![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия успешного функционирования институтовЯ. Щепаньский · Четкое определение целей и круга выполняемых действий; · Рациональное разделение труда и рациональная его организация; · Деперсонализация действий; · Признание и престиж института в глазах всей группы или её преобладающей части; · Бесконфликтное включение в общую систему институтов; Социальный статус Социальный статус – положение, занимаемое человеком или группой в обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями. Виды статуса: 1. Социальный – положение, которое человек занимает как представитель большой соц. группы. 2. Личный – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того как он оценивает свои возможности. 3. Главный (интегральный) – связан непосредственно с должностью, которую занимает человек в обществе. 4. Предписанный – статус не зависящий от желаний и усилий человека. 5. Приобретенный – положение, которого человек достиг благодаря своим усилиям. Социальный стратификация Социальная стратификация обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; расположение людей в статусной иерархии сверху вниз. Теории социальной стратификации Признаки стратификации (М. Вебер): 1. Богатство 2. Престиж 3. Власть Признаки стратификации (Р. Дарендорф): · Авторитет · Общество 1. Управляющее 2. Новый средний класс 3. Управляемое Признаки стратификации (Б. Барбер): 1. Престиж, профессия, власть и могущество; 2. Уровень дохода 3. Уровень образования; 4. Степень религиозности; 5. Положение родственников; 6. Этническая принадлежность; Признаки стратификации (А. Турен): Доступ к информации; Признаки стратификации (Кравченко А. И.) 1. Уровень доходов (неодинаковые доходы); 2. Уровень образования; 3. Доступ к власти; 4. Престиж профессии; Модели стратификации: 1. Ромбовидная (богатые, средний класс, бедные); 2. Пирамидальная (богатые, средний класс, бедные, нищие); Лекция 5 Социология личности 1. Понятие и типология личности. 2. Структура личности. 3. Социализация индивида. Человек – это понятие самое общее родовое, ведущее своё происхождение с момента выделения homo sapiens. Индивид– понимается как отдельный конкретный человек. Индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Личность вводится для выделения социальной сущности человека и индивида. В первоначальном значении личность – это маска, роль исполнявшаяся актёром в древнегреческом театре. В христианстве личность понималась как особая сущность как синоним нематериальной души. В эпоху Ренессанса личность практически отождествлялась с понятием «Я». Понятие личности · Субъект социальных отношений и сознательной деятельности. · Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. Типология личности По жизненным установкам (К. Юнг):
По психологическим функциям:
Современная типология В зависимости от ценностных ориентаций:
Типология студентов (российские ученые)
Типология студентов (по американскому ученому) ü Коллегиалы – общественники, отличаются активностью в студенческой жизни. ü Профессионалы – для них будущая работа, самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь. ü Академики – будущие преподаватели университетов. ü Нонконформисты – молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям. Типология студентов (по российским студентов)
Структура личности Выделяют три уровня: 1. Биологический уровень объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности; 2. Психологический уровень охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 3. Социальный уровень включает в себя знание, навыки, умение, привычки, потребности, интересы, мотивы, установки и т.д. Структура личности (по Фрейду) 1. «Сверх-Я» (сверхсознание) – культурные нормы, правила, требования, запреты и законы, значимые для человека. Возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения. 2. «Я» - компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Проявляется в ограничении инстинктивных проявлений и осознании необходимости вести себя по правилам. Нашим «Я» управляет «принцип реальности». 3. «Оно» - бессознательное, включает в себя биологические потребности, иррациональные реакции и импульсы. Сущность этой сферы обусловливает бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса (инстикты). Нашим «Оно» управляет «принцип удовольствия» (наслаждения) Социализация индивида Процесс усвоения индивидом общепринятых и социально значимых правил и норм поведения, существующих в обществе. Процесс включения индивида в общественные структуры, связи и отношения. Факторы социализации 1. Биологические факторы – наследственные признаки, как положительные, так и отрицательные; 2. Психологические факторы – черты характера, особенности темперамента, интеллектуальные задатки или их отсутсвие; 3. Экономические факторы – экономическое состояние общества в целом и материальное положение семьи; 4. Социальные факторы – ближайшее социальное окружение индивида; 5. Политические факторы – господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть и т.д.; 6. Культурологические факторы – общее состояние культурной среды, наличие или отсутствие у индивида культуры общения и др. Фазы социализации Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам и социальным организациям. Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Этапы социализации 1. Дошкольный 2. Школьный 3. Послешкольный 4. Период активной трудовой деятельности 5. Послетрудовой этап Виды социализации Начальная (первичная) социализация охватывает период детство и юность; Продолженная (вторичная) социализация охватывает период зрелости и послетрудовой. Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – следующий за десоциализацией этап обучения новым ценностям, правилам и нормам поведения.
Лекция 6 Социология культуры 1. Понятие культуры. Подходы к социологическому изучению культуры. 2. Структура культуры. Культура как система норм. 3. Формы проявления культуры в современном обществе. Функции культуры. Понятие культуры Культура (по Г. Зиммелю) – особая форма жизни, связанная с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. (по З. Фрейду) – вся сумма достижений, отличающая нашу жизнь от наших предков из животного мира. (по П. Сорокину) – система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Понятие культура отождествляется с: · совокупностью норм, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе; · специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности; · системой отношений меду человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Культура – совокупность способов и приемов человеческой деятельности, представленных в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностях. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |