Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ Великой Отечественной войны в русской литературе: основные тенденции осмысления события (на материале творчества 3-4 авторов по выбору).

 

Великая Отечественная война – очень важный этап не только в истории нашей Родины. Жизни миллионов наших соотечественников были положены на алтарь победы над фашизмом в этой самой жестокой и кровопролитной войне.
События военных лет зафиксированы в государственных печатных документах, в видеосъёмках, в личных письмах участников сражений. Конечно, война не могла не оставить свой след в искусстве. Так, наиболее полно, в различных жанрах, под разным углом зрения тема войны отразилась в художественной литературе.
Об этом нелёгком для всей страны времени писали не только в сороковые, но и в послевоенное время. С каждым годом менялись характеры персонажей, раскрывались новые подробности, появилось критическое отношение к правительству. Но всё же главная мысль остаётся неизменной и по сей день – только кровь русского воина вернула нам мирное небо над головой.
Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» (1957) повествует о жизни Андрея Соколова, смелого, доброго и открытого трудового человека. Как и многих других, война лишила его дома, тихого семейного счастья, отняла самых близких – жену и детей.
Читателю симпатичен образ Соколова прежде всего потому, что каждую ситуацию на войне (даже там, где нужно было сделать сложный нравственный выбор) он встречал смело, с достоинством. Так, будучи раненым и не в состоянии скрыться от немцев, он, настоящий русский солдат, решил встретить смерть стоя, но был взят в плен и остался в живых. Ночуя с другими пленными в церкви, Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя. В Германии несколько лет солдат «горб наживал» на самых тяжёлых работах – и тут не сломался. Даже с немецким комендантом Мюллером, сумел держаться гордо, не уронив воинской чести: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Через несколько лет Соколов из каторжных рабочих сделался шофёром. Казалось, мог бы тихо и сносно жить в подчинении у врага. Но сердцем и мыслями он был на родной земле: «…Вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…!»
Солдат в одиночестве встретил победу. От дома в Воронеже осталась воронка, сын погиб от выстрела снайпера. Но и тут проявились долготерпение и твёрдость характера русского человека. Соколов начал жизнь заново, взяв на воспитание мальчика Ваню.
Шолохов не случайно использовал в названии рассказа нарицательное имя – «Судьба человека». Тысячи людей в годы Великой Отечественной войны могли иметь похожую судьбу. Но главная мысль произведения – в любых обстоятельствах, как бы ни пришлось тяжело, нужно оставаться человеком!
Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» (1969) стала одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне 1960—1980-х годов. Основные события происходят в 1942 году в Карелии. К старшине Федоту Васкову поступили в подчинение пять молодых бойцов. И бойцы эти – девушки. Одна из них, Рита Осянина, обнаружила, что через близлежащие болота идёт диверсионная немецкая группа в количестве двух человек. Васков принял решение остановить группу любой ценой. Девушки и старшина были вооружены только трёхлинейками и гранатами, а врагов оказалось их не двое, а шестнадцать. Но ценой своей жизни они сумели остановить диверсантов.
С разными характерами и судьбами, но объединённые одной целью - уничтожить ненавистного врага - Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич погибли, вступив в неравный бой с фашистами. Автор проводит горькую мысль о том, что совсем не для войны предназначены эти вчерашние школьницы. Им бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на Земле, нежные и хрупкие, вступают в беспощадную схватку с жестокими захватчиками. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают все, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют своей жизни.
Единая цель на поле боя уравнивает коменданта и девчат. Каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать… И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия»
Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.
Уходят люди, течёт время, нещадно стирая события, имена и даты. Но лучшие произведения о Великой Отечественной войне – нетленный памятник великому подвигу русского народа!

Беру!      

Беру!

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. После революционной эпохи 1917-1921 гг. Великая Отечественная война явилась самым крупным и значи­тельным историческим событием, оставившим глубо­чайший, неизгладимый след в памяти и психологии на­рода, в его литературе. В первые же дни войны писатели откликнулись на тра­гические события. Вначале война отражалась в опе­ративных малых жанрах — очерке и рассказе, запе­чатлевались отдельные факты, случаи, отдельные уча­стники боев. Затем пришло более глубокое понимание событий и стало возможным их полнее изображать. Это обусловило появление повестей. Первые повести «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Гор­батова строились на контрасте: советская Родина — фашистская Германия, справедливый, гуманный советский человек — убийца, захватчик фашист. Два чувства владели писателями — любовь и ненависть. Образ советского народа представал как собирательный, нерасчлененный, в единстве лучших народных качеств. Советский человек, сражающийся за свободу Родины, рисовался в романтическом свете как возвышенная героическая личность, без пороков и недостатков. Несмотря на страшную реальность войны, уже пер­вые повести были наполнены уверенностью в победе, опти­мизмом. Романтическая линия изображения подвига советских людей нашла позже свое продолжение в романе А. Фадеева «Мо­лодая гвардия». Постепенно углубляется представление о войне, о ее быте, о пе всегда героическом поведении человека в трудных военных ус­ловиях. Это позволило более объективно и реалистически отразить поенное время. Одним из лучших произведений, объективно и правдиво воссоздающих суровые будни войны, был роман В. Некрасова «В окопах Сталинграда», написанный в 1947 г. Война в нем предстает во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. Впервые она показана не «человеком со стороны», а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратеги­ческого плана где-то в штабе. В. Некрасов показывает человека во всех его проявлениях — в величии подвига и низменности жела­ний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить сущест­во. В романе В. Некрасов отразил быт войны, поведение представи­телей армии на разных уровнях. В 1960-е годы в литературу пришли писатели так называемого «лейтенантского» призыва, создавшие большой пласт военной прозы. В их произведениях война изображалась изнутри, виде­лась глазами рядового воина. Более трезвым и объективным был подход к образам советских людей. Оказалось, что это вовсе не однородная масса, охваченная единым порывом, что советские люди ведут себя по-разному в одних и тех же обстоятельствах, что война отнюдь не уничтожала, а только приглушала естест­венные желания, затушевывала одни и резко выявляла другие качества характера. Проза о войне 1960-1970-х годов впервые поставила в центр произведения проблему выбора. Помещая сво­его героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставили его делать моральный выбор. Таковы повести «Горячий снег», «Берег», «Выбор» Ю. Бондарева, «Сотников», «Пойти и не вер­нуться» В. Быкова, «Сашка» В. Кондратьева. Писатели исследо­вали психологическую природу героического, делали акцент не на социальные мотивы поведения, а на внутренние, обуслов­ленные психологией воюющего человека. В лучших повестях 1960-1970-х годов изображаются не круп­номасштабные, панорамные события войны, а локальные слу­чаи, которые, казалось бы, не могут коренным образом повли­ять на исход войны. Но именно из таких «частных» случаев скла­дывалась общая картина военного времени, именно трагизм от­дельных ситуаций дает представление о тех немыслимых испытаниях, которые выпали на долю народа в целом. Литература 1960-1970-х годов о войне раздвигала представле­ние о героическом. Подвиг мог совершаться не только в бою. В. Бы­ков в повести «Сотников» показал героизм как умение сопротив­ляться «грозной силе обстоятельств», сохранить человеческое дос­тоинство перед лицом смерти. Повесть построена на контрасте внеш­него и внутреннего, физического облика и духовного мира. Кон­трастны главные герои произведения, в которых даны два вариан­та поведения в экстраординарных обстоятельствах. Рыбак — опытный партизан, всегда удачливый в бою, физи­чески сильный и выносливый. Он особо не задумывается над какими-то моральными принципами. То, что для него само со­бой разумеющееся, совершенно невозможно для Сотникова. Вначале проскальзывает отдельными штрихами разница в их отношении к вещам, казалось бы, непринципиальным. В мороз Сотников идет на задание в пилотке, и Рыбак спрашивает, по­чему же он шапку у какого-нибудь мужика в деревне не взял. Сотников же считает аморальным обирать тех мужиков, кото­рых он должен защищать. Попав в плен, оба партизана стараются найти какой-то вы­ход. Сотникова мучает, что он оставил отряд без продуктов; Рыбака волнует только собственная жизнь. Истинная суть каж­дого проявляется в экстраординарной ситуации, перед угрозой смерти. Сотников не идет ни на какие уступки врагу. Его нравст­венные принципы не позволяют ему отступать перед фашиста­ми ни на шаг. И на казнь он идет без страха, испытывая мучения только за то, что не смог выполнить задание, что стал причи­ной гибели других людей. Даже на пороге смерти совесть, ответ­ственность перед другими не оставляют Сотникова. В. Быков соз­дает образ героической личности, не совершающей очевидного подвига. Он показывает, что нравственный максимализм, неже­лание поступаться своими принципами даже перед угрозой смер­ти равносильны героизму. Иначе ведет себя Рыбак. Не враг по убеждениям, не трус в бою, он оказывается малодушным, столкнувшись лицом к лицу с врагом. Отсутствие совести как высшего мерила поступков за­ставляет его сделать первый шаг к предательству. Рыбак еще сам не осознает, то путь, на который он ступил, необратим. Он убеж­дает себя в том, что, спасшись, убежав от фашистов, он сможет еще бороться с ними, отомстить им, что смерть его нецелесооб­разна. Но Быков показывает, что это иллюзия. Сделав один шаг на пути предательства, Рыбак вынужден идти и дальше. Когда казнят Сотникова, Рыбак, по сути, становится его палачом. Ры­баку нет прощения. Даже смерть, которой он так боялся прежде и которой жаждет теперь, чтобы искупить свой грех, отступает­ся от него. Физически слабый Сотников оказался духовно выше силь­ного Рыбака. В последний миг перед смертью глаза героя встре­чают в толпе согнанных на казнь крестьян взгляд мальчика в буденовке. И этот мальчик — продолжение жизненных принци­пов, бескомпромиссной позиции Сотникова, залог победы. В 1960-1970-е годы военная проза развивается по нескольким направлениям. Тенденция к масштабному изображению войны выpажалась в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...