Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности становления российской цивилизации и культуры

В российской действительности культура играла роль духовного объединяющего, интегрирующего начала. Поскольку в обществе в процессе его становления возникало множество причин, ситуаций для его расслоения, дифференциации.

Ученые отмечают, что в самой российской культуре достаточно устойчиво присутствуют некоторые элементы, черты, придающие ей диалектичность, неоднозначность. В их числе, прежде всего, можно назвать противоречия:

§ между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным началам;

§ между природно-языческим началом и высокой религиозностью;

§ между всеохватной государственностью и анархической вольницей;

§ между стремлением к свободе и подчинением государству;

§ между "западничеством", как образцом прогресса, свободы личности и "восточничеством" как образцом духовности, стабильности, упорядоченности и консерватизма.

В теориях становления российской цивилизации существуют также самые различные взгляды на ее особенности, место в мире, предназначение. В их числе имели место:

§ идея России как важнейшего, необходимого элемента мирового сообщества;

§ идея универсализма русского духа;

§ идея России как синтеза Востока и Запада;

§ идея самобытности России в рамках христианского мира;

§ идея России как только Востока или только Запада;

§ идея России как Евразии, отличной от Запада и Востока;

§ идея исключительности России в мировой истории и культуре;

§ идея России как особой славянской цивилизации.

На формирование российской цивилизации и культуры, как отмечает С.М. Соловьев, особенно влияли силы, которые в противоборстве двигали развитие России. Борьба как движущее начало проявлялась:

§ между идеалами христианства как высшей цели исторического развития и ограниченными возможностями их достижения;

§ между старыми родовыми и новыми государственными отношениями;

§ между лесом и степью, т.е. между народами оседлыми и кочевыми;

§ между передовыми началами европейской цивилизации и отживающими формами и нормами местной общественной жизни.

При этом надо отметить, что С.М. Соловьев, будучи крупнейшим историком и мыслителем, не признавал теории о борьбе производительных сил и производственных отношений как движущей силе развития и прогресса, о борьбе классов, скачкообразных революционных переходах. Революция принималась им как нарушение нормального исторического хода, как перерыв постепенности эволюционного исторического развития.

В обобщенном виде особенности становления российской культуры можно представить следующим образом:

§ постоянная ассимиляция народов, их обычаев и культур, составляющих славянство;

§ постоянная адаптация россиян к суровым природным и климатическим условиям, их покорение, что накладывало отпечаток на содержание и формы проявления культуры;

§ наличие длительного существования общины и других референтных групп, служащих фундаментом формирования коллективизма, соборности, соучастия, взаимопомощи;

§ родовое наследование власти;

§ постоянное разграбление войнами, нахождение в геноциде, что замедляло темпы развития культуры, а также формировало, с одной стороны, терпение, с другой - протестность, стремление к свободе и выживанию;

§ двоеверие - религиозный синкретизм, обозначающий наличие в духовной жизни славянских народов, их традициях, обрядах, обычаях, привычках элементов язычества при официальном православии;

§ повышенная роль государственной власти;

§ чувствование других культур, терпимое отношение к ним, понимание, восприятие их, заимствование и переработка из них элементов, приемлемых в свою культуру, традиции;

§ развитие окраин за счет метрополии, вытекающее из великодушия, совестливости, обязательности большого народа перед малыми;

§ борьба с европейскими началами, привносимыми в Россию, порой противоречащими культурным устоям, традициям, опыту;

§ наличие революционных начал, как способа быстрого реформирования системы, борьбы с угнетением и зависимостью (революции, восстания, мятежи, путчи, реформы).

Вопросы для самопроверки

1. Назовите языческих богов восточных славян. Проанализируйте, как они трансформировались в христианскую веру.

2. Объясните, что такое религиозный синкретизм. Укажите, какие конкретно в нем совмещены элементы язычества и христианства.

3. Назовите составляющие устного народного творчества восточных славян, приведите примеры.

4. Назовите исторические былины (от 3 до 10), раскройте краткое содержание отдельных из них.

5. Назовите ведущие элементы "узорочья", приведите примеры их наличия в современном искусстве, быту, архитектуре, ремесле.

6. Кто на Руси за приверженность к знаниям получил прозвище "Философ"?

7. Кто такой Гуттенберг? За что ему выдана пожизненная пенсия: ежегодно новое платье, 20 мер зерна, 2 воза вина. По какому поводу его имя чтимо в России?

8. В картинах какого русского художника запечатлена обстановка и дух дорюриковской старины. Назовите художника и его картины.

9. О каком произведении древности Бестужев - Рюмин сказал: "Это энциклопедический труд, архив, в котором хранятся следы погибших для нас произведений первоначальной нашей литературы".

10. В какой переводной древней повести, поступившей на Русь в начале XIII века слова: "Сыне, имя и слава почетнее человеку, нежели красота его лица, потому что слава вечно пребывати, а лицо после смерти увядает".

11. Почему пословицы и поговорки древности имеют повсеместное хождение у народов России до современного времени. Назовите запомнившиеся вам пословицы и поговорки.

12. Раскройте культурные потери славян в результате монголо-татарского ига.

13. Назовите отличительные особенности становления российской цивилизации.

Тест

1. Определите, в каком произведении древней русской литературы есть слова: "Велика бо бывает полза от учения книжного; книгами бо кажеми и учими есми пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напающе вселеную, се суть исходяща мудрости; книгами бо есть неищетная глубина: сими бо в печати утешаеми есмы; си суть узда въездержанью. Мудрость бо велика есть…"

 

2. Определите, кому принадлежат слова о русском языке: М.В. Ломоносову, Л.Н. Толстому, К.Г. Паустовскому, В.Г. Белинскому, Просперу Мериме.

§ "В нем великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков"

§ Употреблять иностранное, когда есть равносильное русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".

§ "Язык - душа нации".

§ "Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку".

§ "Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенной с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого фразы".

 

3. Отгадайте загадки:

§ По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел.

§ В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает, скачет.

§ Сани бегут, оглобли стоят.

§ На улице столбом, в доме скатертью.

 

4. Как вы поясните следующее суждение:"Культура совестлива, а бескультурье хитро, культура добра и иронична, а бескультурье - бездуховно, себялюбиво и агрессивно".

 

5. Допишите антиномии, имеющие место в русской культуре:

§ индивидуализм -

§ смирение-

§ монашеский аскетизм-

§ мягкость-

§ самоотверженность-

§ элитарность-

§ обыденность -

§ религиозность-

 

6. Определите, что наиболее вызвало особенности становления российской цивилизации и культуры :

§ Огромные географические пространства.

§ Полиэтничность.

§ Приверженность православию.

§ Аграрный тип страны.

§ Христианское искусство, духовность в осмыслении быта.

§ Наличие общины и других референтных групп.

 

7. Осмыслите и поясните следующие пословицы и поговорки: "Каков век, таков и человек", "Каков гость, такова ему и честь", "Каков грех, такова и расправа", "Какие думы, такие и песни", "Каков дар, такой и поклон", "Каков дед, таков и обед", "Каков дуб, таков и клин, каков батька, таков и сын", "Каков корень, таково и семя", "Каков корм, таков и конь", "Каков муж, такова и речь", "Каков ни будь пень, а все за ним тень", ""Каков пастырь, таковы и овцы", "Какова жена, таков и муж", "Какова резва ни будь ложь, а от правды не уйдет", "Каково начало, таков и конец".

Список обязательной литературы

 

1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005.

6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

7. Русская культура / А.Д. Волков, Б.П. Голдовский и др. М.: «Энциклопедия», 2007.

8. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...