Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности становления российской цивилизации и культурыВ российской действительности культура играла роль духовного объединяющего, интегрирующего начала. Поскольку в обществе в процессе его становления возникало множество причин, ситуаций для его расслоения, дифференциации. Ученые отмечают, что в самой российской культуре достаточно устойчиво присутствуют некоторые элементы, черты, придающие ей диалектичность, неоднозначность. В их числе, прежде всего, можно назвать противоречия: § между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным началам; § между природно-языческим началом и высокой религиозностью; § между всеохватной государственностью и анархической вольницей; § между стремлением к свободе и подчинением государству; § между "западничеством", как образцом прогресса, свободы личности и "восточничеством" как образцом духовности, стабильности, упорядоченности и консерватизма. В теориях становления российской цивилизации существуют также самые различные взгляды на ее особенности, место в мире, предназначение. В их числе имели место: § идея России как важнейшего, необходимого элемента мирового сообщества; § идея универсализма русского духа; § идея России как синтеза Востока и Запада; § идея самобытности России в рамках христианского мира; § идея России как только Востока или только Запада; § идея России как Евразии, отличной от Запада и Востока; § идея исключительности России в мировой истории и культуре; § идея России как особой славянской цивилизации. На формирование российской цивилизации и культуры, как отмечает С.М. Соловьев, особенно влияли силы, которые в противоборстве двигали развитие России. Борьба как движущее начало проявлялась: § между идеалами христианства как высшей цели исторического развития и ограниченными возможностями их достижения; § между старыми родовыми и новыми государственными отношениями; § между лесом и степью, т.е. между народами оседлыми и кочевыми; § между передовыми началами европейской цивилизации и отживающими формами и нормами местной общественной жизни. При этом надо отметить, что С.М. Соловьев, будучи крупнейшим историком и мыслителем, не признавал теории о борьбе производительных сил и производственных отношений как движущей силе развития и прогресса, о борьбе классов, скачкообразных революционных переходах. Революция принималась им как нарушение нормального исторического хода, как перерыв постепенности эволюционного исторического развития. В обобщенном виде особенности становления российской культуры можно представить следующим образом: § постоянная ассимиляция народов, их обычаев и культур, составляющих славянство; § постоянная адаптация россиян к суровым природным и климатическим условиям, их покорение, что накладывало отпечаток на содержание и формы проявления культуры; § наличие длительного существования общины и других референтных групп, служащих фундаментом формирования коллективизма, соборности, соучастия, взаимопомощи; § родовое наследование власти; § постоянное разграбление войнами, нахождение в геноциде, что замедляло темпы развития культуры, а также формировало, с одной стороны, терпение, с другой - протестность, стремление к свободе и выживанию; § двоеверие - религиозный синкретизм, обозначающий наличие в духовной жизни славянских народов, их традициях, обрядах, обычаях, привычках элементов язычества при официальном православии; § повышенная роль государственной власти; § чувствование других культур, терпимое отношение к ним, понимание, восприятие их, заимствование и переработка из них элементов, приемлемых в свою культуру, традиции; § развитие окраин за счет метрополии, вытекающее из великодушия, совестливости, обязательности большого народа перед малыми; § борьба с европейскими началами, привносимыми в Россию, порой противоречащими культурным устоям, традициям, опыту; § наличие революционных начал, как способа быстрого реформирования системы, борьбы с угнетением и зависимостью (революции, восстания, мятежи, путчи, реформы). Вопросы для самопроверки 1. Назовите языческих богов восточных славян. Проанализируйте, как они трансформировались в христианскую веру. 2. Объясните, что такое религиозный синкретизм. Укажите, какие конкретно в нем совмещены элементы язычества и христианства. 3. Назовите составляющие устного народного творчества восточных славян, приведите примеры. 4. Назовите исторические былины (от 3 до 10), раскройте краткое содержание отдельных из них. 5. Назовите ведущие элементы "узорочья", приведите примеры их наличия в современном искусстве, быту, архитектуре, ремесле. 6. Кто на Руси за приверженность к знаниям получил прозвище "Философ"? 7. Кто такой Гуттенберг? За что ему выдана пожизненная пенсия: ежегодно новое платье, 20 мер зерна, 2 воза вина. По какому поводу его имя чтимо в России? 8. В картинах какого русского художника запечатлена обстановка и дух дорюриковской старины. Назовите художника и его картины. 9. О каком произведении древности Бестужев - Рюмин сказал: "Это энциклопедический труд, архив, в котором хранятся следы погибших для нас произведений первоначальной нашей литературы". 10. В какой переводной древней повести, поступившей на Русь в начале XIII века слова: "Сыне, имя и слава почетнее человеку, нежели красота его лица, потому что слава вечно пребывати, а лицо после смерти увядает". 11. Почему пословицы и поговорки древности имеют повсеместное хождение у народов России до современного времени. Назовите запомнившиеся вам пословицы и поговорки. 12. Раскройте культурные потери славян в результате монголо-татарского ига. 13. Назовите отличительные особенности становления российской цивилизации. Тест 1. Определите, в каком произведении древней русской литературы есть слова: "Велика бо бывает полза от учения книжного; книгами бо кажеми и учими есми пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напающе вселеную, се суть исходяща мудрости; книгами бо есть неищетная глубина: сими бо в печати утешаеми есмы; си суть узда въездержанью. Мудрость бо велика есть…"
2. Определите, кому принадлежат слова о русском языке: М.В. Ломоносову, Л.Н. Толстому, К.Г. Паустовскому, В.Г. Белинскому, Просперу Мериме. § "В нем великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков" § Употреблять иностранное, когда есть равносильное русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус". § "Язык - душа нации". § "Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку". § "Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого фразы".
3. Отгадайте загадки: § По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. § В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает, скачет. § Сани бегут, оглобли стоят. § На улице столбом, в доме скатертью.
4. Как вы поясните следующее суждение:"Культура совестлива, а бескультурье хитро, культура добра и иронична, а бескультурье - бездуховно, себялюбиво и агрессивно".
5. Допишите антиномии, имеющие место в русской культуре: § индивидуализм - § смирение- § монашеский аскетизм- § мягкость- § самоотверженность- § элитарность- § обыденность - § религиозность-
6. Определите, что наиболее вызвало особенности становления российской цивилизации и культуры : § Огромные географические пространства. § Полиэтничность. § Приверженность православию. § Аграрный тип страны. § Христианское искусство, духовность в осмыслении быта. § Наличие общины и других референтных групп.
7. Осмыслите и поясните следующие пословицы и поговорки: "Каков век, таков и человек", "Каков гость, такова ему и честь", "Каков грех, такова и расправа", "Какие думы, такие и песни", "Каков дар, такой и поклон", "Каков дед, таков и обед", "Каков дуб, таков и клин, каков батька, таков и сын", "Каков корень, таково и семя", "Каков корм, таков и конь", "Каков муж, такова и речь", "Каков ни будь пень, а все за ним тень", ""Каков пастырь, таковы и овцы", "Какова жена, таков и муж", "Какова резва ни будь ложь, а от правды не уйдет", "Каково начало, таков и конец". Список обязательной литературы
1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. 2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005. 3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005. 4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001. 5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005. 6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007. 7. Русская культура / А.Д. Волков, Б.П. Голдовский и др. М.: «Энциклопедия», 2007. 8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |