Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологический раздел программы социологического исследования

Проблема – объективное противоречие, реально складывающееся в ходе развития социального объекта.

Проблемная ситуация – отражение реальной проблемы в сознании людей, требующее проявления их активности для своего разрешения.

§ Объект исследования – сам социальный объект и те условия, в которых протекает его деятельности.

§ Предмет исследования – одна из сторон жизнедеятельности объекта, подлежащая изучению.

§ Цель исследования – результат исследовательской деятельности, формулировка которой чаще всего определяется темой исследования и пожеланиями заказчика.

§ Задача исследования – конкретные планы исследования, предпринимаемые для реализации его цели и выходы из проблемной ситуации.

§ Гипотезы исследования – это предварительные предположения, истолковывающие причины сложившейся проблемной ситуации и возможные пути их устранения.

Интерпретация понятий – это уточнение (определение) смысла основных понятий, на базе которых осуществляется социологическое исследование.

Операционализация понятий – детализация ранее выделенных понятий до уровня однозначно понимаемых терминов.


Лекция 3 (продолжение)

Методы сбора первичной информации

1. Анализ документов

2. Опрос

3. Наблюдение

4. Эксперимент

Документы в социальном исследовании – элементы культуры, в которой содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов

Виды документов:

· По фиксации информации

1. Текстовые

2. Иконографические

3. Фонетические

4. Статистические

· По социальному статусу

1. Официальные

2. Неофициальные

· По степени близости к описываемому предмету

1. Первичные (стенограммы)

2. Вторичные

Методы анализа документов

Качественный анализ: сводится к чтению документов и интерпретации их содержания с использованием общих логических операций.

Количественный метод или контекст-анализ состоит в алгоритмизированном выделении в тексте определённых элементов в содержании, их классификации, последующем подсчете и количественном представлении.

Опрос – метод сбора первичной социальной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

Виды опроса:

1. Анкетный опрос

2. Интервью

3. Массовый и экспертный опросы

4. Социометрический опрос

Анкетный опрос – метод сбора соц. информации характеризующийся письменной формой ответа на поставленные вопросы при непосредственном или опосредованном взаимодействии респондента и социолога.

Достоинства:

1. Высокая степень анонимности

2. Массовость

3. Репрезентативность

4. Оперативность

Недостатки:

1. Преобладание количественных методик

2. Необходимость ограничения объема вопросов

3. Пропуск ответов

4. Сложность возврата анкет

Виды анкетного опроса:

1. Индивидуальный / групповой

2. По месту жительства респондента / по месту работы респондента

3. Почтовый (прессовый), раздаточный

Интервью в социологии

Интервью – метод, предполагающий проведение беседы по определенному плану основанный на непосредственном личном контакте социолога и респондента.

Достоинства:

1. Личный контакт интервьюера и респондента

2. Возможность получения достаточно полной информации

3. Возможность получения дополнительных сведений

Недостатки:

1. Требует значительное количество времени и материальных затрат

2. Требуются подготовленные интервьюеры

Интервью бывает:

§ По технике опроса

1. Стандартизированные

2. Полустандартизированные

3. Нестандартизированные

§ По количеству респондентов

1. Индивидуальное

2. Групповое

§ По форме проведения

1. Прямое

2. Опосредованное

Виды опроса:

o Массовый опрос – опрос, в котором респонденты профессионально не связаны с темой исследования

o Экспертный опрос – опрос, в котором в качестве респондентов выступает группа специалистов в той области жизнедеятельности (модератор – специалист по проведению экспертных опросов).

o Социометрический опрос – метод выявления межличностных отношений в малой группе.

o Наблюдение – метод сбора информации, основанный на непосредственном восприятии исследования проблемной ситуации, ее описании, постоянном контроле и регистрации задействованных фактов.

Достоинства:

1. Отсутствие языкового барьера

2. Фиксация информации в процессе развития изучаемого явления

3. Избирательность

Недостатки:

1. Воздействие наблюдателя

2. Субъективизм

3. Сложность обработки данных

Виды наблюдения:

v Структуровализованное / неструктуролизованное

v Не включенное / включенное (открытое и закрытое)

Эксперимент – метод изучения социального объекта в специально заданных варьируемых и контролируемых условиях.

Выборочный метод (относится только к опросу)

v Генеральная совокупность – объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

v Выборочная совокупность – определённое число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу.

Единица анализа – элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению.

Методы выборки:

a) Метод случайного отбора (из общего списка генеральной совокупности, элементы выборки выбираются при помощи жребия или таблицы случайных чисел).

b) Метод механической выборки (из общего списка генеральной совокупности, элементы выбираются через определенный интервал).

c) Метод стихийной выборки (почтовый или прессовый опросы)

d) Метод серийной выборки (генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой единицы анализа выбираются пропорционально элементы)

e) Метод гнездовой выборки (в качестве единицы отбора выступают группы)

f) Метод квотной выборки (отбор происходит не менее чем по 4-м признакам)

g) Метод снежного кома (каждый предыдущий респондент называет последующего)

Репрезентативность – свойство выборки опережать (соответствовать) характеристики(ам) генеральной совокупности.

Структура анкеты:

1. Введение – это обращение к респонденту, в котором указывается кто проводит исследование, какова его цель , дается гарантия анонимности, инструкция к заполнению, благодарность за участие.

2. Основная часть – вопросы по проблеме.

3. Паспортичка или демографический блок.

Требования к составлению анкеты:

Ø Длительность опроса не должна превышать 30 – 40 минут

Ø Количество вопросов в среднем 30 – 40 (10 по проблеме)

Ø Все вопросы должны быть четко сформулированы и понятны

Ø Вопросы не должны вызывать отрицательные эмоции

Ø Не перегружать вариантами ответов

Ø Первый вопрос должен быть нейтральным

Ø Более сложные вопросы должны следовать за более простыми

Ø Все вопросы и ответы пронумерованы по порядку

Ø Не разрывать текст вопроса, текст вопроса и варианты ответов, варианты ответов


 

Лекция 4

!Общество как социальная система!

1. Понятие социальной системы, признаки, типология и структура общества

2. Социальные институты и их роль в жизни общества.

3. Социальная стратификация, её источники и факторы.

Система – определённым образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Социальная система – целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Общество (по Н. Смелзеру (амер.)) – объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную идентичность (социально-культурную).

Общество (по А. Н. Данилову (бел.)) – устойчивая группа людей, проживающая на общей территории и совместно решающая проблемы своей жизни; исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми.

Основные признаки общества (Э. Шилз):

1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы;

2. Браки заключаются преимущественно между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4. Имеет территорию, которую считает своей собственной;

5. Имеет собственное название и свою историю;

6. Обладает собственной системой управления;

7. Существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8. Его объединяет общая система ценностей, т.е. культура.

Типология общества:

· По наличию письменности:

1. Дописьменные

2. Письменные

· По числу уровней управления и степени социальной дифференциации:

1. Простые общества

2. Сложные общества

· По способу добывания средств существования:

1. Охота и собирательство

2. Скотоводство и огородничество

3. Земледельческий

4. Индустриальный

5. Постиндустриальный

· По способу производства и форме собственности (К. Маркс):

1. Первобытное

2. Рабовладельческое

3. Феодальное

4. Капиталистическое

5. Коммунистическое

· По Д. Беллу:

1. Доиндустриальный тип общества (определяющий фактор – сельское хозяйство; главные социальные институты – церковь и армия).

2. Индустриальный тип (определяющий фактор – промышленность; основные соц. институты – корпорации и фирмы).

3. Постиндустриальный тип (определяющий фактор – теоретическое знание; основной соц. институт – университет). Отличительная черта этого тип – развитая сфера услуг.

 

Социальная структура общества

В широком смысле слова речь идет об общем строении общества, о различных структурных подразделениях и связях между ними.

В узком смысле слова общество подразделяется на:

1. Классы

2. Социальные слои

3. Группы

 

Социальная структура общества Беларуси:

1. Высший слой

2. Высший средний слой

3. Средний средний слой

4. Низший средний слой

5. Низший слой

6. Паразитический слой

7. Маргинальный слой

 

Социальный институт

Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей

Виды социальных институтов:

1. Формальные и неформальные (по типу отношений).

2. Политические, экономические, культуры и образования.

3. Монофункциональные и полифункциональные (по выполняемым функциям).

4. Простые и сложные (по структуре организации).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...