Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция русского романтизма в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Художественно-эстетическое наследие гения русской поэзии, основоположника национальной реалистической литературы, реформатора русского поэтического языка Александра Сергеевича Пушкина (1799 — 1837) составило важный этап в истории культуры России, оказало глубокое влияние не только на современников, но и на последующие поколения.

Творчество Пушкина глубоко диалектично. Как мыслитель, питавший особый интерес к философии истории, он горячо откликался на жгучие проблемы современности, исследовал коренные, вечные проблемы бытия, мотивы человеческих поступков, сущность индивидуальных характеров и народных судеб. Эстетическая концепция великого русского поэта широка и фундаментальна.

Глубокое проникновение в историю русской культуры, русское народное творчество дало возможность Пушкину поставить вопрос о национальной специфике и народности литературы и искусства. Он не только обобщил эстетическое наследие своих предшественников — Ломоносова, Радищева, Карамзина, Жуковского, декабристов, — но и поднялся на качественно новый уровень, став основоположником нового, реалистического метода в русском художественном творчестве и эстетической теории. Однако великий поэт не замыкался в рамках национальной культурной традиции.

Активное участие Пушкина в литературной борьбе эпохи способствовало четкому выявлению его эстетических позиций. Не ограничиваясь художественным творчеством, поэт уже в 20-е годы пишет ряд специальных статей, в которых вопросы художественно-эстетические пытается решать с философских, мировоззренческих позиций.

Пушкин подчеркивает, что народность не есть нечто внешнее по отношению к литературе и не ограничивается выбором предметов из отечественной истории; литература должна отражать образ жизни народа, всю совокупность материальных условий и духовных особенностей его существования.

Наряду с вопросами народности и реализма одной из важнейших проблем эстетики Пушкина была проблема общественного назначения искусства и роли поэта. Этот вопрос постоянно был в центре внимания русской общественной мысли. Его ставили и Ломоносов, и Радищев, и декабристы. Опираясь на их суждения, Пушкин идет значительно дальше в разработке этой проблемы.

Своеобразие пушкинской постановки вопроса заключается в том, что проблему общественного назначения искусства он решал одновременно и как проблему творчества, подчеркивая долг художника перед обществом и в то же время необходимость личной свободы писателя.

Пушкин детально рассматривает отношения художника к действительности, анализирует процесс поэтического вдохновения, давая, по существу, материалистическую трактовку природы творчества, основанного на сознательном отношении к действительности.

Пушкин сближает принципы научного и художественного познания, тем самым отвергая распространенную идею об иррациональной, мистической природе творчества.

Эстетика Пушкина, как и его творчество, подытожила все предшествующее развитие русской культуры и четко определила пути ее дальнейшего расцвета.

Разносторонний гений Пушкина является неиссякаемым источником для развития современной художественной культуры. Причина живого влияния великого русского поэта коренится в том, что его эстетическая концепция зиждется на утверждении материалистического, оптимистического понимания жизни, прославлении ее здоровых начал, разума, добра и красоты, творческих сил человека, свободы и духовной независимости личности.

Эстетические воззрения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841) не нашли выражения в специальных работах идейно-теоретического характера. Однако художественное творчество великого поэта столь концептуально, богато философско-эстетической проблематикой, что является важным вкладом в русское эстетическое наследие.

Мировоззрение Лермонтова сложно и противоречиво, идейно-творческие установки неоднозначны. В его художественно-эстетической концепции явно проглядывает мощная струя романтизма, идущая от декабристов, Жуковского, Байрона, разностороннее влияние Пушкина, русской исторической школы (М. П. Погодин). Постановка Лермонтовым вопроса об общественном назначении искусства во многом близка гоголевской. Революционно-демократические идеи А. И. Герцена и В. Г. Белинского также не прошли бесследно для поэта, как и немецкая классическая философия, в особенности Шеллинг и Гегель, диалектика которых оказала воздействие на природу лермонтовского мировосприятия. Нельзя не упомянуть и влияния Гете и Шекспира, бывших предметом его постоянного изучения.

Лермонтов как художник и мыслитель, вобравший высшие достижения отечественной и западноевропейской культуры своего времени, глубок и многогранен. Разносторонние источники, оказавшие влияние на художественное сознание Лермонтова, способствовали формированию углубленной, оригинальной эстетической концепции писателя, что проявилось, в частности, в трактовке основных эстетических категорий. Сквозь сложность и многогранность его творческих принципов четко просматривается, однако, единство подхода к отображению действительности. Человеческий характер во всех его жизненных противоречиях, взаимосвязях со средой, духовная жизнь личности являются основным вопросом лермонтовского творчества от первых юношеских стихов до философского романа “Герой нашего времени”. Эволюционировал лермонтовский метод художественного отображения от романтизма к углубленному психологическому реализму, но проблема свободы человека, разнообразных путей ее осуществления оставалась.

Главные герои поэзии, прозы и драматургии Лермонтова являются блистательным художественным воплощением его концепции масштабной человеческой личности. Все социальные, философские, этико-эстетические проблемы эпохи пропускаются Лермонтовым через призму мучительного познания и самопознания героя, проникновения в его сокровенный внутренний мир. Личность лермонтовского героя — одновременно социальный тип и “герой” времени, представитель целого поколения.

Ратуя за воплощение художником идей века, глобальных мыслей и чувств, поиски идеала, Лермонтов постоянно подчеркивал, что реализация подобных идей в искусстве плодотворна лишь при помощи высокохудожественных средств и главный способ насыщения произведения идеями, выражения в нем идеала — это создание художественно убедительного характера.

Особое место в эстетических воззрениях Лермонтова занимает проблема народности, углубленная поэтом вслед за Пушкиным, которая соотносится с проблемой национального в их сложном переплетении. Ключ к ее решению Лермонтов ищет в народной точке зрения на события (“Бородино”), народном духе поэзии, с одной стороны, и сатирическом разоблачении темных антинародных сил, национального консерватизма, прикрывающегося ложным патриотизмом,— с другой. Программными, новаторскими в этом отношении являются такие произведения Лермонтова, разные по жанру и социальному звучанию, как “Песня про купца Калашникова” и “Родина”, “Панорама Москвы” и “Думы”. Глубокие мысли Лермонтова о природе художественного творчества, гения, таланта, об общественном предназначении искусства не потеряли своего значения и сегодня.

Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) явился продолжателем пушкинского эстетического наследия, первым, кто оценил его подлинное значение. Не случайно свои первые критико-эстетические статьи 1832—1834 годов он посвящает анализу творчества великого поэта (“Несколько слов о Пушкине”, “Борис Годунов” — поэма Пушкина”). Гоголю принадлежит ставшая широко известной оценка Пушкина как русского национального поэта: “...никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным... В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”.

В своих лучших, подлинно новаторских произведениях (“Петербургские повести”, “Ревизор”, первая часть “Мертвых душ”) Гоголь достигает необыкновенной глубины в социально-психологическом раскрытии отрицательных сторон русской жизни. В этих творениях он поднимается на новый исторический уровень, создает критическое направление в русской литературе, выступая основоположником натуральной школы, что дало основания представителям революционно-демократической эстетики (Белинский, Чернышевский) считать его первым, самым важным писателем России, знаменем освободительного движения.

Наибольшей философской глубины достигает в этот период и эстетическая концепция Гоголя, нашедшая выражение в специальных статьях, письмах, авторских отступлениях в художественных произведениях и т. д.

Гоголь сравнивает судьбу романтического писателя, который ни разу “не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям”, отдавая дань лишь “возвеличенным образам” и тем заслуживая слезы восторга и одобрение публики, с писателем-реалистом, осмеливающимся вызывать наружу все, “что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи”. Задачу настоящего художника он видит в том, чтобы вызвать наружу всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кипит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца выставить их выпукло и ярко на всенародные очи с тем, чтобы очистить общество, каждого человека от всего дурного, безнравственного.

Народное искусство (песня, танец и т. п.) Гоголь расценивает как незаменимый образец для всякого художника, как неисчерпаемый источник творчества. Речь идет не об использовании отдельных образов фольклора, а о творческом усвоении его содержательных основ, художественных форм, созданных народной фантазией, “духа народа”, его нравственно-эстетического идеала.

Трактовка Гоголем народного творчества представляет серьезный шаг вперед в истории русской эстетической мысли. В его творчестве нередко встречается прямое использование фольклорных мотивов и сюжетов, но главное — весь поэтический мир Гоголя, его мироощущение в целом, начиная с “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и кончая “Мертвыми душами”, проникнуто его духом, истинно народной образностью.

Стремления Гоголя направлены на установление объективных критериев оценки как отдельных художников и конкретных произведений, так и состояния литературы и искусства в целом.

Новые оттенки вносит Гоголь и в понимание национальной природы русской литературы, русского национального гения и его отношения к культуре других народов.

Последний период творчества Гоголя (вторая половина 40-х, годов) связан с глубоким идейно-нравственным кризисом в его мировоззрении, усилением в нем мистических, религиозных настроений, попыткой примирить критическую направленность своего искусства. Реакционные черты мировоззрения Гоголя, обусловленные его духовным кризисом, проявились не в один день. Зачатки трагического ощущения жизни, пессимизма можно проследить и в более ранних произведениях писателя.

Коренной причиной глубоких мучительных противоречий гоголевского мировоззрения явилась невозможность осуществления социально-нравственного идеала писателя в условиях современной ему действительности. Считая себя призванным изменить существующее положение России и избрав средством этого изменения художественное творчество, Гоголь глубоко верил в нравственно-воспитательную, справедливую силу литературы, созданных им творений.

Своим могучим талантом Гоголь помог утвердиться принципам критического реализма в русской литературе, сделать натуральную школу знаменем эпохи, основным художественным направлением, отвечающим во многом общественно-политическим и философско-эстетическим интересам революционно-демократического движения. Последующее развитие русской эстетической мысли пошло по пути, проложенному Пушкиным и Гоголем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...