Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы для рефератов и сообщений.

 

1. Особенности отношения Петра I к культуре: мировой и российской.

2. Активные деяния Петра I по созданию многосторонних основ российской культуры.

3. Формирование системы образования в царствование Петра I, ее особенности.

4. Отношение Петра I к науке, географическим и геологическим исследованием и понимании их роли в развитии России.

5. Сибирь в деятельности и планах Петра I.

6. Художественное, изобразительное творчество в России петровского времени.

7. Значение деятельности Петра I в развитии Российской культуры конца XVII – первой половины XVIII веков.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие храмы и памятники вы знаете, построенные на российской земле в честь военных побед до и после петровского периода?

2. Для кого при Петре I было написано "Юности честное зерцало", какие главные наставления в нем даются юношам и девушкам? Какую связь вы обнаружили в наставлениях с поучениями Владимира Мономаха и "Домостроя"?

3. По какому культурному событию в России Петр I говорил, что "пущать всех бесплатно, а кто приведет кампанию - угощать за мой счет чашкой кофию или чем другим прямо в этих комнатах. Хочу, чтобы эти люди смотрели и учились"

4. Кто такой Якоб Штелин, чем он занимался в России? Почему историк русского искусства Д.А. Ровинский сказал о нем: "Такая работа беспримерна по масштабу и аналогий в истории европейского искусствознания XVIII века. Он, как жук, откапывал и собирал все русское и с любовью записывал". Что оставил после себя в России Якоб Штелин?

5. Что такое «учёная дружина», созданная Петром I, её назначение и дела?

6. Назовите основные культурные новшества, введённые Петром I в России.

7. Определите, какая на ваш взгляд оценка историками политики Петра I , является наиболее объективной?

8. Подкрепите примерами нижеуказанные черты характера Петра I

- отменный строитель;

- радетель за науку;

- настойчив в достижении цели;

- воспринимал новое;

- ремесленнически относился к искусству;

- рачителен и расточителен;

- имел патриотизм активный;

- дипломат;

- умелый организатор.

9. Добавьте, какими еще деяниями, вошедшим в русскую культуру Петр I как бы создал венец могуществу России – город Петербург, крепость Крондштат, загородный дворец Петергоф, дворцово-парковые ансамбли – Ораниенбаум, Летний сад, Царское село._________________________________

10. Как Вы считаете, правильно ли дана оценка Петру Великому как первому Российскому императору: «Петр I это человек орудие, способное повернуть сверхнарод на путь от национальной замкнутости на простор общечеловеческого становления, в качестве великой державы».

11. Проследите по какому случаю Петр I говорил: «Сказать смерть, положить петлю, потом освободить от смерти, послать на каторгу. Петр». Кого и за какие поступки в России Петр I велел обязательно казнить?

12. Какую характеристику Петру I дал А.С.Пушкин?

 

Список обязательной литературы

 

1. Багновская Н.М. Основы культурологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004.

2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. М.: 4-е изд., 2005.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология – СПб.: 2005.

4. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – 5 изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2001.

5. Культурология. Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина – М.: 2005.

6. Родионов Ю.И. Культурология. СПб.: Питер, 2007.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие. Изд. 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д. Издательский центр «МарТ», 2006.

 

Список дополнительной литературы

 

1. Баландин Р.К. Всемирная история. 500 биографий: Знаменитые правители, полководцы, народные герои… - М.: Современник, 1998.

2. Большая советская энциклопедия.

3. Георгиева Т.С. Русская культура и современность: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 1998.

4. Империя пространства: Хрестоматия по геополитике и геокультуре России. – М.: 2003.

5. Культурология (конспект лекций в схемах) – М.: Изд-во «ПРИОР», 2001.

6. Посошков И.Г. Книга о скудности и богатстве.

7. Хрестоматия по культурологии. Т. Самосознание мировой культуры. / Под ред. И.Ф. Кефели и др. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 1999.

8. Человек и общество (культурология). Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

9. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Изд-во «Центр», 1997.

 

Тема 12. КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА

Основные категории: Эрмитаж, принцип сословности, ценз, сатира, театр, купечество, монастырь, гуманитарные науки, классицизм, скульптура.

 

План:

 

1. Создание Академии художеств и Эрмитажа

2. Просвещение в России XVIII века.

3. Книгоиздательство в России.

4. Театр в жизни России XVIII века.

5. Русская культура во второй половине XVII века.

 

Создание Академии художеств и Эрмитажа

XVIII век – это было время, когда Россия громко заявила всему миру о своем существовании, когда продолжалось развитие русской культуры на основе, заложенной Петром Великим. Россия ворвалась в мировую культуру многими беспримерными достижениями культуры.

До создания Академии 3 художеств в России существовала Академия наук и художеств, где президентом был Разумовский. Она не испытывала недостатка в иностранных учителях в области рисования, гравировки, резьбы.

В 1757г. камергер Шувалов основывает новую Академию в Петербурге. Направления: живопись, структура и архитектура. Лучшие учителя переходят сюда из первой Академии. Академия была создана сначала при МГУ, затем Шувалов передает для нее свой дом, позже Академия получает здание на набережной Невы. Руководит Академией Кокоринов - профессор, архитектор. Идет отбор учеников со всей России, в повседневность входят меценатство и вспомоществование Академии. Императрица Екатерина II для Академии приобретает у Шувалова картины, гравюры, бюсты на 200 тыс. рублей. В Академии работают знаменитый Ротари, советник Ломоносов. Членами Академии хотели стать многие. Многих принимали как почетных членов за видные, бескорыстные, весьма важные дела на пользу Академии.

Через 10 лет для Академии было построено новое здание. На открытии была императрица и весь двор, послы, иностранные гости. Восемь дней спустя Академия принимала гостей, где их кормили-поили, показывали достояния работ, выставки.

В 1769г. Шувалов на двух кораблях из Италии отправляет для Академии собрание античных и современных произведений из мрамора. Естественно, при таком внимании Академия играла видную роль в подготовке национальных кадров по различным направлениям культуры.

Так, академик Кокоринов представлял царице особо усердных учеников, например, Чемисова Емельяна. Он гравировал на меди портреты императорских особ, а также граверов Панина, Швесникова.

Датой основания Эрмитажа считается 1764г. Однако Екатерина II не задавалась особой целью его создания. Хотя Вольтер не однажды подначивал ее на покупку, как коллекций, так и картин, однако Фальконе рассоветовал. Но соперничество с зарубежными правителями свою роль сыграло. В противовес Фридриху II (который тоже переписывался с Вольтером) Екатерина принимает в возмещение долга от берлинского купца Гацковского собрание 225 картин. Летом 1764г. собрание поступает в Петербург в ведение Бецкого. Затем по рекомендации Дидро она покупает собрание Брюля из Дрездена - 352 картины. Затем миссионеры в Париже скупают собрание у коллекционеров Аведа, Жюльена де Вилетта, Шуазеля, Кроза де Тьера.

Особую ценность для Эрмитажа имело последнее приобретение. В коллекции Кроза было 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1500 резных камней.

Собрания приобретались также в Брюсселе, Женеве, Венеции. В Лондоне - у лорда Уолполя, в Париже (1814г.)- у императрицы Жозефины (любовницы Наполеона). В 1785г. Эрмитаж насчитывал 2685 картин.

Особую заботу составляло их размещение. В 1764-1767г.г. архитектор Валлен-Деламот строит Малый Эрмитаж, с 1771 по 1787 г.г. архитектор Фельитен строит здание - "Старый Эрмитаж", Кваренги с 1783 по 1787г.г. строит Эрмитажный театр.

Но Эрмитаж как публичный музей открывается лишь в 1779г., после того, как по проспекту известного специалиста по постройке Музейных зданий архитектора Лео фон Кленце был возведен новый Эрмитаж. Помогали его строить русские архитекторы Стасов и Ефимов. Но наибольшее значение в размещении коллекций имело гигантское здание Зимнего дворца, который и сегодня является главным в Эрмитаже. Построен он был Растрелли в 1792г.

Сегодня в Эрмитаже несколько отделов, ведущих научную, искусствоведческую, реставрационную работы. Среди них:

1. Отдел истории первобытной культуры, хранящий 480 тыс. памятников со всей территории СССР.

2. Отдел античного мира, хранящий 119 тыс. памятников (расписные вазы, геммы, терракот)

3. Отдел истории западноевропейского искусства-604 тыс. памятников, 7800 картин, 2120 скульптур, 68 тыс. предметов прикладного искусства, 526 гравюр.

4. Отдел истории русской культуры, который включает в себя 315 тыс. историко-культурных и художественных памятников.

5. Отдел нумизматики - 1млн. 90 тыс. денежных знаков, медалей, орденов, 900 тыс. монет всего мира.

Ежегодно Эрмитаж посещают около 4 миллионов человек. Он является одним из лучших и крупнейших музеев и хранителей ценностей мира.

Но вместе с приобретениями, Эрмитаж понес и потери. Так, в 1854г. по повелению императора Николая I была устроена распродажа 1215 картин, часть он подарил частным лицам. В 1862г. 201 полотно, в качестве якобы копий, переданы в Румянцевский музей и другие. В течение ХIХ века множество картин переведно из Эрмитажа в пригородные царские дворцы. После революции их собрали, часть передали в Государственный музей искусств в Москве. Ряд картин оказались за рубежом.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...