Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия успешного функционирования институтов

Я. Щепаньский

· Четкое определение целей и круга выполняемых действий;

· Рациональное разделение труда и рациональная его организация;

· Деперсонализация действий;

· Признание и престиж института в глазах всей группы или её преобладающей части;

· Бесконфликтное включение в общую систему институтов;

Социальный статус

Социальный статус – положение, занимаемое человеком или группой в обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями.

Виды статуса:

1. Социальный – положение, которое человек занимает как представитель большой соц. группы.

2. Личный – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того как он оценивает свои возможности.

3. Главный (интегральный) – связан непосредственно с должностью, которую занимает человек в обществе.

4. Предписанный – статус не зависящий от желаний и усилий человека.

5. Приобретенный – положение, которого человек достиг благодаря своим усилиям.

Социальный стратификация

Социальная стратификация обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; расположение людей в статусной иерархии сверху вниз.

Теории социальной стратификации

Признаки стратификации (М. Вебер):

1. Богатство

2. Престиж

3. Власть

Признаки стратификации (Р. Дарендорф):

· Авторитет

· Общество

1. Управляющее

2. Новый средний класс

3. Управляемое

Признаки стратификации (Б. Барбер):

1. Престиж, профессия, власть и могущество;

2. Уровень дохода

3. Уровень образования;

4. Степень религиозности;

5. Положение родственников;

6. Этническая принадлежность;

Признаки стратификации (А. Турен):

Доступ к информации;

Признаки стратификации (Кравченко А. И.)

1. Уровень доходов (неодинаковые доходы);

2. Уровень образования;

3. Доступ к власти;

4. Престиж профессии;

Модели стратификации:

1. Ромбовидная (богатые, средний класс, бедные);

2. Пирамидальная (богатые, средний класс, бедные, нищие);


Лекция 5

Социология личности

1. Понятие и типология личности.

2. Структура личности.

3. Социализация индивида.

Человек – это понятие самое общее родовое, ведущее своё происхождение с момента выделения homo sapiens.

Индивид– понимается как отдельный конкретный человек.

Индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Личность вводится для выделения социальной сущности человека и индивида.

В первоначальном значении личность – это маска, роль исполнявшаяся актёром в древнегреческом театре.

В христианстве личность понималась как особая сущность как синоним нематериальной души.

В эпоху Ренессанса личность практически отождествлялась с понятием «Я».

Понятие личности

· Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

· Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении.

Типология личности

По жизненным установкам (К. Юнг):

Экстраверт – проявляет направленность интерес к внешнему миру, подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности.

Интроверт – погруженность во внутренний мир, сдержан, замкнут, стремится к уединению.

Эмбиверт – сочетающий в себе черты обоих типов.

По психологическим функциям:

Мыслящий тип – судит о ценности вещей, используя только логику и аргументы

Чувствующий тип – фокусирует внимание на эмоциональной стороне, и судит о ценностях вещей по категориям «плохой и хороший», «приятный и неприятный».

Ощущающий – непосредственное реалистическое безоценочное восприятие внешнего мира.

Интуитивный – полагается на предчувствия и догадки.

Современная типология

В зависимости от ценностных ориентаций:

Традиционалисты – ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, а креативность, и самостоятельность выражена очень плохо.

Идеалисты – критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами.

Фрустрированный тип – низкая самооценка и угнетенное состояние личности.

Реалисты – сочетают в себе стремления к самореализации с развитым чувством долга, здоровый скептицизм, самодисциплина и самоконтроль.

Гедонистические материалисты– получение удовольствия от жизни, которые приобретают форму удовлетворения материалисты.

Типология студентов (российские ученые)

Студенты ориентированные на образование.

Студенты, ориентированные на бизнес.

Неопределившиеся студенты.

Типология студентов (по американскому ученому)

ü Коллегиалы – общественники, отличаются активностью в студенческой жизни.

ü Профессионалы – для них будущая работа, самое главное, и этому подчиняется вся их студенческая жизнь.

ü Академики – будущие преподаватели университетов.

ü Нонконформисты – молодежь, которая учится ради диплома, престижа, чтобы угодить родителям.

Типология студентов (по российским студентов)

Отличники-«зубрилы»

Отличники-«умные»

«Труженики»

«Случайный»

 

 

Структура личности

Выделяют три уровня:

1. Биологический уровень объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности;

2. Психологический уровень охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов;

3. Социальный уровень включает в себя знание, навыки, умение, привычки, потребности, интересы, мотивы, установки и т.д.

Структура личности (по Фрейду)

1. «Сверх-Я» (сверхсознание) – культурные нормы, правила, требования, запреты и законы, значимые для человека.

Возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения.

2. «Я» - компонента личности, управляющая нашими контактами с внешним миром.

Проявляется в ограничении инстинктивных проявлений и осознании необходимости вести себя по правилам.

Нашим «Я» управляет «принцип реальности».

3. «Оно» - бессознательное, включает в себя биологические потребности, иррациональные реакции и импульсы.

Сущность этой сферы обусловливает бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса (инстикты).

Нашим «Оно» управляет «принцип удовольствия» (наслаждения)

Социализация индивида

Процесс усвоения индивидом общепринятых и социально значимых правил и норм поведения, существующих в обществе.

Процесс включения индивида в общественные структуры, связи и отношения.

Факторы социализации

1. Биологические факторы – наследственные признаки, как положительные, так и отрицательные;

2. Психологические факторы – черты характера, особенности темперамента, интеллектуальные задатки или их отсутсвие;

3. Экономические факторы – экономическое состояние общества в целом и материальное положение семьи;

4. Социальные факторы – ближайшее социальное окружение индивида;

5. Политические факторы – господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть и т.д.;

6. Культурологические факторы – общее состояние культурной среды, наличие или отсутствие у индивида культуры общения и др.

Фазы социализации

Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, социальным группам и социальным организациям.

Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Этапы социализации

1. Дошкольный

2. Школьный

3. Послешкольный

4. Период активной трудовой деятельности

5. Послетрудовой этап

Виды социализации

Начальная (первичная) социализация охватывает период детство и юность;

Продолженная (вторичная) социализация охватывает период зрелости и послетрудовой.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация – следующий за десоциализацией этап обучения новым ценностям, правилам и нормам поведения.


 

Лекция 6

Социология культуры

1. Понятие культуры. Подходы к социологическому изучению культуры.

2. Структура культуры. Культура как система норм.

3. Формы проявления культуры в современном обществе. Функции культуры.

Понятие культуры

Культура (по Г. Зиммелю) – особая форма жизни, связанная с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам.

(по З. Фрейду) – вся сумма достижений, отличающая нашу жизнь от наших предков из животного мира.

(по П. Сорокину) – система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

Понятие культура отождествляется с:

· совокупностью норм, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе;

· специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности;

· системой отношений меду человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Культура – совокупность способов и приемов человеческой деятельности, представленных в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностях.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...