Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 25. Жанровый подход к изучению литературного произведения

Лабораторный практикум

Жанровый анализ текста: «Я вас любил…» И. Бродского.

Эссе «Что формирует жанровую систему?» (на материале статьи: Бройтман С.Н., Магомедова Д.М., Приходько И.С., Тамарченко Н.Д. Жанр и жанровая система в русской литературе конца XIX – начала XX века // Поэтика русской литературы конца XIX – начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М., 2009. С. 5–76).

Литература

Жолковский А.К. «Я вас любил…» Пушкина: инварианты и структура; «Я вас любил…» Бродского // Жолковский А.К. Избранные статьи о русской поэзии. М., 2005. С. 46-59; 292-308.

Лабораторное занятие № 14.

Тема 27. Индивидуальный стиль, идиолект

Материал и вопросы для обсуждения

1. Стиль произведения как единство взаимодействующих элементов художественной формы, подчиненных художественному содержанию.

2. Стилевые (речевые) приемы и закон художественного стиля.

3. Индивидуальный стиль и стилевые тенденции в литературе нового времени.

Лабораторный практикум

Стилевой анализ рассказа А.П Чехова «Человек».

Литература (основная)

1. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 1. С. 443–473..

2. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

3. Смирнов И.П. Очерки по исторической типологии культуры // Смирнов И.П. Мегаистория. М., 2000. С. 11-97.

4. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

Лабораторное занятие № 15.

Тема 30. Литературные направления, течения, школы

Материал и вопросы для обсуждения

1. Эмпирическая и теоретическая структура литературного процесса (модель литературного процесса).

2. Единицы анализа литературного процесса.

3. Категории «метод», «направление», «течение», «школа»: объем и историческая динамика понятий.

Лабораторный практикум

Характеристика текста в соотношении с эстетическими установками автора (направление, школа) и типологическими особенностями стиля (течения).

Коллоквиум

Доклад и презентация материалов по теме: «Художественное единство литературного течения (школы)».

Литература:

1. Теория литературы. Т.4. Литературный процесс // Под.ред Ю.Борева. М., 2001.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С.345-373.

3. Лихачев Д.С. Своеобразие исторического пути русской литературы 10- 17 вв.// Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989. С.128-172.

4. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С.141-253. Или: Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.

5. Гачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос. // Вопросы философии. 1994. №12. С.59-78.

6. Померанц Г.С. Некоторые особенности литературного процесса на Востоке // Литература и культура в Китае. М., 1972.

7. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.

8. Смирнов И.П. Мегаистория: к исторической типологии культуры. М., 2000.

Лабораторное занятие № 16.

Тема 31. Особенности литературного процесса XX века: основные концепции

Материал и вопросы для обсуждения

1. Модернизм и постмодернизм: принципы сопоставления категорий.

2. Границы постмодернизма в русской литературе: хронология, школы, имена.

а) Неоклассическая поэзия. Неоакмеизм. «Чужое слово» в поэтическом тексте.

б) Метареализм, метаметафоризм, необарокко. Поэтический образ, метабола.

в) Неоавангард, концептуализм, соц-арт.

Литература:

1. Эпштейн М.Н. Метаморфоза (о новых течениях в поэзии 80-х годов) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988. С. 139-176.

2. Поставангард: Сопоставление взглядов // Новый мир. 1989. № 12. С. 222-249.

3. Пригов Д.А. Что надо знать // Молодая поэзия 89. М., 1989. С. 416-420.

4. Машевский А., Пурин А. Письма по телефону, или Поэзия на закате столетия // Новый мир. 1994. № 7. С. 198-214.

5. Хансен-Леве А. Эстетика ничтожного и пошлого в московском концептуализме // Новое литературное обозрение. 1997. № 25. С. 215-245.

6. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

7. Гандлевский С. Выбранные места из переписки с П. Вайлем // Гандлевский С.М. Порядок слов. Екатеринбург, 2000. С. 333-339.

Практическая работа

Опыт чтения постмодернистского текста.

Н. Кононов. «Ирина Родионовна у какого-то козла в 49-м автобусе на коленях…»

5. Русская интерпретация постмодернизма как явления европейского: В.Курицын. К ситуации постмодернизма //Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С.197-223.

6. Литература в сети Интернет.

Дополнительная литература:

1. Эпштейн М. От модернизма к постмодернизму: диалектика «гипер» в культуре 20 в. // НЛО, 1995. № 16. С.32-46, а также статьи в журналах «Знамя». 1996 № 3; «Звезда». 1996. № 8.

2. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

3. Ильин И.

а) Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., 1998.

б) Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Гл.3.

в) Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

4. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

5. Постмодернисты о посткультуре. М., 1996.

6. Л.Геллер Слово – мера мира. М., 1994. С.221-246.: авангард – соцреализм – постмодернизм: сущность и взаимосвязь понятий (ксероксы на кафедре).

7. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

8. Энштейн М. Постмодернизм в России: литература и теория. М., 2000.

9. Ерофеев В. Русские цветы зла. М., 1999 (и другие издания).

10. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

11. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Контрольные вопросы к экзамену

1. Теория литературы в системе литературоведческого знания (объект, предмет, структура, специфика и функции теоретико-литературного знания).

2. Методология литературоведения: основные категории и принципы.

3. Концепции сущности искусства как субъективной творческой способности художника.

4. Концепции сущности искусства как подражания.

5. Объективно-исторические концепции сущности искусства.

6. Проблема теоретического определения искусства и концепции сущности искусства в 20 веке.

7. Эстетическое и художественное (Концепции сущности эстетического и связи эстетического и художественного в современной науке).

8. Искусство и творчество.

9. Искусство и познавательная деятельность.

10. Коммуникативный аспект искусства. Художественное восприятие и его закономерности.

11. Литературоведческое изучение художественного произведения, его понимание и интерпретация. Проблема точности литературоведческого знания.

12. Специфика литературы как искусства слова.

13. Слово как материал художественного творчества. Слово и образ.

14. Литература как временное искусство. Художественное время и пространство.

15. Литература как изобразительное искусство. Художественный мир, «уровни» и способы его создания.

16. Типы авторской эмоциональности (виды пафоса). Героическое. Драматическое. Трагическое. Сентиментальное. Идиллическое. Романтическое. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение. Смех. Комическое. Ирония. Катарсис.

17. Поэтика в истории теоретико-литературного знания. Понятие о художественном произведении. Произведение и текст.

18. Литературное произведение как художественное целое, как структура. Содержание и форма литературного произведения.

19. Концепция автора в литературоведении 20 века.

20. Авторская позиция и средства ее выражения в эпическом произведении.

21. Авторская позиция и средства ее выражения в драматическом произведении.

22. Авторская позиция и средства ее выражения в лирическом произведении.

23. Теория повествования. Типы повествователя, формы речи.

24. Учение о литературном роде: история и современное состояние.

25. Генология (теория жанров): история и современное состояние. Жанры в эпосе, лирике, драме (жанровые признаки и «классики жанра»).

26. Теория стиля: история и современное состояние.

27. Интертекстуальность.

28. Эмпирическая и теоретическая структура литературного процесса. Закономерности литературного развития.

29. Проблема единства мировой культуры и особенности русского национального варианта литературного развития.

30. Стадии литературного развития (художественные системы): античность, средние века, эпоха Возрождения, барокко, классицизм, декаданс, авангард, сентиментализм, романтизм, критический реализм, модернизм, социалистический реализм, постмодернизм.

31. Особенности литературного развития в 20 столетии.

32. Постмодернизм.

33. "Верх" и "низ" художественной литературы: классическая, элитарная, массовая литература.

34. Специфика литературоведения как гуманитарного знания. Диалогическая сущность культуры.

35. Литературоведение и герменевтика.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...