

3. Понятия «точка зрения» и «фокализация»: сопоставление объема содержания терминов.

4. Типы точки зрения в художественном тексте.

Лабораторный практикум

1. Обсуждение эссе: «Мир глазами литературного героя: точка зрения как фокус смысла».

2. Анализ соотношения точки зрения и формы речи в повести Б.Л. Пастернака «Детство Люверс».

Литература (основная)

1. Шмид В. Нарратология. М., 2003. Гл. 3. Точка зрения.

2. Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 282–300.

3. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

Литература (дополнительная)

1. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С. 19–32.

2. Меерсон О. Персонализм как поэтика. СПб., 2009.

Лабораторное занятие № 12.

Тема 24. Теория жанра в литературоведении. Историческая изменчивость категории жанра

Материал и вопросы для обсуждения

1. Концепция жанра в современном литературоведении. Жанр как система устойчивых признаков.

2. Жанры в эпосе. Повесть как система жанровых признаков в сравнении с романом и рассказом (новеллой). Романизация жанров нового времени.

3. Жанры в драме.

4. Жанры в эпосе.

5. Жанр с точки зрения исторической поэтики.

Практическое задание

Анализ работы С.С. Аверинцева.

Компьютерное тестирование по теме.

Литература:

1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.54-67.

2. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Проблема жанра // Из истории советской эстетической мысли 1917-1932. М., 1980. С.418-424. Или: Бахтин под маской. Маска вторая. Формальный метод в литературоведении. М., 1993. С.144-152.

3. ЛЭС, статьи: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, комедия, трагедия, драма, элегия, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, послание, ода, мадригал, дифирамб, басня, баллада, сатира, поэма (жанровые признаки, знаменитые образцы и авторы).

Дополнительная литература:

1. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.

2..Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.

3. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.

4. Аверинцев С.С.:

а) Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации.

б) Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературой традиции. М., 1996.

Лабораторное занятие № 13.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...