Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 25. Жанровый подход к изучению литературного произведенияЛабораторный практикум Жанровый анализ текста: «Я вас любил…» И. Бродского. Эссе «Что формирует жанровую систему?» (на материале статьи: Бройтман С.Н., Магомедова Д.М., Приходько И.С., Тамарченко Н.Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца XIX – начала XX века // Поэтика русской литературы конца XIX – начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М., 2009. С. 5–76). Литература Жолковский А.К. «Я вас любил…» Пушкина: инварианты и структура; «Я вас любил…» Бродского // Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии. М., 2005. С. 46-59; 292-308. Лабораторное занятие № 14. Тема 27. Индивидуальный стиль, идиолект Материал и вопросы для обсуждения 1. Стиль произведения как единство взаимодействующих элементов художественной формы, подчиненных художественному содержанию. 2. Стилевые (речевые) приемы и закон художественного стиля. 3. Индивидуальный стиль и стилевые тенденции в литературе нового времени. Лабораторный практикум Стилевой анализ рассказа А.П Чехова «Человек». Литература (основная) 1. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 443–473.. 2. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. 3. Смирнов И.П. Очерки по исторической типологии культуры // Смирнов И.П. Мегаистория. М., 2000. С. 11-97. 4. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982. Лабораторное занятие № 15. Тема 30. Литературные направления, течения, школы Материал и вопросы для обсуждения 1. Эмпирическая и теоретическая структура литературного процесса (модель литературного процесса). 2. Единицы анализа литературного процесса. 3. Категории «метод», «направление», «течение», «школа»: объем и историческая динамика понятий. Лабораторный практикум Характеристика текста в соотношении с эстетическими установками автора (направление, школа) и типологическими особенностями стиля (течения). Коллоквиум Доклад и презентация материалов по теме: «Художественное единство литературного течения (школы)». Литература: 1. Теория литературы. Т.4. Литературный процесс // Под.ред Ю.Борева. М., 2001. 2. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.345-373. 3. Лихачев Д.С. Своеобразие исторического пути русской литературы 10- 17 вв.// Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С.128-172. 4. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С.141-253. Или: Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989. 5. Гачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос. // Вопросы философии. 1994. №12. С.59-78. 6. Померанц Г.С. Некоторые особенности литературного процесса на Востоке // Литература и культура в Китае. М., 1972. 7. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988. 8. Смирнов И.П. Мегаистория: к исторической типологии культуры. М., 2000. Лабораторное занятие № 16. Тема 31. Особенности литературного процесса XX века: основные концепции Материал и вопросы для обсуждения 1. Модернизм и постмодернизм: принципы сопоставления категорий. 2. Границы постмодернизма в русской литературе: хронология, школы, имена. а) Неоклассическая поэзия. Неоакмеизм. «Чужое слово» в поэтическом тексте. б) Метареализм, метаметафоризм, необарокко. Поэтический образ, метабола. в) Неоавангард, концептуализм, соц-арт. Литература: 1. Эпштейн М.Н. Метаморфоза (о новых течениях в поэзии 80-х годов) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988. С. 139-176. 2. Поставангард: Сопоставление взглядов // Новый мир. 1989. № 12. С. 222-249. 3. Пригов Д.А. Что надо знать // Молодая поэзия 89. М., 1989. С. 416-420. 4. Машевский А., Пурин А. Письма по телефону, или Поэзия на закате столетия // Новый мир. 1994. № 7. С. 198-214. 5. Хансен-Леве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. 1997. № 25. С. 215-245. 6. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998. 7. Гандлевский С. Выбранные места из переписки с П. Вайлем // Гандлевский С.М. Порядок слов. Екатеринбург, 2000. С. 333-339. Практическая работа Опыт чтения постмодернистского текста. Н. Кононов. «Ирина Родионовна у какого-то козла в 49-м автобусе на коленях…» 5. Русская интерпретация постмодернизма как явления европейского: В.Курицын. К ситуации постмодернизма //Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С.197-223. 6. Литература в сети Интернет. Дополнительная литература: 1. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре 20 в. // НЛО, 1995. № 16. С.32-46, а также статьи в журналах «Знамя». 1996 № 3; «Звезда». 1996. № 8. 2. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. 3. Ильин И. а) Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., 1998. б) Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Гл.3. в) Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001. 4. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998. 5. Постмодернисты о посткультуре. М., 1996. 6. Л.Геллер Слово – мера мира. М., 1994. С.221-246.: авангард – соцреализм – постмодернизм: сущность и взаимосвязь понятий (ксероксы на кафедре). 7. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000. 8. Энштейн М. Постмодернизм в России: литература и теория. М., 2000. 9. Ерофеев В. Русские цветы зла. М., 1999 (и другие издания). 10. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. 11. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. М., 1999.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Контрольные вопросы к экзамену 1. Теория литературы в системе литературоведческого знания (объект, предмет, структура, специфика и функции теоретико-литературного знания). 2. Методология литературоведения: основные категории и принципы. 3. Концепции сущности искусства как субъективной творческой способности художника. 4. Концепции сущности искусства как подражания. 5. Объективно-исторические концепции сущности искусства. 6. Проблема теоретического определения искусства и концепции сущности искусства в 20 веке. 7. Эстетическое и художественное (Концепции сущности эстетического и связи эстетического и художественного в современной науке). 8. Искусство и творчество. 9. Искусство и познавательная деятельность. 10. Коммуникативный аспект искусства. Художественное восприятие и его закономерности. 11. Литературоведческое изучение художественного произведения, его понимание и интерпретация. Проблема точности литературоведческого знания. 12. Специфика литературы как искусства слова. 13. Слово как материал художественного творчества. Слово и образ. 14. Литература как временное искусство. Художественное время и пространство. 15. Литература как изобразительное искусство. Художественный мир, «уровни» и способы его создания. 16. Типы авторской эмоциональности (виды пафоса). Героическое. Драматическое. Трагическое. Сентиментальное. Идиллическое. Романтическое. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение. Смех. Комическое. Ирония. Катарсис. 17. Поэтика в истории теоретико-литературного знания. Понятие о художественном произведении. Произведение и текст. 18. Литературное произведение как художественное целое, как структура. Содержание и форма литературного произведения. 19. Концепция автора в литературоведении 20 века. 20. Авторская позиция и средства ее выражения в эпическом произведении. 21. Авторская позиция и средства ее выражения в драматическом произведении. 22. Авторская позиция и средства ее выражения в лирическом произведении. 23. Теория повествования. Типы повествователя, формы речи. 24. Учение о литературном роде: история и современное состояние. 25. Генология (теория жанров): история и современное состояние. Жанры в эпосе, лирике, драме (жанровые признаки и «классики жанра»). 26. Теория стиля: история и современное состояние. 27. Интертекстуальность. 28. Эмпирическая и теоретическая структура литературного процесса. Закономерности литературного развития. 29. Проблема единства мировой культуры и особенности русского национального варианта литературного развития. 30. Стадии литературного развития (художественные системы): античность, средние века, эпоха Возрождения, барокко, классицизм, декаданс, авангард, сентиментализм, романтизм, критический реализм, модернизм, социалистический реализм, постмодернизм. 31. Особенности литературного развития в 20 столетии. 32. Постмодернизм. 33. "Верх" и "низ" художественной литературы: классическая, элитарная, массовая литература. 34. Специфика литературоведения как гуманитарного знания. Диалогическая сущность культуры. 35. Литературоведение и герменевтика. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |