Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Школы иконописи на Руси, русские иконописцы.

Первые иконы появились на Руси из Византии. Выдающимся памятником станковой живописи (иконы) является знаменитая икона "Владимирская Богоматерь». В 1113 году образ был прислан Константинопольским Патриархом святому князю Киевскому и поставлен в Девичьем монастыре Царицына. Затем икона была перевезена во Владимир.

Практически первой известной на Руси иконой неизвестного автора была икона "Ангел с золотыми волосами". Небольшая икона представляет часть триптиха, состоящего из отдельных изображений Христа и двух ангелов по сторонам. Светлое и румяное юное лицо с мягким овалом, обрамленное вьющимися золотыми волосами, создает волнующий образ чистой, целомудренной красоты.

В середине XII века появилась икона "Спас нерукотворный", на обороте изображена другая икона "Прославление Христа". Автор неизвестен.

В XII веке почитаема была икона "Дмитрия Солунского". На иконе обнаружен родовой знак князя Всеволода Большое Гнездо. Это позволяет искусствоведам утверждать, что икона была княжеской.

Почитаемой иконой на Руси была также икона "Борис и Глеб" - автор неизвестен. На этой иконе представлены два стоящих рядом святых в нарядных одеждах из драгоценных камней, в княжеских шапках, с мечами и крестами в руках. Это сыновья киевского князя Владимира, убитых их сводным братом Святополком, желающим княжить. Затем эти братья были объявлены первыми русскими святыми, считавшимися покровителями русского государства. Их юные красивые лица несут отпечаток подлинных портретных черт. Молодые князья являли собой воплощение патриотической преданности, военной доблести и стойкости. Икона является жемчужиной древнерусского искусства по силе художественного образа и по удивительной красоте живописи.

Иконописание привело в искусство многих талантливых живописцев, создало школы мастеров новгородских, псковских, московских, ярославских Строгановских и др. Икона стала неотъемлемым атрибутом семейной и общественной духовной жизни. Имея глубокие корни, иконописание имеет продолжение и сегодня. Оно сосредоточено, в основном, в монастырских мастерских, мастерских храмов и др.

В истории иконописи сложились школы: годуновская, новгородская, псковская, московская, строгановсская, лирико - созерцательное течение в иконописи, школа нового художественного идеала Симона Ушакова.

Наиболее плодотворной, профессиональной, искусной явились новгородская и псковская школы живописи.

Новгородские живописцы создали много икон, монументальных фресок, миниатюр, рукописей. Они писали иконы, расписывали храмы. Краски их были безупречны, многоцветны, сюжеты незамысловаты. К характеристикам их иконописи можно отнести:

§ лаконизм и простоту композиционного сюжета;

§ смелость в изображении человеческих фигур;

§ красоту палитры;

§ ясность в толковании библейских сюжетов.

Особенно поражают монументальные фрески: водяной красочный раствор наносится на сырую штукатурку, соединяются они нерасторжимо, сохраняются многие столетия.

Изображаемые новгородцами святые понятны людям, тесно связаны с их жизнью: пророк Илья, проливающий на землю дождь, святой Никола - покровитель путешественников, плотников, защитник от пожара - извечного зла новгородцев - древоделей, Власий, Флор, Лавр - "скотьи" святые, Параскева Пятница - покровительница торговли и др.

От XIII века сохранились иконы с разномасштабными фигурами. Так, на иконе, где трое святых: Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий подчеркивается главенствующее положение Иоанна. Мастер изображает его вдвое больше других святых. В произведении отразились народные представления и вкусы. А именно, изображены святые - покровители крестьянского хозяйства, у них типичные русские лица, в духе народного искусства, а фон иконы красный.

Практицизм новгородского мышления и относительно свободное обращение с церковными канонами приводят к тому, что в XV веке появляются иконы с элементами портретного сходства. Так, в иконе "Молящиеся новгородцы" в верхнем ярусе изображен семифигурный деисус (композиция изображения Христа). А в нижнем - молящиеся умершие члены семьи новгородского боярина (заказчика иконы): мужчины разных возрастов, женщина, двое детей в характерных древнерусских костюмах.

Большое развитие получают житийные иконы. В них изображались важнейшие события из жизни святого, его деяния. В XIII- XIV вв. формируется иконография самого любимого на Руси образа "Богоматерь Умиление". Особо заметными являются росписи храмов и отдельные иконы на тему Христа и Богоматери. Среди них можно отметить роспись в Софийском соборе - "Константин и Елена", икона "Апостолы Петр и Павел" - XII век, икона "Георгий" - теперь находится в Успенском соборе Московского Кремля. Икона "Рождество Христово" начало XV века. Икона "Богоматерь Знамение" - XII век, икона "Апостол Петр и мученица Наталья" - XII век, икона "Чудо о Флоре и Лавре" - XV век. Икона "Иоанн, Георгий и Власий" - XIII век.

Новгородская живопись в конце XV века испытала на себе влияние великого живописца - византийца Феофана Грека (1340-1405). Он расписал около 40 церквей в Константинополе, Новгороде и других городах. В Новгороде сохранились расписанные им церкви Спаса Преображения. В Москве - церковь Рождества Богородицы, Спаса на Нередице. Особенности его письма следующие:

- передача божественного света в виде ярких белильных бликов;

- приглушенный, сдержанный, аскетический колорит, коричневые и голубовато - серые тона.

Страстность и необычайное напряжение исходят от его образов, представляющих некий собирательный тип святого, в котором Феофан выразил свой нравственный идеал, видение Руси, народа. Главные его работы: "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Златоуст", "Богоматерь Донская".

В XV веке создана икона, которую называют "Битва новгородцев с суздальцами". Суздальцы в 1170 году ранили стрелой в глаз икону "Богоматерь Знамение". Икона ослепила суздальцев, дарила победу Новгороду. Икона имеет 3 ряда: верхний - новгородцы из стен Кремля идут к иконе "Богоматерь Знамение", средний - переговоры послов, нижний - победа новгородцев, с ними Святые - Георгий, Борис и Глеб, Александр Невский. Эта икона - прославление Новгорода, символом которого был Софийский Собор.

Своеобразной считается школа псковская. Характерными ее особенностями в написании икон можно назвать:

§ некоторую сумрачность общего колорита;

§ плотные зеленые и оранжево - красные тона, темно - коричневые и слепящие белые краски;

§ разделка светлых мест на одеждах золотыми блестками;

§ лики имеют темно - коричневый оттенок, на скулах, вокруг подглазных теней кладутся сочные пробелы, что придает сосредоточенность взгляду;

§ в малое иконное пространство вмещали как можно больше действующих лиц.

Ранним псковским памятником является "Деисус" - первая половина XIV века. В центре Спас Вседержатель, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Наиболее известные иконы псковской школы - "Сошествие в ад", относящиеся к XV - началу XVI веков, "Дмитрий Солунский", "Архангел Гавриил", "Параскева Пятница в житии".

Создателем московского стиля иконописи стал гениальный русский художник Андрей Рублев.(1360-1430). Он был иноком Троице - Сергиевой лавры и старцем Андронникова монастыря. Достоверно известные работы Рублева - иконы звенигородского чина. Суровости и экспрессивной напряженности феофановского языка Рублев противопоставил свою собственную, ярко индивидуальную манеру:

- нет бытовых подробностей;

- нет резких жестов и яркости;

- переходы от цвета красок к тени постепенны.

К достоверным произведениям художника относятся "Архангел Михаил", "Апостол Павел", "Христос". Громадные фигуры Петра и Павла на иконах Успенского Собора во Владимире, "Троица" (XV век). Рублевское направление в иконописи продолжало существовать в творчестве Дионисия (1440- 1519г.г.). Дионисий главным образом работал в подмосковных монастырях, церквах, соборах. Им были написаны все иконы для Успенского Собора Кремля, но сохранились только две - митрополиты Петр и Алексей, идеализированные образы величественных старцев с русскими типами лиц. Иконы Дионисия необычайно праздничные, так как цвет их зеленый, бледно - желтый, розовый, белый. Основная тема - прославление Богоматери.

Лучше сохранились 1500 икон Ферапонтова монастыря, отдельные иконы Павло-Обнорского монастыря. Главные работы Дионисия - иконы "Богоматерь Одигитрия", "Митрополит Алексий в житии", "Распятие", "Спас в силах". Самым значительным творением явился цикл росписей собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Здесь лазоревые цвета, торжественность ситуации, многофигурность композиции. Художник стремился к внешней красивости и декоративной пышности, усиливал плоскостные начала, образы делал более отвлеченными.

XVII век - один из самых сложных периодов в средневековой русской истории. Его противоречия ярко отразились в живописи, в которой процесс обмирщения культуры рисуется наиболее отчетливо. На рубеже XVIи XVII в.в. возникает новое направление в русской иконописи - строгановская школа. Лучшие мастера: Прокопий Чирин, Истома Савин.

Строгановская икона - небольшая по размеру, это не столько маленький образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя. Для строгановской школы характерно:

§ тщательное, мелкое письмо;

§ изощренность рисунка;

§ виртуозная каллиграфия линий;

§ богатство орнамента;

§ обилие золота и серебра;

§ эстетическое начало заслоняет культовое значение образа.

Одним из знаменитых художников - строгановцев был Прокопий Чирин, его известная работа - "Никита-воин". Практику строгановской школы прододжили лучшие царские иконописцы и живописцы Оружейной палаты.

Яркой фигурой среди иконописцев выделяется Симон Ушаков (1626-1686г.г.). Симон Ушаков любил изображать лица. Не случайно он писал неоднократно Спаса Нерукотворного. Это позволяло ему показать мастерство светотени, знание анатомии. Но искусствоведы полагают, что законы иконописания у него сочетаются с реальным писанием. В его иконописном творчестве уже просматриваются попытки портретного изображения живых людей. Этот незаурядный художник своим творчеством определил характер искусства эпохи, создал школу учеников. Среди них продолжатели ушаковских традиций - Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Павловец, Федор Зубов.

Многочисленные вариации на темы икон "Спас Нерукотворный", "Троица", "Благовещенье" показывают, как Ушаков стремился избавиться от условных канонов монопольного изображения. Он добивается:

§ телесного тона лица;

§ подчеркнутой перспективы;

§ классической правильности черт;

§ объемности пространства.

Так, при композиционной схожести с рублевской "Троицей", "Троица" Ушакова не имеет ничего общего с ней. В ней нет одухотворенности и красоты рублевской иконы. Ангелы Ушакова становятся как бы плотскими существами. А на столе почти реалистически написан натюрморт. Так, в иконе политической аллегории "Нахождение древа государства российского" лица царя Алексея Михайловича, жены и детей имеют портретное сходство, одухотворены, с живыми чертами. Это разрушало каноны русского иконописания, плоскость иконы. Попытка написать как в жизни, обернулась безжизненностью.

В числе знаменитых иконописцев, создавших неповторимые образцы церковного искусства, можно назвать следующих: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Прокопий Чирин, Никита Павловец, Истома Савин, Семен Спиридонов из Ярославля, Федор Зубов, Симон Ушаков.

Таким образом, XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила свое существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись - живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

 

Монастыри Руси и монашество

На Руси и позже в России монастыри занимали исключительное место как очаги культуры, как собиратели и хранители лучших исторических культурных традиций.

При изучении вопроса о монастырях следует прежде всего отметить, что понятие "монастырь" означает "келья отшельника". Следовательно, становление монастырей немыслимо рассматривать без понятия "монашество". Монахи впервые появились в Египте в 3 веке. Монах - значит один, одинокий.

Основоположником отшельнической жизни был Павел Фивейский, около которого в Египте быстро собрались пустынножители. Но своим устройством монашество обязано св. Антонию Великому(356г.). Он учил, что в монашеской жизни надо быть осторожными, не налагать на себя бремя неудобоносимые. Правила же монашеской жизни написаны Василием Великим, который долго жил в уединении. Начало монашества восходит к концу Х века. Первым на берегу Днепра поселился священник Илларион, выкопав себе пещеру. Когда его избрали в метрополиты, его пещеру занял Антоний. Вокруг Киева стали обнаруживаться позднее пещеры, где ютились группы монахов.

Прообразом для русских монахов явился преподобный Феодосий. Он основал Киевско-Печерскую лавру - мужской монастырь, вел долгий пост молитвы. Особых подвигов после себя не оставил, много работал, ночами молился. Он никогда не собирал запасов, но когда в монастырь приходила нужда, чудесным образом доставлялась пища и хлебы. При монастыре он построил приют для бедных, нищим давал кров и пищу. К нему приходили за советом князья, бояре, простые люди.

Киевско-Печерский монастырь был центром монашества, в его стенах переписывались книги, велась запись событий. Нестор составил хронологическое изложение событий до 1111 года, здесь же он написал житие Бориса и Глеба. Многие монахи Киевско-Печерской лавры писали иконы.

Некоторые исследователи утверждают, что в летописях первый раз упоминается о монастырях на Руси под 1037г. Речь идет о построении князем Ярославом Мудрым монастыря Святого Георгия. Безымянные обители, называемые монастырями, существовали на Руси также в начале XI века.

В домонгольской Руси историки насчитывают 68 монастырей. При этом утверждается, что более 40 из них были основаны князьями и другими знатными людьми. Только 1/3 обителей возникала по непосредственному влиянию души людей, желающих одиночества и иноческой жизни.

Уже в 12 веке монашество распространилось по всей российской земле.

Даже на далеком Севере были основаны монастыри. Но центром монастырской жизни оставалась Киево-Печерская лавра. В Новгородской области много прославился основатель Хутынского монастыря Варлаам.

Часть монастырей, так называемых "обителей" создавалась отдельными людьми, уходящими из мирской жизни в пустынное или лесное уединение, безмолвие. Эти люди, в основном молодые, выходили по внутреннему призванию на духовный подвиг. Нередко вокруг таких обителей селились крестьяне, обрастали постройками, ставили дома, расчищали почву, сеяли и пахали. Таким образом, создавались сельские приходы. Нередко монахи, тяготясь житейской суетой поселян, покидали обжитые места и двигались далее. И все повторялось вновь. За монахами новь следовали крестьяне.

Нередко желающие пойти в монахи странствовали по разным монастырям, и лишь потом основывали свои обители в лесах, пустынях, на реках и других местах уединения.

Лишь позднее монастыри строились обычно в городах или в окрестностях городов. Они создавались усердием церковных иерархов, князей, бояр, богатых горожан, которые помогали монастырям выполнять их функции.

Многие князья и бояре в конце жизни покидали мир и постригались в монахи. Из княгинь первой приняла постриг жена князя Ярослава - Анна.

В XIV веке благодаря Сергию Радонежскому монашество в России необыкновенно расцвело. Он был великим молитвенником, миротворцем, доброжелателем и мудрым человеком.

Кроме монастыря Сергиевской лавры, созданного самим Сергием в XIV веке, были устроены многочисленные обители по всей стране. Почти все они имели основателями учеников и собеседников Сергия. В них, по примеру Сергиевой лавры, был введен общежительный устав.

Из Северных монастырей особое значение имел Валаамский, построенный на Ладожском озере иноками Сергием и Германом. Он стал центром духовного просвещения окрестных карел.

В XV веке число монастырей насчитывалось до 400. Жизнь в них была строгой. Многие монастыри, ранее бедные, стали получать в дар земли и превратились в крупных землевладельцев. В трудные годы они питали окрестное население и помогали им выживать. Но в XV веке начались крупные споры о двух путях монастырской жизни. Речь шла либо о крупных земельных владениях, об устройстве монашеского общежития, либо отшельничества, обращенных к миру, либо предпочитающих затворничество.

За имущество монастырей усердно выступал Иосиф Высоцкий, который позднее основал Волоколамский монастырь. Он написал сочинение "Просветитель", где требовал всех отступающих от канона и устава строго наказывать. Против него выступил Нил Сорский, который считал, что монахи - это созерцатели, в миру им делать нечего, владеть имуществом не надо.

В 1429 году на Соловецких островах на Белом море поселились иноки Герман и Савватий, которые проводили жизнь в суровых подвигах и молитве. После смерти Савватия к Герману примкнул Зосима, раздавший все свое имущество бедным. Вместе с примкнувшими к ним отшельниками они построили храм Преображения господня.

Соловецкий монастырь с середины XV века стал главным и просветительным центром далекого Севера.

Из основателей монастырей в центре России наиболее прославился в XV веке преп. Макарий Комезинский, лично основал монастырь на берегу Волги.

Пафнутий Боровский татарин по национальности, основал православный монастырь, который, имел влияние далеко за пределами своей обители, в Калужской области, куда стекались жаждущие утешения. Во время голода кормил нуждающихся.

В XVI веке наиболее известным из основателей и продолжателей монастырской жизни был Нил Столбенский (по имени острова, где он был отшельником). 26 лет он молчал и молился, сам вырыл себе могилу и умер в 1554 году. На месте его жизни была основана обитель.

В XVI - XVII веках многие монастыри были крупными хозяйствующими объектами, владеющими значительным числом крестьян и большими земельными угодьями. Так, Спас - Андроновский монастырь в XVIII веке имел 22 гектара земли и около 15 тыс. человек с землями. Московские, новгородские и киевские монастыри также накапливали свои богатства за счет земельных вкладов, дарений сел, лугов, лесов и других угодий. Вместе с селами в монастырское ведение входили и крестьяне, в результате чего монастыри постепенно становились как отмечалось выше крупными землевладельцами.

К началу XVII века монастырям запретили приобретать новые вотчины без ведома царя. А постригающимся в монахи запретили отдавать земли монастырям. Велено оставлять земли родственникам, которые должна были покоить инока до смерти.

В XVIII веке при Петре I состояние монастырей резко ухудшилось. Дело в том, что, формируя армию, он обнаружил, что немало юношей уходят в монастырь. В связи с этим была проведена перепись во всех монастырях. Многие из монахов, прослышав об этом мероприятии, убежали в леса. Но по возвращении были очень недовольны и растеряны. Когда проводилась перепись, то записывались в пронумерованные книги лишь те монахи, которые были в наличии. Подводилась черта, ставилась печать и принимать следующих можно было лишь только с разрешения царя. Значит те монахи, что убежали, монахами больше не являлись. По указу Петра I все монахи до 30 лет призывались на службу, а в монастыри стали принимать инвалидов и сумасшедших. Монастыри, в данном случае, были своего рода санитарами общества. Петр I ряд мелких обителей закрыл, лишил монастырей права распоряжаться доходами. Монашествующим определил жалованье по 10 рублей деньгами и 10 четвертей хлеба в год. Денежное довольствие вскоре было сокращено вдвое.

Елизавета Петровна в 1760 г. разрешила вновь пострижение в монахи. В 1764 г. она же издала указ, по которому все доходные монастырские земли отобраны в казну. Много монастырей были упразднены, а их крестьяне превращены в особый род государственных крестьян, которых называли "экономическими", но при этом за монастырями все - таки сохранялись луга, сады, леса, огороды, рыбная ловля как объекты труда и выживания. Одним словом, секуляризация, т.е. обращение церковных земель в собственность светской власти, нанесло монастырям непоправимый ущерб.

К началу XIX века монашество сильно уменьшилось и ослабло. Это было не в интересах власти, и в XIX веке монастыри вновь получают большое количество пахотных земель и лесов.

В восстановлении монашества исключительную роль сыграл известный святой Русской Православной церкви - Серафим Саровский. После 40 лет молчания, затворничества, одиночества, проживания как в лесу, так и в монастырях в 1825 году широко открыл двери своей кельи, к нему потекли люди за советом и вразумлением. Лик его всегда радостно светился, он обладал даром пророчества и исцеления. Ежедневно у него было более 1000 людей. Умер он в январе 1833 года, став перед иконой Божьей Матери. Он учил монахов и прихожан, что главной целью человека является его внутреннее просветление через молитвы, посты, одиночество. Его изобразил в картине русский художник П. Нестеров, приобрел ее П.М. Третьяков, позднее передав ее в собрание Третьяковской галереи.

В начале XIX века среди монастырей особо славилась Оптина Пустынь Калужской епархии. Ее особенность в том, что в ней в течение века жили великие страдальцы. Древняя Оптина Пустынь при Петре 1 была уничтожена, затем восстановлена. В 1829г. в Оптину Пустынь прибыл иеромонах Леонид (Наголкин), который стал первым Оптиным старцем. Он давал духовные советы, после чего старчество было признано особым духовным путем. Старцами были Макарий, Амвросий, Антоний, Иосиф, Варсонофий, Нектарий. В 1923г. Оптина Пустынь была закрыта, храмы опечатаны.

Надо отметить, что наиболее распространенными правилами совместной жизни монахов считались: вера, единство мировоззрения, общность имущества, воздержание от браков, ограничение в пище, труд, неприятие внешнего мира, приобретение знаний. Ограничивая себя во всем, изнуряя свое тело постом и молитвами, монахи утверждали, что душевные силы тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия. Инок работал не на себя, а только на общую пользу, он был лишен малейшей личной собственности, лишен стяжательства, накопительства, душевная жизнь считалась выше материальной. Все поведение монахов было строго расписано: побудка колоколом, моление в келье, служба в церкви, завтрак в трапезной, работа, вечерня, ужин, моление, покой. На сон отводилось 6 часов. На молитвы ежедневно уходило до 12 часов.

Известно, что монастыри - центры распространения грамотности, иконописи, летописного дела, переписывания церковной литературы. Следуя укреплению христианства, монастыри значительную часть доходов тратили на благотворительные цели. Во время неурожая, стихийных бедствий открывались монастырские житницы, где находили приют и еду бедные, обездоленные, голодные. При обители существовали богадельни, больницы, школы, сиротские приюты, семинарии.

Монастыри ценны своей художественной, исторической, архитектурной значительностью. Здесь имеются соборы, колокольни, кирпичные и каменные стены и сооружения, которые охраняли их от внешних врагов.

Монастырские школы готовили служителей церкви и людей для службы в монастырях. С XVII века в монастырских школах учили богословие, славянский язык, греческий, латынь, риторику. На основе школ позднее создавались мужские и женские церковно-приходские училища, духовные семинарии. Монастыри Новодевичий, Донской, Свято Данилов, Троице - Сергиев стали центрами погребения знатных людей, где созданы целые некрополи с культурными памятниками.

Наиболее известными монастырями можно отметить следующие:

§ Новодевичий - 1524г. при Василии. III;

§ Ризоположенский - 1207 в Суздале;

§ Золотоглавый - 1238 - Остался не разрушенным;

§ Покровский -1364 - в нем были заточены первая супруга Василия II - Соломония Сабурова, Евдокия Лопухина (Суздаль) – (первая супруга Петра I);

§ Александровский 1/2 XIII века, создание его связано с именем Владимира Суздальского князя Александра Невского.

§ Спасо-Ефимьев -1352, на берегу р. Каменки крепость Суздаль против Москвы. Имел в 1678г. 10 тыс. душ крепостных мужского пола. При Екатерине II в нем была утверждена тюрьма.

§ Соловецкий - на Севере России, основан в конце 20-30 г.г. XV века на острове в Белом море в XVIII веке – явился один из центров раскола церкви.

§ Преображенский собор - XVI век.

§ Валаам (Спасо-Преображенский) - мужской, на острове в Ладожском озере. Основан новгородцами не позднее началаXIV века. Неоднократно отражал нападение шведов. В 1116 году был ими разорен. Восстановлен в 1715г.

§ Троице-Сергиева Лавра - под Москвой в центре Загорска (Сергиев Посад). Основана Сергием Радонежским - в середине XIV века

§ Святогорский монастырь - Псковская область. Основан в 1566.

§ Свято - Данилов - мужской монастырь, основан князем Даниилом Александровичем на южной окраине Москвы. Здесь действует наиболее крупный в России - Троицкий собор. На территории монастыря находится могила Н.В. Гоголя, памятник Владимиру - Крестителю Руси.

Сборник "Православные русские обители", вышедший в начале ХХ века утверждает, что в России было 565 мужских и 438 женских обителей.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Особенности культуры Руси XIII века.

2. Что такое "иконопись", ее разновидности, школы иконописи, их особенности.

3. Знаменитые иконописцы Руси.

4. Монашество как образ жизни и духовный подвиг. Святые Русской православной церкви

5. Виднейшие монастыри Руси, их место в общественной и культурной жизни.

6. Что такое "русское разномыслие"? Ереси, их разновидность. Старообрядчество и расколы на Руси.

 

Тест

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...